ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ МИГРАНТОВ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ МИГРАНТОВ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЕ
Научная статья
Храмешин С.Н.1, *, Никитенко А.В.2
1 ORCID: 0000-0002-1074-0649;
2 ORCID: 0000-0003-3041-0847;
1, 2 Славяно-Греко-Латинская Академия, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (rector[at]sgla.ru)
АннотацияВ статье решается вопрос о возможностях религиозных общин в помощи при психологической адаптации мигрантов.
Статья посвящена актуальной проблеме миграции граждан, которая возросла за последние десятилетия. В связи с глобализацией общества научный интерес к данной теме будет только возрастать. В современной социальной психологии еще недостаточно как эмпирического, так и теоретического знания, связанного с различными аспектами процесса и результатов миграции, психологическими особенностями мигрантов и пр.
Целью исследования является определение возможности использования религиозной общины в целях адаптации мигрантов. Задачами исследования являются установление зависимости психологической адаптации мигранта от его участия в религиозной жизни, выявление особенностей психологической адаптации мигрантов в религиозных общинах.
Установлено, что практически во всех показателях уровень адаптации у вовлеченных в жизнь религиозной общины объективно выше, а уровень переживаемого стресса ниже.
В результате были получены данные, которые с достаточным уровнем очевидности свидетельствуют, что практикующие верующие обучающиеся быстрее психологически адаптировались независимо от национальности, территорий проживания, родного языка.
Наиболее важные аспекты, раскрытые авторами в статье:
- обосновано влияние религии как стабилизирующего фактора при адаптации мигрантов;
- разработаны вопросы анкеты, направленные на выявление эмоционального отношения к переезду (факту миграции).
Ключевые слова: психология развития, психология религии, социальная психология.
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS AND STUDENTS IN A RELIGIOUS COMMUNITY
Research article
Khrameshin S.N.1, *, Nikitenko A.V.2
1 ORCID: 0000-0002-1074-0649;
2 ORCID: 0000-0003-3041-0847;
1, 2 Slavic Greek Latin Academy, Moscow, Russia
* Corresponding author (rector[at]sgla.ru)
AbstractThe article deals with the possibilities of religious communities of helping with the psychological adaptation of migrants.
The article discusses the pressing issue of migration, which has increased over the past decades. Due to the globalization of society, scientific interest in this topic will only increase. In modern social psychology, there is still not enough empirical and theoretical knowledge related to various aspects of the migration process and results, the psychological characteristics of migrants, etc.
The purpose of the study is to determine the possibility of using a religious community for the adaptation of migrants. The objectives of the study are to establish the dependence of the psychological adaptation of a migrant on their participation in religious life, to identify the features of the psychological adaptation of migrants in religious communities.
The study finds that in almost all indicators, the level of adaptation among those involved in the life of the religious community is objectively higher, while the level of stress experienced is lower.
As a result, the data obtained indicate with a sufficient level of evidence that practicing believers and students have adapted psychologically faster regardless of nationality, territories of residence, and their native language.
The discussed aspects include:
- the influence of religion as a stabilizing factor in the adaptation of migrants is justified;
- a developed questionnaire aimed at identifying the emotional attitude to the act of migration.
Keywords: developmental psychology, psychology of religion, social psychology.
ВведениеВ настоящее время мир переживает буквально миграционный бум [10]. Это миграция беженцев, рурализация, урбанизация, трудовая, внутренняя, международная и т.д. [6].
Однако для любого мигранта, практически всегда, смена места жительства, работы, социокультурного пространства вокруг, менталитета является стрессовой ситуации [5].
Это также, как если ребенка переводят из одной школы в другую. Не зависимо от отношения к нему учителей и учеников, он чувствует себя чужим, ему кажется, что к нему многие агрессивно настроены, он испуган, как правило. Могут быть исключения, но мы рассматриваем проблему в целом, и невозможно не признать, что она существует.
Да, действительно, вокруг мигранта многое меняется. Но что может для него оставаться в другом месте более неизменным? – Возможно религия? Религиозная традиция, практики, вероучение, обряды – они как в рамках одной конфессии, как правило мало чем отличаются [1], [2]. Религиозная община – уникальная культурная общность. В ней зачастую менее важно какой человек национальности, из городской или сельской местности, насколько он состоятелен, уровень его квалификации, главное – придерживается ли он тех или иных религиозных взглядов или нет [3].
