ХАРАКТЕР МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВЫБОРА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ РЕШЕНИИ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ
ХАРАКТЕР МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВЫБОРА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ РЕШЕНИИ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ
Научная статья
Казанский федеральный университет, Казань, Россия
* Корреспондирующий автор (light7110[at]mail.ru)
АннотацияВ статье представлено теоретическое обоснование актуальности изучения морального выбора младших подростков в ситуации решения моральной дилеммы асоциального типа на основе классификации морального развития Л.Кольберга.
Проанализированы результаты пилотажного исследования особенностей морально-этического выбора учащихся 4-6 классов средней общеобразовательной школы. Анализ данных позволяет судить о неоднородности и противоречивости моральных суждений школьников в зависимости от соблюдения или нарушения моральной нормы честности/ответственности за проступок. Уровень моральных суждений 23-39% младших подростков соответствует постконвенциональному уровню в случае соблюдения нормы, 11-22% - в случае её нарушения. Для конвенционального уровня морального развития характерно 29-35% ответов - в случае соблюдения моральной нормы честности и 56-60% в случае её несоблюдения. Выявлена вербальная готовность следовать указанной моральной норме у 63-72% школьников.
Ключевые слова: моральная дилемма асоциального типа, морально-этические суждения, норма честности/ответственности.
ON THE NATURE OF THE MORAL AND ETHICAL CHOICE OF YOUNGER ADOLESCENTS IN SOLVING MORAL DILEMMAS
Research article
Tibeeva L.F.*
Kazan Federal University, Kazan, Russia
* Corresponding author (light7110[at]mail.ru)
AbstractThe article presents a theoretical justification of the importance of studying the moral choice of younger adolescents in a situation of solving a moral dilemma of an asocial type based on L. Kolberg's classification of moral development.
The study analyzes the results of a pilot study of the features of the moral and ethical choice of students in grades 4-6 of a secondary school. Data analysis allows for defining the heterogeneity and inconsistency of moral judgments of schoolchildren depending on compliance or violation of the moral norm of honesty/responsibility for misconduct. In case of compliance with the norm, the level of moral judgments in 23-39% of younger adolescents corresponds to the post-conventional level, while the level of judgements in 11-22% of the surveyed adolescents corresponds in case of its violation. The conventional level of moral development is characterized by 29-35% of responses in case of compliance with the moral norm of honesty, and in case of non-compliance it amounts to 56-60%. The study determines verbal readiness to follow the specified moral norm in 63-72% of schoolchildren.
Keywords: moral dilemma of the asocial type, moral and ethical judgments, the norm of honesty/responsibility.
ВведениеВопросам изучения морального сознания, идеалов нравственности, механизмов формирования морально-этических представлений личности посвящены труды многих психологов, как зарубежных, так и отечественных (А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, К.Гиллиган, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Попов, М.И. Воловикова, С.В.Молчанов и др).
Эти вопросы во все времена оставались актуальными, так как поведение человека напрямую обуславливало жизнеспособность самого общества. Например, академик В.М. Бехтерев, рассуждая о бессмертии личности, указывал на моральную ответственность, как на фактор существования нормального человеческого общества. «Ведь если нет бессмертия, то в жизни нет и морали, и тогда выступает роковое: "все дозволено!" В самом деле, к чему мне заботиться о других, когда все и я, и они перейдут в "ничто" и когда вместе с этим "ничто" устраняется вполне естественно и всякая моральная ответственность» [1, С. 225]. Следовательно, моральные нормы были придуманы человеком не только для упорядочения общественного бытия, но и для ощущения осмысленности своего существования, для постоянного стремления к пребыванию в вечности – через будущие поколения.
С.Л. Рубинштейн отмечал двойственный характер восприятия моральных ценностей членом общества. Он писал: «Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознаётся как независимое от него— общественно-всеобще-значимое, неподвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлечённо знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщённое абстрактное выражение в нормах поведения» [9, С. 700].
