ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В статье институализируются подходы к осмыслению, интерпретации и пониманию концепций конструирования включающего общества (общества инклюзии) с акцентом на исследование повседневной действительности людей, для которых характерны различные ограничения на условия их жизнедеятельности (ограниченные потребности, ограниченные возможности, инвалиды). Показывается, что применение концептов и категорий современной философии позволяет интегрировать комплексы представлений о специфике субьективного времени людей с ограниченными возможностями в мире повседневности включающего социума с приоритетным использованием феноменологических характеристик интерсубъективности и интенционально-темпоральной координации. Показывается, что социальное пространство интерсубъективности формируется на трех основных уровнях: феноменологическом, коммуникативно-символическом и институциональном. Обосновывается значимость интенционально-темпоральной координации, коррелирующей со сферой переживания индивидом с ограниченными возможностями (ОВ) своего индивидуального существования и позволяющей индивиду адекватно представить налично-собственный опыт других индивидов в направлении конструирования коллективного опыта специальной социальной группы людей с ОВ. Цель статьи заключается в исследовании становления повседневного бытия индивидов с ограниченными возможностями в пространстве уровней интерсубъективности включающего общества. Задачи исследования определяются: выявлением особенностей моделирования механизмов и принципов функционирования общества инклюзии и демонстрацией эвристических и выразительных возможностей концептуального аппарата, используемого на различных уровнях интерсубъективности как базисной характеристики субъективного времени человека с ограниченными возможностями в обществе инклюзии.
1. Введение
В современных философских, педагогических, социологических источниках вырос интерес к систематическому рассмотрению концепций конструирования включающего общества (общества инклюзии) с акцентом на исследование повседневной действительности людей, для которых характерны различные ограничения на условия их жизнедеятельности (ограниченные потребности, ограниченные возможности, инвалиды). Представление адекватной теории инклюзивного социума предполагает систематизацию существующих идей и концепций, направленную как на аккумуляцию и концептуализацию знаний об инклюзивном социуме, так и на конструирование и развитие инклюзивных технологий. Между тем анализ базисных философских, психологических и педагогических подходов демонстрирует их неоднозначность и несистематичность в интерпретации и оценке осуществления принципов и практик инклюзии в современном социуме для людей с ограниченными возможностями (ОВ) , ; отмечается недостаточность в эмпирической достоверности и обоснованности , ; демонстрируется противоречивость в оценках продуктивности формирования теоретического сегмента исследования включающего общества , . Достаточно широкое обсуждение теоретических, прикладных и инструментально-технологических аспектов формирования социума инклюзии значительно опережает реальный уровень концептуальных возможностей, необходимых для конструирования адекватных теорий инклюзии. В этой связи естественным становится использование философских методов и принципов, непосредственно комплекса философских знаний в качестве методологического базиса для теоретической репрезентации общества инклюзии. Актуальным и значимым представляется исследовательский поиск в направлении формирования в русле современных философских направлений системы понятий, которые выступят методологическим основанием для комплексного осмысления, интерпретации и понимания проблем становления включающего общества. Применение концептов и категорий современной философии позволяет интегрировать комплексы представлений о специфике субьективного времени людей с ОВ в мире повседневности включающего социума с приоритетным использованием феноменологических характеристик интерсубъективности и интенционально-темпоральной координации. Цель статьи заключается в исследовании становления повседневного бытия индивидов с ограниченными возможностями в пространстве уровней интерсубъективности включающего общества.
2. Методы и принципы исследования
Теоретические и концептуально-содержательные основания работы определяют современные философские и психолого-педагогические источники, касающиеся понимания, осмысления и интерпретации различных сегментов формирования инклюзивного общества, в частности – с позиции феноменологии и социальной прагматики. Методология исследования основывается на философских, мультидисциплинарных и педагогических комплексах, позволяющих продемонстрировать эвристические и выразительные возможности концептуального аппарата, используемого на различных уровнях интерсубъективности как базисной характеристики субъективного времени человека с ОВ в обществе инклюзии. Существенную роль выполняют философские принципы и методы исследования: индукция и дедукция, историзм и системность научного познания, анализ и синтез.
