МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХОВ: ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫЙ РАКУРС

Научная статья
Выпуск: № 7 (14), 2013
Опубликована:
08.08.2013
PDF

Садыкова Г.Т.

Кандидат философских наук, Казахский научно-исследовательский институт культуры

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХОВ: ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫЙ РАКУРС

Аннотация

В статье показано, как казахская традиционная музыкальная культура, проходя несколько историко-культурных этапов в своем развитии, тем не менее, изменяясь и адаптируясь к новым условиям, сохраняет способность выражения духовной связи между поколениями и обеспечения самобытности общества в условиях модернизации государства и общества.

Ключевые слова: культура, музыкальные традиции, модернизация

Sadykova G.T.

Ph.D., Kazakh Scientific Research Institute of Culture

KAZAKH MUSICAL TRADITIONS: HISTORICAL AND CULTURAL ASPECT

Abstract

The paper shows how Kazakh traditional musical culture, going through a number of historical and cultural stages in its development, being transformed and adapted to the new conditions is at the same time capable of expressing spiritual link between generations ensuring the identity of the society in the conditions of modernization of the state and the community.

Keywords: culture, musical traditions, modernization

В культурно-историческом ракурсе в качестве ведущих тенденций развития казахской музыкальной традиций, можно выделить следующие: 1. Собственно традиционная культура; 2. Инновационные явления в сфере казахской музыкальной традиции; 3. Новообретенные пласты как доминанта казахстанской культуры.

В первой сфере приоритетное положения занимает  духовное наследие казахского народа, являющееся ярким отражением кочевой культуры как таковой. Ее истоки уходят в глубокую древность. Древний пласт фольклора казахов сохранил общетюркские образы и общие для тюркских народов музыкальные интонации. Основу традиционной культуры составляют музыка и поэзия, которые достигли профессионального уровня развития. Казахские традиционные профессионалы – это композиторы и поэты, певцы и инструменталисты в одном лице, а также знатоки древних тенгрианских обрядов и Корана, носители новых идей и знаний. В степи их почитали не только как деятелей искусства, но и как избранников высших сил и носителей Истины, которую они имели право высказывать в песне при всем народе даже правителям. Именно традиционная музыкальная культура казахов способствовала наибольшему и полному выражению сущности общественного сознания,  выражению духовной связи между поколениями, то есть между прошлым, настоящим и будущим. Будучи вплетенным в жизненную действительность, она позволяет конкретному человеку, живущему тревогами сегодняшнего времени, вписаться в контекст естественноисторического процесса, осмыслить свою социальность, причастность к социокультурным ценностям, к человеческой цивилизации.

В духовном наследии казахов-кочевников музыка, во-первых, неотъемлемая часть традиции. Во-вторых, всеобщее достояние, создаваемое,  исполняемое и транслируемое на уровне всего общества. Традиционным типом восточного музыканта - профессионала, сочетающего в одном лице исполнителя и создателя, является сазгер (от тюрк.: музыка). Для того, чтобы стать сазгером, необходимы были универсальные дар импровизатора и создателя. Только человек, обладающий незаурядной одаренностью, имеющий неодолимую тягу к искусству, может упорным трудом добиться звания сазгера, то есть, анши, сал, сэри, кюйши, акына, жырау, жыршы. Профессиональные деятели традиционного музыкально-поэтического искусства делятся на жырау (творцы больших и малых эпических жанров, а также воины, советники ханов), акынов (поэты-песенники и профессиональные участники музыкально-поэтических состязаний – айтысов), салы и серэ (создатели и исполнители лирических песен), кюйши (создатели и исполнители кюев). Все они были блестящими импровизаторами, способными мгновенно создавать шедевры на глазах восхищенных слушателей. На Востоке традиционным музыкальным деятелям казахов родственны исполнители индийских раг, арабского макама, иранского дастгяха, корейского пансори, индонезийского гамелана и так далее, в Европе – средневековые немецкие мейстерзингеры и шпильманы, англо-французские менестрели, французские жонглеры и труверы: а в ХХ веке – джазмены.

