ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СРЕДАХ
Тагирова Р.А.
ORCID:0000-0002-4311-6471, Кандидат психологических наук, Чеченский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СРЕДАХ
Аннотация
В статье для рассмотрения основных признаков национального самосознания учащимся чеченской национальности была предложена анкета, составленная на основе этнопсихологического вопросника Г.В. Старовойтовой. Для их анализа были использованы следующие вопросы: «Что, по Вашему мнению, сближает Вас с представителями Вашей национальности?» и «Чем, по Вашему мнению, отличаетесь Вы от представителей других национальностей?». Автор пришел к выводу, что в национальном самосознании отражаются общие черты целой нации, этнической общности, устойчивые факторы этнической идентификации, представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, этнокультурной ориентации, национальных обрядах, традициях и обычаях.
Ключевые слова: национальное самосознание, национальный язык, обычаи и традиции, этническая идентификация, этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки, этнокультурная ориентация, национальные обряды.
Tagirova R.A.
ORCID: 0000-0002-4311-6471, PhD in Psychology, Chechen State University
FEATURES OF THE NATIONAL LANGUAGE AND WAY OF LIFE IN DIFFERENT SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENTS
Abstract
In order to survey the basic signs of national self-identification a bunch of Chechen students were asked to complete a form which was made on the basis of G. Starovoytova’s ethno-psychological questionnaire. The following questions were used for their analysis: “What, in your opinion, brings you together with your compatriots?” and “What, in your opinion, differentiates you from people of other nationalities? The author came to a conclusion that general patterns of an entire nation, ethnic community, stable factors of ethnic identification, awareness of factors which consolidate and differentiate an ethnicity, ethno-cultural orientation, national customs, traditions and rituals are reflected in national self-identification.
Keywords: national identity, the national language, customs and traditions, ethnic identification, ethnoconsolidating and ethnodifferentiating signs, ethnic ceremonies
При изучении устойчивости национального самосознания огромное значение придается специфике проявления таких его признаков, как национальная самоидентификация, представления об этноконсолидируюших и этнодифференцирующих признаках, стремление соответствовать этнокультурному стандарту, приверженность к национальному языку, обычаям и традициям своего народа.[1,4.]
Для выявления этих признаков учащимся чеченской национальности была предложена анкета, составленная на основе этнопсихологического вопросника Г.В. Старовойтовой
Группа вопросов, отражающих эмпирические индикаторы национального самосознания, направлена на выяснение представлений респондентов о главном факторе этнической идентификации: «Что, по Вашему мнению, должно быть главным при определении национальности человека». Респондент должен был выбрать один из предложенных вариантов ответов. Кроме того, предлагалась проективная ситуация, включающая возможность выбора таких факторов, как место или республика проживания, принятый в семье язык и др.
Важным фактором национального самосознания является функционирование национального языка, «он выступает носителем широкого набора этнического единства, сходства представителей данного этноса и их отличия от других являются важнейшим орудием этнического самосознания. С другой стороны, языковая ассимиляция является одним из важнейших этапов этнической ассимиляции» [2. C.36] Но, это не значит, что языковая ассимиляция и этническая ассимиляция связаны прямой зависимостью, так как «возникающие расхождения между национальностью и родным языком иногда, наоборот, стимулируют интенсивность национального самосознания». [2. C.36]
Г.В. Старовойтова отмечает, что национальные черты нельзя считать врожденными, они приобретаются в процессе социализации личности, поэтому сознательное определение своей национальности к моменту социального созревания человека в условиях сближения культур может зависеть от многих факторов даже в национально-однородной среде.
Многими авторами отмечено, что при выборе национальной принадлежности особое влияние оказывает этнокультурная среда, в которой живет семья, принадлежность одного из родителей к коренной для данного региона национальности.
