Монастырские библиотеки Русского Севера XVI-XVII вв. и их влияние на государство и общество

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.102
Выпуск: № 8 (134), 2023
Предложена:
26.06.2023
Принята:
04.07.2023
Опубликована:
17.08.2023
930
14
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена монастырским библиотекам Русского Севера XVI-XVII вв. В соответствии с основными принципами исторической науки раскрываются вопросы взаимодействия власти и общества на основе обзор некоторых исторических источников, касающихся монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв. Методология исследования включает в себя общенаучные и специальные исторические методы. Применяются сравнительно-исторический и описательный подходы приведенных исторических источников. Приводятся примеры взаимодействия власти и общества на основе обзора некоторых исторических источников, касающихся монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв. Впервые предпринимается попытка изучения непосредственного взаимовлияния библиотек православных монастырей на государственную власть и общество в целом на основе обзора некоторых исторических источников, касающихся монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв.

1. Введение

Православную Русь средневекового христианского мира принято называть оплотом монашеской вековой традиции и строгого устава

.

Особенно прославился множеством святых обителей Русский север, где к концу XVII века вело подвижническую жизнь огромное число монахов в более, чем ста семидесяти пустынях и монастырях. Нельзя назвать случайностью, что почти каждая седьмая православная обитель находилась именно на севере Руси. Причиной можно назвать исторические и географические особенности русского Севера, а также роль северных монастырей в государственной жизни и управлении

.

Являясь не только духовно-нравственными и культурно-просветительскими центрами, православные монастыри играли роль административных, военно-политических и хозяйственных центров не только русского Севера, но и государства в целом.

Географическая протяжённость, на которой располагались обители, начиналась от южных вологодских пределов и заканчивалась восточными Уральскими горами, включая в себя полярные моря в северных и западных границах.

Общую совокупность русских северных монастырей определил в единую контурную «систему» известный вологодский историк А.В. Камкин

.

Эта «система» построена с помощью связок речными и озёрными путями, а также волоками. По реке Сухони вологодские монастыри имели связь с Устюжско-Сольвычегодскими. С вышеуказанными монастырями связывались по Северной Двине святые обители Нижнего Подвинья и Беломорья. В свою очередь, рекой Онегой Беломорские монастыри связывались с Каргополем. Река Выга соединяла прионежские монастыри и пустыни с другими обителями. Монашествующие Олонецкий край и Приладожье поддерживали связь с монастырями Поморья, мезенскими, печорскими пустынями и обителями Кольского полуострова. Белозерье являлось центром православного схимничества. С его помощью новгородские и вологодские монастыри соединялись в единую систему. Эта система кольцом охватывала Русский Север и оказывала огромное влияние на всё русское средневековое государство

.

История монастырей русского Севера взаимосвязана с историей монастырских библиотек, являющихся частью духовной и библиографической культуры России в XVI-XVII вв. Книга является не только источником познания и инструментом для передачи его следующим поколениям. Книга – важный инструмент для осуществления взаимосвязи веков, с помощью которого можно передать необходимую информацию об уровне социального прогресса, его особенностях в определённый хронологический период. Неслучайно поэтому именно книга является объектом для исследования историков и литературоведов. В разрезе изучения взаимовлияния библиотек православных монастырей на государственную власть и общество в целом научных работ на данный момент практически не публиковалось.

Тема исследования исторического опыта взаимодействия монастырских библиотек Русского Севера и их роли в управлении государством и влияния на общество в целом особенно актуальна, так как сейчас Русская православная Церковь реформируется, а именно занимается вопросами, возрождения древних монастырей, возведением новых обителей и библиотек при них, а также развитием некоторых епархий и присвоения им нового высокого статуса митрополий, что позволяет говорить о возрождении интереса к вопросу взаимодействия государства и Церкви.

