ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ СТРЕССА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.74.8.025
Выпуск: № 8 (74), 2018
Опубликована:
2018/08/18
PDF

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ СТРЕССА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Научная статья

Атаманова О.В.*

ORCID: 0000-0001-8736-4277,

Военная академия связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия;

* Корреспондирующий автор (ataman772[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье психологический стресс как явление рассматривается с точки зрения статистики порожденного в стрессовом состоянии устного текста, а также с точки зрения статистических данных относительно изменения сознания, ощущаемого самим человеком. Применение статистических методов согласуется с синергетической концепцией, популярной в последние десятилетия, в соответствии с которой и язык, и текст, и система порождения речи представляют собой сложные синергетические системы, для которых статистические методы исследования на основе экспериментальных данных представляются единственно возможными. Преодоление стресса человеком в контексте синергетического учения можно рассматривать как свойство самоорганизации такой системы, направленной на преодоление хаоса.

Ключевые слова: синергетика, текст, устная речь, психологический стресс, лингвостатистика, частотный словарь, шкально-ранговая методика.

INVESTIGATION OF LINGUO-STATISTICAL NATURE OF STRESS AS SYNERGETIC PHENOMEN

Research article

Atamanova O.V.*

ORCID: 0000-0001-8736-4277,

Budyonny Military Academy of the Signal Corps, St. Petersburg, Russia;

* Corresponding author (ataman772[at]yandex.ru)

Abstract

The author of the paper consider psychological stress as a phenomenon from the point of view of the statistics of the oral text generated in the stress state, and also from the point of view of statistical data on the change of consciousness felt by a person himself/herself. The application of statistical methods is consistent with the synergistic concept, popular in the last decade, according to which both the language, the text, and the speech generation system are complex synergetic systems for which statistical methods of research based on the experimental data seem to be the only possible ones. Overcoming human stress in the context of synergistic teaching can be considered as a property of self-organization of such a system aimed at overcoming chaos.

Keywords: synergetics, text, oral speech, psychological stress, linguostatistics, frequency dictionary, scale-rank methodology.

Можно ли считать психологический стресс положительным с научной точки зрения фактором?

Состояние стресса является частным случаем измененного состояния сознания [1, С. 14-16], [2, C. 11-16]. Исследование стресса как такового с точки зрения особенностей речи человека в этом состоянии [3, C. 80-85], а также изучение стресса с психологической точки зрения показывают, что, во-первых, в состоянии беспокойства человек мыслит необычным, непривычным для себя образом, и это может способствовать появлению новых идей и нестандартных решений, а во-вторых, полезная информация, получаемая о стрессе, имеет практическое значение с точки зрения знаний о человеке, о его умственной и психической деятельности. Таким образом, получается, что явление психологического стресса оказывается полезным во многих отношениях.

Состояние беспокойства является неустойчивым психологическим состоянием, с точки зрения речевой деятельности оно также представляет собой состояние неравновесности [4]. Рассмотрим более подробно, что мы понимаем под состоянием неравновесности в контексте теории сложных систем, и какие практически полезные сведения можно из этого извлечь.

В последние десятилетия язык, а также система порождения речи человеком часто рассматриваются как синергетические системы [4], [5], [6] Такие системы управляются неограниченным числом параметров [4], [5], они открыты внешнему воздействию, нелинейны, диссипативны, эмерджентны и самоорганизующиеся. К таким системам относится и текст. Очевидно, что это открытая система, так как каждый из нас является автором различных текстов. При восприятии текста, устного или письменного, понять его можно по-разному, а значит, речь идет о множественности смыслов [7, C. 114-116]. Факторы, влияющие на процессы порождения и восприятия текста, весьма многообразны [8], что позволяет отнести эту систему к разряду нелинейных. Кроме того, система неупорядочена в силу нечеткости множества значений и неоднозначности их восприятия [4, C. 5], а следовательно, нечеткости и несчетности (континуальности) множества смыслов [9]. Текст как система эмерджентен по причине неупорядоченности и непредсказуемости развития, некой «траектории» формирования, определяемой конкретной коммуникативной задачей [10]. Самоорганизация, в свою очередь, по сути, представляет собой движения по преодолению хаоса, то есть устранения неопределенности [2], [5] с целью успешной коммуникации.

