ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ
ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ
Аннотация
Высшая норма в государстве создает юридические формулы выбора, фиксируя приемлемую систему ценностей. Конституционные основы духовно-нравственного развития общества представлены как выражение философии права современной нам эпохи. В целях обеспечения реализации человеком своих прав и свобод, существующее государство обязано создать условия для волеизъявления каждого, исходя из утверждения Конституции России.
Духовно-нравственные ценности современной России актуальны для нынешнего этапа развития российского общества. Духовно-нравственные ценности построены на основе цивилизационной культуры, культивировавшейся в народе на протяжении всей его предыдущей истории и заложенной в его носителях строго определенным их набором. Каждая нация выработала свои собственные ценности, часто в корне отличающиеся от ценностей других наций. Никогда перед нами так остро не стояла проблема духовности, как сегодня. Духовные и нравственные ценности играют важнейшую роль в формировании личности молодого человека.
1. Введение
Духовно-нравственные ценности современной России актуальны для нынешнего этапа развития российского общества. Духовно-нравственные ценности построены на основе цивилизационной культуры, культивировавшейся в народе на протяжении всей его предыдущей истории и заложенной в его носителях строго определенным их набором. Каждая нация выработала свои собственные ценности, часто в корне отличающиеся от ценностей других наций. Никогда перед нами так остро не стояла проблема духовности, как сегодня. Духовные и нравственные ценности играют важнейшую роль в формировании личности молодого человека.
Духовно-нравственные ценности – это изменчивые общественные ожидания, которые нельзя использовать в качестве нормативных основ современного общества. Изучение духовно-нравственных ценностей общества становится одним из самых актуальных и злободневных вопросов сегодняшнего дня, поскольку в современной России происходят значительные изменения во всех сферах общественной жизни в связи с процессами модернизации.
К истокам формирования духовно-нравственных ценностей относятся: наличие нравственного сознания; стремление к самореализации; стремление к самовоспитанию; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и духовным ценностями.
Духовно-нравственные ценности, свидетельствующие об определенной степени общественного развития, охватывают сферу сознания, интеллектуального производства и становятся наглядным показателем существующей реальности. В этом контексте переоценка духовно-нравственных и социальных ценностей в процессе развития гражданского общества и рыночных отношений в Российской Федерации необходима.
Актуальность исследования вопросов духовности в современных условиях обусловлена состоянием современной общественной жизни, для которого наиболее подходит определение «кризис».
2. Основные результаты
В рамках данной статьи обозначим основные принципы воспроизводства духовных ценностей общества: принцип гуманизации ценностей, принцип самостоятельного формирования проблемно-ориентированного мышления, принцип редукции, принцип эмоционального переживания ценностей и принцип идентификации универсальных ценностей. Они обусловлены нравственной основой правового государства, которые образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.
Таким образом, русский народ выработал свою собственную ценностную базу, основанную на традиционных духовных и нравственных ценностях. Чем это объясняется? Причиной является глобализационный процесс отчуждения, который пронизывает все сферы человеческой деятельности. Изменение нашего поиска смысла ценностных ориентаций повлияло на основы нашего духа. К сожалению, нищета духа все больше охватывает пространство нашего общества, о чем свидетельствуют средства массовой информации и контент сетей Интернет.
Духовно-нравственные ценности русского народа, формировавшиеся на протяжении многих поколений, продолжают оставаться актуальными в современном российском обществе, но в условиях социально-исторических, политических и экономических изменений они претерпевают социальную и культурную трансформацию.
Духовные ценности, которые составляют ядро менталитета, на подсознательном уровне формируют определенные социальные и одобряющие модели поведения и мышления, которые становятся основой для дальнейшего изменения и развития духовных аспектов жизни индивидов.
Следовательно, духовные ценности могут составлять ядро ментальных конструкций, определяющих особое мировоззрение, отношение и идентичность живой единицы. Ценностное мировосприятие, выраженное в виде установок и правил, культивируемых многими поколениями, передается по культурному архетипу в подсознании и проявляется как реакция на определенные ситуации.