Эпос и песня являются привычными атрибутами традиционных культур, тогда как казахский кюй – явление уникальное. Кюй – это инструментальная миниатюра, длительностью от 2 до 5 минут. Малые временные параметры нисколько не ограничивают глубину содержания,  восприятие которого требует медитативного погружения для раскрытия «бесконечности» музыкального времени.

Сторонники и ценители традиционного искусства всегда были обеспокоены судьбой самобытных форм казахской традиционной музыки. Поэтому особенно актуален вопрос, поставленный искусствоведом А.Мухамбетовой, поднявшей проблемы в системе образования музыкантов-народников: что же в существующей системе образования мешает сегодня воспитанию полноценного аутентичного музыканта, продолжателя традиций Курмангазы. И тут же дает ответ: «Совмещение в обучении традиционного казахского и европейского репертуара формирует музыкальное сознание эклектичное, неспособное к глубокой интерпретации как европейских, так и казахских произведений»  [1, 199]. Достойную альтернативу этим веяниям составили деятельность величайшего музыканта, композитора и дирижера своего времени Н.Тлендиева, оркестров «Отрар сазы» и «Шертер», ансамблей  «Мурагер» и «Сазген сазы», фольклористкая деятельность Булата Сарыбаева, научно-исследовательская деятельность ведущих ученых искусствоведов, культурологов, исполнительская практика самих исполнителей и носителей традиционной культуры, способствующие сохранению, интенсивному развитию и функционированию аутентичных форм инструментальной музыки казахов. Необходимость обращения к народным формам традиционной культуры определяется социальными изменениями, духовными запросами народа в современных условиях. Это обусловлено еще и тем, что сегодня акыны-импровизаторы через свое самобытное национальное видение, которое обострено социальными противоречиями, пытаются выразить общечеловеческие ценности, приобретенные веками казахским народом, пытаются прорваться к сознанию современных людей.

Переходя к характеристике второй тенденции, а именно: культурологическому анализу инновационных явлений в сфере казахской музыкальной традиции, отметим, что, социокультурная модернизация имела место и в традиционном обществе. Ее особенность состоит в том, что она имеет эволюционный характер, это плавный процесс, протекающий внутри культурной среды. Что касается инновационной тенденции, то ее формирование обуславливается иными составляющими. Для нее оказываются определяющими кросскультурные, межкультурные взаимодействия. Общим между первой и второй тенденциями является опора на народные традиции, устную форму бытования. Отсюда вытекает и сходство социодинамики данных культурноисторических пластов. Как известно, в советской науке существовало разграничение культуры на народное (дилетантское, любительское, «низкое») искусство и элитарное (профессиональное,  «высокое») искусство. Применительно к музыкальной культуре к сфере высокого искусства  была отнесена классическая европейская музыка, или, письменное музыкальное  искусство [2]. Что же касается традиционной культуры, то она была причислена наряду с художественной самодеятельностью к творчеству народных масс. Исследователи, проводя сравнительный анализ, нередко отмечали отличие художественной самодеятельности от профессионального искусства в том, что первоначальным и существенным является не собственно художественный, а социокультурный признак. Cтановление  художественной самодеятельности в Казахстане, как своеобразной формы народного творчества, тесно связано с развитием этого социокультурного явления после победы революции 1917 года и, в связи с преобразованиями в области общественно-культурной жизни, в условиях социализма. Художественная самодеятельность, таким образом, представлял собой явление советской культуры и был обозначен как новый социалистический тип народного художественного творчества, связанный с переустройством в различных областях в общественной жизни, вызвавших коренные трансформации не только в материальном производстве, но и в духовной жизни и, таким образом, преобразуя творчество народа с учетом новых социально-исторических реалий. Феномен этнического возрождения вызвал огромный  познавательный и практический интерес к конкретной истории и культурным традициям своего народа, в результате чего в 80-е годы формируется огромное количество фольклорных коллективов, создаются национальные культурные центры, благодаря которым уделяется большое внимание созданию этно-фольк-коллективов, отличавшихся многообразием красок и форм, самобытным колоритом. Своей концертной деятельностью они способствовали формированию эстетических вкусов своих слушателей, стимулировали создание новых творческих коллективов в казахской музыкальной традиции, имевшей индивидуальный исполнительский характер – возникновению семейных ансамблей.

