ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕГОСЯ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА НА ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ СЕМЬЕ
ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕГОСЯ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА НА ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ СЕМЬЕ
Аннотация
Статья рассматривает правовое положение женщины в южнокорейской семье и подчеркивает необходимость учета исторических и культурных предпосылок, лежащих в основе формирования данного статуса. Несмотря на то, что право играет важную роль в обеспечении социальной справедливости, его существование всегда связано с моральными и нравственными устоями общества. Авторы указывают на важность философских течений, таких как Конфуцианство, в формировании правового статуса женщин в Южной Корее. Несмотря на положительные изменения законодательства, положение женщин все еще не равноценно мужскому в силу сформировавшегося менталитета общества. Авторы считают, что для изменения ситуации необходимо изменение отношения граждан к статусу женщины и дальнейшее улучшение законодательства в соответствии с международными принципами гендерного равенства, однако основным фактором изменения ситуации в корейском обществе авторы считают широкий общественный диалог и привлечение внимания общественности к проблемам женских прав и дискриминации.
1. Введение
Для того чтобы появилась возможность со всей полнотой понять особенности правового регулирования сложившихся в государстве отношений, необходимо иметь в виду исторические и культурные предпосылки их формирования. Право, являясь элементом поддержания и функционирования в обществе социальной справедливости, всегда имеет в корне своего существования отношение к течению жизни с точки зрения нравственности и морали . Таким образом, исследуя правовое положение женщины в южнокорейской семье, невозможно дать объективную оценку его содержанию, не обращаясь к философским течениям, которые легли в основу правового статуса женщины, в частности, не представляется возможным обойти философию Конфуцианства, преобладающую в идеологии Южной Кореи и по сей день .
Начать следует с понимания того, что представляет собой Конфуцианство и какое значение оно имеет для южнокорейского общества. Конфуцианство – это философское и этическое учение, которое имело очень высокое влияние на политико-идеологическую основу государственного правового регулирования. Представителями последней монархической династии, а именно династии Ли (1392-1910 гг.) Конфуцианство было принято за базовый элемент социальной политики. Благодаря этому философское учение долгое время напрямую оказывало влияние на все сферы жизнедеятельности людей, зафиксировав в их умах основные поведенческие догматы, в числе которых дискриминация социального статуса женщины. Основой учения Конфуцианства выступала необходимость достижения гармонии между природой и человеком, при этом гармония достигалась за счет четко установленной иерархии между людьми . Иерархичность отношений и идеи, заложенные Конфуцианством, долгие годы служили ориентиром в регулировании отношений, складывающихся между мужчиной и женщиной.
Отправной точкой для гендерной дискриминации служили выводы Конфуцианства о том, что неравенство во всех областях общественной жизни не только является правильным, но и необходимым для поддержания гармонии между человеком и природой. Конфуцианская философия выделяла пять видов взаимоотношений: правитель-подданный, муж-жена, старший брат-младший брат и друг-друг . Четыре из пяти представленных видов отношений (кроме друг-друг) имеют жесткую иерархичность, основанную на принципе власти и подчинения. Это позволяет сделать вывод о том, что в рамках отношения людей к политическому режиму, что также влияет и на их восприятие межличностных отношений, единственно возможным способом организации государственного управления представлялась аристократическая монархия, а не демократия, как в современном южнокорейском обществе.
2. Обсуждение
Во времена правления династии Ли семья выступала наиболее важным социальным институтом, она формировала самостоятельную экономическую, политическую и религиозную единицу . Важно отметить, что в традиционной южнокорейской семье только члены семьи по мужской линии считались родственниками. Это, в свою очередь, означало, что социальный статус и права передавались только от отцов к сыновьям. Браки заключались только между членами различных кланов, главами которых выступали мужчины . Всеобъемлющее доминирующее положение мужчин приводит к выводу о том, что, фактически, браки заключались с целью продолжения мужского рода, при этом роль женщины состояла в том, чтобы родить сыновей с целью продолжения родословной своего мужа. Такое традиционное представление о семье и родстве значительно ограничивало права женщин, делая их зависимыми от мужей и ограничивая их социальные возможности. Однако некоторые женщины, особенно в высших слоях общества, могли иметь значительную власть и влияние в рамках своей семьи и клана, а также в обществе в целом. Важным элементом традиционной корейской семьи было также уважение к старшим и традиционным ритуалам, связанным с поклонением предкам и божествам.
Из раскрытых нами элементов статуса женщины напрямую вытекает то, что согласно учению Конфуцианства, мужчины являлись единственными значимым членами общества, а женщины находились в зависимом положении, занимая стереотипные социальные роли, такие как, например, преданная жена, целомудренная женщина или любящая мать своих детей . На воспитании детей и служении своему мужу круг прав и обязанностей женщины замыкался, причем влияние Конфуцианства на социальное положение женщин было гораздо выше, чем в Японии и Китае, где оно тоже имело широкое распространение.
