ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ
Шабанова В.А.
ORCID: 0000-0002-2497-3179, Кандидат педагогических наук, Московский государственный институт культуры
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена особенностям подбора оптимальных вариантов колористического решения интерьера для средней полосы России. Подробно рассматривается факторы, влияющие на субъективное восприятие цвета. Рассматривается влияния светового климата конкретной местности и восприятие цвета с учётом психологических особенностей менталитета людей, проживающих в данной локации. Представлены практические рекомендации по проектированию колористического решения гармоничного интерьера.
Ключевые слова: проектирование интерьера, гармонизация цветового решения предметно-пространственной среды, световой климат, психология восприятия цвета, колористическое решение офисного пространства.
Shabanova V.A.
ORCID: 0000-0002-2497-3179, PhD in Pedagogy, Moscow State Institute of Culture
THE PROBLEM OF CHOOSING OPTIMAL VARIANTS OF COLOR SOLUTION OF THE INTERIOR FOR THE CENTRAL PART OF RUSSIA
Abstract
The article is devoted to peculiarities of the selection of the optimal variants of color solution of the interior for the Central part of Russia. Explores the factors that influence the subjective perception of color. Discusses the influence of the light climate of a specific location and colour perception taking into account psychological peculiarities of the mentality of the people living in this location. Presents practical guidelines for designing harmonious color palette of the interior.
Keywords: interior design, harmonization color solutions spatial environment, lighting, climate, psychology of color perception, color palette office space.
Начиная с середины XX столетия учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. Проблема поиска и унификации оптимальных вариантов колористического решения интерьера актуальна и сегодня, так как колористическое решение интерьера - основа создания функционального и психофизиологического комфорта, направленного на повышение производительности труда, снижение утомляемости, улучшение гигиенических условий и освещенности [3].
Вопросы проектирования интерьера и создания гармоничной предметно пространственной среды рассматривали такие исследователи как А.В. Ефимов, В.П. Зинченко, Э.В. Змановских, В.Т. Минервин, В. М. Мунипов, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Т. Шимко и др. Обращались к интерьеру как объекту психологических исследований Л.А. Воронец, И. И. Квасников, Н.Н. Степанов и др. Проблема построения колорита поднималась в трудах И. Ньютон, И. В. Гете, Я. Э. Пуркине, И. П. Мюллер, Г. Л. Гельмгольц, Т. Юнг, В. Оствальда, О. Рунге, А. Манселла, И. Иттон и др. Значением колорита в проектной культуре дизайнера занимались К.Ю. Бондарева, М. В. Брызгов, О.В. Ильина, Ю.В. Медведев, А.В. Пахомова и др.
Однако на сегодняшней момент ощущается нехватка узких исследований в области технической эстетики и дизайна, рассматривающих особенности восприятия цвета с учетом геофизических и климатических параметров конкретной местности.
Проект цветового решения интерьера должен учитывать требования создаваемого образа предметно-пространственной среды и его функциональных характеристик.
«Понятие – «цвет» невозможно поставить в один ряд с такими понятиями как ритм, пропорции или масштаб, поскольку цветовые пятна сами имеют пропорциональные отношения, ритмику, могут быть симметричными или ассиметричными» [6, с 122].
Цветовое восприятие тесно связано с фактурой поверхностей фигур, тел, пространств, которая может иметь различные градации от глянцевой (полуглянцевой, полуматовой, матовой, шероховатой) до грубо шероховатой. В следствии чего ходе проектирования интерьера необходимо продумывать цветофактурную композицию тех или иных объектов предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда немыслима без единовременности восприятия средового состояние (геоклиматических условий) и композиционного решения проектируемого пространства, которое включает в себя комплексное влияние таких факторов, как функциональное назначение и индивидуальных особенностей людей, для которых это пространство предназначается, их субъективных впечатлений и психологических ассоциаций от элементов предметно-пространственной среды, а так же композиционно-пространственного решения интерьера [7].