Третья тенденция – новобретенный пласт как доминанта казахстанской культуры – базируется на принципиально иных основаниях, коренных преобразованиях, имея, таким образом, революционный характер. Здесь главной тенденцией становится дифференциация-расчленение, обнаруживающее себя во всех аспектах жизни общества. Искусство автономизируется, расщепляясь на отдельные виды. Некогда единый творческий процесс распределяется между композитором, поэтом и исполнителем. В итоге статус истинной культуры приобретает  профессиональная композиторская музыка. Следствием столь динамичных веяний становится неоднозначное отношение к традиционной культуре. Сказанное проявляется наиболее рельефно при анализе культуры Казахстана советского времени, при оценке которой наблюдается переход от официально принятой позитивной оценки к эмоциональным высказываниям либо излишне негативного, либо восторженно ностальгического характеров. В ХХ веке казахи, продолжая свою устную профессиональную традицию, осваивают европейское искусство, основанное на письменности. По образцу европейского симфонического оркестра создаются оркестры казахских народных инструментов, открываются консерватория, филармонии, оперные театры, симфонические и камерные оркестры, появляются исполнители европейского типа и дирижеры, композиторы пишут казахские оперы, балеты и симфонии, обогатившие мировую музыку самобытным, национально-характерным искусством. Источником творческой мысли и новых энергий для современных казахских композиторов служит традиционная музыка, составившая основу многих оперных сцен. Так, в результате синтеза принципов европейской симфонии и казахской профессиональной инструментальной музыки возник новый жанр – «кюй для оркестра». Преломление казахских инструментальных традиций, сложившихся в течение столетий, обусловило колоритные оркестровые краски и тембры, виртуозные приемы фортепианной и вокальной филигранной техники. Обращение к древней казахской мифологии, тенгрианскому мировоззрению и истории обновило художественно-эмоциональную сферу музыки от образов сакральных животных-тотемов  до философских размышлений и высокой трагедийности. Предыдущий – советский – период являлся исключительно сложным, и в этом смысле, судьбоносным для нации и государства. Сегодня можно говорить о том, что Казахстан с честью выдержал это испытание на прочность духовных основ. Закономерным следствием этого пограничного этапа стал период независимости Казахстана, отмеченный интенсивным взаимодействием традиции и модернизации, а именно: устного пласта и письменного, кочевого и оседло-земледельческого. В сфере музыкальной культуре этот процесс характеризуется обогащением тематики и образной сферы, повышением интереса к национальной истории и культуре.

Наряду с вышеотмеченными процессами, происходит становление новых социокультурных веяний: серьезные исследования традиционной культуры каза­хов, формирование новых междисциплинарных сфер: кочевниковедение, кюеведение, казахстанское этномузыковедение, которые должны содействовать качественному скачку – «перейти к новому уровню и состоянию социально-экономической и духовно-культурной жизни, отвечающему категориальному статусу не становления, а развития» [3, 83].

Список литературы

  • Мухамбетова А. Культурологические парадигмы конца века и система образования музыкантов-народников // Курмангазы и традиционная музыка на рубеже тысячелетий. Материалы международной конференции, посвященной 175-летию Курмангазы. - Алматы, 9-11 ноября 1998 г. – С. 199-200.

  • Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. – М.: Музыка, 1991. – 80 с.

  • Нысанбаев А. Глобализация и проблемы межкультурного диалога в 2-х томах. – Алматы: Компьютерно-издательский центр ИФИП МОН РК, 2004. – Том 1. – 274 с.