"ТЮТЧЕВ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ". ИЗ ПЕРЕПИСКИ С.Н. ДУРЫЛИНА И Н.К. МЕТНЕРА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.084
Выпуск: № 7 (97), 2020
Опубликована:
2020/07/17
PDF

"ТЮТЧЕВ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ". ИЗ ПЕРЕПИСКИ С.Н. ДУРЫЛИНА И Н.К. МЕТНЕРА

Научная статья

Скотникова Г.В. *

Российский институт истории искусств

* Корреспондирующий автор (galina-skotnikov[at]mail.ru)

Аннотация

Обращаясь к эпистолярному наследию С. Н. Дурылина и Н. К. Метнера, автор подчеркивает уникальную роль феномена перепискив жизни русской интеллигенции, сформировавшейся в предреволюционный период.С. Н. Дурылин видит философскую сущность творчества композитора, называя его «Тютчев в русской музыке». Такая характеристика, развитая позднее в статьяхИ.А. Ильина, близкого друга музыканта, может стать камертоном в современном, нередко противоречивом истолковании музыкального творчества и личности Н.К. Метнера.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, русская интеллигенция, С.Н. Дурылин и семья Метнеров, философская сущность музыки Н.К. Метнера, специалист-гуманитарий, душа, познание.

“TYUTCHEV OF THE RUSSIAN MUSIC”. FROM THE CORRESPONDENCE OF S.N. DURYLIN AND N.K. MEDTNER

Research article

Skotnikova G.V.*

Russian Institute of Art History

* Corresponding author (galina-skotnikov[at]mail.ru)

Abstract

Turning to the epistolary heritage of S. N. Durylin and N. K. Medtner, the author emphasizes the unique role of the phenomenon of correspondence in the life of the Russian intelligentsia, the class that emerged in the pre-revolutionary period. S. N. Durylin sees the philosophical essence of the composer’s work, calling him the “Tyutchev of the Russian music.” This characteristic was further developed in the articles of I.A. Ilyin, a close friend of the musician, and can become a tuning fork in contemporary interpretation of the music and personality of N.K. Medtner, which is often contradictory.

Keywords: epistolary heritage, Russian intelligentsia, S.N. Durylin and the Medtner family, philosophical essence of N.K. Medtner’s music, humanistician, soul, development of knowledge.

Феномен масштабного эпистолярного общения русской интеллигенции, пережившейисторический перелом начала XX века, свидетельствует о её верности исконной национальной традиции «сердечной мысли», глубоко личностного и ответственного осмысления идей и событий. Кроме того, как известно, именно слово, живое и одухотворённое, является в русской культуре основной культуросозидающей силой, имеющей целью внутренний рост взыскующей правды личности.

В жизни Николая Карловича Метнера (1881-1951) и Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954) переписка со многими корреспондентами играла значительную роль, как и у большинства представителей интеллигенции, дореволюционной поры. Достаточно сказать, что наследие каждого из них содержит около двух тысяч писем. Однако, в этом огромном наследии писем, которые они отправили друг другу совсем немного, считанные единицы. Например, переписка Н. К. Метнера и его близкого друга и единомышленника - Ивана Александровича Ильина (1883-1954) [I] - блистательного исследователя и истолкователя творчества музыканта [II] - содержит около 700 писем [3].

Для С.Н. Дурылина письмо - «окно в жизнь, в мысль, в искусство», «...самая свободная и таинственная форма письменного общения людей, - и самая целомудренная. Письмо – однолюб: оно – по идее, по существу, по форме, по назначению, – всегда обращено к одному, рассчитано на единственного читателя, в мире и во времени, и потому те, кто, прочитав, сжигают письма или уничтожают их в конце своей жизни, – правы: каждый второй, прочитавший письмо, уже разрушил его форму, его specificum, уже сделал его не письмом, а воззванием, обращением, прокламацией, чем-то, обращенным ко всем» [4, c. 252-253]. Вероятно, Н.К. Метнер согласился бы с такими словами. Для композитора, с глубокой болью и горечью писавшего, что он был дважды «выдавлен с родины» [III], переписка с соотечественниками, общение с родственными, понимающими душами в условиях не просто иной, но духовно чуждой среды [IV] имела важнейшее значение.

