Формирование традиционных семейных ценностей в еврейской общине города Биробиджана

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.145.77
Выпуск: № 7 (145), 2024
Предложена:
19.05.2024
Принята:
28.06.2024
Опубликована:
17.07.2024
16
0
XML
PDF

Аннотация

В статье рассматриваются особая роль «семейных ценностей» в современной России.

Автор даёт разъяснение понятию «семейные ценности». Определяется роль института семьи в современной России. Почему иудаизм играет роль в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей: основа Указ Президента РФ.

Иудаизм является неотъемлемой составной частью еврейской общины. Еврейская община со второй половины XVIII в. стала важной частью Российского государства. В статье даётся краткий обзор истории «еврейской общины» в российском государстве. Определяется особый статус и деятельность еврейских общин, основные виды деятельности еврейской религиозной общины города Биробиджана по формированию семейных ценностей.

1. Введение

Семейные ценности являются достаточно широкой универсальной категорией. Семья – одно из самых древних образований социальной организации человечества, неотъемлемой частью которой, является духовная составляющая, процесс усвоения подрастающими поколениями культуры и социального опыта. Семья – «первый естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости {…} человек призван строить этот союз на любви, вере, и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного сочинения – родине и государству»

.

Традиционные семейные ценности – совокупность нравственных принципов, культурных (в т. ч. религиозных) традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнью семьи

.

Состояние института семьи напрямую связано со способностью общества к собственному воспроизводству, с качеством передачи от поколения к поколению того социокультурного опыта, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможно представить существование страны и сохранение её цивилизационной идентичности. Иными словами, состояние семьи является одним из фундаментальных факторов национальной безопасности 

.

2. Основная часть

В стратегическом отношении угрозы в семейно-демографической сфере являются, по мнению Е.О. Иванова, для России более значимыми, чем прочие проблемы во внешней и внутренней политике. Восстановление и укрепление института семьи позволит России обеспечить свою национальную безопасность и сохраниться в качестве одной из ведущих мировых держав

.

Значение семьи в качестве основы и опоры государства и всех его подсистем является предпосылкой, которая ставит защиту семьи и традиционных семейных ценностей в центр общей государственной политики. Крепкая семья относится к традиционным ценностям, исходя из социальных, нравственных потребностей общества, современного мира, получила правовое закрепление. Кроме того, религиозные, национально-этнические образования являются неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия

. В РФ каждое национально – этническое образование, неотъемлемая часть общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

Согласно указу Президента: Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан

. Иудаизм является неотъемлемой составной частью еврейской общины.

Еврейская община со второй половины XVIII в. стала важной частью Российского государства. С этого времени, во многих частях страны появляются местные общины, которые становятся неотъемлемой частью локального сообщества, оказывая культурное и социально-экономическое влияние на жизнь города или иного локуса, в той или иной степени. Как известно, еврейская община в рамках городского сообщества зачастую оставалась своеобразным и изолированным элементом. Такой феномен наблюдался и в странах Европы, и в Российской империи. Ограничения, наложенные на евреев в области хозяйствования, особенно в области землевладения, религиозная обособленность и ряд других факторов, обусловили выделение еврейской общины, как особой социально-экономической и культурной среды. Тем не менее процессы взаимного влияния среды и общины, как открытой системы, имели место в различных сферах общественной жизни и часто определяли специфику всего локуса

.

Изучение еврейской общины в России началось ещё в конце XIX века. Первые труды по данной теме были написаны и изданы Семеном Марковичем Дубновым. Его работы охватывают широкий круг вопросов, включающих различные аспекты, от особенностей культуры до вопросов лингвистического характера

.

В современной историографии многие аспекты истории еврейской общины в России становятся предметами трудов исследователей. Основной круг вопросов, связанный с историей общины в различных регионах России и стран ближнего зарубежья включает в себя: историю быта и культуры, правовое положение на местном и общероссийском уровне, а также проблемы социально-экономического характера. Парамонов Д. В. в статье Историография еврейской общины в России, актуальные проблемы региональных исследований, рассматривает историю изучения еврейской общины в России отечественными исследователями. В работе кратко охарактеризованы ключевые труды по обозначенной теме. В статье рассмотрены основные направления локальных исследований по теме еврейской общины в России и показаны перспективы краеведческих исследований.

