ГУМАНИТАРНАЯ СИНЕРГЕТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Фортунатова В.А.¹, Валеева Е.В.²
1Доктор филологических наук, профессор; 2Кандидат филологических наук, доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
ГУМАНИТАРНАЯ СИНЕРГЕТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье рассматривается рост гуманитарной активности в процессе образования за счет методологической адаптации различных сторон общественного сознания. Анализ молодежных TV-программ в соединении с традиционными гуманитарными ценностями создает синергетический эффект и рассматривает диапазон актуальных образовательных технологий.
Ключевые слова: традиция, синергия, гуманитаристика, образование, оптимизация, культурология, информация, кросс-анализ, модель поведения.
Fortunatova VA¹,Valeyeva YeV²
1. Doctor of Philology,Professor, Minin State Pedagogical Universityof Nizhny Novgorod
2. PhD in Philology, associate professor, Lobachevsky State University of Nizhny NovgorodArzamas Branch
HUMANITARIAN SYNERGETICS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Abstract
This article deals with the humanitarian activity growth in the educational process with the help of different aspects of social consciousness. The analysis of youth TV-programs in connection with the humanitarian values creates syneretical effect and examines the range of relevant educational technologies.
Keywords: tradition, synergy, humanitaristics, education, optimization, culturology, information, cross-analyses, behavior model.
Гуманитарный синергизм - известное, но мало изученное с практической точки зрения явление, предполагающее использование всех факторов и всех усилий человека в направлении его духовного и нравственного саморазвития. В теории этого вопроса есть значительные достижения [1;2;3], которые, к сожалению, пока не переведены в практическую плоскость деятельности педагога.
В настоящей статье исследуются вопросы влияния телекоммуникационных факторов на процессы духовной эволюции и самоорганизации молодых людей. Решение сопутствующей им задачи создания инструментария для использования условной информации TV как института общественной культуры создает условия для более полной и объемной модели гуманитарной динамики личности. Кросс-культурный анализ молодежных передач на различных отечественных TV каналах позволяет сделать ряд общих выводов, которые сами по себе подскажут опытному педагогу поиск методик, адекватно отвечающих проблемам развития молодых людей в современных условиях.
Первое, что бросается в глаза при континуальном ознакомлении с телевизионным контентом, - это единство позиций и сходство усилий всех, кто работает с таким материалом. TV каналы переполнены похожими передачами: 1) «Модный приговор» (Первый канал); «Гардероб навылет» (Домашний); «Снимите это немедленно!» (СТС); 2) «Смак», «Время обедать» (Первый канал); «Кулинарный поединок», «Едим дома», «Поедем, поедим», «Готовим с Алексеем Зиминым», «Кулинарные курсы: Италия. Тоскана» с Юлией Высоцкой (НТВ); 3) «Школа ремонта» (НТВ); «Квартирный вопрос» (Первый канал) и др.
Сами названия красноречиво говорят о социокультурной концепции «русского попсового стандарта», которая составляет основу культурной революции в сознании населения. Синергетическакя модель позволяет зрителю понять все возможности, которые имеются во внешней среде и которые без особых усилий и сложностей способны создать траектории жизненной судьбы от дома до школы, вуза или даже тюрьмы.
Человек получает по всем каналам информацию на формирование своей материальной, вещественной сферы. Молодое поколение конца 90-х и 2000-х годов – это поколение пользователей продуктов вещественного труда. Именно эту мысль транслирует молодежный канал ТНТ в cвоих передачах и сериалах: «Comedy Woman», «Комеди Клаб», «Comedy Баттл», «Страна в Shope», «Наша Russia», «Дом 2», «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны», «Деффчонки». Можно даже выделить социальные типы, которые представлены, например, в сериале «Деффчонки»: это «официантка» (в прошлом выпускница филфака, мечтающая выйти замуж и потому весьма не разборчивая в связях); «офисный планктон» (девушка, ориентированная на ь карьеру; сначала работающая секретарём, но со временем благодаря уму и деловой хватке начинающая продвигаться по службе); «Леля» - молодая особа из провинции, которая не сосредоточена на поисках вечных истин, предпочитая им комфортную жизнь в своё удовольствие и без особых усилий, но за счёт богатого любовника. Для обеспечения такой жизни она использует обаяние, необузданную сексуальность и природную красоту. Секс для неё - инструмент для манипулирования.
