ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ
Научная статья
Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
* Корреспондирующий автор (gareevagulfira[at]mail.ru)
Аннотация
Идейно-тематическое содержание современной башкирской поэзии связано с отражением взаимосвязи непростых человеческих судеб, с показом столкновения ложных и истинных понятий нравственности, чести, непростых взаимоотношений старшего и младшего поколений. Постоянная утрата морально-этических норм поведения людей современного мира усилила в поэзии внимание к нравственной цельности личности. В поэзии находят отражение гамма звуков, палитра красок, тонов и полутонов, различные переходы, оттенки чувств и переживаний, удачно воспроизводящие диалектику души человека, где отражается тонкий и глубокий характер конфликтов современности.
Ключевые слова: лирический герой, философские размышления, нравственные проблемы, образ, духовный мир.
IDEOLOGICAL AND THEMATIC CONTENT OF THE MODERN BASHKIR POETRY
Research article
Gareeva G.N.*
Bashkir State University, Ufa, Russia
* Corresponding author (gareevagulfira[at]mail.ru)
Abstract
The ideological and thematic content of modern Bashkir poetry reflects the interconnection of complex human destinies along with the display of the clash of false and true notions of morality, honor, and uneasy relationships between the older and younger generations. Constant decrease of morality which manifests itself in the behavior of modern people has strengthened the attention to moral integrity of an individual in poetry. Poetry consists of a gamma of sounds, a palette of colors, tones and halftones, various transitions, shades of feelings and experiences which successfully reflects the dialectics of the human soul corresponding to the subtle and profound nature of contemporary conflicts.
Keywords: narrator, philosophical reflections, moral problems, image, spiritual world.
Идейно-тематическое содержание современной башкирской поэзии связано с образом лирического героя, духовный облик которого раскрывается, прежде всего, в выражении своей четкой гражданской позиции к происходящим событиям в жизни общества, в почтительном отношении к историческому прошлому народа и страны, в неустанной борьбе за справедливость, в неугасимой любви к жизни, в гуманистических порывах нести добро людям.
В сборниках стихов и поэм Народного поэта Башкортостана Тимера Юсупова “Запах хлеба”, “Череда лет”, “Золотая пыль”, “Горит костер”, “Живые угли памяти”, “Разлив”, “Дорога дедов”, “Размышления на скале”, “Пришли времена”, “Поспела земляника”, “Снежное поле” красной нитью прослеживается героическая и трагическая судьба башкирского народа, вынесшего на своих плечах огромные испытания, утраты. Почти каждое стихотворение из этих сборников проникнуто философскими размышлениями о прошлом и о будущем родной земли. В них в ярких красках, емких, содержательных поэтических деталях раскрывается духовный мир нашего современника, живущего в озарениях и угасаниях, в горечах утрат и радостях находок.
Лирический герой Т.Юсупова призывает нас осознавать ценность жизни, черного хлеба в человеческой руке, душевной щедрости и мирной жизни, достигнутой ценой неимоверных жертв. Душа поэта-гуманиста открыта всему миру, он принимает чужие горести как свои собственные, живет радостями других, утверждает искренность, чистоту помыслов и первозданность чувств. В стихотворении «Иляу» Т.Юсупова лирический герой глубоко чтит память погибших защитников родины, волнения и тревога за ее будущее вызывают у него бессонницу и горькие размышления.
Суровые испытания жизни научили поэта смотреть прямо на жестокую правду жизни: ”Мужчины, на которых народ должен опереться, лежат в гробу”, поэтому с годами он дорожит и ценит настоящих людей: ”Искал места уверенные, опору мужскую”. Поэт смысл своей жизни находит в общности и единстве со своей отчизной, в постоянной заботе о завтрашнем дне своей страны.
В современной башкирской поэзии происходит и эпизация лирики [3, С. 75]. В стихотворениях Т. Юсупова «Кто ударил?», «Отдайте мою сестру!» ярким светом освещенные драматические моменты действительности, обогащенные конкретностью и подробностью изображения отдельных отрезков жизни, придают воспоминаниям лирического героя широту поэтического осмысления изображенных событий. Такая тенденция к эпическому повествованию усложняет и композиционное построение стиха.