На данный момент историография библиотек русских северных монастырей XVI-XVII вв. в контексте взаимовлияния их не только на государство, но и на всё общество в целом, содержит скудное количество источников. Путём обзора наиболее, на наш взгляд, отвечающих теме источников будет предпринята попытка изучения влияния библиотек православных монастырей на государственную власть и общество в целом на основе обзора некоторых исторических источников, касающихся монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв.

2. Объект и методы исследования

В статье «Монастырские библиотеки Русского Севера XVI-XVII вв. и их влияние на государство и общество» предлагается обзор некоторых исторических источников с целью выяснения роли монастырских библиотек Русского севера XVI-XVII вв. в государственном управлении и влиянии на общество в целом в контексте определенных хронологических рамок и социально-политических условий. Объектом исследования являются монастырские библиотеки Русского севера XVI-XVII вв. Для исследования роли монастырских библиотек Русского Севера в государственном управлении и влиянии на общество в целом во множестве различных сфер в разрезе исторического прогресса использовался проблемно-хронологический метод. Основа исследования состоит из главнейших принципов исторической науки. Историзм и научность исследования дают возможность предполагать основную роль монастырских библиотек Русского Севера в государственном управлении по хронологии событий на фоне указанного исторического отрезка времени. При этом строго учитывается массив изысканных в настоящее время исторических материалов. Общенаучные и специальные исторические методы составляют методологию представленного исследования. В данном исследовании применялись сравнительно-исторический и описательный подходы приведенных исторических источников. С помощью указанных методов обработки архивных документов, на основе доступных источников выявляется информация о монастырских библиотеках Русского Севера XVI-XVII вв. и их роли в государственном управлении и влиянии на общество в целом.

3. Результаты и их обсуждение

По мнению историка-библиотековеда М.И. Слуховского, под русской библиотекой древности следует понимать книжное собрание с целью чтения, исключая богослужебные книжные наборы

. Важно уточнить, что само по себе понятие «библиотека» имеет греческие корни. Это понятие практически не упоминалось на Руси вплоть до XVIII века. Среди русских источников этот термин можно встретить только в Соловецкой летописи, где под 7110 от Рождества Христова, то есть 1602 год, говорится: «Построена у Соборной церкви в паперти каменная палата для библиотеки»
. Вопреки мнению М.И. Слуховского, следует отметить, что уже в древности библиотеку нельзя было назвать лишь книжное собрание для чтения, так как уже тогда библиотеки обладали многими функциями, имеющими влияние на государство и общество. Об этом подробнее речь пойдёт ниже.

К настоящему моменту, исторические источники не дают возможности более подробного исследования средневековых русских библиотек, так как ни за раннефеодальный, ни за период феодальной раздробленности пока не выявлен соответствующий библиотечно-методический материал. И только с начала периода централизации Русского государства появляется некоторая возможность говорить непосредственно о библиотеке. На Руси утвердился и часто употреблялся термин «книгохранительница», продержавшись в различных вариантах – «от книжной казны» до «книжной палаты» – практически до Отечественной войны 1812 года. Например, Соловецкий монастырь был известен своей «книжной палатой», где книги переписывались с целью продажи

. Исследование указанной в теме проблемы разделено поэтапно.

3.1. Этап 1. Библиотеки монастырей Русского Севера и воспитательная функция

XIV век – время быстрого роста числа обителей на Русском Севере. Знаменитый историк В.О. Ключевский в «Новом исследовании по истории древнерусских монастырей» объясняет это тем, что «пустынный» монастырь обладал гораздо большей значимостью в вопросе распространения, и именно поэтому, развиваясь самостоятельно, избавляется от подчинения мирским органам власти

.

Северное Беломорье с XIV века расширяется за счёт целого ряда православных обителей. В исследовании И. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв. Их открытие, состав и пределы» указываются: Лявленский на Северной Двине, Строкинская пустынь, Кевроло-Воскресенский на Пинеге, Кирилло-Челмогорская пустынь возле Каргополя, Муромский на Кольском полуострове

. Соответственно, начали появляться монастырские библиотеки.

