ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНВЕРСИИ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОГО МОТИВА «СМЕРТЬ» В ПОЭЗИИ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.099
Выпуск: № 8 (50), 2016
Опубликована:
2016/08/18
PDF

Евстигнеева М. В.1, Бутыркина И. С.2

1Кандидат филологических наук, 2Студентка, 4 курс, Оренбургский государственный педагогический университет

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНВЕРСИИ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОГО МОТИВА «СМЕРТЬ» В ПОЭЗИИ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Аннотация

В статье рассмотрены художественные инверсии танатологического мотива «Смерть», основные тенденции в изображении данного образа поэтами английского Романтизма. Выделены специфические черты и характеристики лексики для его описания. Предпринята попытка доказать важность мотива Смерти и проанализировать различные подходы к пониманию и оценке данного концепта, его символическое значение. Показана тесная связь танатологического мотива с областью онейрологии в аспектах сон – смерть, смерть – сон.

Ключевые слова: инверсия, танатология, мотив, смерть, Романтизм.

 Evstigneeva M. V.1, Butyrkina I. S.2

1PhD in Philology, 2Student, Orenburg State Pedagogical University

THE ARTISTIC INVERSIONS OF THE TANATOLOGICAL MOTIVE «DEATH» IN THE ENGLISH ROMANTIC POETRY

Abstract

The article considers artistic inversions of the tanatological motive «Death», the main trends of the depiction of this image by English Romantic poets. Specific vocabulary features and characteristics are identified to describe it. An attempt has been made to prove the importance of the motive of «Death» and to analyze different approaches to understanding and evaluating this concept. A close connection between the tanatological motive and the sphere of oneirology in the aspects of dream – death, death – dream is also shown.

Keywords: inversion, tanatology, motive, death, Romanticism.

В прямом значении танатология – это раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания; это учение о смерти.

Танатология – наука междисциплинарная, охватывает различные области знания. Завершение жизни является поистине таинственным явлением, поэтому оно является объектом изучения не только представителей естественных наук, но и ученых в области гуманитарных дисциплин. В этом случае, мы говорим о так называемой «гуманитарной танатологии» – науке об «общекультурном опыте осмысления феномена смерти» [2, с. 9]. Таким образом, художественная танатология изучает литературный опыт осмысления смерти. Танатос выступает как «важнейший конститутивный момент сознания» [3, с. 2], и художественная литература служит основным средством для распознания и раскрытия данного момента.

Художественная литература – важнейший источник танатологической информации; каждый автор предлагает разные трактовки понятия смерти, и читатель имеет возможность проследить танатологический опыт прошлых поколений, изучить и присвоить различные модели отношения к смерти и всему иррациональному.

Поэзия английского романтизма предлагает целый комплекс взаимосвязанных мотивов и образов, связанных с темой смерти, показывает механизм трансформации данных образов в оппозиции «рациональное и эмоциональное», «разум и чувство». «Кладбищенская поэзия», являясь неким ответвлением от романтической поэзии, представляет собой уникальное явление первой трети восемнадцатого века. Поэты данного литературного направления ставили чувство выше разума, для них важнее было передать личные переживания лирического героя, а окружающий мир, в частности ночная природа, были средством для достижения этой цели. Только ночной мир, по их мнению, мог помочь человеку снять оковы разума и взглянуть на истинную природу вещей. И лирический герой, гуляя по ночному кладбищу, созерцая могилы и надгробия, размышляет о том, что слабо связано с земным существованием, он предается размышлениям о вещах вечных, не поддающихся земному осмыслению, о жизни вечной и о смерти как о неизбежном отрезке пути к этой жизни. Одни поэты видят в смерти долгожданный покой и отдых телу и душе, другие – горе и бесконечные страдания. Таким образом, мотив «смерти» («death») подвергается различному толкованию.

Негативными оттенками феномен смерти описан в поэме Роберта Блэра «The  Grave» («Могила»). Поэт изображает смерть как жестокое и ненасытное существо, которое беспощадно пожирает человеческие жизни: Here let me pause, and drop an honest tear,  // One burst of filial duty and condolence,         // O’er all those ample deserts Death hath spread,         // This chaos of mankind! O great man-eater! // Whose every day is carnival, not sated yet! [4].

В этом отношении поэма обнаруживает свое родство с дидактической поэмой Эдварда Юнга «The complaint, or Night-Thoughts on life, death and immortality» («Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии»). Смерть у Э. Юнга – могучий властитель, страшный и беспощадный, способный  сметать все на своем пути: Death! great proprietor of all! ‘tis thine // To tread out empire, and to quench the stars [6, с. 13].

Смерть – это «ненасытный стрелок» («insatiate archer»), стрелы которого трижды поразили душу и сердце самого поэта: Why thy peculiar rancour wreak’d on me? // Insatiate archer! could not one suffice? // Thy shaft flew thrice; and thrice my peace was slain [6, с. 13].

Следует заметить, что данный мотив в поэме «Night Thoughts»  («Ночные думы») Э. Юнга характеризуется неоднородным семантическим наполнением. Смерть, являя собой явление, внушающее страх и ужас, в конце несет лирическому герою счастье и долгожданный покой: And night, //

Even in the zenith of her dark domain, // Is sunshine to the colour of my fate [6, с. 6].

