ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА КУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья
Выпуск: № 8 (39), 2015
Опубликована:
2015/09/15
PDF

Рабкин В.С.

МАОУ  СОШ  №1 им. И. А. Куратова

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА  НА КУЛЬТУРНУЮ  ИДЕНТИФИКАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Городское пространство оказывает непосредственное влияние на культурную  идентификацию человека в обществе. Процессы урбанизации и рурбанизации определяют в качестве одной из проблем культурной идентификации человека в современном городском пространстве, сохранение экологического баланса развития общества. Делается вывод о необходимости  развития соответствующей образовательной традиции на основе принятых  методологических подходов в культурологии.

Ключевые слова: городское пространство, культурная идентификация,  культурные ценности, урбанизация, рурбанизация.

Rabkin V. S.

MAOU SOSH  №1 them. I. A. Kuratov

THE INFLUENCE OF URBAN SPACE ON THE CULTURAL IDENTIFICATION OF THE MAN IN MODERN SOCIETY

Abstract

Urban space has a direct impact on cultural identification man in society. Processes of urbanization and rurbanization indicate as one of the problems of cultural identification in contemporary urban space, the preservation of ecological balance in the development of society. The conclusion about the need to develop appropriate educational tradition, based on common methodological approaches in cultural studies.

Keywords: urban space, cultural identification, cultural values, urbanization, rurbanization.

Формирование и историческое развитие городского пространства во многом определяет культурные ценности и мотивы поведения человека в обществе. Однако неоднородность этого процесса позволяет утверждать о необходимости исследования вопросов влияния городского пространства на культурную идентификацию человека в современном обществе. Сам процесс  восприятия человеком любой культурной традиции связан с определением окружающей его среды и этапами её формирования. Роль окружающей среды в современном мире значительно изменилась – местность, в которой мы живем, стала не просто внешней окружающей средой,  а особым элементом, структурирующим жизнь современного человека. [1, с. 84]. В этом контексте важно определение не только территориальной принадлежности к сельской или городской местности, но и не в меньшей степени исторических предпосылок процессов миграции населения и как следствие зарождения новых культурных традиций.

Сама морфология территориальной среды, включающая в себя как  ландшафты, так и рассредоточенные в ней поселения разного типа (в том числе крупные, средние и малые города, а также де­ревни и сёла) – является результатом взаимодействия исторического наследия и процессов миграции. Обустройство мест оби­тания сельских жителей во многом определя­ется истоками освоения территорий, которым присущи не только общие, характерные для многих черты, но и особые качества. [2, с. 231] Подобные рассуждения можно применить и к формированию городского пространства  изначально определяемого традициями и бытом первых переселенцев из  сельской местности.

Влияние окружающей среды на человека может быть абсолютно разным. Переезжая из села или деревни в крупный город, человек в первую очередь осознаёт то, что становится частью системы новой для себя, «городской» жизни. Это, возможно, в дальнейшем повлияет на самого человека: он захочет стать похожим на местных жителей, тем самым, не выделяться из основной массы людей. Данный факт может отразиться не только на внешнем облике человека: его одежде, прическе, различных аксессуарах, но и на его поведении, психологии, языке и манерах. А главное, может последовать изменение образа мысли как отдельного человека, так и общества в целом. Так же и сельская местность может иметь своё влияние на поведение человека, переехавшего из города.

В современном мире, всё чаще встречается то, что люди устают от городской суеты и быстрого ритма жизни. Это ведёт за собой возвращение к «своим истокам», то есть к переселению из города в деревню. Порой, данный процесс так же выгоден финансово, ведь проживание в деревне обходится гораздо  дешевле, чем проживание в городе, в большей степени благодаря сельскому хозяйству.

В развитых странах идёт так называемый процесс рурбанизации, то есть интеграции городских форм и условий жизни на сельской территории, сопровождаемый миграцией в село. По оценке ряда западных учёных сельские территории расширяющихся городских регио­нов имеют больше общего с небольшими городами, чем с исчезающими сельски­ми местностями. Данное явление актуализиру­ет разработку нового градо -сельского деления и противопоставление не городских и сельских местностей, а развивающихся и исчезающих как городских, так и сельских регионов. [2, с. 232]

