СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ЖАНРОВОЕ НОВАТОРСТВО В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ 1960–1970-Х ГОДОВ: ПОВЕСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.157.72
Выпуск: № 7 (157), 2025
Предложена:
01.06.2025
Принята:
25.06.2025
Опубликована:
17.07.2025
395
1
XML
PDF

Аннотация

Как известно, башкирская литература до ХХ века развивалась в русле восточных литератур с сильными поэтическими традициями. Поэтому активизацию лиризма в эпических произведениях 1960–1970-х годов можно объяснить возрождением традиций в новых условиях, наличием в истоках национальной прозы лирического и романтического начал. Наметившееся усиление психологического анализа в литературе, выдвижение на первый план гуманистических и нравственных критериев, также послуживших усилению лиризма в прозе, появлению новых жанровых и стилевых тенденций в эпических формах, в этот период получили в той или иной мере всеобъемлющий характер.

Творческие поиски З. Биишевой, Р. Низамова, Н. Мусина, Ф. Исянгулова и др. в эти годы сопровождаются обновлением традиций и рождением новых повествовательных форм. Социально-психологические, лирико-философские стилевые направления переплетаются в этих произведениях в сложный синтез с сатирико-юмористической, фольклорно-мифологической, публицистической тенденциями.

1. Введение

Актуальность работы заключается в том, что исследование стилевого многообразия и жанрового новаторства позволяет открыть новые грани как отдельных произведений, так и характерных примет стиля русской, всей многонациональной российской, так и всей башкирской прозы указанного периода. Многоаспектное изучение новаторского обновления традиционных литературных жанров, поиск новых жанрово-стилевых форм, исследование возрождения литературных традиций в новых условиях позволяют определить основные тенденции развития башкирской прозы второй половины ХХ века в целом.

Стилевое многообразие и жанровое новаторство в башкирской прозе 1960–1970-х годов, мощное движение к социально-философскому эпическому целому проявилось в повестях Р. Низамова, Ф. Асянова, З. Султанова, Я. Валиева, Н. Мусина, К. Киньябулатовой, А. Хакимова и др. Вследствие этого жанрово-стилевое многообразие и новаторство в башкирской прозе второй половины XX века рассматривается в данной работе преимущественно на материале повестей вышеназванных авторов.

Цель исследования — выявить стилевое многообразие и жанровое новаторство в башкирской прозе 1960–1970-х годов на основе сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического анализа жанровых компонентов, наличествующих в повестях указанного периода.

Нашими задачами являются:

– определение стилевого многообразия и жанрового новаторства в башкирской прозе;

– выявление причины обращения писателей к новым жанровым формам в исследуемый период;

– определение жанрово-стилевого многообразия, создающего новую внутреннюю повествовательную форму в повестях Р. Низамова, Ф. Асянова, З. Султанова, Я. Валиева, Н. Мусина, К. Киньябулатовой, А. Хакимова;

– установление взаимосвязи и взаимообусловленности формального и содержательного компонентов во внутренней форме художественного целого с учетом особенностей, привносимых синтетическим началом на уровне жанра.

Научная новизна исследования заключается в определении различных жанрово-стилевых разновидностей, новой внутренней эпической формы в повестях башкирских писателей, творивших в 60-70-е годы ХХ века, что впоследствии было дальше развито другими писателями. Данный аспект исследования впервые избран для настоящего исследования в качестве ключевого и представляет несомненный интерес и для осмысления индивидуального стиля писателей. Впервые жанровая поэтика повестей З. Биишевой, Р. Низамова, Ф. Асянова, И. Гиззатуллина и др. рассмотрена с точки зрения проблемы стилевого многообразия и жанрового новаторства.

2. Методы и принципы исследования

В статье применяются следующие методы исследования: сравнительно-исторический, герменевтический и контент-анализ.

Полученные результаты показали, что повести башкирских писателей 1960–1970-х годов свидетельствуют о стилевом многообразии и жанровом новаторстве в башкирской прозе данного этапа развития национальной литературы, эти произведения послужили возникновению различных жанрово-стилевых направлений в башкирской прозе второй половины ХХ века вплоть до сегодняшнего времени.