Здесь необходимо упомянуть житие в качестве литературного жанра, ставшего инструментом духовного наставничества для русского общества. Образ жизни таких святых праведников как Сергий Радонежский, Павла Комельского, Дмитрия Прилуцкого и многих других являлся для общества России XVI-XVII вв. основным примером христианского поведения и в качестве особо почитаемого закреплялся в таком литературном жанре как житие

. Именно монастырские библиотеки стали популяризаторами агиографического жанра, то есть способствовали воспитательной функции государства того времени.

Период острых социально-политических распрей, начавшийся в XVI веке, ознаменовался периодом сложной борьбы за первенство на мировой арене, укрепления торговых связей и повышения авторитета. Война с Литвой и татарами в этот период породила и укрепила самосознание русской нации. Это нашло яркое отражение в идейном содержании рукописных книжных памятников, которыми столь богаты были монастырские библиотеки русского Севера.

3.2. Этап 2. Библиотеки монастырей Русского Севера и сохраняющая функция

Монастырские книгохранилища документированы гораздо более, чем иные книжные собрания средневековой Руси. Бытовой уклад северных и северо-восточных монастырей, скорее всего, и повлиял на возникновение вариативного определения книгохранилища, собираемого и создаваемого в глуши по разумению и инициативе местных монашествующих. Нельзя не упомянуть факт монументального строительства святых обителей, что служило залогом сбережения книжных богатств от пожаров и нашествий. Заботиться о фондах было важно ещё и потому, что в книжных собраниях заключалась не только суть христианской и государственной пропаганды, но и, что немаловажно, отражались хозяйственные операции монастыря. Библиотека и архив поначалу часто сливались в одно целое. Разницу между ними в эпоху феодализма на Руси можно было увидеть лишь в содержании хранящихся материалов. Методы учёта, хранения и обработки не различались. Надо отметить, что в ту эпоху накапливались громаднейшие архивы, часто не вмещающиеся в церковных и правительственных учреждениях, поэтому такие крупные обители как монастыри русского Севера заботились об особом устройстве своих библиотек. В основном это были книжные склады с решётками и замками, часто за железными дверями. Соответственно, преобладали защитные, охранные соображения, а не библиотечно-технические.

Такая практика монастырских библиотек значительно повлияла на библиотечную деятельность гражданских учреждений. Она сказалась на аппарате государственных архивов, частных книжных собраний государственных деятелей и привилегированных лиц. Версия о замуровании до сих пор не обнаруженной библиотеке царя Ивана Грозного скорее всего связана именно с охранным типом библиотечного помещения. Таким образом, библиотечная практика стала применяться и в государственном архивоведении.

По сохранившимся до наших дней официальным монастырским описям Русского Севера XVI века можно увидеть наличие различных по размеру библиотек при каждом из них. Для XVII века показательной выступает книжная опись, хранящаяся в сорока степенных обителях. Её анализ дал следующие сведения – средний показатель численности состава книжного фонда в собраниях библиотек монастырей Русского Севера определяется следующими данными: от 27 книг в сравнительно скромных по численности фондовых книг обителях до полутора тысяч в самом крупном – Соловецком. Необходимо отметить, что самым распространенным видом состава библиотечного фонда православных обителей были сравнительно небольшие по современным меркам книжные собрания, составляющие 100 – 350 книг: «Да в казне книг. Два еваньльеа толковых в десть. Да пят апостолов тетров в полдесть. Никонское посланье в десть. А да опустол толковои в десть. Три прилоги в десть. Да лапсаик в десть писаныи. Да Феодорит писан в десть»

.