Итак, текст – это сложная синергетическая система. Подобного рода система может быть изучена только статистическими методами и зачастую лишь на основе экспериментальных данных. В этом состоит синергетическая идея применительно к системе порождения речи человеком, а также применительно к самим порождаемым текстам.

Таким образом, преодоление стресса при адаптации к новым, непривычным условиям есть процесс самоорганизации, но этого недостаточно. Как известно, уровень стресса может быть различен, сильный стресс может привести к таким изменениям психики, которые с трудом поддаются коррекции, то есть к различным психическим расстройствам. С точки зрения синергетической концепции можно говорить о человеческой психике, а также о системе порождения и восприятия речи человеком как о синергетических системах, оказавшихся в состоянии неустойчивости под влиянием неограниченного числа внешних факторов. В этих условиях незначительного случайного события бывает достаточно для того, чтобы система разрушилась или выбрала новый, принципиально иной путь развития [4], [5].

Однако нас интересует более оптимистичный сценарий, когда человеку все-таки удается справиться со стрессом. Как уже говорилось, состояние психологического стресса относится к измененным состояниям сознания. Важнейшей особенностью таких состояний является их обратимость, возврат к обычному психологическому состоянию (неизмененному состоянию сознания) после того, как фактор стресса исчезает. И в этом случае сравнение различных параметров, характерных для стрессового состояния, с теми же величинами, полученными для обычного состояния, может дать весьма полезные результаты. Кроме того, стабилизация стресса испытуемых может служить принципиальным критерием отбора информации, при котором все «патологические» случаи исключаются, отбрасываются такие варианты, когда стабилизация психологического состояния, к сожалению, не произошла по каким-то причинам. Итак, мы рассматриваем измененное состояние сознание «в чистом виде» – то состояние, которое время от времени случается с каждым из нас. И одним из таких состояний является состояние беспокойства.

Как можно понять, наступила стабилизация стресса или нет? Кроме эмпирической информации и внешнего впечатления, кроме речевых признаков, указывающих на состояние сознания говорящего, полезны сведения, полученные по итогам психологического тестирования, дополнительно переработанные и формализованные. Методика формализации данных, предложенная автором – шкально-ранговая методика [11] – то, что в результате дает формальный показатель уровня стресса испытуемого, и эти данные могут в большей или меньшей степени коррелировать с другими параметрами, например, с данными лексико-статистического анализа. Тогда возникает самый интересный вопрос, в связи с этим, – существует ли все-таки корреляция данных, или она выражена столь незначительно, что невозможно говорить о какой бы то ни было взаимосвязи?

Рассмотрим зависимость лексико-статистического параметра от формального показателя изменения сознания испытуемого. В качестве такого лексико-статистического параметра выберем, например, показатель относительного обеднения словаря, то есть число верхних рангов частотного словаря, соответствующих «обедненным» словоформам, деленное на длину частотного списка. По имеющимся данным, этот показатель весьма чутко реагирует на изменение сознания адресанта – при беспокойстве речь человека значительно упрощается, обедняется словарный состав, а значит, число рангов частотного словаря, соответствующее таким «обедненным» словоформам, увеличивается. Частотные словари, с которыми проводилась работа в рамках настоящего исследования, построены программным путем на основе оцифрованных устных текстов (программа SILOD Frequency Dictionary, лаборатория инженерной лингвистики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена). Получив статистические данные по разным испытуемым, можно представить их в графической форме, что даст наглядную картину результатов исследования.