Материалы исследования: К. Киньябулатова «Слово для живых» (1971), Я. Валиев «Сильная птица, ты, скворец» (1968), Ф. Асянов «Цветы обновляют листья» (1970), Р. Низамов «По следам отца» (1977), А. Хакимов «Перелетные птицы» (1974), «Байга» (1977), «Сполохи» (1978), «Мост» (1979), И. Гиззатуллин. «Сад влюбленных» (1975), Ш. Янбаев «Бадыяныч» (1972), М. Хайдаров «Горное яблоко» (1975).

Теоретической базой исследования послужили:

1) труды по теории литературы Г.Н. Поспелова

, В.Е. Хализева
, И.Ф. Волкова
, А.Б. Есина
, в которых обсуждаются теоретические и методологические вопросы литературы, в том числе вопросы жанров и стилей, позиции разных научных направлений и школ, рассматриваются различные концепции художественного творчества, функционирования литературных произведений;

2) фундаментальные исследования В.М. Жирмунского

, М.М. Бахтина
, Б.В. Томашевского
, где стиль рассматривается как отражение миросозерцания поэта, тесно связанного с историей литературы и историей культуры в целом, вскрывается единство в изучении стиля и художественной сущности литературных произведений;

3) теоретические изыскания Н.Д. Лейдермана

, Д.С. Лихачева
, в коллективном научном издании в 2-х томах «Проблемы художественной формы социалистического реализма»
, раскрывающие основные тенденции и закономерности развития советской прозы 1960–1970-х гг., в которых освещается процесс возникновения, развития, взаимодействия жанров как испытанных «форм времени»;

4) пятый, шестой и седьмой тома фундаментальной семитомной «Истории башкирской литературы»

,
,
, учебники для вузов «Башкирская литература двадцатого века»
, «Башкирская литература ХХ-ХХI веков»
, где прослеживаются этапы развития башкирской прозы 1960–2020-х годов.

5) труды Г.Б. Хусаинова

,
, А.Х. Вахитова
,
, Р. Н. Баимова
,
,
,
, предметом которых являются исследования этапов развития башкирской прозы, в частности, анализируются особенности взаимосвязи и взаимодействия жанров и стилей эпических произведений башкирских писателей. В трудах академика Г.Б. Хусаинова проводятся изыскания этапов становления и развития башкирской литературы в целом, поднимаются актуальные проблемы литературного процесса, выявляются закономерности формирования и обогащения различных жанров башкирской литературы, стилевого многообразия и жанрового новаторства башкирской прозы ХХ века. В монографиях Р.Н. Баимова изучаются процессы формирования и эволюции жанров башкирской прозы ХХ века, исследуются эволюция, жанрово-стилевая природа, поэтика, синтез жанров и стилей эпических жанров в 1960–1980-е гг. В трудах А.Х. Вахитова прослеживаются возникновение и становление жанрово-стилевой системы башкирской прозы как самобытного литературно-художественного явления, раскрывается движение к социально-философскому эпическому целому.

Практическая значимость материалов исследования заключается в возможности их применения с целью дальнейших научных изысканий в области проблемы взаимодействия и взаимовлияния, обогащения эпических структур, расширения типологии башкирских повестей и романов, в практике преподавания башкирской литературы на филологических факультетах вузов, при подготовке общих и лекционных курсов, создании учебных пособий по истории башкирской литературы.

3. Основная часть

В 1960-1970-е годы активизируется лирическая проза. Пристальное внимание к внутреннему миру личности определяется верой в духовные возможности человека, в его гражданскую зрелость. Литература становится более «поэтичной», нравственно чуткой, человечной. Появляются произведения-монологи «Слово для живых» К. Киньябулатовой, «Сильная птица, ты, скворец» Я. Валиева, «Твоя любовь» Н. Мусина и др., рассчитанные на интимный, доверительный разговор с читателем

.