Волею судьбы «С.Н. Дурылин стал фактически своим в кругу семьи Метнеров» [VI, 298], войдя в этот круг благодаря личному знакомству и сотрудничеству с Эмилием Метнером (1872-1936) - основателем и главным редактором издательства «Мусагет» и журнала «Труды и дни» - являясь домашним учителем племянника братьев Метнеров- Андрея Сабурова. Из всех членов семьи самым близким по духовному складу С.Н. Дурылину был Н.К. Метнер. Он называл последнего «гением чистой красоты», чувствуя в его душе звучание струн, созвучных пушкинским.

Познакомившись с Н.К. Метнером в 1910 г., сделавшись его глубоким почитателем, С.Н. Дурылин написал ему в 1912-1913 годах четыре письма, содержащие посвящённые композитору стихотворения [V]. В письме от 26 июля 1913 г. С.Н. Дурылин говорил: «Вы проверили бессмертье фетовских, пушкинских и тютчевских стихов бессмертной тайной Вашего творчества, и вдвойне зазвучали эти «“приветы”, встающие из гроба…». Вы создали то, что создали в своих песнях, только потому, что в Вас есть какие-то поющие частицы Пушкина, Фета и Тютчева, – Вы как-то вторично услышали то, что в первый раз заслышано было ими» [7, с. 231]. По сути, С.Н. Дурылин обращается здесь к тайне «поэтического перевода» образного строя художественных явлений, отмечая безусловную родственность музыки Метнера и поэзии Тютчева.

Переписка между С.Н. Дурылиным и Н.К. Метнером, не будучи обширной, является необычайно значимой в смысловом, культурологическом аспекте, поскольку композиторское творчество Н.К. Метнера, его место в русской и мировой музыкальной культуре вызывало и вызывает противоречивые истолкования. Споры идут относительно верного ключа к сущностному содержанию музыкального мира композитора, основах его национального самосознания [8]. Представляется, что этот ключ был прозорливо найден С.Н. Дурылиным в статье «Тютчев в музыке», написанной к 125-летию поэта и опубликованной в 1928 г. в сборнике «Урания. Тютчевский альманах».

К написанию статьи С.Н. Дурылина побудили сложившиеся обстоятельства. С 1926 г. он жил в Мураново, имении Баратынских-Тютчевых, будучиучителемвнука Ф.И. Тютчева Кирилла Пигарёва и разбирая архив поэта. Именно в это время он получил предложение подготовить материал для юбилейного сборника, посвященного поэту.

Статью С.Н. Дурылин начал следующими словами: «Есть у Тютчева стих, который выражает и основную тематику его поэзии, и образ её воплощения: “Гармония в стихийных спорах” [VI]. “Стихийные споры” в природе, в человеке, в истории -- это, конечно, и есть содержание поэзии Тютчева; “гармония” этих «стихийных споров» в искусстве -- это и есть, кончено, эстетическое свойство поэзии Тютчева, делающее его «учителем поэзии для поэтов» [9, с. 269]. Завершали статью следующие строки: «В Метнере Тютчев нашёл композитора... конгениального, давшего подлинную музыкальную жизнь высоким созданиям его лирики. Творчеством Метнера русская музыка уплатила свой долг лирике Тютчева» [9, c. 285].

Свой труд С.Н. Дурылин отправил композитору вместе с письмом от 31 января 1929 г., сделав на сборнике надпись: «Тютчеву русской музыки и глубочайшему истолкователю его “гармоний в стихийных спорах”- Н.К. Метнеру с любовью, признательностью и сердечной давней приверженностью - автор».

