ТРАФАРЕТ, КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДПИСИ
ТРАФАРЕТ, КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДПИСИ
Научная статья
Дубовик Е.С.1 , Брагиш А.В.2, *, Парамонова Г.В.3
1 ORCID: 0000-0002-2406-1807;
2 ORCID: 0000-0002-0136-1831;
1–3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия
* Корреспондирующий автор (Ucheniy[at]list.ru)
Аннотация
За время существования подписи, как удостоверительного письменного знака человека, она прошла значительную трансформацию. Будучи, изначально, удостоверительным знаком представителей правящего класса, впоследствии, стала доступна и необходима для гораздо низших слоев общества и в настоящее время является обязательной для каждого человека, независимо от социального статуса и рода занятий. Трансформация подписи все больше сводилась к ее упрощению, что наглядно демонстрируется многочисленными историческими документами. Большинство современных подписей представляют собой совокупность безбуквенных знаков, причем подписей, которые ограничены одним-двумя такими знаками значительно больше. Такие подписи ограничивают возможность эксперта идентифицировать ее исполнителя, вплоть до невозможности формирования определенного вывода. Однако, наметилась тенденция стремления людей сделать свою подпись более «красивой» за счет общего усложнения строения и состава подписи: увеличения количества письменных знаков, включения в безбуквенные подписи нескольких читаемых букв, выполнения монограммы в тех подписях, в которых ее никогда раньше не было. В данной работе авторы рассматривают наиболее востребованный сейчас инструмент создания «новых» подписей – трафарет, специально разрабатываемый для каждой подписи, анализируют характер и особенности проявления собственных и «трафаретных» признаков подписного почерка с учетом времени, которое затрачивается владельцем подписи, на ее разработку, формирование, развитие и, возможно, самостоятельно вносимые в ее состав дополнения.
Ключевые слова: подпись, формирование подписи, почерковедческая экспертиза, исследование подписи, инструмент создания подписи.
STENCIL AS A NEW SIGNATURE FORMING TOOL
Research article
Dubovik E.S.1 , Bragish A.V.2, *, Paramonova G.V.3
1 ORCID: 0000-0002-2406-1807;
2 ORCID: 0000-0002-0136-1831;
1–3 St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Saint Petersburg, Russia
* Corresponding author (Ucheniy[at]list.ru)
Abstract
In the whole existence of the signature, as a person's certifying written sign, it has undergone a significant transformation. Initially, being, an identification mark of ruling class representatives, it subsequently became available and necessary for much lower societal strata and is now mandatory for everyone, regardless of social status and occupation. The transformation of the signature was mainly reduced to its simplification, which is clearly demonstrated by numerous historical documents. Most modern signatures are a collection of letter-free signs, and there are significantly more signatures that are limited to one or two of these signs. Such signatures limit the expert's ability to identify its owner, up to the impossibility of forming a certain conclusion. However, there has been a tendency for people to make their signature more «pretty» due to the general complication of the structure and composition of the signature: an increase in the number of written signs, the inclusion of several readable letters in letter-free signatures, the implementation of a monogram in those signatures within which it had never been before. In this paper, the authors consider the most popular tool for creating «new» signatures – a stencil specially developed for each signature, analyze the nature and specifics of the manifestation of their own and «stencil» signs of signature handwriting, taking into account the time spent by the owner on its forming, development and, possibly, additions independently introduced into it.
Keywords: signature, signature formation, handwriting expertise, signature research, signature creation tool.
Согласно теории судебно-почерковедческой экспертизы, формирование подписи носит исключительно субъективный характер, так как является отражением персоналии как личности. Исходя из определений подписи в научных источниках – «подпись – это условно-графическое начертание, обозначающее личность ее исполнителя и выполняемая им в удостоверительных целях» – одним из обязательных условий для признания подписи юридически значимой является ее собственноручное выполнение [1].
Состав формируемой подписи целиком и полностью зависит от самого человека: от особенностей его психофизиологии, в общем, а также уровня сформированности письменно-двигательного навыка, в частности.
Известно, что в процессе формирования и дальнейшего совершенствования подпись проходит несколько этапов. На начальном этапе, в школьном возрасте, ребенок пытается подражать подписям родителей, включая в состав своей подписи наиболее «броские» элементы. Результатом начального этапа формирования подписи является выбор ее графического построения в соответствии с имеющимся родительским образцом и собственными представлениями об «идеальной собственной» подписи. На заключительной стадии данного этапа сформированная подпись представляет собой вариант итоговой реализации субъективных психо-физиологических функционально-динамических письменных навыков, в виде окончательно сформированного графического изображения, собственноручное выполнение которого доведено до автоматизма вне зависимости от степени выработанности почерка исполнителя.
Заключительный этап формирования подписи приходится на период «дальнейшей профессиональной деятельности» и возрастной критерий данного периода – от 25 лет. Этот этап является как заключительным в части формирования подписи, но и переходит в стадию «развития и окончательного совершенствования». К этому времени подписи могут:
- незначительно трансформироваться в сторону упрощения (в случаях ее сложного или усложненного строения), но при этом остаться единственным используемым вариантом;
- незначительно трансформироваться в сторону упрощения (в случаях ее сложного или усложненного строения) и приобрести статус дополнительного (второго) варианта подписи.
