Проявления COVID-19 в полости рта (обзор литературы)
Проявления COVID-19 в полости рта (обзор литературы)
Аннотация
Коронавирусная болезнь 2019 года (COVID-19) часто проявляется тяжелым острым респираторным синдромом, вызванным коронавирусом-2 (SARS-CoV-2), вследствие чего пациенты обращаются за медицинской помощью в основном с симптомами дыхательной недостаточности. Помимо этого, у пациентов с COVID-19 часто встречаются проявления болезни в полости рта, и некоторые из них являются информативными с точки зрения диагностики заражения SARS-CoV-2. Целью настоящего обзора является рассмотрение и обобщение, по данным литературы, характеристик и основных механизмов проявлений COVID-19 в ротовой полости, а также оценка факторов, влияющих на степень инвазии SARS-CoV-2, для упрощения диагностики COVID-19 у пациентов с симптомами заболевания в полости рта.
1. Введение
Более 676,61 миллиона человек пострадали от пандемии COVID-19, которая унесла жизни более 6,88 миллиона человек. Помимо симптомов дыхательной недостаточности, в большом количестве случаев наблюдаются внелегочные симптомы COVID-19, включая проявления в полости рта , , . Согласно статистике, две трети пациентов с COVD-19 имеют по крайней мере одно проявление в полости рта , и примерно у одной трети пациентов наблюдается дисгевзия как ранний симптом. Дисгевзия и ксеростомия являются наиболее распространенными оральными симптомами у пациентов с COVID-19. Дисгевзия это неспособность идентифицировать вкус еды или питья, а ксеростомия приводит к тому, что пациенты не могут чувствовать запах еды или питья. Кроме того, у большинства пациентов с тяжелым течением болезни оральные симптомы могут быть одним из последствий COVID-19 .
При написании данного литературного обзора были использованы зарубежные научные публикации из базы данных PubMed, посвященные проявлениям новой коронавирусной инфекции COVID-19 в полости рта.
2. Основные результаты
2.1. Проявления COVID-19 в полости рта
Дисгевзия, ксеростомия и поражения слизистой оболочки рта – три наиболее часто наблюдаемых симптома COVID-19 в полости рта . Реже встречаются паралич лицевого нерва, невралгия тройничного нерва, синдром Мелькерссона-Розенталя, макроглоссия, аномалии височно-нижнечелюстного сустава, боль и отек жевательных мышц и т.д. , , .
Дисгевзия у пациентов с COVID-19 существенно не коррелирует с возрастом, полом или занятостью пациентов , и может проявиться у большинства пациентов в течение 5 дней после постановки диагноза COVID-19. Симптом обычно длится в среднем в течение 2 недель, а в более тяжелых случаях до 4 недель .
Заражение SARS-CoV-2 часто приводит к нарушению секреции слюны, и ксеростомия также является распространенным симптомом COVID-19 . Пациенты с ксеростомией помимо сухости во рту, часто жалуются на чувство жжения, дисгевзию, ангулярный стоматит и дисфагию , . Нередко у пациентов развивался сиалоаденит, регистрировались односторонние поражения околоушной железы .
Поражения слизистой оболочки рта встречаются примерно у 20,5% пациентов с COVID-19 , возникая в течение 10 дней после заражения , . У пожилых пациентов, пациентов длительно находящихся на госпитализации, пациентов с низким уровнем гигиены полости рта или страдающих диабетом поражения слизистой оболочки рта более обширные, тяжело и дольше протекают . Также часто наблюдались афты, герпесные поражения, болезнь Кавасаки (географический язык), бляшки, грибковые инфекции (кандидоз и мукормикоз), петехии слизистых оболочек, гингивит и кровоточивость десен , , , . Из них самыми распространенными являются афтозные поражения, которые отличаются множеством округлых или неправильных форм, эритематозным ореолом, поверхностью, покрытой гнойной пленкой, белой псевдомембраной и т.д. . Примечательно, что у пациентов с поражениями полости рта, напоминающими синдром Кавасаки, с большей вероятностью развивалось тяжелое течение COVID-19 и требовалась госпитализация .
2.2. Возможные механизмы дисгевзии
SARS-CoV-2 может реплицироваться во вкусовых клетках типа II посредством гибридизации in situ. Также обнаружено, что слой стволовых клеток грибовидных сосочков пациента бывает поврежден в течение нескольких недель, что может объяснить, почему дисгевзия у него длилась дольше . Однако было выявлено, что сосочки языка мышей без вкусовых рецепторов имели более высокий уровень экспрессии ангиотензинпревращающего фермента 2 (ACE2). Таким образом, SARS-CoV-2 потенциально может инфицировать клетки плоского эпителия языка, что приводит к локальному воспалению, отеку и нарушению функции вкусовых рецепторов .
Инфицирование SARS-CoV-2 центральной нервной системы (ЦНС) или периферической нервной системы (ПНС) также может привести к дисгевзии. ACE2 экспрессируется в некоторых областях головного мозга, таких как моторная кора и задняя часть поясной извилины, черная субстанция среднего мозга, желудочки, средняя височная извилина, обонятельная луковица, вентролатеральный продолговатый мозг, ядро одиночного тракта и блуждающий нерв, а также в некоторых клетках ЦНС, включая нейроны, микроглию, астроциты и олигодендроциты, что делает ЦНС возможным органом-мишенью для SARS-CoV-2 . Другие исследования показали, что спинномозговая жидкость пациентов с COVID-19 содержит SARS CoV-2 . Изложенное выше подтверждает, что SARS-CoV-2 может воздействовать на ЦНС. Также, поскольку SARS-CoV-2 является нейротропным, он может непосредственно повредить черепные нервы (CN VII, CN IX и CN X), отвечающие за передачу вкуса .