В процессе проектирования интерьера необходимо учитывать световой климат [5]. На психологическое состояние человека свет оказывает влияние за счёт характера освещенности пространства помещения и выявления пластики форм элементов интерьера. Свет влияет на восприятия цвета, вызывая психологические ассоциации: полумрак – тревога или сонливость, залитое светом пространство – радость, повышенный тонус.
Свет воздействует на человека в соответствии с законами физики и зависит от: мощности светового потока, расстояния от источника освещения и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней и характера их модуляций.
Мощность светового потока зрительно выражается в его цветовой температуре, варьирующейся при повышении от красного к синему участку в спектре видимого излучения. Средняя цветовая температура естественных источников освещения, например, солнечных лучей, зависит от климатических условий: географической широты и состояния атмосферы [1].
Так как высота подъема солнца над горизонтом в средней полосе России (Москва) в среднем колеблется от 11,28° до 57,29° [4], цветовая температура в условиях солнечного дня изменяется от 3500 К до 5400 К. Этот фактор влияет на характер цветовой гаммы окружающего пространства. Для помещения с прямым освещением будет характерно преобладание желтовато-красных оттенков на освещенных поверхностях и синих теней. Для помещения с боковым освещением цветовая температура находится в пределах от 7100 К до 8000 К, следовательно, цвет освещенных поверхностей будет беловато – голубоватым, а тени приобретут коричневато-красноватый оттенок.
Особенности направленного лучистого потока в облачный и ясный день необходимо учитывать при выборе цветового решения в интерьере. Цвета поверхностей должны визуально приятно восприниматься при наложении красно-оранжевого фильтра (солнечный день) и сине-зеленого (облачный день). Также стоит отметить, что, исходя из региональных особенностей средней полосы России, поверхности, окрашенные в светлые (пастельные) охристо-желтый и желто-оранжевый цвета, в менталитете людей, проживающих на этой территории, будут создавать ощущение участка, залитого солнечным светом. Равно как в более южных широтах подобный эффект достигается от участков пространства белого цвета.
В условиях различной цветовой температуры многие цветовые пигменты воспринимаются глазом по-разному. Человек не всегда осознает это, так как за счет зрительной памяти в привычном для нас пространстве локальные цвета предметов воспринимаются как константа. Например, стена, окрашенная охристо-оранжевым цветом, освещенная солнцем, будет визуально приятна для глаза, создавая высокий уровень психологической комфортности, так как приобретет теплый красновато-оранжевый оттенок. В условиях пасмурного дня глаз будет воспринимать ту же стену как охристо-зеленоватую под воздействием бело-голубых лучей рассеянного дневного света, что будет усиливать субъективное ощущение мрачного дня. В зависимости от колера охристо-оранжевого в подобных условиях стена может приобрести оттенок сиены или умбры, что будет восприниматься как блеклый землистый цвет и значительно снизит уровень психологической комфортности. На восприятие локального цвета также оказывает значительное влияние свойство поверхности отражать свет. Матовые, поглощая свет, будут восприниматься более теплыми, однако, в условиях дневного освещения в пасмурный день или недостаточной мощности искусственного освещения они могут приобретать грязно-серый оттенок. Глянцевые поверхности за счет своей светоотражательной способности будут увеличивать цветовую температуру и восприниматься более холодными. Однако, при недостатке освещения они могут выглядеть блеклыми.
При подборе цветового решения необходимо учитывать цветовую температуру среды, в которой будут восприниматься данные цветовые пигменты, поскольку от этого зависит уровень психологической комфортности человека. В условиях солнечного дня повышается активность и работоспособность человека. Пасмурный день провоцирует общее снижение тонуса организма человека. Так как для средней полосы России характерно наличие относительно небольшого числа солнечных дней (82 при 184 облачных 98 пасмурных в год) [4], необходимо подбирать в помещении искусственное освещение, имитирующее световые условия солнечного дня для компенсации нехватки света. Поскольку условия освещенности в солнечный и пасмурный дни имеют свои отличия, для искусственного освещения необходимо продумывать возможности его планомерного комбинированного использования, увеличивая или уменьшая интенсивность освещения.
Опираясь на выше изложенные особенности цвета, можно выделить закономерность в цветовых гармониях, адаптированные к условиям средней полосы России (в частности, Москвы).