Фоменков А.А. анализирует историю еврейской общины и особенности её интеграции в принимающее сообщество. В работе автора Еврейская община в реалиях российского областного центра: этапы интеграции, проанализированы события в самом Нижнем Новгороде. Выявлено пять этапов в истории данной проблематики

.

Состоянию еврейских общин в Западной Сибири в исторической перспективе уделяет особое внимание В. А. Герасимова. На основе широкого круга архивных источников автор анализирует специфику жизни таких общин на протяжении четырех исторических периодов: дореволюционного, смены политических режимов (1917-1919 гг.), советского и пост­советского. На основе компаративного анализа данных автор приходит к выводу, что социокультурный облик западно-сибирских общин сохраняет типичные характеристики еврейской региональной (сибирской идентичности). В то же время основные показатели уровня религиозности, национальной и культурной идентификации, половозрастных и образовательных характеристик соответствуют общей картине российского еврейства, что свидетель­ствует о тесной связи провинциального еврейства разных регионов России и рос­сийского еврейства в целом. Анализ динамики еврейской национально-культурной жизни в Западной Сибири, дает основание считать тезис о наблюдающемся кризисе еврейской диаспоры в российской провинции, преждевременным

.

Отдельно, необходимо отметить работу, посвящённую трансформации еврейской идентичности в современной России в социальной, религиозной и политической сферах Дарьи Веденяпиной «Еврейская община как ключевой фактор в построении идентичности российскими евреями поколения 20-40-летних»

.

В настоящее время представлено достаточно разнообразное количество региональных исследований по теме еврейской общины в России различных регионах.

Еврейская автономная область, является уникальным региональным образованием с момента создания, до настоящего времени. По вопросам истории деятельности религиозных общин, национальной идентичности, религиозной составляющей, есть ряд работ. Научные изыскания по данному региону либо, дают характеристику политико-экономической направленности, или же категорично критикуют сам факт существования как самого «искусственного региона», где национальная тема является политическим маркетингом и общественного и внутрирегионального сознания

. Тем не менее история области неразрывно связана с этническим аспектом. Можно выделить три этапа этнической истории евреев ЕАО. Каждый из них имеет свою специфику развития и трансформации еврейской культуры, факторы зависимости от центральных организаций и т.п
.

В советский период, вплоть до 1990-х гг., национальная самоидентификация основывалась на сложившейся системе социокультурных и политических мифов, определяющих представление личности об окружающей ее природной и социальной реальности, так и своем собственном месте в ней. Начатое в годы перестройки разрушение системы ценностей «советского человека» при отсутствии адекватной компенсации привело к дестабилизации всего комплекса представлений, ценностей и норм, определявших процесс национальной самоидентификации личности.

С началом 2000-х гг. ситуация в стране меняется: стабилизируется российская экономика, народу постепенно возвращается национальная гордость, внутри страны уменьшается социальный хаос, вызванный распадом СССР, восстанавливается престиж России на мировой арене. Процесс укрепления государственной власти предполагает постепенное формирование базовых ценностей общественной жизни. В целом, в Еврейской автономной области созданы положительные условия для возможности национально-культурной идентификации. Евреи, проживающие здесь, благодаря развитию национальной культуры – возможность соблюдения религиозных и бытовых обрядов и обычаев, празднование национальных праздников, деятельность религиозных общин («Бейт-Тшува» и «Фрейд»)

.

История и деятельность религиозных общин Биробиджана, отличается «особостью», как и история региона. В 1986 году горисполком выделил под синагогу деревянный одноэтажный дом 1970 года постройки, привел его в порядок и передал общине, которую возглавил Дов (Борис) Кофман. Прихожане переехали туда сразу после Суккота. В этот дом перенесли все, что осталось после пожаров и кражи. Сегодня «старая синагога», как ее называют в народе, признана объектом культурного наследия регионального значения. В сентябре 1996 года в ЕАО была зарегистрирована религиозная иудейская община «Бейт Тшува», которая входит в состав КЕРООР.