3. Основные результаты
Использование многоуровневой конструкции интерсубъективности в исследовании трансформаций социальной структуры позволяет определить основные закономерности в становлении включающего общества, детерминированные субстанциональными причинами, а также представит параметры альтернативности социальных трансформаций, обозначаемых интерсубъективными характеристиками и основаниями. Теоретико-познавательное пространство интерсубъективности формируется на трех основных уровнях:
- феноменологическом;
- коммуникативно-символическом;
- институциональном.
Формирование структурно-содержательной сферы субъективного времени индивида с ограниченными возможностями предполагает синтез ментально-темпоральной координации и интенционально-темпоральной координации. Интенционально-темпоральная координация коррелирует со сферой переживания индивидом с ОВ своего индивидуального существования во включающем социуме. Обозначение ментально-темпоральной координации приоритетно касается исследования индивидуально-уникальной формы своеобразного чувственного переноса комплекса переживания налично-индивидуальной бытийности человека с ОВ в сферу его субъективного времени. Поэтому интенционально-темпоральная координация трансформируется в собственно-ментальное переживание субъективного времени, демонстрирующее индивидуально-ментальные образы индивида с ОВ и его внутренний опыт как этапы индексации и оценки в индивидуальном сознании всего комплекса переживаний социальных процессов и событий.
Именно в рамках субъективного времени появляются векторы и стратегии конструирования повседневной ценностно-рациональной жизнедеятельности людей с ОВ. Поэтому, правомерно представлять субъективное время в качестве основного фактора при формировании системы индивидуально-определенных значений и смыслов коллективно-повседневного сознания человека. Многообразие направлений становления особых (специальных) групп людей с ограниченными возможностями и их интенсивность весьма возрастает в интервалах социальных катаклизмов и трансформаций, когда человек с ограниченными возможностями переходит на качественно иной уровень собственного индивидуального и коллективного бытия с учетом интенционально-темпоральной координации и своего внутреннего опыта. Период интенционально-темпоральной координации осуществляется в непрерывном переживании человеком с ОВ собственного времени вживания в повседневную реальность включающего общества, принятии им стереотипов и правил поведения в специальной социальной группе.
В рамках коммуникативно-символического уровня интерсубъективность проявляется как диалог. Само коммуникативно-познавательное поле интерсубъективности имеет фрактальную конструкцию. На феноменологическом уровне интерсубъективность представляется как переживание человеком с ОВ индивидуального бытия другого человека с акцентом на понимание сущности этого бытия. В контексте рассмотрения уровней интерсубъективности диалог выступает в качестве способа и основания существования и познания, необходимого для понимания индивидуального бытия. Поэтому диалог подразумевает взаимодействие и коммуникацию индивидов, направленные на достижение их взаимопонимания посредством языка. Диалог базируется на интерсубъективном понимании, являющимся его конституирующим принципом. Интерсубъективная реальность является опытом взаимоотношений индивидов с ОВ, выступающим сложным пространством межиндивидуальных отношений и связей, сегментом взаимодействия и диалога в сфере: «Я-Другой». Данная реальность отражается посредством диалогических отношений, определяя тенденцию символических трансформаций индивидуальных переживаний людьми своего жизненного мира. В интерсубъективной инклюзивной реальности индивидуальный опыт является своеобразной формой выражения диалогической основы человеческого бытия и включает в себя его структурные особенности. Сфера диалога в паре «Я-Другой» характеризуется взаимодействием индивидов, происходящим посредствомязыка и отличающимся сознательно-активным выявлением коммуникативных смыслов, возникших в результате этого взаимодействия, их пониманием, осмыслением и трансляцией, что и отражает сущность взаимопонимания «Я-Другой».
Коммуникативные механизмы интерсубъективности инициируют возможности реконструкции социальной реальности, учитывающей институциональные ограничения. Интерсубъективность выступает как своеобразное качество комплекса межиндивидуальных коммуникаций, достигая максимального интегративного уровня, на котором утверждается духовная, мировоззренческая и смысловая нормативность, транслирующая локальные контенты коммуникаций в ценностно-смысловую сферу. Изучение локальных сторон коммуникации в социальной группе не раскрывает переход от уровня индивидуальных сознаний к надличностному уровню, однако констатирует нормативность сферы коллективного «Мы». Вряд ли правомерно рассуждать об общезначимости и универсальности интерсубъективности во включающем обществе, так как она связана с повседневностью существования и функционирования микросоциума. Пространство интерсубъективности касается взаимодействия деятельностных индивидов с акцентом на нейтрализацию личностных предпочтений, убеждений и установок. Приоритетом в коммуникации становятся условия согласования контентов и смысловых особенностей различных индивидов.