О необходимости обратить особое внимание именно на сферу морально-нравственного становления пишут и современные исследователи. Например, автор концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете М.И. Воловикова отмечает, что «строгое следование нравственным принципам, нормам и правилам, способность к решению нравственных задач и проблем» являются важнейшими признаками нравственного («порядочного») человека» [3].
В современном мире, характеризующимся стремительной изменчивостью, неопределённостью, в котором усиливаются тенденции превалирования потребления над созиданием, индивидуального над общественным, эгоистического над кооперативным наблюдаются и изменения в восприятии морально-этических ценностей. О признаках «нравственного кризиса» в российском обществе в начале XXI века пишет А. В. Юревич. Анализируя экспертные оценки качеств личности, присущих российским гражданам, автор отмечает: «Наибольшие «потери» с 1981 года понесли альтруизм, бескорыстие, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, добросовестность, доброта, доверие, законопослушность, интеллектуальность, интеллигентность, культура, надежность, нравственность, порядочность, психологическая безопасность, скромность, сочувствие, спокойствие, тактичность, честность и человечность» [10, С. 171]. Неслучайно в последнее время активизировалась деятельность государства в системе образования по воспитанию детей и подростков, повысилось внимание к проблемам молодёжи как главному капиталу России.
Между тем, по мнению исследователей идентичности молодёжи, в современной России наблюдается и «идентификационный кризис», поэтому особенно актуальным является вопрос «об изучении, выборе и выработке технологий и моделей формирования новой идентичности, и в первую очередь – новой идентичности молодежи, что имеет стратегическое значение для будущего любой страны» [2, С. 6].
Известно, что в структуре идентичности нормы и ценности общества имеют важное значение для принятия их человеком и адекватного осуществления социальной роли. В русле этической психологии, разрабатываемой Л.М. Поповым, П.Н. Устиным и другими, «проблема идентичности соотносится с постановкой вопросов самому себе: кто Я? к чему стремлюсь?» Психологи обеспокоены тем, что «в изменившемся мире человек утратил ориентиры на привычные авторитеты, личностные идеалы, что создало состояние неуверенности и пессимизма» [7, С. 36].
Поэтому глубокое понимание психологических механизмов возникновения и присвоения морально-этических ценностей общества, развития духовно-нравственных ориентиров личности у подрастающего поколения, в частности, у младших подростков является актуальной задачей современной психологической науки. Интерес к данной возрастной категории обусловлен несколькими факторами: во-первых, школьники 10-12 лет считаются наиболее уязвимой категорией в силу незрелости личностной сферы и чувствительностью их сознания к любому влиянию.
Во-вторых, данный возраст характеризуется возрастающей потребностью поиска новых ощущений, в том числе, в сфере общения, и психологически обусловленного стремления обрести автономию от взрослых. В-третьих, несмотря на то, что моральное сознание младших подростков (учащихся пятых классов) активно изучалась Д.Б.Элькониным, (правда, в 60-70-х годах прошлого века), в возрастной психологии этот период был назван Г.С.Цукерман «ничьей землёй» в силу нахождения его на стыке младшего школьного и подросткового возраста. Считаем, что современных комплексных исследований морально-этического сознания современных младших подростков явно недостаточно, что подтверждает актуальность данной темы.
В повседневной жизни каждый человек постоянно делает выбор. Естественно, что перед принятием решения человек размышляет о своей цели, выбирает средства для её достижения, перебирает возможные варианты, то есть действие является результатом суждения, сделанного на основе анализа и оценки ситуации. Когнитивный компонент является определяющим в процессе деятельности. При этом человек испытывает самые разные эмоции, чувства, переживания, связанные с возможными последствиями выбора.