В поэзии Народного поэта Башкортостана Кадима Аралбаева особенно ярко проявляется гражданская позиция активной ко всем важным жизненным явлениям личности, красной нитью проходит тревожный набат за будущую судьбу башкирского народа и родной земли, постоянное беспокойство о духовной крепости родного народа в это смутное время, глубоко философские раздумья о прошлом и будущем. В поэме К. Аралбаева «Белая юрта» освещается трагедия «бесперспективных» деревень, исчезнувших с лица земли, а вместе с ней и душевная трагедия людей, лишившихся родных корней. Белая юрта – это обобщенный символический образ башкирского народа, его душа [4, C. 120]. В поэме в связи с серьезным социально-экономическими явлениями миграции остро ставится проблема связи человека с родной землей, вопросы утраты духовных ценностей, будущей судьбы нации.
В поэме Галима Давлетова «Завет отца» также в ярких эмоционально-красочных тонах рассказывается о драматической судьбе родной деревни поэта, которая ушла на дно Нугушского водохранилища. Исчезающие в мирное время аулы, затонувшие или переселяющиеся на другие места деревни, и как следствие - огромный, ничем невосполнимый духовно-нравственный урон народу, трагический разрыв между поколениями, предание забвению могил предков, обычаев – эти актуальные проблемы сегодняшней действительности ставятся во главу угла у различных авторов [5, С. 136].
В ряде стихов из сборника К.Аралбаева «Духовные письмена» выражена острая тревога за судьбу своей нации в ближайшем будущем. В давние времена искренний, гостеприимный, щедрый башкирский народ в течение веков приютил на своей земле многие народы, но эта широта души обернулась для самого коренного народа огромными потерями, невосполнимыми утратами. Вот и сегодня Башкортостан стал благоприятным пристанищем для многих мигрантов из разных республик и стран. Поэта беспокоит мысль о том, не повторится ли давняя история, станет ли она уроком для будущих поколений, не исчезнет ли башкирский народ с лица земли, подвергающийся столь мощной ассимиляции, миграционным процессам:
Земля башкирская наполнилась беженцами,
Не останавливаем мы безоружного с ножом,
Понимаю я положение бездомного...
Но встречаю объятиями, полными тревог.
В поэме «Кашмау» Раиса Тулякова картины свадьбы символизируют негативные процессы, потрясения и лишения народа в течение долгих лет. События двадцатого века напоминают поэту кошмарную кровавую свадьбу, где под шумок лживых слов, пропагандистских тостов и парадов-застолий, звон медалей и орденов шел грабеж народа, разложение его духа и национального единства [7, С. 146].
В основе сборников «Я – башкир!», “На гнедом” Ирека Киньябулатова, “Аркаим” Т.Ганиевой лежит принцип историзма: поэты обозревают и величие, и ошибки народа, и достижения, и утраты нашего общества в историческом аспекте.
Во многих стихах и поэмах И.Киньябулатова освещаются события Великой Отечественной войны, но герои – не солдаты с оружием в руках, а матери-вдовы и дети-сироты, с раннего утра до глубокой ночи работающие в поле. Автор поэтически связывает героический труд своих сверстников и матерей с их богатым духовным миром, создает запоминающиеся, яркие образы. Поэт задумывается о пережитом своего народа, испытывает горечь и боль от невосполнимых утрат, искренне радуется сегодняшним позитивным изменениям в жизни башкир, связывает надежду и веру с будущим и в то же время выражает сильную обеспокоенность, вызванную катаклизмами современного общества. Поэт горд тем, что он – сын своего народа, и испытывает огромную ответственность в связи с этим.
Тамара Ганиева в стихах и поэмах, созданных в последние десятилетия, поднимает злободневные социально-нравственные вопросы времени, публицистически заостренно говорит о судьбе родного языка, народа, исследует свои корни, историю, свою родословную.