4. Обсуждение
В русле современной литературы правомерно выделить несколько направлений представления включающего социума с позиции сочетания феноменологии и социальной прагматики. Например, представители феноменологически-деятельностной позиции выступают за проведение радикальной коррекции в отношении традиционного социума к человеку с ограниченными возможностями, особенно в сегментах социально-темпоральной адаптации и профессионального образования. Для экзистенциальных концепций характерна нормативная интерсубъективность (отражающая мир поступков и ценностей), в структурализме актуализируется семантическая интерсубъективность. Теории постструктурализма рассматривают интерсубъективность в контексте коммуникативных связей индивидов и постулируют интерсубъективный плюрализм в качестве своеобразного внутреннего диалога индивида с самим собой, отражающего его способности к саморефлексии, к анализу собственных переживаний и внутреннего состояния.
Концепция социально-ориентированного действия определила базисные основания теории инклюзивного общества Р. Сли . Используя основные идеи интенционально-темпоральной координации, Р. Сли предложил модель социального поведения, позволяющую идентифицировать людей с ОВ без обращения к специфике их профессионально-ориентированной деятельности, чтобы избежать проявления какой-либо социальной дискриминации по отношению к ним. Основные понятия предложенной модели – это «нарушение», отражающее комплекс негативных социально-психологических, психических или физиологических параметров индивидов с ОВ, и «неспособность»- выступающая как социальная конструкция, показывающая отношение индивида с ОВ ко всему спектру жизнедеятельности обычных людей в социуме. Во включающем социуме отсутствует конфликт, связанный с содержательным наполнением этих понятий. Работа в этом направлении подразумевает выход на особенности представления индивидуального бытия с позиции интенционально-темпоральной координации. Однако Р.Сли только обозначил подобную проблему, что достаточно осложнило рассмотрение смысловых и оценочных моментов «вхождения» человека в специальную группу индивидов с ограниченными возможностями. Идеи Р.Сли в современной философской литературе трансформировались в обсуждение вопросов корреляции профессионально-интегрированного социума с социумом включающим. Профессионально-ориентированный социум является своеобразным результатом синтеза и ассимиляции коммуникационно-профессиональных связей и взаимозависимостей традиционного и включающего общества.
В концепциях Д.Земана и Дж. Холла внимание акцентируется на ряде противоречивых моментов в корреляции профессиональных ценностей традиционного общества и людей с ограниченными возможностями , . В целом, поддерживая попытки полного вовлечения индивидов с ограниченными возможностями в систему образования социума, Д.Земан справедливо обращает внимание на возможность частичной потери человеком некоторых собственных уникальных профессионально-ориентированных ценностей в процессе темпорального «вживания» в образовательную среду включающего социума. С другой стороны, Дж.Холл утверждает, что профессиональные ценности локальной культуры людей с ОВ получают вектор позитивного развития в условиях, когда человек с ОВ осваивает профессиональное образование вместе с другими людьми. Конечно, существует определенная опасность, что индивиды с ОВ могут получить ощущение дискомфорта или дискриминации, однако преодоление подобных негативных ситуаций во многом определяется общей стратегией отношения государства к людям с ограниченными возможностями и инвалидам , .
5. Заключение
Теоретико-познавательное поле интерсубъективности формируется на трех уровнях: феноменологическом, коммуникативно-символическом и институциональном. Исследование уровней интерсубъективности человека с ограниченными возможностями демонстрирует, что именно интерсубъективность как базисная характеристика. Комплексность исследования субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями предполагает рассмотрение интерсубъективности с позиции корреляции социальной коммуникации, социального партнерства и межличностного диалога в сфере повседневной реальности включающего общества. Представление интерсубъективности в качестве базисной характеристики субъективного времени вызывает реальный исследовательский интерес относительно рассмотрения дискурсивно-диалоговых аспектов ценностной и рациональной субъективности человека с ограниченными возможностями.