26 июля 1997 года создана биробиджанская еврейская религиозная община «Фрейд» (ФЕОР). В 2000 году на ул. Шолом-Алейхема был открыт общинный центр. В 2004 году рядом была построена синагога «Бейт Менахем».

Община «Фрейд» – одна из визитных карточек нашего региона, воспитывающая подрастающее поколение в свете национальных ценностей. Деятельность общины помогает сохранить и приумножить историческое и культурное наследие региона, его самобытность. Уделяется пристальное внимание социальной работе, активно участвуете в образовательных, патриотических, просветительских, благотворительных проектах.

При общине функционируют: библиотека, воскресный клуб, детский сад, женский и молодежный клубы, клуб бывших малолетних узников гетто. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает выдачу продуктовых наборов, распределение мацы перед праздником Песах. Работает благотворительная столовая, патронажная служба, клуб для пожилых людей «Теплый дом».

В структуре общины есть два направления деятельности. Благотворительная и образовательная. Основной принцип - способствовать развитию и внедрению иудейских ценностей в среде еврейского населения области. У каждой программы есть кураторы и волонтеры, которые в свою очередь, назначаются раввином. Общее количество людей участвующих в тех или иных программах около 200. В последнее время наблюдается увеличение количества участников. Инициатором программ (Международный образовательный проект «Smart J», Молодежные проекты «Stars», «Enerjew) является Раввин и Рабанит.

По словам раввина Колпака Эфраима: «Работа клубов и программ, направлена на большой спектр возрастных категорий. Каждая программа выбирает актуальные темы и форматы исходя из целевой аудитории. В рамках общинных образовательных программ люди узнают о еврейских традиционных ценностей, которые в свою очередь «семейноцентричны» так как невозможно представить иудея вне института семьи как такового. Поэтому даже те уроки, лекции и мероприятия которые не транслируют идеи семейных ценностей напрямую, косвенно все же прививают их. Из конкретных примеров можно выделить следующие: В рамках программы «JFuture» для родителей регулярно проводятся мероприятия с Рабанит Идой Колпак на тему «уважение родителей как заповедь Торы».

Проводятся регулярно семейные форумы, так, в рамках межконфессионального семейного форума в нынешнем году, Р. Яков Снетков провел лекцию, на тему сватовства в еврейской традиции.

Проводятся еженедельные уроки для женщин в рамках клуба «Колель Тора» на весь спектр тем касающихся семейных ценностей.

В рамках подросткового клуба EnerJew подростки проводят анализ и выстраивают своё генеалогическое древо».

Еще одно направление деятельности общины «Фрейд», работа детско-юношеского центра еврейской культуры (официально имеющий устав, лицензию на право образовательной деятельности). Реализация развивающей программы дополнительно образования «Ин а гутер шо!» («В добрый час!»), посвящена традициям еврейского народа. Программа ориентирована на ребят от 5 до 16 лет. В учебной программе: занятия по еврейским языкам идиш и иврит, еврейской истории и традиции, компьютерной грамоте. По словам координатора проектов общинного центра, директора ДЮЦЕК Сергеевой Альбины Михайловны, дети с большим удовольствием посещают занятия.

Деятельность общины, направлена на активное вовлечение жителей всей Еврейской автономной области, совместно с органами региональной и муниципальной властей на понимание еврейских традиций, особенностей еврейской культуры. Данная работа, проводиться в формате празднования еврейских национальных праздников, форумов, фестивалей на областном уровне.

3. Заключение

Аспект «семейных традиций», включённый в образовательные, культурные, воспитательные программы общины, является не только основой формирования еврейской идентичности, но и основой формирования принадлежности к региону, составной частью единой страны, формирования гражданской идентичности.

Метрика статьи

Просмотров:16
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:16