С.Н. Дурылин пишет [10, с. 396]: «самые (и единственно) дорогие для меня страницы написаны о Вас», говорит, что видит в Метнере «лучшего и совершеннейшего истолкователя вещего поэта», любимого с ранней юности; со смущением отмечает свою дерзость: «Я не музыкант - и пишу о музыке, пишу о Вас; я не “специалист по Тютчеву” - и пишу о великом поэте». В письме к А.А. Сабурову [6, c. 303] С.Н. Дурылин называет музу Н.К. Метнера «музой скорби, величия и чистоты!»

Возможность написать ответ [10, с.395] появилась у Н.К. Метнера только в конце сентября 1929 г. Выражая благодарность за «чудесную и бесконечно лестную статью», музыкант отмечает «редко встречающуюся в подобных статьях ... любовь, то есть опять-таки то же самое касание до Вашей души того предмета, о котором Вы пишете». Н.К. Метнер подчеркивает: «А разве смеет кто-нибудь назваться «специалистом» по тому предмету, который не коснулся души его? Именно любовь однаделает «специалиста», ...ибо она зряча, она терпелива, прилежна, верна и глубока. Правда, иногда и ненависть даёт права, но только как оборотная сторона любви, той же зрячей любви» [10, c. 395].

Н.К. Метнер говорит, что поверил С.Н. Дурылину: «Но поверил не тому, что я в самом деле Тютчев в музыке, но поверил состоявшемуся касанию между нами тремя» [10, c.396].

Обращение к этистолярному диалогу двух высокоодарённых русских интеллигентов, в чьём творчестве трагедийная реальность отечественной культуры оказалась осмысленно преодоленной и высветленной, позволяет полноценнее понимать и историю, и современность.

Имя Сергея Николаевича Дурылина, удивительно разностороннего человека, литературоведа, искусствоведа, этнографа, поэта, прозаика, религиозного писателя, беседовавшего с Л.Н. Толстым, дружившего с В.В. Розановыми и М.В. Нестеровым, родившегося в царствование Александра III и ушедшего из жизни при Хрущёве, принявшего в 1920 г. сан священника, в 1949 г. награжденного орденом Трудового Красного Знамени, начиная с 1990-х годов вызывает неослабевающий интерес [VII]. В 1993 году 26 сентября в Болшеве был открыт Дом-музей С.Н. Дурылина в здании, построенном в 1936 г. по совместному проекту С.Н. Дурылина и А.В. Щусева из остатков разрушенного Страстного монастыря. На протяжении многих лет этот дом был духовно-религиозным центром общения. Здесь бывали или находились в переписке с хозяином философы В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев, С.Н. Булгаков, священники новомученики Алексей Мечев, Михаил Новоселов, отпинский старец Анатолий Потапов и др.

Неуклонно возрастает и внимание к композиторскому, пианистическому и литературно-эстетическому наследию Н.К. Метнера, человеку, для которого музыкальное творчество наряду с другими искусствами было святыней, музыканту-философу, жившему созерцанием существа вещей, представителю русского «творческого акта» [VIII], композитору, остававшемуся вне Родины национальным художником, классиком русской музыки [IX].

Примечания:

I. Далеко не случайно текст книги Н.К. Метнера «Муза и мода (защита основ музыкального искусства)», впервые изданной в 1935 г. в основанном С.В. Рахманиновым издательстве «Таир», помещен в собрании сочинений И.А. Ильина

II. Речь идёи о статьях: «Музыка Метнера (1929, журнал «Русский колокол», Берлин); «О музыке Метнера» (1932, газета «Возрождение», Париж); «Музыка и слово» (1934, газета «Возрождение», Париж) и о трактате «Николай Метнер - композитор и провидец (Романтизм и классицизм в современной русской музыке» (лекция, прочитанная Ильиным в 1943 в Цюрихе и в 1947 в Цолликоне). Впервые эти труды были опубликованы в России Ю.Т. Лисицой. Кроме того философ посвятил Н.К. Метнеру свои труды «Духовный смысл войны» и «Что такое художественность?»