3.3. Этап 3. Библиотеки монастырей Русского Севера и прикладная функция

Деловая письменность на русском Севере была значительно высоко развита. Деловая письменность использовалась повсеместно во множестве частных актов, благодаря распространению грамотности монастырскими училищами среди населения. Ярким примером служат Двинские грамоты XIV и ХV веков, опубликованные академиком А.А. Шахматовым, а также массивные делопроизводственные монастырские архивы XVI-XVII веков

, что вопреки мнению М.И. Слуховского о древней русской библиотеке как только лишь о книгохранилище, доказывает ещё и существование прикладной функции библиотек в разрезе их влияния не только на государство, но и на общество в целом.

Коллекции монастырских книг, самые большие в северных обителях, составляли особую ценность

. Собрание Соловецкого монастыря по наполненности возможно приравнять только к таким обителям как Троицко-Сергиевский, Кирилло-Белозерский и Иосифо-Волоколамский
. Важным является и тот факт, что помимо купленных, переписанных, скопированных книг в фондах монастырских библиотек было множество «вложенных», то есть, пожертвованных. Цари и князья, митрополиты и епископы часто выступали «вкладчиками» книг в библиотеки северных монастырей. По материалам вышеуказанных описей 1771-1773 гг. можно сделать вывод, что «вкладывали», то есть жертвовали, дарили книги монастырям купцы и бояре. Даже северные крестьяне порой становились дарителями книг, основывая свое пожертвование на духовном, религиозном чувстве
. Бесспорным является тот факт, что именно библиотеки северных монастырей становились центром сбора таких «вкладов», так как имели высокий духовный авторитет в обществе: «А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго: перьвую дал книгу устав церковный, да книгу правило святых отець, дал книгу декабрьскую менею на харатьй, дал две минеи четьих октябрьская да сеньтябрьскую, да книга бытья в подесть, да нарядил книгу псалтырь в десть, дал два охтайка в десть, да дал два охтайка четыре книги писаныи, да нарядил книгу Онтиоха Семена Новаго, да книгу марярдь в десть, дал книгу Селиверста, дал книгу пчелу, дал книгу Кузмю Прозвутера, дал книгу синоксарь, да нарядил книгу патерик скитцкий, да нарядил книгу патерик египетскии, дал книгу апакалипсия да Ивана Богослова, да книгу Фодора Студита, дал книгу Василия Кисариска, дал книгу Ивана Дамаскина, дал книгу Ивана Ексаррха, да книгу палею толковую, дал книгу измарахгд в десть, дал книгу Дионисия Ареопагита в десть, дал книгу житие Ивана Златоустаго в полдесть, да книгу торжественик посной в десть, дал книгу пророчества, да книгну Кирила Ерусолимскова, дал книгу Настасия преподобнаво, дал книги два еванилиста толкованных, да книга Ондрея Уродоваго, да книга Офонассья Александреискова, да книга торжественик в десть праздничьная на весь год, да книга псалтырь толковая в полдесть, да книгу Ефрема Сирина в десть. А всех книг Дософеева дань пятдесят без четырех»
.

Обыкновенно вклады являлись добровольными в результате высоких духовных и патриотических переживаний прихожан. Книжные вклады встречались в феодальном быту в качестве уплаты или пожертвования на церковь повсеместно. Участие библиотекарей и книжных писцов во вкладах мало где упомянуто. Книга в ту эпоху являлась дорогим даром. Известные своим богатством в широких кругах люди часто делали подобные вклады. Например, уральские промышленники Строгановы «положили» в Сольвычегодский Благовещенский собор по описи 1579 года свыше 150 книг, что является ещё одним весомым фактом в доказательство высокой авторитетности библиотек монастырей Русского Севера.