Материалы и методы
Материалами для исследования выступили результаты анкетирование студентов-мигрантов обучающихся в высших и средних учебных заведениях г. Москвы. Использовалось анкетирование респондентов, сравнительный анализ полученных данных, интерпретация полученных результатов.
Результаты
Всегда, когда некий новый человек входит в общество, его прежде всего оценивают по некому социальному паролю-отзыву «свой/чужой». Культурная, социальная, профессиональная оценка мигранта с самой высокой долей вероятности будут отличной от представления «нормальной» в новом сообществе [4]. Это в свою очередь будет оказывать определенное и значительное давление на психологическое состояния мигранта до тех пор, пока он не адаптируется под непривычные для него требования и вызовы.
Но если мигрант приходит в религиозную общину, в храм, синагогу, мечеть и так далее, он знает особенности веры, которую исповедуют, правила поведения, особенности исполнения обрядов и молитвословий, даже терминологический язык общины для него родной язык.
Психологически он понимает в новой религиозной общине – что он здесь свой, и он дома у Бога, которые его защитит, и который его в этом доме всегда ждет. Соответственно для других членов общины такой мигрант автоматически прошел идентификацию как «свой», и мигрант это психологически ощущает.
Не удивительно, что хаджи совершающие посещение Мекки, или паломники в Лурд, Фатиму, на гору Афон, в Иерусалим или на гору Синай, или пилигримы в Лумбини, в Махабодху, все они, как бы ни находились далеко от родины чувствуют себя более уверено, чем простые туристы посещающие достопримечательности.
Например, Иерусалим является религиозным центром для всех так называемых авраамистических религий является наглядным примером социума, где адаптация для верующих проходит достаточно быстро.
Мусульмане, придерживающиеся определенной традиции ислама, всегда могут найти свое место в мечети, где бы она не находилась
Евангельские христиане баптисты примут человека из Казахстана в США, поддержат его и помогут трудоустроиться.
Православные из России придя в храм в Паттайе Таиланда почувствуют себя как дома несмотря на то, что в отличие от их приходского храма, придется снять обувь перед входом. Там же они быстро найдут единомышленников.
Во французском Лурде какой бы национальности не была бы молодежь на почве религиозного единства они всегда находят взаимопонимание.
Например, перед храмом Воскресения (Гроба Господня) в центре старого города находится православный храм святого благоверного князя Александра Невского, его внутреннее убранство соответствует традиции оформления храма в России. И паломник, сразу же психологически окунается в так называемую «домашнюю» для него атмосферу, начинает доверительно относится ко всем там находящимся верующим.
Государственная власть, как правило, мало внимание уделяет возможности адаптации мигрантов посредством религиозных общин, пытаясь всячески совершенствовать иные способы: службы психологической, юридической помощи мигрантам, языковые курсы [11]. Коммерческие корпорации пытаются снять напряженность новых сотрудников путем совместного проведения выходных мероприятий. Средние учебные заведения оказанием консультирования штатным психологом, высшие учебные заведения совместными учебно-развлекательными мероприятиями.
В данной была сделана попытка обоснования влияние религии как стабилизирующего фактора при адаптации учащихся-мигрантов.
К примеру, различия в психологической адаптации практикующих верующих студентов и условных гуманистов, не практикующих себя в той или иной религиозной традиции.
Исследование было проведено методом анкетирования вновь поступивших обучающихся в более чем десяток средних и высших учебных заведений Москвы. Общая выборка респондентов составила две тысячи человек: из них приблизительно поровну было распределение из ВУЗов и СУЗов, а также поровну в категории относящихся и не относящихся к религиозным общинам.
Респонденты были сгруппированы по принципу вовлеченности или не вовлеченности в религиозную общинную жизнь.
Исследование посредством анкетирования было проведено через 3 месяца после миграции.
В анкетах были поставлены следующие вопросы с просьбой оценить по десятибальной шкале:
- Чувствуете ли вы еще стресс или тревогу после совершения переезда?
- Как вы думаете, рады ли Вам в этом городе?
- Окружают ли Вас доброжелательные люди?
- Рады ли Вы переезду?
Полученные данные анализировались в соотношении показателей вовлеченности в религиозную общинную жизнь или нет.