В случае морального выбора эмоциональная составляющая является особенно выраженной. С одной стороны, человек, являясь членом общества, старается соблюдать принятые моральные нормы, желая сохранить статус «хорошего человека»; с другой стороны, порой он пренебрегает нормами для избегания возможных негативных последствий (страх наказания) или движимый как благими социальными намерениями, так и прагматичными мотивами. Такие проблемные ситуации, с противоречивыми решениями и амбивалентными переживаниями, носят название моральных дилемм. Часто выход из этих ситуаций заключается в двух взаимоисключающих решениях, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения [6].
Метод изучения моральных суждений с помощью решения моральных дилемм использовался Лоуренсом Кольбергом, который разработал когнитивно-эволюционную теорию морализации на основе исследований морального сознания Жана Пиаже. Л.Кольберг предложил три уровня: преконвенциональный уровень (доморальный), на котором люди мотивированы собственными интересами. Этот уровень делится на стадии: гетерономная мораль (власть наказаний и поощрений), инструментальный индивидуализм («ты мне – я тебе»). На конвенциональном уровне люди действуют так, чтобы заслужить одобрение других, в своих суждениях опираются на представления других членов семьи, друзей, учителей и т. д. они поступают так, как сказали «другие», так как уверены, что другие правы в своих суждениях. Самый высокий уровень – постконвенциональный, когда человек делает то, что считает правильным и справедливым. Этот уровень включает стадию ориентации на социальный контракт, когда человек понимает, что цель правил и законов состоит в том, чтобы служить благим социальным целям, и высшую стадию – суждение на основе универсальных принципов [8, С. 172].
В начале подросткового возраста происходит активное развитие сознания и самосознания, приобретение знаний о себе и окружающем мире, а также усиливается тенденция к самовоспитанию. Наибольшую значимость для младших подростков приобретает понимание себя как субъекта различного рода социальных отношений. При этом на формирование их морально-этического сознания оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Например, С.В.Молчанов в качестве основы для формирования моральных норм называет «характер складывающихся отношений, развитие социальных связей, положительную ценность самих моральных норм и признание их сообществом» [5].
В этот период складывается система ценностно-мотивационных регуляторов социального поведения. В качестве таких регуляторов учёные предлагают рассматривать моральные нормы, например, нормы, связанные с правдивостью/готовностью принять ответственность за проступок. Выбор указанных моральных норм обусловлен тем, что их морально-нравственное содержание и социальные ожидания в отношении усвоения норм отвечает требованию возрастной и культурной сообразности и является показателем уровня морального развития ребенка [4].
Результаты эмпирического исследования особенностей морально-этического выбора младших подростков
В исследовании приняли участие 269 человек четвёртых-шестых классов МБОУ «Средняя школа №8» г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого АО, из них мальчиков – 138, девочек- 131 человек. Средний возраст -10,8 лет.
В качестве метода исследования использовался качественный и количественный анализ морального выбора в решении моральных дилемм с помощью методики «Как поступить», предложенной коллективом авторов РАО г.Москва [4, С. 46]. Респондентам предлагалось ознакомиться с ситуацией, когда некто разбил оконное стекло в школе и думает – признаваться или нет. Школьникам нужно было представить себе первый вариант – «Признание вины» и выбрать из пяти обоснований наиболее разумный, с его точки зрения, ответ. Также нужно было решить и в случае непризнания вины.
Качественная интерпретация результатов проводилась с учётом уровней развития моральных суждений, описанных в теории Л.Кольберга. Для этого варианты аргументов, представленных в методике, были распределены по соответствующим стадиям – в случае непризнания/признания вины.
- Доморальный (преконвенциональный) уровень: «Даже, если из ребят кто-то видел, они промолчат, потому что в следующий раз я тоже промолчу, если они провинятся /Если узнают другие, меня будут считать лгуном»; «Если признаться, то родители накажут, а ведь никто не видел, что именно я разбил окно/Лучше признаться сейчас, тогда накажут только за окно. Если солгу, то ещё и за ложь»)» - стадии инструментального обмена и власти авторитета;
- Конвенциональный уровень: «Все люди иногда врут друг другу»/ «Лгать нельзя» и «Если признаюсь, поступлю честно, но это расстроит маму, а она болеет. Лучше скажу учителю позже» / «Если солгу, потеряю доверие» - стадии закона и порядка («так принято») и межличностной конформности («хороший мальчик»);
- Постконвенциональный: «Хотя общество основано на правде, иногда бывают ситуации, когда солгать простительно» / «Если все люди будут лгать, мы не сможем доверять друг другу» - стадия ориентации на социальный контракт и универсальные человеческие ценности.
