Стилистическая идентичность современного иракского пластичного искусства: методы и техники

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.133.76
Выпуск: № 7 (133), 2023
Предложена:
04.05.2023
Принята:
06.06.2023
Опубликована:
17.07.2023
823
4
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена анализу методов и техник работы, применяемых в современном иракском пластическом искусстве и выявлению стилистической идентичности в работах иракских художников XXI вв. Дано определение понятию «стилистическая идентичность». Проведен анализ работ двух иракских художников с наиболее явным проявлением стилистической идентичности. Проанализированы методы и техники в работах художников в современном иракском пластичном искусстве и определено их влияние на региональную стилистическую идентичность и влияние региональной культуры на них. Определено как стилистическая идентичность проявляется в современном иракском изобразительном искусстве, как в соответствии с этим меняются художественные техники и в чем особенности стилистической идентичности разных исторических периодов иракского изобразительного искусства.

1. Введение

Искусство каждого региона имеет особенные отличительные черты, которые выделяют его среди других регионов, поэтому изучение и понимание идентичности важно для исследования регионального искусства. Определение идентичности дает возможность выделить работы конкретного автора среди других художников с учетом его социокультурной среды (контекста). Региональное искусство отличается от мировых тенденций, так как художники синтезируют свои знания о живописи с традициями и привычными техниками, которые используются в регионе. Исследование стилистической идентичности в искусстве того или иного региона позволяет найти тот исключительный компонент, ту исключительную черту, которую мы сможем идентифицировать и проследить в работах других художников и понять, откуда взяты те или иные элементы и как они интерпретированы художником. Исследование регионального искусства дает возможность погрузиться в культуру и историю региона открыть художников, влияющих на формирование идентичности конкретного региона и, как следствие, имеющих влияние на искусство в целом.

Искусство, возникающее в пределах конкретного региона, может быть уникальным и неповторимым. Разнообразие подходов, смешивание способов исполнения, мотивов и традиционных веяний создают уникальный стиль региона, объединяющий художников конкретной области.

Искусство Ирака обладает преемственностью и имеет глубокое наследие, уходя корнями в месопотамское искусство. При этом иракская культура часто подвергалась разрушению идентичности. Иракское региональное искусство раннего периода выделяется такими особенными приемами как повторяющиеся узоры, арабески, стилизация. В современном иракском искусстве мы также можем проследить эти черты. Композиция в большинстве случаев устойчива и равновесна. Еще со времен печатей (глиптики) и скульптур ранних цивилизаций для нее не характерна динамика. Движение не показано напрямую, но подразумевается. Например, лев, у Ворот Иштар имеет шесть ног, которые неподвижны, но количество ног и акцент на ноги, показывают нам наличие этого движения. Множество феноменов иракского региона обладает внутренней энергией. При первом знакомстве с работами иракских художников не видно экспрессии, которая возникает при восприятии работы, выход экспрессии происходит через контекст. Нарочито спокойный первоначальный эффект, заменяется подтекстом, который видно при более тщательном рассмотрении полотен. Прежде всего, заметны цветовые контрасты, создающие настроение. Плоскость также компенсируется смысловым контрастом.

Влияние на процесс создания живописных работ оказывают как местность, традиции, культура, общество, так и мировые процессы, исторические события и глобальные тенденции. Современное региональное искусство подвержено влиянию глобализации. Тем не менее его характерные черты невозможно спутать, так как именно они являются маркером, который выделяет регион среди других. Потенциал регионального искусства раскрывается при усиленном влиянии глобализации, что позволяет проявить ту самую идентичность и через искусство и живопись частности.

2. Методы и принципы исследования

Определение понятия «стилистическая идентичность» требует анализа каждой составляющей этого понятия отдельно. Так как определение этого понятия в русских и англоязычных источниках отсутствует. Стиль в рамках нашего исследования необходимо анализировать с искусствоведческой точки зрения.

Идентичность – понятие, взятое из психологии. Разные типы идентичности наиболее подробно рассматривает психолог Э. Эриксон. Поэтому за основу анализа для определения понятия «стилистическая идентичность» взято понимание идентичности Э. Эриксона. Идентичность (identity), по Э. Эриксону, – относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени субъекта. Термин «идентичность» фиксирует одновременное сходство внутренней тождественности и некоторых основных свойств, схожих с другими людьми

.

Что касается стилистики, то первым, кто использовал этот термин в области литературы, является Ф. Новалис (1722–1801), его понимание стилистики смешано с риторикой. Затем стилистика отделилась от нее и присоединилась к области лингвистических исследований, основателем которой является швейцарский ученый Ф. де Соссюр

.