Главные и наиболее общие жанровые (содержательные и внешние) признаки башкирской лирической прозы — это глубокая искренность повествования с оттенком исповедальности; частое обращение героя к прошлому для оценки себя, своего жизненного пути; стремление за частными, казалось бы, фактами увидеть важное, существенное; ассоциативная образность, иносказательность, повествование от первого лица.

Особенно выпукло данные признаки проявились в повестях Я. Валиева «Сильная птица ты, скворец», Ф. Асянова «Цветы обновляют листья». Эти произведения построены в форме воспоминаний-путешествий главного героя в прошлое, пережитое. Прошлое в них измеряется и оценивается с высоты сегодняшнего духовного опыта героя, детские и юношеские переживания становятся предметом анализа и осмысления взрослого человека. Минувшее освещается, таким образом, светом сегодняшнего дня, прошлое откликается в настоящем. В воспоминаниях-рассказах героев раскрывается динамика эпохи, драматизм чувств и социальных явлений. Форма воспоминаний дает возможность остановиться на самых важных, острых моментах истории и судеб героев

.

Обращение к различным временным пластам, изображение событий в преемственной связи времен, в чередовании прошлого и настоящего характерно для повести Р. Низамова «По следам отца». В ней рассказывается о значительных драматических событиях биографии сначала подроста, а затем и взрослого, состоявшегося мужчины, куда вплетаются его воспоминания. В самом факте обращения к различным временным пластам, в стремлении сблизить их лежит аналитическое начало.

Основу событий повести Р. Низамова «По следам отца» составляют воспоминания Ракипа — центрального персонажа — о своем детстве, о деревне военного времени. Это воспоминание-рассказ чередуется с дневниковыми записями его отца — Гайнуллы и воспоминаниями Ильбая — кавалериста дивизии башкирских конников.

Вместе с показом самостоятельности каждого персонажа как личности, автор раскрывает их прочную взаимосвязь. Время от времени столкновения и споры между стариком Тимерханом и Зайнетдином, между Гайнуллой, Ильбаем и Зайнетдином, усиливают динамику сюжета, придают жизненность конфликту произведения. Через отображение взаимоотношений между персонажами автор рассматривает войну как  напряженный момент проверки не только характера и силы воли человека, но и его человеческих качеств и нравственности

.

Путешествие Ракипа по тем местам на Западе, где некогда воевал на фронте его отец в составе башкирской кавалерийской дивизии, переживание им запавших в память еще в те грозовые годы событий приобретают форму встречи и беседы отца и сына. Этот диалог между отцом и сыном соприкасается с картинами современной действительности и концентрирует мысли, чувства, переживания, события и судьбы в один фокус, создавая тем самым своеобразную временную мозаику

.

Широко включая в себя фактический, даже автобиографический материал, лирические повести в то же время тяготеют к обобщениям, показывают за житейским фактом глубинные процессы и проблемы. Поэтому писатели настойчиво стремятся к иносказательности, поэтическому параллелизму, подтексту, фольклорной образности, метафоричности.

Прием воспоминаний носит важную идейно-содержательную функцию, через освещение и анализ прошлого писатель решает проблему настоящего дня. В повестях «Гульбика», «Перелетные птицы», «Байга», «Мост», «Хромая волчица», «Свадьба» А. Хакимов путем нескольких удачных художественных деталей-воспоминаний восстанавливает весь процесс развития характера.

В повести И. Гиззатуллина «Сад влюбленных» прошлое также играет важную роль в раскрытии характера героя. В повести М. Хайдарова «Горное яблоко» толчком к ассоциативному повествованию-воспоминанию служит яблоко, принесенное в больницу из дальнего поселка, в повести Ш. Янбаева «Бадыяныч» поводом для рассказа служит увиденный героем на выставке портрет Бадыян, в повести И. Абдуллина «Тысячу лет живет кедр» причиной воспоминаний о прошлом становится памятник погибшим воинам, который молодой солдат увидел в Венгрии. Такая же композиция повестей-воспоминаний встречается и у Х. Зарипова, З. Султанова, Н. Кутдусова. В этих повестях опыт прошлого помогает яснее видеть и разрешать проблемы настоящего дня.