3.4. Этап 4. Библиотеки монастырей Русского Севера и образовательная функция

К концу XVII века отмечается рост грамотности населения, особенно среди приказных дьяков. Именно из этой прослойки общества и вышел целый ряд политических и культурных деятелей, оставивших своё имя в истории России: братья Щелкаловы, И.М. Висковатый, Федор Курицын и др. Основную часть писцов составляли дьяки и подьячие, которые переписывали и подготавливали документы

. Изучение данных актов показало, что жили при монастырях и отвечали за монастырское делопроизводство, а также привлекались к переписке рукописных книг. Для копирования книг в монастырях создавались мастерские по написанию книг, где специально обученные книжники и ремесленники украшали книги узорами рисунков, традиционно выделяя в тексте заглавные буквы. Мастера делали цветные красочные переплеты. Книги являлись произведениями искусства. В источниках можно обнаружить такие имена писцов как Трофим Кузнецов из Сийского монастыря, подьячий, выдающийся соловецкий переписчик книг Сергий Шелонин, бывший московский подьячий
.

Характер и назначение произведений были различными и по истории создания и по объёму, тем не менее начиная с конца XV века до завершения века XVI-го в них рефреном звучала идея единства Руси, главенства Москвы, централизации государства. Областнические тенденции сменялись темами общерусского значения.

Утверждения о многовековой наследственности царской власти, даже о некоей династической связи с Римом, о наследовании московскими князьями царских регалий самой Византии через Владимира Мономаха идейно обосновывали величие Московского царства. Иван Грозный с гордостью написал шведскому королю: «Мы потомки Августа Цезаря»

. Отдельные литературные, историко-публицистические и назидательные памятники церкви толка трактовали тезис «Москва – третий Рим» как однозначный
.

В первую очередь, книги из фондов монастырских библиотек истребовались духовными лицами различного сана, в том числе и рядовые монахи, в целях душеполезного чтения. Например, в выполненном в 1584 году библиотекарем вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Арсением библиографическом «Указеце» упоминается: «Та псалтырь живет в кельи у игумена Сергия»

.

Опальный патриарх Никон являет собой убедительный пример факта книговыдачи в крупных размерах сановному лицу по запросу. На следующий день после объявления ему Церковным собором приговора его повезли в Ферапонтов монастырь в заточение, куда он прибыл 21 декабря. Здесь по требованию снятого с патриаршества иерарха в его пользование доставлялись крупные партии книг из библиотеки близлежащего Кирилло-Белозерского монастыря, которые он часто менял, прочитав, на новые.

Книги из монастырских библиотек использовались и в качестве учебного материала для будущих монархов. По мнению А.И. Соболевского в его исследовании «Образованность Московской Руси в XV-XVII веках» духовное направление целей и тематики книг, в том числе борьба с ересями, здесь было определяющим

. В встречаем: «Книгу сию взял на список Владыкы – беседа на новоявившуюся ересь, а писана на харатии и есть ей за пятьсот лет»
.

3.5. Этап 5. Библиотеки монастырей Русского Севера и идеологическая функция

Начало XVII века совпало с обострением социальных противоречий, ознаменованных бунтом Болотникова и польско-шведской интервенцией. Вместе с разорительными вражескими нашествиями росло национальное самосознание, крепло национально-освободительное движение. Патриотический подъём нашёл яркое отражение в публицистических, историко-литературных произведениях – агитационных, злободневных. Разгром интервенции и воцарение на престоле рода Романовых породило историческое обоснование богоизбранности и всенародного признания новой династии с помощью и прежде всего официального летописания. Летописцы трудились именно в стенах монастырей.

В годы правления патриарха Никона и церковного раскола некоторые части населения, особенно в далеких от центра северных местностях, оказались в состоянии оппозиции не только к официальной церкви, но и к правительству. Обеспокоенная этим фактом государственная власть ввела цензуру, касавшуюся всех изданий дониконовского периода. Анализ источников говорит, что предполагалось подобные издания изымать на Печатный двор и менять их на новые, исправленные

. Анализ источников показал тот факт, что в цензурных целях приказывалось «отобрать» харатейные книги у церквей и монастырей, выбрав те, что при богослужении не употребляются, с целью отправления их после в Москву
.