К числу таких традиционных российских духовно-нравственных ценностей могут быть отнесены следующие (включенные в предложенный Минкультом перечень, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые законодательством): жизнь и здоровье; права и свободы человека, достоинство личности; достойная жизнь и свободное развитие человека; равенство (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств); законность; справедливость; равенство всех форм собственности, их признание и защита; поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности при единстве экономического пространства; нравственность, свобода совести, свобода вероисповедания (вкл. положения ст. 67.1 Конституции РФ); светский характер государства; историческая память и преемственность поколений; исторически сложившееся государственное единство; единство народов России (гражданский мир и согласие); российская нация как носитель суверенитета и единственный источник власти (публичный характер власти); семья и дети (поддержка семьи, материнства, отцовства и детства); безопасность, благополучие и процветание России.
Оглядываясь на эволюцию духовно-нравственных ценностей в мире, можно в исторической ретроспективе проследить закрепление этих ценностей в конституциях различных государств. Так, конституции постсоциалистических стран, включая Россию, отказались от декларирования своей всеобъемлющей классовой сущности, присягнув правам человека и общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. Например, Конституция Болгарии 1991 г. в ст. 32 предусматривает «право на защиту... от посягательств на честь, достоинство и репутацию»; в ст. 37 гарантирует, что «свобода совести и религии не могут быть направлены на подрыв... нравственности населения...». Конституция Македонии 1991 г. в ст. 11 утверждает, что «физическая и моральная целостность человека неприкосновенна». Конституция Чехии 1992 г. в ст. 16 и 19 предполагает, что «осуществление прав может быть ограничено законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и нравственности либо прав и свобод других лиц». Конституция Словакии 1992 г. в ст. 24 также предусматривает ограничения «осуществления прав законом... для охраны... нравственности либо прав и свобод других лиц». В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится о «вере в добро и справедливость»; в ч. 3 ст. 55 законное ограничение прав и свобод ставится в зависимость от целей защиты нравственности и т. д.10 Конституция Польши 1997 г. в ст. 53 гарантирует родителям право «обеспечивать детям моральное воспитание... согласно своим убеждениям».
В XXI веке, веке прав человека, как ожидают многие, мы не можем использовать концепцию конституционных ценностей для обозначения произвольного оценочного суждения, с которым сталкивается составитель конституционных документов. Больше не разрешается узаконивать дискриминационное и бесчеловечное обращение с людьми во имя конституционных ценностей. Поэтому, если говорить о конституционных ценностях, то принимаем как должное определенную систему отсчета относительно того, что относится к этим ценностям.
Конституционные ценности должны рассматривать различие между моральными ценностями в праве и правом как моральной ценностью. Конституционные процессы переоценки ценностей представляют собой сложные формы общественных ожиданий, в которых понимание, консенсус и соответствие должны приниматься во внимание в такой же степени, как путаница, инакомыслие и девиантность.
В юридической литературе одной из актуальных тем и проблематик выступает вопрос духовно-нравственного развития общества. Защита нравственности как цели правового ограничения привлекает внимание тем, что данный аспект выступает одним из охраняемых ценностей Конституции Российской Федерации.
Конституции в первую очередь рассматриваются как правовое сооружение, которое предписывает фундаментальные принципы и правила, имеющие решающее значение для управления нацией. Например, Конституция Индии, как почитаемый руководящий документ для управления постколониальной независимой нацией, состоит из предписаний, заявлений и положений, которые придали форму индийской политико-правовой системе управления. Однако, помимо юридических директив и положений, документ отражает набор нормативных этических ценностей.
Согласно нашему Основному закону, все граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и ценность других людей. Формирование правосознания и правовой культуры в обществе, воспитание подрастающего поколения, прежде всего, напрямую связано с воспитанием и окружающей средой .
В Конституции указано, что жизнь государства и общества, гарантия его устойчивого развития, единство и гармония нации, права и обязанности каждого гражданина, основа построения гуманного правового демократического государства и гражданского общества.