Т. Ганиева со своей романтической героиней носится по бескрайним просторам творческой фантазии. Народность, яркость образов, горячий порыв служат подчеркнутому выражению романтики борьбы, которой обуяна лирическая героиня Т.Ганиевой.
Поэтесса призывает своих современников пробудиться от духовной спячки, инертности. В то же самое время ее лирическая героиня – очень ранимая, тонкая натура, способная беззаветно любить и быть любимой, прощать и ненавидеть [8, С. 164]. Во многих стихах Т.Ганиевой глубоко и точно передаются чувства любви к своему ребенку, внуку, близкому человеку.
Таким образом, современной башкирской поэзии присущи публицистическая острота, драматическая напряженность, лирическая теплота, философская задумчивость в отражении реалий сегодняшней действительности.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Ахмедьянов К.А.Поэтическая образность (теоретические основы). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. – 152 с.
- Ахмедьянов К.А. Теория литературы. – Уфа: Китап, 2007. - 392 с.
- Ахмедьянов К.А. Литературная критика. – Уфа: Китап, 2012.
- Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. – М.: Наука, 1991. – 140 с.
- Бикбаев Р.Т. Судьба земли, дыхание времени. – Уфа: Китап, 2009. – 200 с.
- Хабиров А.Х. Родник животворящий. – Уфа: Китап, 1996. – 192 с.
- Хабиров А.Х. В стране поэзии. – Уфа: Китап, 2006. 178 с.
- Хабиров А.Х. В пути: Поэтический обзор и творческие портреты. – Уфа: Китап, 2009. -190 с.
- Хусаинов Г.Б. Литература и наука. – Уфа: Гилем, 1998. – 614 с.
- Хусаинов Г.Б. Башкирское стихосложение. – Уфа: Гилем, 2003. – 480 с.
- Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. – Уфа: Китап, 2003. 480 с.
- Хусаинов Г.Б. Теория литературы. – Уфа: Китап, 2010. – 382 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Ahmed'yanov K.A. Poehticheskaya obraznost' (teoreticheskie osnovy). [Poetic imagery (theoretical basis)] - Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1979. – 152 p. [in Russian]
- Ahmed'yanov K.A. Teoriya literatury. [Theory of Literature] – Ufa: Kitap, 2007. - 392 p. [in Russian]
- Ahmed'yanov K.A. Literaturnaya kritika. [Literary criticism] – Ufa: Kitap, 2012. [in Russian]
- Bikbaev R.T. Evolyuciya sovremennoj bashkirskoj poehzii. [Evolution of modern Bashkir poetry] – M.: Nauka, 1991. – 140 p. [in Russian]
- Bikbaev R.T. Sud'ba zemli, dyhanie vremeni. [The fate of the earth, the breath of time] – Ufa: Kitap, 2009. – 200 p. [in Russian]
- Habirov A.H. Rodnik zhivotvoryashchij. [The life-giving spring] – Ufa: Kitap, 1996. – 192 p. [in Russian]
- Habirov A.H. V strane poehzii. [In the country of poetry] – Ufa: Kitap, 2006. 178 p. [in Russian]
- Habirov A.H. V puti: Poehticheskij obzor i tvorcheskie portrety. [On the way: Poetic overview and creative portraits] – Ufa: Kitap, 2009. -190 p. [in Russian]
- Husainov G.B. Literatura i nauka. [Literature and Science] – Ufa: Gilem, 1998. – 614 p. [in Russian]
- Husainov G.B. Bashkirskoe stihoslozhenie. [Bashkir versification] – Ufa: Gilem, 2003. – 480 p. [in Russian]
- Husainov G.B. Duhovnyj mir bashkirskogo naroda. [Spiritual world of the Bashkir people] – Ufa: Kitap, 2003. 480 p. [in Russian]
- Husainov G.B. Teoriya literatury. [Theory of Literature] – Ufa: Kitap, 2010. – 382 p. [in Russian]