Понятие «стиль» применительно к эстетическим видам деятельности рассматривается в работах Т. Ю. Быстровой, она пишет, что в разных сферах теории по-разному пытаются лексически разграничить индивидуальный и «большой» стили. Так, литературоведы и лингвисты пользуются парой «стиль – жанр», искусствоведы и эстетики оперируют понятиями «стиль эпохи», «стилевое направление», по-разному их соотнося. Стилистика – набор формальных характеристик объекта, отсылающих к тому или иному стилю, но не тождественный ему в полной мере

. Но, стилистика – это не только набор элементов, отсылающий к определенному стилю в котором работает художник, – это подтекст, который определяет форму, ее контекст, как форма будет организована и с чем она будет взаимосвязана.

Стилистическая идентичность в пластичном искусстве в этой связи – синтез стиля эпохи, стилевого направления, опыта самого художника и влияние разнообразных внешних факторов. Стилистическая идентичность представляет собой специфическое качество художественного продукта, благодаря которому общее художественное видение мастеров определенного периода трансформируется, приобретая узнаваемые внешние и внутренние черты (формальные элементы, интонация, эмоциональный строй и т. д.).

Такой вариант стилистической идентичности воплотился в иракском пластическом искусстве, влияющем на многих современных авторов независимо от их программных установок. Эти черты связаны с той или иной культурой, или регионом, технологиями структурой сознания, знаниями и ценностями. Внутренняя экспрессия, глубина цвета, и цветовой контраст, создают эмоциональный контекст. Например, синий цвет воплощает божественность, коричневый олицетворяет землю

. Формальные элементы берут начало в историческом происхождении региона (Ассирия, Месопотамия и т. д.) и религиозных символах (покрытые головы, те или иные животные, исламские узоры).

Цель работы: в связи с вышеизложенным автор определяет цель работы следующим образом. Проанализировать методы и техники работы художников в современном иракском пластичном искусстве и определить их влияние на региональную стилистическую идентичность и влияние региональной культуры на них. Определить, как стилистическая идентичность проявляется в современном иракском изобразительном искусстве, как в соответствии с этим меняются художественные техники и в чем особенности стилистической идентичности разных исторических периодов иракского изобразительного искусства.

3. Концепция идентичности и стилистики в современном иракском изобразительном искусстве

Концепция идентичности в изобразительном искусстве имеет своим основанием разнородные представления о цивилизации. Творческие эксперименты и достижения, которые более века определяли основу художественной современности, зачастую не были направлены на достижение идентичности в соответствии с преобладающими представлениями об этой концепции. Целью художников было выявить идентичность в пластичном искусстве и, что немаловажно, собственную идентичность

. Для определения стилистической идентичности художнику необходимо найти баланс между социальным статусом, опытом, а также художественным направлением
.

Идентичность в пластическом и изобразительном искусстве выражает человечность во всех ее деталях, реальности, обществе, то, как люди сплочены и интегрированы с окружающей средой. Художественные произведения отличаются от одного художника к другому, и различие дискурса в нем зависит от стилей и идей, представленных художниками, для определенной аудитории, погружая в искусство не только тем, что представлено художником, но и имеющимся опытом аудитории, тем самым формируя идентичность творчества художника.

Концепция идентичности в изобразительном искусстве возникает под влиянием различных факторов. Творческие эксперименты, художественной современности направлены на достижение идентичности в соответствии с преобладающими представлениями об этой концепции. Опираясь на обоснование собственного стиля художественного выражения Аль Саида.Ш. Х (1925-2004), можно сказать, что стилистическая идентичность – это то, чего достигает художник, через объединение интересов общества и реальности включая их противоречия и его самого с теми инструментами художественного выражения определенного момента или времени, которые использует художник

. Появление «новых» видов искусства, таких как цифровое, компьютерное, мультимедийное, концептуальное или экологическое искусство также оказывают влияние на формирование стилистической идентичности
. Сказывается на искусстве Ирака и влияние миниатюры, имеющей жесткие рамки и некоторые стандарты в размерах и пропорциях.

Специфика идентичности состоит в сочетании современного художественного исполнения и традиций при стилистических различиях между отдельными художниками и поколениями художников Поиск стилистической идентичности у иракских художников дает возможность найти баланс между его наследием, социальной, художественной принадлежностью

. Стилистическая идентичность подвергается множеству экспериментов в механизмах современной живописи. Этот опыт приносит положительные плоды благодаря специфике, сочетающей современное художественное исполнение и местное наследие, несмотря на стилистические различия художников разных исторических периодов.