Главные признаки при определении национальности человека (%)
Таблица 1
Признаки, определяющие Национальность человека | Группа А | Группа Б |
Национальность отца, | 100 | 100 |
Национальность матери; | ||
Собственное пожелание | ||
Место или республика |
Из таблицы видно, что обе группы выделили только один признак, определяющий национальную принадлежность человека,– национальность отца.
Выбор национальности отца как единственного определителя национальности в обеих группах подтверждает мнение Г.В. Старовойтовой о том, что доминирующая роль мужчины в семье в прошлом отражала не только его господствующее экономическое положение, но и была жестко зафиксирована в обрядах и обычаях шариата. Это связано не только с конкретными религиозно-этническими предписаниями, но и с традиционной моделью распределения ролей в семье. В чеченской семье со времен седой старины и до наших дней отец играет главную роль. Он глава семьи и его слово является законом для жены и детей, и перечить ему никто не должен.
В качестве важного индикатора этнического самосознания анализировалось представление об этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаках. Для их анализа были использованы следующие вопросы: «Что, по Вашему мнению, сближает Вас с представителями Вашей национальности?» и «Чем, по Вашему мнению, отличаетесь Вы от представителей других национальностей?». Предложенные варианты ответов разнородны по содержанию и по сложности, что давало возможность респондентам с одинаковыми этнокультурными ориентациями выбирать адекватный их мнению ответ. К внешним признакам относятся: язык, черты внешнего облика, народные обычаи и традиции и др. Неявными считаются: черты характера, общее историческое прошлое, общие перспективы, будущность и др. Очевидно, что признаки этнического различия и сходства осознаются людьми по-разному: так, например, общность этнической психологии не так ощутима, как реальность национального языка.
Что сближает представителей одной национальности? (%)
Таблица 2
Группа | Народ ная культура | Родной язык | Род ствен ные связи | Рели гия | Общее истори ческое прошлое | Черты характера, психоло гия | Общее поведе ние |
А | 75 | 63 | 40 | 36,6 | 26,6 | 20,5 | 19,7 |
Б | 50 | 65 | 30 | 28,5 | 24,8 | 18,6 | 19 |
Чем отличаются представители разных национальностей? (%)
Таблица 3
Группа | Главным образом языком | Обычаи и традиции | Религия | Особенности поведения | Черты характера, психология | Внешний вид |
А | 65 | 48,7 | 38,7 | 24,5 | 17,8 | 10 |
Б | 60 | 46,9 | 36,5 | 26 | 16,5 | 8 |
Наибольшую значимость в качестве этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаков в обеих группах получили язык, обычаи и традиции, религия, родственные связи, особенности поведения, черты характера, психология и т.д.
Выделение в обеих группах, наряду с языком, народных обычаев и традиций не является случайным. Обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания, складывающиеся в процессе длительной эволюции, передающиеся из поколения в поколение и прочно закрепившиеся в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. В вайнахской среде большое значение придавалось в прошлом, и придается сейчас родственным связям. Их сохранению и активному влиянию способствует то, что положительные качества и поступки человека оцениваются не только как личные качества данного конкретного человека, но и нередко рассматриваются как следствие его принадлежности к данной семье, родственной группе, поэтому чеченские старшеклассники родственные связи считают одним из основных элементов сближения нации.
Важно отметить, что каждая социальная и культурная группа имеет какие-то отличительные знаки, по которым члены этой группы могли бы узнать, понять и сблизиться друг с другом, а также отличить членов своей группы от членов других групп. Наше исследование подтверждает, что такими признаками могут быть одни и те же признаки, которые их сближают с представителями своей национальности и отличают их от других наций: язык, обычаи и традиции, религия, особенности поведения или стиль жизни и др.
Принадлежность к определенной этносоциальной группе, религиозность нации являются главными факторами, формирующими устойчивость национального самосознания старшеклассников и системы его ценностных ориентации. Религия способствует интериоризации ценностей национальной культуры, нивелирует национальные различия и влияет на стиль поведения.
