АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Научная статья
Выпуск: № 7 (14), 2013
Опубликована:
08.08.2013
PDF

Цыганская О.Г.

Соискатель, Ставропольский государственный педагогический институт

АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

В статье проводится параллель между такими понятиями как «текст» и «дискурс», «синтаксическая структура» и семантика дискурса, а также «концепт», поскольку он выступает главной единицей концептосферы участников дискурса.

Ключивые слова: дискурс, текст, синтаксическая структура, семантика, концепт.

Tsyganskaya O.G.

Doctoral candidate, Stavropol state pedagogical institute

ASPECT OF SYNTAX PHENOMENON RESEARCH

Abstract

In the article it is drawn a parallel between «text» and «discourse», «syntactic structure» and semantics of discourse, and also «concept», as it is the main unit of sphere of concepts of participant discourse.

Keywords: text, discourse, syntactic structure, semantics, concept

Как известно, когнитивная лингвистика связана с языковой деятельностью и процессами порождения и восприятия речи. Высказывание и дискурс – составляющие разговорной речи. Существует множество значений термина «дискурс». Из всего этого многообразия возьмём за основу общепринятое в лингвистике определение, данное Н.Д. Арутюновой, которая понимает под «дискурсом» «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное, социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – речь, «погружённая в жизнь». [1]. Неоднократно было сказано, что разница между «текстом» и «дискурсом» состоит в том, что «текст» статичен и является результатом дискурса, в то время как «дискурс» динамичен, т.е. «текст – это средство и единица коммуникации. Дискурс – форма, в которой эта коммуникация протекает. Текст даёт пищу для размышления, дискурс – эксплицитно выраженное размышление» [8]. По словам Е.С. Кубряковой и О.В. Александровой, «под дискурсом следует иметь в виду именно когнитивный процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения, текст же является конечным результатом процесса речевой деятельности, выливающемся в определённую законченную (и зафиксированную) форму» [4]. Кроме того, текст – это «феноменологически заданный первичный способ существования языка» [11], а «связный текст понимается как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора» [7] Текст – «это специальным образом организованная, закрытая цепочка предложений, представляющая собой единое высказывание» [6]. Следовательно, под высказыванием подразумевается предложение, актуализированное в речи, поскольку высказывание – единица коммуникации [5]. В таком случае предложение будет выступать языковым инвариантом высказывания. В основе структуры высказывания на когнитивном уровне лежит языковая информация, реализующаяся в пропозиции как носителе законченной информации. Несмотря на то, что пропозиция является носителем информации, так как только ее наличие делает языковой знак коммуникативным, а информация – элемент коммуникации, можно говорить об информационных составляющих пропозиции. Языковая информация бывает как минимум трех видов: понятийная, соответствующая диктумной пропозиции, модальная, соответствующая модусной пропозиции и релятивная, соответствующая логической пропозиции.

Следует понимать, что отсутствие информационного фрагмента пропозиции не означает ее разрушение, даже если утраченной оказывается существенная часть. До тех пор, пока реконструкция пропозиции возможна, пока пропозиция оказывается в состоянии выполнить свою коммуникативную функцию, можно говорить об информационной лакуне и решать вопрос, в какой степени она влияет на экспликацию синтаксической модели.

Когнитивная структура высказывания универсальна, она находится на глубинном уровне языковой системы, и лишь в начале процессов номинации, предикации и вербализации обретает национальные черты, свойственные конкретному языку. Уже на глубинно-семантическом уровне, при формировании семантической структуры высказывания, «срабатывают» механизмы «привязки» к структуре конкретного языка, которые в полной мере разворачиваются на уровне формирования синтаксической структуры. Не полностью адекватным представляется суждение, что синтаксическая структура формируется на основании семантической, вернее будет сказать, что их формирование – почти параллельный процесс: обе они формируются на основе когнитивной структуры, причем понятийные концепты репрезентируются через семантику, а категориальные (в т.ч. синтаксические) концепты – через синтаксис.