III. Первый раз Н.К. Метнер оказался за границей на гастролях в 1921 г., отнюдь не стремясь «уехать из России на многие годы», ища стабильности для существования своей семьи в условия рушившейся художественной жизни. В 1933 г., оформив все необходимые документы для концертов в СССР, получил принципиальный запрет на возвращение на Родину.

IV. Цивилизацию Запада композитор называет «бесцельной, самодовлеющей и самоуничтожающей», имеющей «также мало общего... с настоящей культурой, как заводная кукла с человеком»

V. «Бор» (08.09.1912), «В тихий нисходишь Аид, о путник путей мусикийских» (09.02. 1913 г., имеющие посвящение - «Дорогому и бесконечно ценимому Николаю Карловичу Метнеру»), «Телега» (26.07.1913), «У земли» (16.08.1913).Среди опубликованных сочинений Н.К. Метнера нет ни одного, написанного на слова С.Н. Дурылина 10.

VI. Est in arundineis modulation musica ripis

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Cозвучье полное в природе,—

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Ф.И. Тютчев

VII. Приведём ряд изданий: Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография». Кн. I: Исследования / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. М.: Российский издательский дом «Регнум», 2010. 512 с. ; Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография». Кн. II: Тексты. Библиография / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. М.: Российский издательский дом «Регнум», 2011. 512 с. Стукалова И. Метафизичность бытия в творчестве С. Н. Дурылина. Философия советского подполья. Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing. 72 с. Творческое наследие С. Н. Дурылина. М.: Совпадение», 2013. 174 с. Торопова В. Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014. 349с. 27-28 сентября 2016 г. состоялась III научно-теоретическая конференция «Творческое наследие С.Н. Дурылина», посвященная 130-летию со дня его рождения (1886-2016).