В произведениях башкирской прозы 1960-1970-х годов лирические, публицистические элементы все чаще включаются в эпическое повествование, формируют своеобразный стиль. В повестях 1960-1970-х годов все успешнее используются формы и приемы лирической прозы, «внутренней речи», образы и мотивы народной поэтики, внесюжетные элементы как новые эстетические способы организации структуры эпических форм. Активизация субъективно-лирических начал становится одной из причин стремительного обогащения и обновления традиционных форм прозы, многостороннего, жизненно-достоверного изображения внутреннего мира человека

.

В повести З. Султанова «Лучи зари» вставной сюжет «Сказание о красавице Сыбызгыбил» тесно связан с сюжетной линией произведения. Данный художественный прием, с одной стороны, определяет притчевую условность повествования и является формой иносказательного объяснения подростку любовных отношений, с другой стороны, утверждает поэзию чистой любви Гиниятуллы и Гайникамал. Вставной сюжет в повести Г. Шарипова «Когда отцы были в бою» помогает понять преемственность и закономерность героических традиций.

В повести Ш. Янбаева «Родные напевы» данный композиционный прием направлен на усиление сказового и философского звучания произведения. Такие вставные сюжеты вносят в повествование лирические, романтические интонации, иносказательность, усиливают эмоциональность и помогают раскрыть философский смысл конкретных событий.

Я. Валиев в повести «Сильная птица ты, скворец» через иносказательность нередко идет к образной символике. В повести «Лучи зари» З. Султанов ввел для этой цели широко обобщенный эпический образ — Тук-Тук бабай, в чьих речах отражается незаурядный ум, приветливая натура, чистота души. Бодрость духа Тук-Тук бабая, его неувядаемый оптимизм, любовь к труду, к ремеслу и искусству предков показаны в повести как прошедшие через века черты народного мироотношения, воплощение его нравственного и социального опыта.

Подобные образы имеют свои традиции и глубокие корни, уходящие в фольклор. Тук-Тук бабай из повести З. Султанова «Лучи зари», а также старик Ясави из романа «Дорога Карасяя» А. Бикчентаева, старейшина Заминдар из романа Я. Валиева «Орлы не покидают гнезд» являются образами-символами, придающими философское звучание основным событиям и освещающими их опытом истории седых веков. Значительна роль этих образов и в усилении композиционного и смыслового единства произведения.

4. Заключение

Главные и наиболее общие жанровые (содержательные и внешние) признаки башкирских повестей 1960–1970-х гг. — это глубокая искренность повествования с оттенком исповедальности; частое обращение героя к прошлому для оценки себя, своего жизненного пути; стремление за частными, казалось бы, фактами увидеть важное, существенное; ассоциативная образность, иносказательность, повествование от первого лица. В воспоминаниях-повествованиях героев раскрывается динамика эпохи, драматизм чувств и социальных явлений. Форма воспоминаний дает возможность остановиться на самых важных, острых моментах истории и судеб героев.

Таким образом, многое из художественных завоеваний предыдущих периодов развития, преломляясь своеобразно в произведениях башкирской прозы, продолжает жить, обогащая традиции национального реализма, его жанры, стилевые свойства и социально-аналитические возможности. Роль времени в данном случае заключается в том, что современность рассматривает их по-новому, переосмысливая в соответствии с изменившимися общественно-историческими условиями, выдвигая в активы те или иные, наиболее отвечающие духу времени, разновидности. Наряду с традиционными жанрами, изображающими действительность в исторических и современных ипостасях, в различных тематических планах и стилевых направлениях, необходимо особо выделять произведения, синтезирующие как бы все эти начала, где прошлое и сегодняшнее, объективное и субъективное взаимосвязано и призвано выражать эпическую емкость изображаемого, единства личности и мира.

Метрика статьи

Просмотров:395
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:395