Что же касается дискурса, то концепт выступает главной единицей концептосферы участников дискурса, т.е. говорящего/слушающего, включая ментальные составляющие коммуникантов, поскольку концепт – «отпечаток духовного опыта человека определённой культуры» [10]. Он объединяет сознание, культуру и языковую систему в целом. По утверждению В.З. Демьянкова, «Дискурс … концентрируется вокруг некоторого опорного концепта, создаёт общий контекст, описывающий действующие лица, объекты, обстоятельства, времена, поступки, и т.п., определяясь не столько последовательностью предложений, сколько тем общим для создающего дискурс и его интерпретатора миром, который «строится» по ходу развёртывания дискурса» [3]. Свою содержательную реализацию концепт приобретает только в коммуникации, поэтому необходимо изучать концепты, их структурно-содержательное моделирование как с учетом ментально-психических характеристик, так и функционально-коммуникативного измерения. Концепты позволяют адекватно воспринимать информацию, определяя содержание высказывания и структуру дискурса. Моделирование выступает основой концептуального анализа когнитивистики и Е.А. Селиванова подчёркивает, что «когнитивная теория дискурса рассматривает в качестве первоочередной задачи создание ментального прообраза всего информационного пространства коммуникативной ситуации, в том числе текста как её семиотического посредника» [9]. Такой анализ позволяет связать коммуникативно-дискурсивные характеристики концептов и их структурно-содержательные признаки.

Когнитивно-дискурсивная сторона концептосферы речевого акта включает в себя компоненты смыслового и формального уровня. Смысловой (семантический) уровень – это последовательность таких когнитивных образований как понятие – значение – смысл – концепт – концептосфера. В то время как формальная сторона концептосферы – это континуум статических (фреймы) и динамических (сценарии) составляющих, вербализируемых лексическими единицами.

При рассмотрении различных видов текстовой информации И.Р. Гальперин отметил значительную роль формы в любой коммуникации. Согласно его точки зрения, именно форма организации дискурса определяет как фактуальную и концептуальную информацию, так и подтекстовую, скрытую информацию, которую возможно выделить благодаря способности слов и предложений порождать смыслы, находясь в составе дискурса [2].

В дискурсе существует перспективно-ретроспективная связь составляющих его единиц, при этом роль синтаксиса заключается в порождении смыслов, обладающих временной или постоянной фиксацией в языковой системе.

Отличительной чертой дискурсивного синтаксиса является порождение особого смысла, свойственного только данной дискурсивной ситуации. Будучи в составе дискурсивного синтаксиса, слова подвергаются семантической дивергенции, что отражается как на морфо-лексическом уровне, так на языковой системе. Данный процесс можно проследить и на уровне высказывания.

Исследование синтаксиса дискурса поможет решить неразрешённые вопросы семантической модуляции компонентов дискурса и моделирования смысла посредством дискурсивных структур.

Список литературы

  • Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М. – 1990. – 685с.

  • Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138с.

  • Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Вып. 2. Методы анализа текста // Всезоюзн. Центр переводов. Тетради новых терминов, 39. – М. – 1982. – Вып. 2. – 90с.

  • Кубрякова Е.С., Александрова О.В. Виды пространства, текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции – М.: Диалог-МГУ. – 1997. – С. 19-20.

  • Лингвистический энциклопедический словарь / ред. Ярцева В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1990. 688 с.

  • Москальская, О.И. Грамматика текста: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1981. – 183с

  • Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. – С. 5-42.

  • Попов А.Ю. Формы экономических текстов и дискурсов // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сборник научных статей. – Спб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2001. – С. 130-137.

  • Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. К.: ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002. 336с.

  • Тильман, Ю.Д. Культурные концепты в языковой катрине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1999. – 25с.

  • Шмидт З.Й. «Текст и история» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1978. – Вып. 8. – С. 76- 110.