Рассмотрим исторический пример влияния окружающей среды на изменение культурной идентичности людей, в частности, воздействие нового  городского пространства на человека.  Петр I перенес столицу из Москвы в Петербург, но многие жители были недовольны этим решением: они не хотели покидать старую столицу, ради нового города на берегу Невы. Императору предрекали, что «невольные переселенцы», после его смерти,  возвратятся из Северной столицы обратно в Москву. Однако  Петр I   заложил  не только  новое городское пространство,  но и  сформировал определенный образ  общественного восприятия  Петербурга как особого элемента развития государственности Российской Империи. После его смерти  город не опустел.  На  место уехавшей части населения в Москву, прибыли новые переселенцы, но уже не под гнётом императорской власти, а по своему собственному желанию. Во многом Петербург привлекал новых для города людей своим территориальным расположением, близостью с Европейскими государствами, а так же архитектурными особенностями. [3, с. 611-612]  Происходил своеобразный процесс культурно-государственной идентификации общества, когда городское пространство изначально определяло поведение людей  в рамках предложенной модели развития государства.

В современном мире, городское пространство так же выступает одним из факторов социализации и культурной идентификации человека, иными словами, выполняет различные образовательные функции. [4]

С помощью городского пространства происходит объединение городских агломераций в мегалополисы. Это даёт человеку возможность находиться на территориях с более развитой инфраструктурой и обширным сектором сферы услуг. К сожалению, такие мегалополисы имеют не только положительные аспекты, в первую очередь они связанны с вопросами экологии.

Как город влияет на человека, так и человек влияет на город. Не стоит забывать о прямой взаимозависимости человека и природы. Множество экологических проблем обсуждается мировым сообществом на данный момент. Загрязнённая среда города может привести человечество к необратимым последствиям.

В социуме сложились некоторые стереотипы, связанные с отношением к экологии. Так, например, создание зелёных зон должно быть определяющим при проектировании городского пространства, а не его составляющей как это принято сегодня. Важно поддерживать экологическое равновесие, то есть гармоничное соотношение между естественными и измененными человеком экологическими компонентами и природными процессами. [5]

Тем самым в качестве одной из ключевых проблем культурной идентификации человека в современном обществе выступает влияние городского пространства на сохранение экологического равновесия  и  определение соответствующих этому состоянию культурных ценностей. Активизация современных процессов  рурбанизации может существенным образом повлиять на обострение этой проблемы. Отсюда необходимость развития сложившейся образовательной традиции  формирования городского пространства в рамках общепринятой методологии исследования  культурной  идентификации человека.

Литература

  1. Сухушина, Е. В., Рыкун,  А. Ю., Погодаев,  Н.  П.  Городское пространство – опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2014. – № 1 (25). – С. 84– 98.
  2. Ильдарханова, Ч. И.  Переоткрытие  социальной реальности города и села // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 6 (39). – С. 228– 235.
  3. Князьков, С. Очерки из истории  Петра  Великого и его времени / Репринтное  издание  1914 г. –  М.: Культура. – 1990. –  668 с.
  4. Чичканова, Т. А.  Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы)  //  Интернет– журнал  Науковедение. 2014. –  № 4. – С. 101
  5. Тимофеева, П. П., Дивакова, М. Н., Солонина, Н. С.  Пространство городского парка как вектор смены социального мышления // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции. –  ФАД  ТОГУ. – 2012. – Т. 2. – С. 116 –120.

 References

  1. Suhushina, E. V., Rykun,  A. Ju., Pogodaev,  N.  P.  Gorodskoe prostranstvo – opyt issledovanija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. – 2014. –  № 1 (25). – S. 84– 98.
  2. Il'darhanova, Ch. I.  Pereotkrytie  social'noj real'nosti goroda i sela // Vestnik MGIMO Universiteta. – 2014. –  № 6 (39). – S. 228– 235.
  3. Knjaz'kov, S. Ocherki iz istorii  Petra  Velikogo i ego vremeni / Reprintnoe  izdanie  1914 g. –  M.: Kul'tura. – 1990. – 668 s.
  4. Chichkanova, T. A.  Prostranstvo goroda kak predmet pedagogicheskogo issledovanija (k postanovke problemy) //   Internet– zhurnal  Naukovedenie. 2014. – № 4. – S. 101
  5. Timofeeva, P. P., Divakova, M. N., Solonina, N. S.  Prostranstvo gorodskogo parka kak vektor smeny social'nogo myshlenija // Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. – FAD  TOGU. – 2012. – T. 2. – S. 116 –120.