Благодаря труду Мелетия «Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря», мы можем видеть, что стойкие убеждения старообрядцев, особенно, в Соловецком монастыре, ярко отразились в их произведениях, получивших широкое распространение среди местного населения в рукописной традиции и сохранившихся до настоящего времени: «Чтобы оправдать свои раскольническiе взгляды, предводители возмущениiя ссылались на старопечатныя книги, какъ бы на единственно православныя, приводя въ свою пользувыписки изъ этих книгъ»

. Хотя и ограниченные вопросами веры, они ознаменовали собой возникновение новых демократических идей в историко-литературных и публицистических памятниках. Н.Ф. Каптерев в своем исследовании «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» утверждает, что бытовые, сатирические, антиклерикальные повести, появившиеся ко второй половине XVII столетия и распространявшиеся исподволь, тем не менее переписывались и даже попадали в книжные собрания образованных монастырских деятелей
.

4. Итоги исследования

На основании анализа вышеприведённых источников результаты исследования можно структурировать. Возразить исследователю М.И. Слуховского по поводу его определения древних библиотек в качестве только книгохранилищ можно следующими аргументами, подтверждёнными источниками, указанными выше:

- во-первых, библиотеки северных русских православных монастырей XVI-XVII вв. являлись центрами культуры и просвещения не только для местного населения, но и для всей страны. Благодаря дьякам и подьячим, работавшим там, грамотность была приоритетным направлением развития государства. Богатые книжные фонды использовались в целях образования будущих царей, формировали их мировоззрение;

- во-вторых, библиотеки северных русских православных монастырей XVI-XVII вв. являлись идеологическим оружием государства, но, в то же время, был риск влияния так называемых «запрещенных» книг на умы населения в случае недолжного попечения о качестве литературы в книжных собраниях. Именно поэтому внимание органов власти всегда было нацелено на библиотеки;

- в-третьих, библиотеки северных русских православных монастырей XVI-XVII вв. способствовали сохранению и передаче государственных исторических сведений последующим поколениям. Оценка поколений важна для государства, поэтому летописному труду уделялось большое внимание на уровне органов государства;

- в-четвертых, на основании книжных собраний монастырских библиотек Русского Севера можно производить исторические изыскания с целью развития современной русской государственности.

5. Заключение

Трудно переоценить значение северных монастырских библиотек в истории и в России. Они были действительно важными духовными, политическими, административными, культурными центрами на протяжении нескольких веков, внеся весьма весомый вклад во все сферы материальной и духовной культуры нашей страны.

Новизна научного исследования определяется тем, что оно является первым исследованием, определяющим роль в государственном управлении и влиянии на общество в целом на основе имеющейся историографии монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв. Впервые, основываясь на опубликованных и неопубликованных исторических источниках, проанализировано влияние монастырских библиотек Русского Севера на государственное управление, экономическую, социальную, идеологическую деятельность органов власти, а также на общество. Проведена структурная систематизация тенденций влияния монастырских библиотек Русского Севера XVI-XVII вв. на государственное управление.

Создание монастырских библиотек тесно связано с историей русских православных обителей, являвшихся экономическими, политическими и культурными центрами средневековой Руси.

Многие исторические и политические деятели стремились пользоваться фондами библиотек монастырей русского Севера, понимая, что именно там можно было почерпнуть ценнейшие исторические, духовные и иные сведения.

Библиотеки монастырей были ресурсными информационными центрами для престолонаследников, оказывая последним большую образовательную помощь.

Важным становилось то, какими документами, кем и под чьим надзором написанными наполнялись библиотеки северных обителей, как и под чьей ответственностью они хранились. Сейчас мы в исследовательских целях можем руководствоваться исключительно сохранившимися благодаря попечениям древних специалистов экземплярами книжной мудрости.

Книга в монастырской библиотеке была не только духовной ценностью и источником знания, а являлась инструментом достижения интересов русского государства, оружием идеологической пропаганды.

Метрика статьи

Просмотров:930
Скачиваний:14
Просмотры
Всего:
Просмотров:930