Следующий блок вопросов направлен на выявление этнокультурной ориентации и установки на национальные обряды.
Ответы, полученные на вопрос: «Как бы Вы отнеслись, если кто-нибудь из Ваших родственников вступил бы в брак с человеком другой национальности?» распределились следующим образом: в моноэтнической группе (75%) предпочли бы человека своей национальности; для 20% – национальность в браке не имеет значения, если оба супруга соблюдают обычаи и нравы обоих народов, тогда как 30% учащихся биэтнической группы считают, что национальность в браке не имеет значения, а 67% – предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы, не стали.
Религиозные традиции и национальные предубеждения препятствуют национально-смешанной брачности, сохраняя замкнутость национального быта. Частота вступления в брак у мужчин и у женщин сильно различаются в разных этносах. Надо отметить, что в нашем эксперименте в обеих группах только юноши считают, что национальность в браке не имеет значения. У чеченцев в смешанный брак вступают в основном мужчины (женщина может выйти только за мусульманина), в то время как у других социальных групп за представителя другой национальности чаще выходит женщина.
И, наконец, полученные результаты на вопросы: «Как бы Вы предпочли одеться на своей свадьбе?» и «Какую свадьбу предпочли бы?» показали, что большая часть в обеих группах (85% – в моноэтнической и 79% – в биэтнической группе) хотели бы одеться на своей свадьбе в современный костюм с элементами национального наряда и (85% – в моноэтнической и 80% – в биэтнической группе) предпочли бы вечернику с элементами национального обряда.
Одежда, являясь не только внешним приспособлением для укрывания и защиты тела, глубоко укоренилась в психологии, культуре, традициях нации. В действительности, она является проявлением духа, формирующего костяк нации, национальные традиции, с помощью которых поколение наследует от предшествующих поколений определенный стиль жизни и одежды и, изменяя этот стиль в некоторой степени, завещает его поколению, идущему на смену. Естественно, каждая нация должна этим дорожить. Когда нация продвигается вперед в науках и искусстве, достигает просвещенности в мыслях и экономического процветания, устаревшие формы одежды совершенствуются, проявляя уважение к национальным традициям в более подходящих формах, а национальный вкус и темперамент продолжают совершенствовать одежду в соответствии со своими действительными склонностями.
Проведенное исследование доказывает, что национальное самосознание отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в устойчивых факторах этнической идентификации, представлениях об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, этнокультурной ориентации, национальных обрядов, и обладает способностью фиксировать национально-психологические черты и выделять или противопоставлять на этой основе одну национальную общность другой.
Литература
- Курбанова Л.У. Формирование идентификацонных стратегий в иноэтничной среде чеченцев-мигрантов в контексте гендера. / Сборник трудов по материалам 7-ой Международной научно-практической конференции от 15.11.2015. Самара. Самара: изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2015. – С.26-30.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. / Психологический журнал. 1980. Т.1. №5.43 – С.53.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. - М.,1985. С.104 .
- Тагирова Р.А. Психологическая устойчивость самосознания личности. Европейский журнал социальных наук, 2012. 8(12).Рига-Москва. С.56-62
References
- Kurbanova L.U. Formirovanie identifikaconnyh strategij v inojetnichnoj srede chechencev-migrantov v kontekste gendera. / Sbornik trudov po materialam 7-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 15.11.2015. Samara. Samara: izd-vo NIC «L-Zhurnal», 2015. – S.26-30.
- Muhina B.C. K probleme social'nogo razvitija rebenka. / Psihologicheskij zhurnal. 1980. T.1. №5.43 – S.53.
- Muhina B.C. Problemy genezisa lichnosti: Uchebnoe posobie k speckursu. - M., 1985. S.104.
- Tagirova R.A. Psihologicheskaja ustojchivost' samosoznanija lichnosti. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, 2012. 8(12).Riga-Moskva.56-62.