Конституция определяет структуру государства, систему органов власти и управления, их компетенцию и процедуры формирования, избирательную систему, права, свободы и обязанности граждан, взаимоотношения общества и личности, а также взаимоотношения между судом, государством и обществом.
9 ноября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Указ). Принятие Указа является важным этапом развития российской государственности и правовой системы с учетом ее социокультурной, цивилизационной самобытности .
Документом определяются понятия традиционных ценностей и ее составляющих.
Права и свободы человека – это самая яркая масонская модель современного законодательства в конституциях Российской Федерации и других демократических стран. Эта фраза впервые появилась во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой после кровавой революции и созданной по образцу американской декларации, но американская декларация называлась Декларацией независимости. Позже эти права и свободы начали находить свое отражение в революционных конституциях, которые собрали неизмеримые вещи в одно целое и дали им одно и то же название. Постепенно эти права и свободы, к сожалению, были окружены огромным количеством теорий и практически стали религиозной нормой для современного демократического законодателя.
Поэтому было бы странно не видеть их в списке традиционных российских ценностей. Более того, они присутствуют в нашей Конституции.
Однако, повторимся, поскольку законодатель одновременно назвал эти права и свободы «традиционными российскими духовными и нравственными ценностями», они сразу же приобрели иное качество. Они перестали быть гуманистическими правами и свободами от имени отдельного человека.
На современном этапе развития, когда духовные угрозы (опасности) и моральная развращенность растут в глобальном масштабе, существует острая необходимость в развитии у людей духовного иммунитета, нравственных качеств и эффективном использовании духовного наследия восточных философов, поскольку в трудах восточных мыслителей можем найти универсальные критерии для достижение духовной и нравственной зрелости человека применимо к любому социальному пространству и времени. Возможно, необходимо выдержать паузу для переоценки ценностей, ослабления насильственного внедрения новых цивилизационных ценностей, для переосмысления реальной действительности и принципов существования разных народов и народностей, что только усилит процесс развития общества в целом и отдельного человека в частности. Нравственный выбор общества в условиях глобализации должен быть основан на принципе культуры жизни, нового типа мышления, преследующего ненасильственный синтез человека и природы путем накопления духовной культуры для дальнейшего его нравственного самосовершенствования.
В условиях модернизации рост национального самосознания народа привел к попыткам возрождения традиционных для народов духовно-нравственных норм, идеалов, ценностей. Все это, так или иначе, влияет на систему мышления, видения мира представителями всех национальностей, проживающих в России.
Следует отметить, что при нынешнем состоянии международной политики уделяется особое внимание возрождению духовных ценностей и традиций, поддержке всех народов, начиная от титульной нации и заканчивая малочисленными этническими группами. Духовно-нравственные ценности являются своеобразной этнокультурной основой в социокультурном пространстве общества, на которой решаются, с одной стороны, важнейшие задачи ценностных аспектов традиции, а с другой – традиционные аспекты ценностей .
Основополагающие нормативные духовно-нравственные ценности, свободы, братства, равенства и социальной справедливости, заложенные в основу Конституцию РФ, привели к консолидации существенных аспектов демократии.
Таким образом, неразрывно связанные с конституционной моралью ценности сыграли ключевую роль в укреплении этического видения демократии, несмотря на трудности, что еще больше повысило устойчивость демократии.
3. Заключение
Итак, в понятие духовно-нравственных ценностей вкладываем следующий смысл: это социально одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры и моральных норм, личностно значимые и регулирующие поведение человека, запечатленные в моральном облике личности, в культурных образцах жизни и межпоколенческом взаимодействии, в образовательных отношениях, в теориях и методах деятельности и поведения. Основной вывод заключается в том, что для того, чтобы ценностные ориентации были жизнеспособными, необходимо, чтобы они соответствовали текущим жизненным ценностям молодого поколения и прогрессивному развитию общества в целом.