Возможность количественного использования теплых и холодных оттенков наглядно представлена посредствам цветового круга (рис 1). В данном цветовом круге преобладают цвета жёлто-оранжевой части спектра, что наиболее предпочтительно для колористического решения в целом и соответствует параметрам естественного освещения в данной климатической зоне.
Рис. 1 - Цветовой круг оптимального соотношения цветов для колористического решения в условиях средней полосы России
В условиях естественного освещения в солнечный день, основные тёплые охристо-оранжевые цвета будут сгармонизированы за счёт холодных сине-фиолетовых теней, порожденных солнечными лучами, имеющими теплый жёлто-красный оттенок. В условиях пасмурного и облачного дня поверхности, окрашенные в тёплые охристо-оранжевые цвета, при наличии нормативного искусственного освещения, будут создавать достаточные условия для компенсации нехватки солнца (психологически создавать иллюзию пространства, заполненного солнцем).
Сине-фиолетовые цвета занимают в данном цветовом круге шестую часть и составлены из тёплых оттенков, так как в условиях климата средней полосы России помещения с использованием холодного колорита в зимний период создают менее комфортную психологическую среду, усиливая субъективное ощущения недостатка тепла. Однако, в ряде случаев, их применение обосновано функциональным назначением проектируемого помещения (учебные аудитории, больничные помещения, зоны отдыха и релаксации для людей, страдающих гипертонией или гиперактивностью). Присутствие синих оттенков в данном цветовом круге обусловлено также принципом гармонизации колорита на основе дополнительных цветов, при этом их использование в сравнение с жёлто-оранжевыми оттенками можно приблизительно выразить количественным отношением 1÷2.
В предлагаемом цветовом круге представлены все основные цвета стандартного цветового круга и действуют те же законы построения цветовых гармоний (контрастное цветовое решения или сближенная цветовая гамма), однако, в данной модели выражены их количественные соотношения, способствующие созданию психологически комфортного цветового климата.
Так как колористическое решение интерьера обусловлено его функциональным назначением, остановимся более подробно на разработке цветового решения для офисного пространства (рис. 2).
Рис. 2 - Таблица цветового решение для офисного пространства
Разрабатывая интерьер офисного пространства, необходимо учитывать, что преобладание конкретного цвета в колористическом решении интерьера провоцирует соответствующую эмоциональную реакцию, способную оказывать влияние на работоспособность и поведение людей.
Например, различные оттенки голубого располагают к мыслительной деятельности и создают условия для коммуникативного взаимодействия. В условиях офисного пространства указанный нами цвет часто применяется для оформления конференц залов. Однако, родственный синий оказывает прямо противоположное действие: в зависимости от своей насыщенности снижает концентрацию внимания и способствует расслаблению.
Для оттенков зеленого характерно стабилизирующее воздействие на нервную систему человека: общий тонизирующий эффект, стабилизация кровяного давления, расслабление и релаксация глазных мышц. Оттенки красного повышают кровяное давление и уровень адреналина в крови, что благотворно влияет на работоспособность даже медлительных людей. При этом преобладание в колорите интерьера красных и зелёных цветов порождает подсознательную жажду наживы, что усугубляет агрессивную реакцию, вызываемую красным цветом.
Фиолетовый фон повышает общий тонус, стимулирует работу лёгких и сердца. Однако, преобладая в цветовой гамме интерьера, вызывает чувство усталости и апатии.
Интерьер, построенный на сочетании синего и жёлтого цветов, успокаивает. Окрашенный розовым пол создает ощущение опасности, коричневый — уверенности. Люминесцентные лампы дневного света раздражают нервную систему, тогда как тёплый свет повышает настроение и создает творческую атмосферу.
Пространство, окрашенное только в ахроматические цвета, люди стараются инстинктивно покинуть. Оттенки жёлтого и зеленого создают иллюзию более просторного помещения, в то время как красные и оранжевые его сужают. Субъективность восприятия температуры помещения понижается в зависимости от смещения основного цвета колорита от красного к синему.