Данные были усреднены.
Вовлеченные в общинную жизнь оценили ощущение стресса или тревоги после совершения переезда на 7 баллов, а не вовлеченные на 4.
Расположение окружающих вовлеченные в общинную жизнь оценили на 7 баллов, не вовлеченные на 3.
Доброжелательность окружающих в целом вовлеченные в общинную жизнь оценили на 8 баллов, а не вовлеченные на 3 балла.
Положительный эффект от миграции вовлеченные в общинную жизнь оценили на 6 баллов, в то же время не вовлеченные оценили только на 4 балла.
Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.
Практически во всех показателях уровень адаптации у вовлеченных в жизнь религиозной общины объективно выше, а уровень переживаемого стресса ниже.
В результате были получены данные, которые с достаточным уровнем очевидности свидетельствуют, что практикующие верующие обучающиеся быстрее психологически адаптировались независимо от национальности, территорий проживания, родного языка.
Благодаря общественным молитвенным практикам у верующих возникает религиозная общность с другими людьми находящимися в культовых учреждениях [8], [12]. В обращениях друг ко другу, независимо от любых других условий, используются фамильные формы «брат», «сестра». Отказ от просьбы о помощи в таких обстоятельствах является религиозно-предосудительным.
Люди в данной ситуации начинают доверять друг другу, доверяя Богу. Доверие – основная необходимая составляющая начала успешной психологической адаптации. Таким образом можно сказать, что недоверие мигранта к другим и чувство недоверия к себе являются одной из основных причин психологического стресса.
Еще одной составляющей адаптации мигранта является участие в коллективной молитве [7]. Это происходит благодаря тому, что исходящая от каждого в отдельности она становится в храме единой, а священнослужитель читает её не в отдельности за каждого молящегося, а от имени всей общины одновременно. С чем это можно сравнить? Пожалуй, с тем, как если бы все бы вкушали из одной посуды. Если человек ест с другим с одной тарелки, то трудно уже ему относится к своему сотрапезнику как чужому, он становится своим. Таким образом эффект совместной молитвы сопоставим с участием в совместном обеде из одной посуды. Коллективная молитва в общине становится одним из самых эффективных способов психологической адаптации мигрантов как при урбанизации, так и при рурализации [9].
Заключение
Социализация мигрантов является одним из серьезных вызовов настоящего времени. Пренебрежение адаптацией мигрантов вызывает конфликты как на межкультурном, так и на религиозном уровне. Вовлечение в новое общество может решать проблемы межкультурного общения. Вместе с тем же способом купировать различия в восприятии религиозных традиций не представляется возможность. Однако, вовлечение в жизнь и деятельность религиозной общины, как удалось установить в настоящем исследовании, безусловно способствует адаптации мигрантов, уменьшения для них стресса при смене места жительства.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Дивисенко К. С. Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира / К. С. Дивисенко // Социологический журнал. 2011. № 4. C. 84–100.
- Кнорре Б. К. Индуизм: от глобальной адаптации — к альтернативному глобалистскому проекту / Б. К. Кнорре. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Моск. Центр Карнеги, 2009.C. 256–294.
- Красиков В. И. Основные философско-религиозные интерпретации феномена веры / В. И. Красиков. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2016.C. 97–99.
- Красиков В. И. Религиозность. В сознании, истории и современности / В. И. Красиков, Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016. 196 c.
- Никитенко А. В. Факторы стресса при процессе миграции / А. В. Никитенко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. № 5a (8). C. 48–57.
- Никитенко А. В. Психология урбанизации и рурализации. Опыт научного исследования причин, проблем и мотивации / А. В. Никитенко, С. Н. Храмешин. М.: Издательские решения, 2017. 44 c.
- Храмешин С. Н. Техника (умение) и методы молитвы в восточно-христианской религиозной традиции / С. Н. Храмешин // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 4. C. 108–118.
- Храмешин С. Н. Исследование отдельных аспектов феномена православной молитвы в религиоведческом контексте: Монография / С. Н. Храмешин, [б.м.]: Славяно-Греко-Латинская Академия. Издательские решения, 2017. 116 c.
- Храмешин С. Н. Психологические причины рурализации в России / С. Н. Храмешин, А. В. Никитенко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. C. 97–105.