Женские подписи при смене фамилии при замужестве чаще всего подвергаются кардинальным изменениям. Транскрипция, состав, строение – три самых наиболее изменяемых, в этом случае, характеристики подписи. При сохранении степени и характера сформированности письменно-двигательного навыка в период формировании подписи «в девичестве» для отработки навыка выполнения «замужней» подписи требуется некоторое время, в зависимости от сложности новой фамилии, созвучности ее с «девичьей», степени выработанности собственного «подписного» почерка и т.д. А очень хочется, чтобы подпись была красивой…Мужчины реже озадачены красивостью подписи, их больше интересует ее креативность, а также возможность показать в подписи свою статусность, в том числе социальное или должностное положение.В последнее время наметились два направления, позволяющие людям придумать новую или скорректировать уже имеющуюся подпись. Одно из этих направлений – обучение каллиграфии, в период которого человек осваивает, формирует и совершенствует навыки выполнения письменных знаков (букв, цифр и знаков препинания) в экспрессивной, гармоничной и искусной манере. Обучение каллиграфии, это достаточно глубокий образовательный процесс, который требует последовательного изучения всех основных каллиграфических шрифтов (уставное письмо, итальянское письмо, английское письмо, готическое письмо), а для этого требуется затратить времени в объеме от нескольких месяцев до нескольких лет. Каждый из указанных видов письма имеет свои прописи, используя которые, обучающийся тренирует выполнение сложных графических элементов письменных знаков. В последние годы в школах каллиграфии, как минимум, Москвы и Санкт-Петербурга, реализуются образовательные программы по формированию и корректировке подписи, но и они основаны на изучении как каллиграфических шрифтов, в общем, так и основных видов каллиграфических элементов, в частности. В ходе такого обучения слушателю предоставляется возможность самостоятельно исправить свою подпись на основе полученных теоретических знаний о каллиграфии и дополнительном развитии навыков каллиграфического письма. Отдельно необходимо отметить, что развитие навыков каллиграфического письма заключается не только в отработке правильности выполнения элементов шрифтов, но и в изучении особенностей пишущих приборов, правильности удержания пишущего прибора, постановки руки, положения тела при письме относительно поверхности письма,
Еще одно модное направление, связанное с формированием подписи – это услуга по созданию трафарета подписи, по которому и отрабатывается заинтересованным лицом новый подписной навык. Эту услугу предоставляют, опять же, мастера каллиграфии в частном порядке; от заказчика требуется лишь назвать свою фамилию и имя (зачастую даже без отчества).Поскольку заказ новой подписи происходит через интернет, то и особенности почерка заказчика мастером не учитываются, хотя, с нашей точки зрения, это немаловажный фактор. Мастер-каллиграф придумывает один или несколько вариантов подписи в соответствии с установочными данными заказчика. В некоторых случаях, мастер спрашивает возможные пожелания заказчика об «особых» элементах состава подписи – дополнительные стилизованные элементы, характеризующие фамилию (например: при фамилии «Кошкина» – начальный элемент в виде кошачьей головы и росчерк в виде хвоста) или профессию (например, для врача – наличие в любой части подписи безбуквенных элементов в виде шкалы кардиограммы). В случае одобрения, на электронную почту заказчика высылается, так называемый, трафарет, распечатанный вид которого представляет собой лист формата А4 с многократно повторенным изображением заказанной подписи. Заказчику остается лишь прорисовать каждое из изображений на этом листе, для отработки технического навыка выполнения новой подписи. Здесь необходимо отметить, что, с одной стороны, наличие электронной версии трафарета позволяет человеку тренировать новый подписной навык неограниченное количество раз, доводя его до максимально возможного совершенства, с другой – отсутствие у мастера-каллиграфа представления об особенностях, как минимум, общих признаков почерка и подписного навыка заказчика – степени выработанности, размерных характеристик, привычных преобладающей формы и преобладающего направления движений, вынуждает последнего ориентироваться исключительно на особенности почерка мастера, а не на свои собственные. В результате итоговая реализация обновленного подписного навыка может оказаться достаточно далека, по своему внешнему виду, от имеющегося трафарета.
Несмотря на имеющиеся спорные моменты использования трафарета как инструмента формирования подписи и многочисленные вопросы, которые могут возникнуть у экспертов-почерковедов при необходимости исследования такой подписи, как с точки зрения решения диагностических, так и идентификационных вопросов, стоит признать, что трафарет позволяет превратить любую плохо идентифицируемую подпись в объект почерковедческой экспертизы с достаточным количеством признаков, дающих возможность эксперту решить вопрос о тождестве исполнителя.
Конфликт интересов Не указан. |
Conflict of Interest None declared. |
Список литературы
Почерковедение и почерковедческая экспертиза / под ред. В.В. Серегина. – Волгоград : ВА МВД России, 2015. – 352 с.