Сериал «Страна в Shope» дает пример еще одного социального типа – «шопоголика», который проводит в магазине все свое свободное время, готов на многое, чтобы получить очередную вещь. Это человек, который даже слышит голоса вещей. «Охранник» - обязательный персонаж каждого выпуска «Страна в Shope» и «Наша Russia». Это человек, который с трудом окончил школу, считает себя неудачником и потому выливает свою агрессию на окружающих. «Comedy Баттл» и «Дом 2» дает пример еще одного типа – «фрик» (или «чудик» - существо неразвитое, убогое, однако гордящееся своей непохожестью и всячески ее подчеркивающее). «Альфасамец» - мужчина к тридцати и за тридцать, который хочет иметь все, но не желающий ради этой цели работать (житель «Дома 2), проводящий все время или за обеденным столом, или в спортивном зале; отличается весьма грубым отношением к женщинам. Сериалы «Универ» и «Универ. Новая общага» посвящены типу «студент» (молодой человек, который показан не на занятиях, а вне их, мечтающий о сексе и о «халяве»).
На этой основе возникает сравнительно-сопоставительный анализ социальных героев, выявляющий их полезность обществу, соотнесенность с общечеловеческой моралью, понимание счастья, достижение жизненной цели и др. Для получения такой информации необходимо знакомство как с актуальными, так и с прошлыми источниками гуманитарной антропологии. Истина в таком случае добивается не в виде моральных клише, а как результат интеллектуального и нравственного поиска.
Еще более эффективный пример синергетической оптимизации в гуманитарной сфере связан с современным мифотворчеством, которое объясняется острым кризисом рационалистического сознания в наши дни. Очевидно, что большинство людей не удовлетворено своим обычным положением в роли простых домохозяек и мелких служащих, тем, что приходится терпеть обиды со стороны сильных мира сего. Это вызывает у них когнитивный диссонанс, который приводит к неврозам и самоубийствам, если человек не находит для себя отдушины. Именно примером такой «отдушины» является молодежная киносага «Сумерки», которая признана с художественной точки зрения весьма слабым кинопродуктом, но которая очень популярна в среде подростков. Такое кино позволяет молодому человеку поверить в себя, в свои силы, открыть в себе Другого (пусть даже этот Другой - оборотень или вампир). «Сумерки» - пример мифологического мышления человека сегодня. Такое кино помогает подростку преодолеть мрачную безрадостную повседневность до следующего экшена или мыльного сериала. Однако не только такое искусство должно стать для человека учебником жизни, а эту функцию следует взять на себя родителям и учителям.
Мифологический феномен современности заключается в неосознанном повторении древних мифологических образцов и сюжетов, повторяемостью и модификацией мифов или их отдельных элементов. Такова, например, современная многоплановая трактовка мифа о Нарциссе. Этот персонаж вбирал в разные культурно-исторические эпохи и у разных авторов самые различные смыслы и толкования. Самовлюбленность как начало конца у греков, греховность этого состояния в эпоху Средневековья. Самоуглубление и самопознание (Караваджо), любовь (Пуссен), самолюбование и эгоизм (О.Уайльд). В наши дни это уже одиночество, замкнутость в своем «я», завороженность своим отражением, гомосексуализм, жестокость по отношению к Другому и многое сходное.
Выявление этого смыслового потенциала в аудиовизуальном эфире позволяет рассматривать окружающий мир как особый гуманитарный текст, требующий навыков своего постижения и определенных усилий для коррекции в направлении, выработанном человечеством. Античный миф становится не просто фактом познания или средством метафоризации, но необходимой точкой отсчета в культурной эволюции человека. «Тоска по справедливости», сопровождающая людей, которым открылось многообразие зла, - это состояние, неоднократно пройденное человечеством, требующее своего включения в арсенал образовательных средств современности, отмахивающейся от нравственных уроков равнодушием, иронией или агрессией.