- Цоц Е. Рай потребления или свобода? Два выбора, две дороги внутри коронавируса / Е. Цоц // ИА REGNUM [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2922980.html (дата обращения: 28.10.2020).
- Шамионов Р. М. Характеристики субъективного благополучия личности в условиях миграции / Р. М. Шамионов // ББК 88+ 60.5 С 69. 2014. (15). C. 193.
- Молитва в разных религиях: что важно знать // Рамблер/новости [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/other/38200873-molitva-v-raznyh-religiyah-chto-vazhno-znat/ (дата обращения: 23.07.2018).
Список литературы на английском языке / References in English
- Divisenko K. S. Religioznye znanija, ubezhdenija, praktiki v strukture zhiznennogo mira [Religious knowledge, beliefs, practices in the structure of the life world] / K. S. Divisenko // Sociologicheskij zhurnal [Sociological Journal]. 2011. No. 4. P. 84-100. [in Russian]
- Knorre B. K. Induizm: ot global'noj adaptacii — k al'ternativnomu globalistskomu proektu / B. K. Knorre. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija [Hinduism: from global adaptation to an alternative globalist project]. M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), Moscow. Carnegie Center, 2009. pp. 256-294. [in Russian]
- Krasikov V. I. Osnovnye filosofsko-religioznye interpretacii fenomena very [Basic philosophical and religious interpretations of the phenomenon of faith] / V. I. Krasikov. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2016. P. 97-99. [in Russian]
- Krasikov V. I. Religioznost'. V soznanii, istorii i sovremennosti [Religiosity. In consciousness, history and modernity] / V. I. Krasikov, Moscow, Saratov: All-Russian State University of Justice( RPA of the Ministry of Justice of Russia), Ai Pi Er Media, 2016. 196 p. [in Russian]
- Nikitenko A.V. Faktory stressa pri processe migracii [Stress factors in the migration process] / A.V. Nikitenko // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija [Psychology. Historical and critical reviews and modern research]. 2019. No. 5a (8). pp. 48-57. [in Russian]
- Nikitenko A.V. Psihologija urbanizacii i ruralizacii. Opyt nauchnogo issledovanija prichin, problem i motivacii [Psychology of urbanization and ruralization. The experience of scientific research of causes, problems and motivation] / A.V. Nikitenko, S. N. Khrameshin. M.: Publishing solutions, 2017. 44 p. [in Russian]
- Khrameshin S. N. Tehnika (umenie) i metody molitvy v vostochno-hristianskoj religioznoj tradicii [Technique (skill) and methods of prayer in the Eastern Christian religious tradition] / S. N. Khrameshin // Kontekst i refleksija: filosofija o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and man]. 2016. No. 4. P. 108-118. [in Russian]
- Khrameshin S. N. Issledovanie otdel'nyh aspektov fenomena pravoslavnoj molitvy v religiovedcheskom kontekste [Research of certain aspects of the phenomenon of Orthodox prayer in a religious context]: Monograph / S. N. Khrameshin, [B. M.]: Slavic-Greek-Latin Academy. Publishing Solutions, 2017. 116 p. [in Russian]
- Khrameshin S. N. Psihologicheskie prichiny ruralizacii v Rossii [Psychological causes of ruralization in Russia] / S. N. Khrameshin, A.V. Nikitenko // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija [Psychology. Historical and critical reviews and modern research]. 2016. № 2. P. 97–105. [in Russian]
- Tsots E. Raj potreblenija ili svoboda? Dva vybora, dve dorogi vnutri koronavirusa [Paradise of consumption or freedom? Two choices, two roads inside the coronavirus] / E. Tsots // IA REGNUM [Electronic resource]. URL: https://regnum.ru/news/2922980.html (accessed: 28.10.2020). [in Russian]
- Shamionov R. M. Harakteristiki sub’ektivnogo blagopoluchija lichnosti v uslovijah migracii [Characteristics of subjective well-being of the individual in the conditions of migration] / R. M. Shamionov // BBK 88+ 60.5 P 69. 2014. (15). P. 193. [in Russian]
- Molitva v raznyh religijah: chto vazhno znat' [Prayer in different religions: what is important to know] // Rambler / news [Electronic resource]. URL: https://news.rambler.ru/other/38200873-molitva-v-raznyh-religiyah-chto-vazhno-znat/ (accessed: 23.07.2018). [in Russian]