Сочетание сине-зелёного как доминантного цвета с оттенками красного в небольшом количестве повышают работоспособность. Жёлтый активизирует умственную активность, а в сочетании с оранжевым и зелёным смягчают утомление от мыслительной деятельности. К примеру, для офисного пространства предпочтительны жёлто-зелёные оттенки, для мест общественного питания – оранжево - красные, для колорита рекреационных зон важен не выбор цвета, а степень полихромности и контрастности.
При проектирование интерьерного пространства необходимо учитывать психологическое воздействие каждого из цветов колорита в соответствии с площадью его использования.
После практической реализации проектов интерьеров, колористическое решение которых базировалось на предложенном цветовом круге, с помощью экспонометра были проведены замеры цветовой температуры в условиях пасмурного дня в январе. Цветовая температура при включенном искусственном освещении (освещенность 150 лк) составила 5400 К, что соответствует световым условиям летнего полуденного солнца. По субъективным ощущениям заказчиков дизайнеру удалось достичь высокий уровень комфортности интерьера.
Таким образом, ориентация при разработке колористического решения интерьера на световой климат конкретной местности и восприятие цвета с учётом психологических особенностей менталитета людей позволит реализовать задачи проектирования гармоничного интерьера.
Литература
- Исаченко В.П./ В.П. Исаченко, В.А. Осипова, А.С. Сукомел. Теплопередача: Учебник для вузов. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: Энергоиздат, 1981. – 416с., ил.
- Козловский В.Д. Абстрактно-композиционный метод моделирования в проектировании предметно-пространственной среды на примере процессов обучения во ВХУТЕМАСе и Баухаузе / Интеграционная образовательная среда в подготовке специалистов декоративно – прикладного творчества в вузах культуры и искусств: научно - практическая конференция 2014г [сб. выст.]/МГУКИ. – М., 2014. - С.157-163.
- Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. — 356 с.: ил.
- Статистические данные по городу Москва [Электронный ресурс] URL: http://voshod-solnca.ru/Москва.html (дата обращения 17.06.2016)
- Строительные нормы и правила Российской федерации. Естественное и искусственное освещение, СНиП 23-05-95 [Электронный ресурс] URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1898/index.htm (дата обращения 17.06.2016)
- Шабанова В.А. Междисциплинарная интеграция как средство формирования культуры цвета в процессе подготовки будущего дизайнера // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016г. - № 4 (46). Часть 3. – С. 121 – 123
- Шимко В.Т. Архитектурно – дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): Учебник / В.Т Шимко, 2-е издание дополненное и исправленное. М.: Архитектура-С, 2009. – 408 с.
References
- Isachenko V. P./ V. P. Isachenko, V. A. Osipova, A. S. Sukomel. Heat transfer: Textbook for universities. – 4-e Izd., reprocessing. and extra – M.: Energoizdat, 1981. – 416p., Il.
- Kozlovsky V. D. Abstract-the compositional modeling method in the design of objective-spatial environment on the example of learning processes in VKhUTEMAS and the Bauhaus / Integration educational environment in the training of specialists of applied and decorative arts in the universities of culture and arts: scientific - practical conference, 2014 [venue].]/MGUKI. – M., 2014. - P. 157-163.
- Munipov VM, Zinchenko V. P. Ergonomics: human-centred design techniques, software tools and environments: a Textbook. — M.: Logos, 2001. — 356 p.: Il.
- Statistical data for the city of Moscow [Electronic resource] URL: http://voshod-solnca.ru/Москва.html (accessed 17.06.2016)
- Building regulations of the Russian Federation. Natural and artificial lighting, SNiP 23-05-95 [Electronic resource] URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1898/index.htm (accessed 17.06.2016)
- Shabanov V. A. Interdisciplinary integration as a means of building a culture of color in the process of preparation of the future designer // international research journal. – 2016. - № 4 (46). Part 3. – P. 121 – 123
- Shimko V. T. Architectural and design projects. Fundamentals of the theory (approach): Textbook / V. T Shimko, 2nd edition revised and corrected. Moscow: Architecture-S, 2009. – 408 p.