Еще одна гуманитарная тенденция, мало учитываемая в современном образовании, - это универсализм [4], объединивший в себе прежний коллективизм и «вечный» эгоизм. Новый универсализм отнюдь не значит разносторонность и широту в знаниях и сведениях. Он обусловлен, прежде всего, новыми техническими возможностями человека, стремлением владеть всеми достижениями цивилизации, получить все «блага мира», о которых индивид знает когнитивным, но не опытным путем. Универсализм в таком значении – это вид духовной глобализации и осознания себя «первым среди равных». Этот принцип отражает отечественная экранная культура, что находит свое отражение в передачах, как «Универсальный артист» (Первый канал), где певец должен скопировать манеру исполнения другого артиста; «Вышка», «Ледниковый период» (Первый канал»), в которых артист должен прыгать с вышки или танцевать на льду; «Танцы со звездами» (Россия) и др. Принцип соревнования – еще один основополагающий принцип современного человека. При этом речь не идет о профессионализме, а лишь о том, чтобы победить любой ценой.
Глобализм и агональность [5, 17-30] - это новые формы человеческого самоутверждения. Их надо не столько оценивать или критиковать, сколько учитывать в работе с молодежью, которая сегодня самим ходом исторического развития поставлена в центр современной системы ценностей. По мнению Филиппа Мюре, сегодня человек не смеется, потому что живет в мире, в котором постоянно осуществляется борьба. «Дом 2», «Каникулы в Мексике», «Comedy Баттл» и др. – пример не смеха, а «стеба». Современный человек прославляет только себя; некритически принимает и одобряет все новое, не признавая гегелевский принцип отрицания, с помощью которого существующее разрушается, чтобы освободить место для реализации новых возможностей. Это «эпоха планетарного нарциссизма» [6].
Таким образом, TV программы сегодня удовлетворяют такие потребности современного человека, как потребность приобретать, демонстрировать (показывать), доминировать, принадлежать (что выражается в необходимости жить с другими людьми), потребность в признании и потребность в агрессии. На основании передач и сериалов только канала ТНТ гуманитарии могут попробовать создать инструментарий, с помощью которого можно обратить эгоистические потребности человека на духовное самосовершенствование.
Человек совершает поступки на основе собственных представлений о себе, развивая свою «Я-концепцию». Вполне естественно, что подростку больше нравится программа, отвечающая его представлениям о собственной личности, и он охотнее поступает в соответствии с ее тезисами. Телевизионные передачи и сериалы непрестанно создают (в глазах их активных зрителей) идеальные личности – личности-модели, которым смотрящий сознательно или бессознательно стремиться подражать, забывая, что это откровенная насмешка, развенчание ложных идеалов. Сериал «Реальные пацаны» (ТНТ) – это издевка над интеллектуальной неразвитостью молодых людей из несостоятельных и неблагополучных семей из провинции. Проблема в том, что «реальные пацаны», которые стали прототипами фильма, даже не понимают, что это «стеб», воспринимая происходящее на экране за норму.
Суть гуманитарной тревоги сегодня в том, что молодые современники отказались от духовного труда, который выводит людей из тупиковых ситуаций, помогает преодолеть кризис, учит бескорыстной любви к ближнему. Непонимание его значимости и неумение найти гармонию с миром отражается в огромной популярности фильмов-катастроф, многие из которых, к сожалению, расцениваются молодыми людьми только с точки зрения спецэффектов, а не их глубинного смысла.
Страх и агрессия устраняются любовью к другому человеку. Сходная мысль звучит и в финале нового американского фильма, премьера которого была в июне 2013 года «Война миров Z». Зомби (или живые мертвецы), которые атакуют людей, - метафора. Забыв о других, человек теряет человеческий облик. При зарождении христианства, люди пришли к сходной идее, так что прием переноса нравственных коллизий из настоящего в прошлое позволит педагогу придать эмоциональный накал «скучным» темам гуманитарного Учебника. Скука - враг образования, а в нынешнее время она стала злейшим противником, победить которого можно не с помощью разнообразных шоу, а смыслом, не игрой, а жизненной практикой.