4. Методики и техники в иракском изобразительном искусстве

С древних времен и по настоящее время человек стратегически продвигается к знаниям, инновациям и творчеству в различных областях, он всегда стремился развивать свой визуальный язык, используя материалы и технологии, в соответствии со своими потребностями, будь то функциональные, выразительные или эстетические качества

. Открытость мировому опыту подтолкнула художников к учету требований современности, не ограничивающихся только технологиями
. Методы и техники визуализации в живописи Ирака связаны с технологией, поскольку история искусства связана с развитием техник, таких как живопись масляными красками, искусство печати, фотографии и графика, акварель, акриловая живопись, коллаж. Эти методы общедоступны, анализируя присутствие каждого из методов в той или иной картине, была разработана классификация методов применяемых иракскими художниками в работах.

Ниже приводится классификация методов и техник (Табл. 1), используемых в современной иракской живописи, по историческим этапам. Представленная классификация методов основана на анализе работ по иракскому искусству исследователя Али Ганим Мохаммеда

.

Таблица 1 - Классификация методов и техник используемых в современной иракской живописи

Воздействия окружающей среды (внутренние и внешние).

Методы и техника

Стилистические особенности

1920-1930, Художники из числа офицеров османской армии, повлияли на особенности пейзажа в иракском искусстве

Рисование карандашом, акварельными и масляными красками на холсте и деревянных панелях.

Классическая, реалистическая живопись

1940, Интерес государства к культуре и искусству, отправка группы художников на учебу в Европу

Техника капания и наливания красок на поверхность картины

Пуантилизм

1950, Открытие миру и саморазвитие художников

Использование одномерного нанесения различных материалов на поверхность картины с помощью чертежного ножа.

Экспрессионизм, кубизм, абстракционизм

1960, Возвращение группы художников из-за границы и их бунт против традиционных методов.

Использование коллажа, интенсивности цвета, а также сочетание живописи и скульптуры, третьего измерения

Абстрактный стиль

1970, Культурное и социальное развитие призыв открывать новые горизонты. Создание различных художественных групп Художниками-первопроходцами .

Использование техники коллажа, добавление бумаги и пластик, и использование искусства графической печати, добавление чернил на поверхность картины.

Абстрактный, символический, Арабские каллиграфические, надписи

1980, Искусство под влиянием войны и использование искусства в политических целях.

Искусство печати и выжигания на картонных листах и гравировки цинком на металлической поверхности, в дополнение к использованию отходов войны в произведениях искусства.

Экспрессионизм, устойчивая композиция

1990, Экономическая блокада, нехватка продовольствия и различных материалов, порождают чувство отчаяния

Использование местных материалов, доступных для живописи. Роспись по дереву и холщовым панелям.

Устойчивая равновесная, статичная композиция.

2000-2020, Война в Персидском заливе, оккупация Ирака и смена правящего режима. Внедрение новых технологий, современных и цифровых устройств.

Цифровое искусство технологии медиа и компьютерные приложения. Использование цифровых дисплеев, в дополнение к масляным краскам, акриловым краскам и коллажам.

Видеоарт, символизм, экспрессионизм, абстракция

Исходя из данных приведенных в (Табл. 1) можно отметить, что в работах иракских художников наблюдается присутствие вариативности работ. Значительное влияние оказывает окружающая среда (внутренняя и внешняя), историческое наследие. Также отмечена тенденция перехода от классических живописных приемов и реалистичной живописи, к использованию прогрессивных технических методов.

5. Анализ работ современных иракских художников с точки зрения их идентичности

Анализ работ иракских художников проведен на основе таблицы «Классификация методов и техник используемых в современной иракской живописи».

Потенциал художника Халифа Махмуда Аль-Махала раскрывается благодаря демонстрации, цветового контраста. Однородные теплые тона и гармония распределения предметов на картине выражают индивидуальность художника, показывая уникальную выразительную стилистику школы. Работа построена по основным правилам классического стиля, подчинена академическим правилам в живописи, что стало основой работы художника (Рис. 1). Работы Х. М. Аль-Махала реалистичны, в центр внимания художник ставит свой родной город
. Художник изображает сцены повседневной жизни людей, например, в работе «Девушка и овца», животное, может быть трактовано как символ жертвы или жертвенности. Художник обращает внимание на некоторые детали, отличающие северный регион от южного Ирака, где мы видим народный костюм и его различные яркие цвета, помимо шарфа. В дополнение к другому типу ткани и способу ее ношения. Разницу можно увидеть, в работах художника Махуда Ахмада, который отражал в своих работах обычаи сельских жителей Южного Ирака, смешивая современные реалистичные тенденции и символизм
. В целом, работы М. Ахмада наполнены тонкими намеками и скрытыми посланиями.
Девочка и овца

Рисунок 1 - Девочка и овца

Примечание: Махмуд Аль-Махал, 2002, акварель на бумаге, 60x45 см, из коллекции художника