В данном отрывке слово «night» («ночь») является контекстуальным синонимом слову «death» («смерть»). Смерть для поэта есть не что иное, как встреча с вечностью на небесах, где ждут его родные и любимые. Английская поэтесса и романист Элизабет Роу в своей знаменитой книге «Friendship in Death: in Twenty Letters from the Dead to the Living» («Дружба в смерти: в двадцати письмах от мертвых к живым») отмечала, что смерти не нужно бояться, ее следует дружелюбно приветствовать, чтобы душа обрела блаженство и благодать на небесах. Предисловие к книге наполнено глубоким смыслом, и читатель сразу может ощутить дидактический посыл: «The Drift of these Letters is, to impress the Notion of the Soul's Immortality; without which, all Virtue and Religion, with their Temporal and Eternal good Consequences, must fall to the Ground» [5].

Дидактическая поэма Э. Юнга является образцом того, как тесно танатология связана с другой наукой – онейрологией – учением о сне. В данном случае сон может рассматриваться как некая трансформация ухода лирического героя из жизни, «своеобразная «репетиция» кончины» [3, с. 5]. Для героя Э. Юнга сон важен, так как он «способен устремить его душу в иной мир, освобождая героя от человеческих страданий и бренной плоти», то есть погружение в сон  - это «ежедневный опыт умирания» [1, с. 5].

Совершенно иная трактовка смерти у Томаса Парнелла, смерть здесь предстает как естественное завершение жизни. В стихотворении «Night –Piece on Death» («Ночное стихотворение о смерти») он представляет ее как еще один отрезок пути, который человек должен пройти: Death's but a path that must be trod, // If man would ever pass to God;  // A port of calms, a state of ease  // From the rough rage of swelling seas [4].

По настроению это стихотворение схоже с элегией Томаса Грея «Elegy written in a Country Churchyard». У Томаса Грея смерть не обрывает узы любви и дружбы, умершие люди живы в памяти родных и друзей:

Some village Hampden, that with dauntless breast // The little tyrant of his fields withstood, // Some mute inglorious Milton here may rest, // Some Cromwell guiltless of his country’s blood [4].

Поэзия Т. Грея отличается от других представителей «кладбищенской поэзии» тем, что в душе героя нет бурных и страстных переживаний, глубоких противоречий, для него характерно принятие того, чего изменить нельзя. Смерть для героя – это естественное завершение жизни. Он размышляет о ее великой силе, которая уравнивает всех людей, о превратностях судьбы, которая не дала возможности людям проявить свои способности и таланты.

Однако, вспоминание лирическим героем «праотцов» – не основная тема произведения. Эту элегию отличает более глубокий подтекст, наполненный дидактическим смыслом. Основная идея «Элегии…» заключается в противопоставлении добродетельной, честной жизни бедных поселян и лицемерной, лживой жизни богатых людей. Но перед смертью все равны, и все богатство не спасет их от ее власти:

The boast of heraldry, the pomp of power,

And all that beauty, all that wealth e’er gave,

Awaits alike th’ inevitable hour:-

The paths of glory lead but to the grave.

Can storied urn or animated bust

Back to its mansion call the fleeting breath?

Can Honour’s voice provoke the silent dust,

Or Flattery soothe the dull cold ear of Death? [4]

Таким образом, танатологический мотив «Смерть» характеризуется многообразием художественных констант, входящих в структуру данного мотива и объединяемых в единую систему образов:

  08-08-2016 16-15-39  

Литература

  1. Бутыркина И. С. Многозначность мотива «Ночи» в поэме Эдварда Юнга «The Complaint; or Night Thoughts on Life, Death and Immortality» («Жалоба, или Ночные Думы о Жизни, Смерти и Бессмертии») // Пути формирования лингвокультурологической компетенции: традиции и инновации. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 3-11.
  2. Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: Автореф. дис. д-ра филол. наук. – М., 2011. – 56 с.
  3. Семикина Ю. Г. Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850-1880-х годов: образы и мотивы: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Волгоград, 2002. – 29 с.
  4. Great books. English Poetry [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bartleby.com/
  5. Row Elizabeth. Friendship in Death, In Twenty Letters from the Dead to the Living [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=nyp.33433074922612;view=1up;seq=25
  6. Young Edward. Night Thoughts or, The Complaint and The Consolation. – New York: Dover Publication, Inc., 1975. – 404 p.

 References

  1. Butyrkina I. S. Mnogoznachnost' motiva «Nochi» v pojeme Jedvarda Junga «The Complaint; or Night Thoughts on Life, Death and Immortality» («Zhaloba, ili Nochnye Dumy o Zhizni, Smerti i Bessmertii») // Puti formirovanija lingvokul'turologicheskoj kompetencii: tradicii i innovacii. – Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015. – S. 3-11.
  2. Krasil'nikov R. L. Tanatologicheskie motivy v hudozhestvennoj literature: Avtoref. dis. d-ra filol. nauk. – M., 2011. – 56 s.
  3. Semikina Ju. G. Hudozhestvennaja tanatologija v tvorchestve L. N. Tolstogo 1850-1880-h godov: obrazy i motivy: Avtoref. dis. kand. filol. nauk. – Volgograd, 2002. – 29 s.
  4. Great books. English Poetry [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.bartleby.com/
  5. Row Elizabeth. Friendship in Death, In Twenty Letters from the Dead to the Living [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=nyp.33433074922612;view=1up;seq=25
  6. Young Edward. Night Thoughts or, The Complaint and The Consolation. – New York: Dover Publication, Inc., 1975. – 404 p.