Дисгевзия часто сопутствует аносмия . Однако не всегда пациенты их различают. Обонятельная дисфункция является одной из наиболее распространенных сенсорных дисфункций у пациентов с COVID-19, а также может привести к дисгевзии . Около 41,5% пациентов имели как дисгевзию, так и обонятельную дисфункцию в качестве основного симптома. Пациенты с COVID-19, страдающие обонятельной дисфункцией, могут также испытывать дисгевзию в результате снижения передачи обонятельных стимулов без стимуляции вкусового анализатора или нарушения интеграции обоняния и вкуса .
2.3. Возможные механизмы ксеростомии
Инфицирование SARS-CoV-2 может приводить к поражению слюнных желез, поскольку ACE2 и мембрано-связанная сериновая протеаза 2 (TMPRSS2) экспрессируются в эпителии протоков, серозных ацинусах и слизистых ацинусах слюнных желез. SARS-CoV-2 может повреждать слюнные железы посредством связывания с рецептором ACE2, что приводит к острому сиалоадениту. Впоследствии слюнные железы могут восстанавливаться за счет пролиферации фибробластов и образования волокнистой соединительной ткани, вызывая фиброз ацинарных клеток и протоков слюнных желез, что ведет к снижению секреции слюны и обструкции слюнных протоков. Хронический сиалоаденит был наиболее распространенным гистологическим изменением в инфицированных слюнных железах. Также в слюнных железах были обнаружены иммунные клетки, что позволило предположить, что сиалоаденит тесно связан с реакцией Т-клеток .
2.4. Факторы, влияющие на инфицирование SARS-CoV-2
Выявлено, что у 49,4% пациентов с тяжелым течением COVID-19 был пародонтит тяжелой степени . Было обнаружено, что пародонтопатогенная микрофлора может влиять на инфекционность SARS-CoV-2. Fusobacterium nucleatum повышает экспрессию ACE2 в эпителиальных клетках легких A549, тем самым ускоряя развитие COVID-19 . Пациенты с заболеваниями пародонта более уязвимы к инвазии SARS-CoV-2 . SARS-CoV-2 был обнаружен в жидкости десневой борозды примерно у 63,64% пациентов с COVID-19 . SARS-CoV-2 может распространяться через капилляры тканей пародонта, способствуя системному инфицированию . Более того, пародонтопатогенная микрофлора может быть обнаружена в жидкости бронхоальвеолярного лаважа у пациентов с COVID-19 , и некоторые исследования показали, что данные патогены могут ухудшать симптомы пневмонии или приводить к повышению уровня системных воспалительных цитокинов . Однако точные процессы, посредством которых заболевание пародонта влияет на тяжесть течения COVID-19, пока неясны.
При использовании слюнной жидкости для диагностики COVID-19 у пациентов, находящихся еще на ранних стадиях заболевания, чувствительность теста составляет 94,4%, а специфичность – 97,6% . Образцы слюны пациентов с тяжелым течением COVID-19 содержат больше живых вирусов. Однако было обнаружено, что слюна может обеспечить некоторую защиту от SARS-CoV-2. Антитела иммуноглобулина A (IgA), иммуноглобулина M (IgM) и иммуноглобулина G (IgG) к S-белку присутствовали в слюне пациентов . Уровни IgM и IgG в слюне можно использовать для измерения иммунного ответа на SARS-CoV-2. Лактоферрин, лизоцим, пероксидаза и т.д. в слюне могут действовать как общая иммунологическая защита от инфекции SARS-CoV-2 .
SARS-CoV-2 распространяется аэрозольным путем в составе слюны при разговоре, чихании и дыхании. Тяжесть COVID-19 и выделение вируса могут быть связаны с количеством SARS-CoV-2 в ротовой полости . Было продемонстрировано, что полоскание горла и чистка зубов могут снизить вирусную нагрузку полости рта . Пациенты должны регулярно мыть зубы, полоскать полость рта и использовать медицинские маски, чтобы уменьшить распространение SARS-CoV-2. Медицинский персонал стоматологической клиники должен активно лечить пациентов с заболеваниями пародонта, дезинфицировать воздух в помещении для предотвращения аэрозольного пути распространения SARS-CoV-2.
3. Заключение
Проявления COVID-19 в полости рта, в подавляющем большинстве являющиеся дисгевзией, ксеростомией и поражениями слизистой оболочки рта, могут быть как симптомами болезни, так и ее осложнениями. Мониторинг этих процессов может быть полезен для ранней диагностики пациентов с COVID-19. Кроме того, на степень инфицирования SARS-CoV-2 и тяжесть течения COVID-19 могут существенно влиять такие факторы, как заболевания пародонта, состав слюны и патологические процессы в тканях полости рта, что требует наблюдения за состоянием полости рта пациентов.