Другой техникой является использование масляных красок на холсте и использование синего немецкого монохрома (М. Эрнст). Благодаря центральной композиции, четким границам основных элементов картины, уверенной и «смелой» кисти, свободное распределение монохромного цвета, в отличие от его обычного стиля, продемонстрированы без подчинения правилам работы классическому стилю. Рисунок в этом стиле дает художнику больше свободы и отличительного выразительного символического стиля и эстетики работы. Художник идентифицирует себя, высвобождая скрытые чувства на холсте, с помощью четких линий обрамляющих лица и контрастности цвета. Применение разнообразных техник, и изображение традиционных элементов таких как головной убор создают эстетику всей работы, тем самым формируя стилистически уникальный, современный, иракский стиль (Рис. 2).
Лица женщин моего города

Рисунок 2 - Лица женщин моего города

Примечание: Халифа Махмуда Альмахала, 2022, холст, масло, 80x60 см, из частной коллекции художника

Работы Аль-Зубайди Мохаммед Джаннун Салих (1977) характеризуются классической тенденцией, создания картин с опорой на академические правила. Художник использует цвета, присущие импрессионизму, добавляя яркие краски и отражения солнечного света. Большинство его полотен посвящены природе древним городам и деревням (Рис. 3).
Играющие дети

Рисунок 3 - Играющие дети

Примечание: Мохаммед Джаннун Аль-Зубайди, холст, масло, 2004, 80х100, из коллекции художника

Стилистические и технические изменения отчетливо выражены в современных работах М. Д. Аль-Зубайди, где качественный сдвиг, произошедший в композиции картины, используемых элементах и цветах, добавлении различных материалов и подложек на рабочую поверхность. Все эти изменения произошли после художественной зрелости художника благодаря его контакту с русскими художниками и знакомством с современными стилями пластического искусства (Рис. 4)
.
Его работы переходят от пейзажей и рынков Старого города, которые характеризуются классическим стилем, который следует определенной цветовой гамме, к революции цветов и геометрических конфигураций внутри картины, цветовых контрастов и контраста между формой и рабочей поверхностью. Введение символики несет смысловой подтекст ее задача в том, чтобы взволновать чувства зрителя и подтолкнуть его к поиску сути предмета.
Моя душа – птица

Рисунок 4 - Моя душа – птица

Примечание: Аль-Зубайди Мохаммед Джаннун Салих, холст, масло и акриловые краски, с коллажем из газет и почтовых марок, 2018, 70x90, из коллекции художника

М. Д. Аль-Зубайди придерживается темы сельской жизни и города, но он реализует стиль и технику, которые стали определяющими для его работ. С точки зрения композиции, в работе доминирует горизонт. Ощущение от картин – твердое стояние на плоскости, хотя иракский регион изобилует различными высотами, реками и низменностями. Гладкость пейзажа сопровождает статичность композиции. Появляется осколочность и фрагментарность, больше динамики, которые можно связать с событиями, произошедшими в Ираке. В некоторых работах прослеживается отклонение от композиции, но также применяется характерный – синий, густота тонов и насыщенность цвета. Одушевленные и живые предметы вписаны в геометрические фигуры. Эти черты формируются на основе региональных традиций, исторических событий, определяя стилистику и создавая уникальную региональную стилистическую идентичность.

На картине «Моя душа – птица» скопления контрастных цветов символизируют ментальную борьбу человечества. Символ журавля связывает реальность с войной и поиском надежды.

6. Заключение

В результате исследования показано следующее:

Стилистическая идентичность в работах иракских художников основана на синтезе традиционных и современных техник. Он возник в связи с историческими, политическими и социальными преобразованиями, а также под влиянием глобализации. Классические методы создания живописи используются иракскими художниками и в настоящее время. Влияние современных техник, элементов композиции в живописи, повторение формы, использование контрастных цветов, использование нескольких поверхностей и фактур для создания произведения искусства, позволяет рассматривать живопись с разных сторон. Устойчивость композиции, цвет, его контрастность и глубина становиться идентификатором который формирует стилистическую идентичность иракского искусства.

Черты современного художественного стиля проявляются в творчестве многих современных иракских художников. Методы, используемые художниками в современной иракской живописи, приближены к тенденциям постмодернистского и концептуального искусства. Окружающая среда, а также включение традиционных знаков и символов, создают стилистическую идентичность иракской живописи. Выбор формы и ее использование в различных воплощениях несут в себе опыт художника, его окружения и культуры. Слияние иракского и европейского стилей позволило современному иракскому художнику не отойти от местной идентичности, а развить собственную стилистическую идентичность.

Метрика статьи

Просмотров:823
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:823