На рисунках 1 и 2 представлены диаграммы зависимости, соответствующие двум периодам – периоду выраженного состояния беспокойства (см. Рис. 1) вследствие того, что фактор стресса присутствует, и периоду относительной стабилизации стресса (см. Рис.2) при изменившихся внешних обстоятельствах (отсутствует фактор стресса). По горизонтали даны аббревиатуры фамилии, имени и отчества для каждой испытуемой. По вертикали – значения параметров А относительного обеднения словаря (все значения соединены сплошной линией) и S – формального показателя уровня стресса (все значения соединены пунктирной линией). Все испытуемые – пациентки Института акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта, относительно здоровые, без патологических изменений в анамнезе (по поводу психического здоровья каждой испытуемой получена дополнительная консультация от экспертов). При исследовании полностью сохранена анонимность. Фактором стресса является ожидание предстоящих родов – этот период соответствует первой из двух диаграмм. Вторая диаграмма отражает то состояние, когда роды прошли успешно (стабилизировался фактор стресса). В некоторых случаях пунктирная линия на рисунке 2 (соответствует формальному уровню стресса) показывает значения, близкие к нулю, что говорит о почти полном отсутствии психологического стресса. Иногда показатель стресса на второй диаграмме даже немного выше, чем на первой. Например, пациентка ИМА, инженер, 34 года, человек коммуникабельный, ее речевая активность весьма высока. И, как видим, есть склонность к употреблению коротких упрощенных слов, а также «лишних» слов (слов-паразитов, которых в состоянии беспокойства становится больше). Но, конечно, склонность к употреблению большого количества «лишних» слов, (если посмотреть на частотный словарь, то, очевидно, это фактор, немедленно дающий нам высокие показатели по частоте употребления слов), связана во многом с индивидуальными особенностями говорящего.

 

21-08-2018 16-13-52

Рис. 1 – Диаграмма зависимости изменения параметра А относительного обеднения словаря (сплошная линия) от формального показателя изменения сознания S испытуемых (пунктирная линия) для периода выраженного психологического стресса

Примечание: точками отмечены данные по каждому из испытуемых, аббревиатурой представлены первые буквы фамилии, имени и отчества информантов

 

21-08-2018 16-14-57

Рис. 2 – Диаграмма зависимости изменения параметра А относительного обеднения словаря (сплошная линия) от формального показателя изменения сознания S испытуемых (пунктирная линия) для периода стабилизации стресса

Примечание:Точками отмечены данные по каждому из испытуемых, аббревиатурой представлены первые буквы фамилии, имени и отчества информантов

 

Итак, все сказанное позволяет сделать в целом оптимистичный вывод о том, что информация, которую мы можем получить экспериментальным путем – путем записи устных текстов, порождаемых информантами в состоянии стресса, а также при стабилизации стрессового состояния, имеет практическое значение. Она позволяет изучать стресс как явление – а это явление нашей повседневной жизни, хотим мы того или нет. Кроме того, исследование статистики устных (и не только) текстов, записанных при различных состояниях, позволяет получать новые сведения о речемыслительной деятельности человека.