Даже в нынешнее время, когда по миру признаются права женщин во всех социальных сферах и идет ожесточенная борьба за них, южнокорейская семья остается практически нетронутым институтом, в рамках которого мужчина все также имеет власть над женщиной, а социальные изменения в отношении правового статуса женщин происходят крайне медленно. Однако движение в сторону расширения прав женщин в Южной Корее началось в 90-е годы прошлого века и продолжается сейчас, раскрываясь, в том числе, в нормативно правовых актах, регулирующих семейные отношения.
До 90-х годов законодательство Южной Кореи устанавливало неравенство мужчины и женщины в семейных отношения на различных уровнях. Наиболее яркими примерами гендерного неравенства выступало то, что главенство в семье передавалось только старшему сыну или внуку, независимо от его возраста и способностей, при наследовании предпочтение отдавалось сыновьям, а не дочерям. Более того, определение родственников для целей наследования осуществлялось до троюродного брата для наследников мужского пола и только до двоюродной сестры для наследниц женского пола. При расторжении брака отцы автоматически получали опеку над детьми, а имущество делилось неравномерно.
Однако изменения, которые произошли в законодательстве Южной Кореи, в некоторой степени изменили правовой статус женщины в семье и сгладили выраженное гендерное неравенство . Во-первых, существенно были изменены положения о заключении брака. Теперь место жительства супругов должно определяться ими по взаимному согласию, жена не меняет автоматически свое место жительства на место жительства мужа. Данное положение может показаться символическим, но с другой стороны, содействие жены в определении места жительства представляет собой отказ от Конфуцианской традиции, согласно которой жена «входила» в дом мужа . Также возраст вступления в брак в Южной Корее составляет 18 лет. Раньше возрастом вступления в брак было 18-летие мужа и 16-летие жены, что отражало характерное для патриархата желание мужчин иметь жен моложе их самих. Одинаковый брачный возраст, кроме того, уравнивает мужчину и женщину в правах за счет единообразности требований, которые предъявляются мужчине и женщине. При этом и на уровне вступления в брак остаются серьезные элементы дискриминации. Так, женщине нельзя повторно вступать в брак в том случае, если не прошло шести месяцев со дня расторжения предыдущего брака. Это положение ограничивает женщину в свободе выбора своих действий, однако в случае, если женщина беременна, данное положение не применяется.
В процедуре расторжения брака также произошло некоторое продвижение к равенству мужчины и женщины. Ранее южнокорейскими законами не предусматривалась возможность женщины при расторжении брака предъявлять право требования на совместно нажитое имущество. После произошедших изменений в 2013 году законодатель наделил женщин правом на общее имущество пропорционально их вкладу в его приобретение и накопление . Вопрос о том, с кем останутся дети после развода, не решается исключительно в пользу мужчины. Ранее опеку над детьми после расторжения брака получал только мужчина, что, в обществе, где за матерью закреплена обязанность по воспитанию детей, оказывало сильное негативное влияние на женщин, которые не могли выйти из брака даже если мужчина применял к ним насилие. После изменений законодательства вопрос о том, кто будет осуществлять опеку над детьми, решается либо по общему согласию супругов, либо в судебном порядке. Это означает, что женщины теперь имеют больше возможностей и свободы в выборе своей жизненной позиции и независимости от семейных установок.
3. Заключение
Подводя итог, стоит отметить крайне высокий уровень влияния традиций и сложившейся в обществе идеологии на правовое положение женщин в южнокорейской семье, которое проявляется в значительном ограничении их в правах и подчинительном положении по отношению к мужчине. Несмотря на приведенные нами положительные изменения законодательства, положение женщин до сих пор нельзя назвать приравненным к мужскому, так как влияние традиций и сформировавшегося института ценностей не позволяет в должной мере произвести такие изменения.
Южнокорейское законодательство не всегда придерживалось принципа равенства между полами, и это сказывалось на правовом положении женщины, особенно в семейной сфере. В целом же, для полного приравнивания прав женщин к мужским необходимо изменение отношения общества к ним и дальнейшее совершенствование законодательства в этой области в согласии тенденциям международного права в части гендерного равенства. Кроме того, необходимо повышение общей осведомленности о правах женщин и борьба с дискриминацией на уровне государственных институтов и законодательства. Необходимо также способствовать повышению экономической самодостаточности женщин, что поможет снизить их зависимость от мужчин и улучшить статус в обществе. Однако главным фактором изменения ситуации в корейском обществе может стать широкий общественный диалог и привлечение внимания общественности к проблемам женских прав и дискриминации, а также доступность легальной помощи и правовое сопровождение при решении семейных споров.