VIII. Именно такой термин употребляет, характеризуя его творчество И.А. Ильин.

IX. Состоялся ряд музыкальных конкурсов: I Международный конкурс памяти Н.К. Метнера , сентябрь- ноябрь, 2016; Всероссийский конкурс юных композиторов и музыкальных журналистов имени Н. К. Метнера «Музыкальное творчество: создание и познание», 2018; II Международный конкурс памяти Н.К. Метнера, приуроченный к 140-летию со дня рождения Николая Карловича Метнера – пианиста, педагога и композитора, сентябрь 2019 - январь 2020; объявлен III Международный музыкальный конкурс памяти Н.К. Метнера, сентябрь-ноябрь 2021. Значительным событием стали Международные конференции: «Семья Метнеров и культура Серебряного века». М., 2002; «Семья Метнер в российской и мировой культуре». М. 2012. Осуществлено переиздание дополненной монографии Долинской Е.Б. Николай Метнер. М.: Музыка; П. Юргенсон, 2013. 328 с.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Метнер Н.К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства) // Ильин И.А. Собр. соч.в 10 томах. М. : Русская книга. Т.6, кн.1. 1996. С. 445-533.
  2. Ильин И.А. Собр. соч. кн. в 10 тт. Т. 6, кн. II,III. 1996, 1997.
  3. Тарасова Е. Иван Ильин о Николае Метнере (на материале статей и писем) // Вестник РАМ им. Генисиных,2009, № 2. С. 29.// URL: http://www. gnesin-academy.ru/vestnikram/file/3tarasova.pdf (дата обращения 25. 05 2020)
  4. Дурылин С. В своем углу. К 120-летию С.Н. Дурылина 1886-1954. Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2006.
  5. Метнер Н.К. Письма. Сост., ред. и вступ. ст. З.А. Апетян; Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. М.: Сов. композитор, 1973. С.192.
  6. Нефедьев Г.В. С.Н. Дурылин и Метнеры: К истории творческих взаимоотношений //Литературный факт. 2018 № 10. С.294-306.
  7. Резвых Т.Н. «Долго, долго мог бы я беседовать с Вами…» Дурылин, Метнеры и Васильев: годы разговора// Книгоиздательство «Мусагет»: История. Мифы. Результаты. Исследования и материалы. Сост. и вступ ст. Резниченко А.И. М.: 2014 С. 230.
  8. Скотникова Г.В. Творческие заветы Н.К. Метнера культуре современной России //Доклад на III конференции Международные «Слепухинские чтения -2018»: Мировые войны XX века в наследии русских эмигрантов и репатриантов) (Рукопись).
  9. Дурылин С.Н.Тютчев в музыке // Урания: Тютчевский альманах. 1803-1928 . Под ред. Е.П. Казанович; Вступит. ст. Л.В. Пумпянского. -Л.: Прибой, 1928. 314 с.
  10. Николай Карлович Метнер. Письма. Составление и редакция З.А. Апетян. М.: Советскийкомпозитор,1973.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Metner N.K. Muza i moda (zashchita osnov muzykalnogo iskusstva) [Muse and Fashion (protection of the basics of musical art)] // Ilyin I.A. Coll. of Works in 10 volumes. M.: Russian Book. V.6, Book 1. 1996. P. 445-533. [in Russian]
  2. Ilyin I.A. Sobr. soch. kn. v 10 tt. [Coll. of Works in 10 v.] V. 6, Books II, III. 1996, 1997. [in Russian]
  3. Tarasova E. Ivan Ilyin o Nikolae Metnere (na materiale statei i pisem) [Ivan Ilyin about Nikolay Metner (based on articles and letters)] // Gnessin State Musical College, 2009, No. 2. P. 29. // URL: http://www.gnesin-academy.ru/vestnikram/file/3tarasova.pdf (Accessed: 25. 05 2020) [in Russian]
  4. Durylin S. V svoem uglu. K 120-letiyu S.N. Durylina 1886-1954 [In his corner. To the 120th Anniversary of S.N. Durylin 1886-1954]. Library of Memoirs. : Young Guard, 2006. [in Russian]
  5. Medtner N.K. Pisma. Sost., red. i vstup. st. A. Apetyan; Gos. tsentr. muzei muz. kultury im. M.I. Glinki. [Letters. Comp., ed. and entry. art. by Z.A. Apetian; St. Centr. Museum of Mus. Culture named after M.I. Glinka] M.: Soviet Composer, 1973. P.192. [in Russian]
  6. Nefediev G.V. S.N. Durylin i Metnery: K istorii tvorcheskikh vzaimootnoshenii [Durylin and Metner: On the History of Creative Relationships] // Literaturniy fakt [Literary Fact]. 2018 No. 10. P.294-306. [in Russian]
  7. Rezvyh T.N. «Dolgo, dolgo mog by ya besedovat s Vami…» Durylin, Metnery i Vasilyev: gody razgovora [“For a Long, Long Time Could I Talk to you ...” Durylin, Medtner and Vasiliev: Years of the Dialogue]// Musaget Publishing House: History. Myths. Results. Research and Materials. Comp. and Entry Art. by Reznichenko A.I. M.: 2014 P. 230. [in Russian]
  8. Skotnikova G.V. Tvorcheskie zavety N.K. Metnera kulture sovremennoi Rossii [Creative Testaments of N.K. Medtner to the Modern Culture of Russia] // Report at the III International Conference “Slepukhin Readings -2018”: World Wars of the 20th Century in the Heritage of Russian Emigrants and Repatriates) (Manuscript). [in Russian]
  9. Durylin S.N.Tyutchev v muzyke [Tyutchev in Music] // Urania: Tyutchevsky Almanac. 1803-1928. Ed. by E.P. Casanovich; Entry Art. by L.V. Pumpyansky. – L.: Priboy, 1928.314 p. [in Russian]
  10. Nikolai Karlovich Medtner. Pisma. [Nikolai Karlovich Medtner. Letters.] / Edited by Z.A. Apetian. : Soviet Composer, 1973. [in Russian]