Благодарности Мы выражаем благодарность профессору Л. Н. Беляевой. Acknowledgement The authors express their gratitude to Professor L.N. Belyaeva.
Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Людвиг А. Измененные состояния сознания // Чарльз Тарт. Измененные состояния сознания. – М.: Эксмо, 2003. – С. 14–37.
  2. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания / Д. Л. Спивак. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. – 90 с.
  3. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь / Э.Л. Носенко. – Киев : Вища школа, 1981. – 195 c.
  4. Пиотровский Р. Г. Статистические модели текста и опыт их лингво-синергетического анализа / Р.Г.Пиотровский // Научно-техническая информация. Серия 2: информационные процессы и системы. – 2007, №8. – с.1-11.
  5. Князева Е.Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты эволюции /Е.Н. Князева. – М.: КомКнига, 2007. – 268 c.
  6. Гураль С.К. Синергетика и лингвосинергетика / С.К. Гураль // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 302. –  С. 7-9.
  7. Степанов Ю.С. Между «системой» и «текстом»: выражения «фактов» / Ю.С. Степанов / Язык – система. Язык – текст. Язык – способность : [сб.ст.] к 60-летию Ю. Н. Караулова. – М.: Изд-во ин-та им. В. В. Виноградова, 1995.– с. 111-119.
  8. Леонтьев А. А.Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. тр. / А.А. Леонтьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 c.
  9. Корн Г. Справочник по математике (для инженеров и научных работников) / Г. Корн, Т. Корн. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978. – 832 c.
  10. Лелис Е.И. Синергетика художественного текста [Электронный ресурс] / Е.И.Лелис. – Официальный сайт Славянского университета РМ. URL: http://surm.md/index. php?id=298&option=com_content&task=view.
  11. Атаманова О.В. Статистическое описание стресса по шкально-ранговой методике/ О.В. Атаманова // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа // сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции 4 марта 2018 г. – Стерлитамак, Агентство международных исследований. – С. 19-22.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ludwig A. Izmenennyye sostoyaniya soznaniya [Changed States of Consciousness] // Charles Tart / Izmenennyye sostoyaniya soznaniya [Modified states of consciousness]. – Moscow: Eksmo, 2003. – P. 14-37. [in Russian]
  2. Spivak D.L. Lingvistika izmenennykh sostoyaniy soznaniya [Linguistics of Altered States of Consciousness] / D.L. Spivak. – L.: Nauka. Leningrad Dep., 1986. – 90, [2] p. [in Russian]
  3. Nosenko E.L. Emotsional'noye sostoyaniye i rech' [Emotional State and Speech] / E.L. Nosenko. – Kiev: Vyshcha Shkola, 1981. – 195 p. [in Russian]
  4. Piotrovsky R.G. Statisticheskiye modeli teksta i opyt ikh lingvo-sinergeticheskogo analiza [Statistical Models of Text and Experience of Their Lingual-Synergetic Analysis] / R.G. Piotrovsky // Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 2: informatsion-nyye protsessy i sistemy [Scientific and technical information. Series 2: information processes and systems]. – 2007, No.8. – p.1-11. [in Russian]
  5. Knyazeva E.N. Sinergetika: nelineynost' vremeni i landshafty evolyutsii [Synergetics: nonlinearity of Time and Landscapes of Evolution] / E.N. Knyazev. – M.: KomKniga, 2007. - 268 p. [in Russian]
  6. Gural S.K. Sinergetika i lingvosinergetika [Synergetics and linguo-synergetics] / S.K. Gural // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. – 2007. – No. 302. – P. 7-9. [in Russian]
  7. Stepanov Yu.S. Mezhdu sistemoy i tekstom: vyrazheniya faktov [Between System and Text: Expressions of Facts] / Yu.S. Stepanov / Yazyk – sistema. Yazyk – tekst. Yazyk – sposob-nost': [sb.st.] k 60-letiyu YU. N. Karaulova [Language – system. Language – text. Language – ability: Col. of works to the 60th anniversary of Yu. N. Karaulov]. – Moscow: Vinogradov Institute publ., 1995. – p. 111-119. [in Russian]
  8. Leont'ev A.A. YAzyk i reche-vaya deyatel'nost' v obshchey i pedagogi-cheskoy psikhologii: Izbr. psikhol. tr. [Language and Speech Activity in General and Pedagogical Psychology: Col. of psychol. Works] / A.A. Leontiev // Rus. Acad. Of education, Moscow. Psych.-social. Ins. - Moscow: MPSI; Voronezh: NGO "MODEC", 2001. – 448 p. [in Russian]
  9. Korn G. Spravochnik po mate-matike (dlya inzhenerov i nauchnykh ra-botnikov) [Handbook of Mathematics (for Engineers and Scientists)] / G. Korn, T. Korn. – Moscow: Nauka. Main Edition of Physics and Mathematics, 1978. – 832 p. [in Russian]
  10. Lelis E.I. Sinergetika khu-dozhestvennogo teksta [Synergetics of artistic text] [Electronic resource] / E.I. Lelis. - The official site of the Slavic University of the Republic of Moldova. URL: http://surm.md/index. php?id=298&option=com_content &task=view. [in Russian]
  11. Atamanova O.V. Statistiche-skoye opisaniye stressa po shkal'no-rangovoy metodike  [Statistical Description of Stress According to Scale-rank Method] / O.V. Atamanova // Formirovaniye lichnosti budushchego na osnove psikhologo-pedagogicheskogo analiza [Formation of Personality of Future on Basis of Psychological and Pedagogical Analysis] // statey po itogam Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 4marta 2018 [Col. articles on the results of the International Scientific and Practical Conference on March 4, 2018] – Stevrlitamak, Agency for International Studies. – P. 19-22. [in Russian]