От праздника – к праздничности – еще один принцип, который транслирует отечественная телевизионная культура. Праздник становится сервисом, особой формой обслуживания гостей. «В современную эпоху нарушился празднично-будничный баланс, сменилась степень концентрации празднично-будничного «коктейля» [7, 250]. Зрелищность и развлекательность проникли во все сферы бытия человека.
Таким образом, включение актуальности в общий текст образования современного человека дает нелинейный эффект, умножающий гуманитарный результат. Телевидение, интернет и другие средства коммуникации предстают как социальные институты развития, существующие по новым законам, но иным принципам. Однако оптимизация гуманитарного развития состоит в органичном соединении этого нового с традиционным. Настоящее теперь определяет прошлое, это наглядно подтвердили уроки недавней отечественной истории . Путь к сердцу Другого лежит через Великое Слово. Это тоже доказала русская литературная классика.
Язык – это биологичекое приспособление для передачи информации, для приспособления в мире, для репрезентации в процессе общения. Сами названия передач и сериалов канала ТНТ доказывают единство связи сознания человека не только с языком, но и с деятельностью, с образом и картиной мира, с культурой и личностью. Сознательное нарушение норм написания в названии сериала «Деффчонки» или сочетание русской и английской орфографии в заголовках «Comedy Баттл», «Страна в Shope», «Наша Russia» - пример нового мышления. Очевидно, что в названии сериала «Страна в Shope» звучит иной смысл, основанный на фонетическом звучании английского слова, на рождаемой этим звучанием ассоциации. Перед нами примеры отражения языковой личности в лексико-семантической системе. Получается, что современная экранная культура прямо или опосредованно формирует языковую личность.
Подводя итог, можно сказать, что гуманитарное образование должно сегодня работать с психологий современного человека и идти не от гуманитарного, а от существующего негуманитарного общества.
Литература
1. Евин, И.А.Искусство и синергетика [Текст] / И.А. Евин. - М.: Либроком, 2013.
2. Москальчук, Г.Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст] / Г.Г. Москальчук. - М.:URSS, 2010.
3. История и синергетика: Математические модели социальной, экономической и культурной динамики [Текст] / Ред. А.В. Коротаев, С.Ю.Малков. - М.:URSS, 2010.
4. Васюков, В.Л. Толерантность и универсализм [Текст] / В.Л. Васюков // Философский журнал. - М.: ИФ РАН.2008. .№1
5. Драч, Г.В. Агональность в культуре: история и современность [Текст] / Г.В. Драч // Фундаментальные проблемы культурологии. - М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С.17-30.
6. Морэ, Ф. После истории [Текст] / Ф. Морэ // Иностранная литература. 2001. № 4.
7. Вейнмейстер, А.В. от праздника к праздничности [Текст] / А.В. Вейнмейстер // Новые традиции. – СПб.: Изд. дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. – С. 240-251.
Список литературы
Евин, И.А.Искусство и синергетика [Текст] / И.А. Евин. - М.: Либроком, 2013.
Москальчук, Г.Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст] / Г.Г. Москальчук. - М.:URSS, 2010.
История и синергетика: Математические модели социальной, экономической и культурной динамики [Текст] / Ред. А.В. Коротаев, С.Ю.Малков. - М.:URSS, 2010.
Васюков, В.Л. Толерантность и универсализм [Текст] / В.Л. Васюков // Философский журнал. - М.: ИФ РАН.2008. .№1
Драч, Г.В. Агональность в культуре: история и современность [Текст] / Г.В. Драч // Фундаментальные проблемы культурологии. - М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С.17-30.
Морэ, Ф. После истории [Текст] / Ф. Морэ // Иностранная литература. 2001. № 4.
Вейнмейстер, А.В. от праздника к праздничности [Текст] / А.В. Вейнмейстер // Новые традиции. – СПб.: Изд. дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. – С. 240-251.