Обработка и интерпретация данных
На рис.1 показан характер моральных суждений в ситуации с непризнанием вины:
Рис. 1 – Распределение ответов по стадиям морального развития (непризнание вины)
- Исходя из полученных данных видно, что самое большое количество человек (31-46%) выбрали вариант «Признаться позже, так как сейчас это огорчит болеющую маму», то есть это говорит о попытке сохранить статус «хорошего мальчика/девочки» при понимании важности быть честным человеком и отвечать за проступок.
- на графиках (рис.2) видно небольшое различие по параллелям в количестве ответов конвенционального уровня – большинство младших подростков аргументируют сокрытие проступка из-за желания сохранить свой имидж «хорошего мальчика».
Рис. 2 – Сравнение ответов на основании уровней морального развития (непризнание вины)
Выявлены различия в количестве суждений, относящихся к постконвенциональному уровню, между пятиклассниками – их 11% и другими респондентами – их 21-22%.
На рис.3 показано распределение ответов в ситуации признания вины:
Рис. 3 – Распределение ответов по стадиям морального развития (признание вины)
- В случае соблюдения нормы видна наибольшая представленность ответов, характерных для стадии ориентации на социальный контракт (постконвенциональный уровень). Так, 23% учащихся 4-х классов, 32% пятиклассников и 39% шестиклассников считают, что из-за лжи люди «теряют доверие друг к другу».
Надо заметить, что по сравнению с ситуацией несоблюдения нормы количество пятиклассников, демонстрирующих в ситуации признания вины суждения более высокого порядка возрастает почти втрое (с 11% до 32%). Возникает вопрос: почему в случае возможного соблюдения нормы – готовность признаться – бОльшая часть младших подростков выбирает обоснования более высокого уровня морального развития, чем в случае несоблюдения нормы? Вероятно, это связано с ожиданием более серьёзных негативных для ученика моральных и материальных последствий, связанных с проступком (разбитое стекло). То есть, если ребёнок готов солгать, он не ищет «высоких слов» для оправдания проступка, понимая, что неправ. Но если он готов признаться и принять ответственность, то здесь его совесть раскрывается в полной мере.
- На стадии «власть авторитета» данные по всем параллелям примерно одинаковы – 19-22%, а вот на стадии «инструментальный обмен», что означает принцип «ты мне - я тебе», имеются различия: 18% пятиклассников против 6-10% ответов из 6-х и 4-х классов. Можно предположить, что для учащихся, которые только перешли с начального уровня образования на средний уровень опасение прослыть лгуном среди сверстников довольно значимо.
- на графиках (рис.4) видны различия по параллелям в количестве ответов постконвенционального уровня – число их растёт от 4-го к 6-му классу; обратная картина наблюдается на доморальном уровне – больше всего младших школьников (43%), меньше всего шестиклассников – 31%.
Рис. 4 – Распределение моральных суждений по уровням морального развития (признания вины)
В целом по параллелям наблюдается примерно равное соотношение ответов каждого уровня. Исключение составляют младшие школьники, для которых количество ответов доморального уровня превышает количество ответов постконвенционального уровня на 20%.
На диаграмме (рис.5) показано распределение ответов в зависимости от вербальной готовности школьников следовать норме честности/ответственности
Рис. 5 – Вербальная готовность следовать норме честности/ответственности
Анализ полученных данных позволяет установить, что:
63-72%, то есть больше половины младших подростков готовы признать свою вину в воображаемой ситуации. Остальные либо не готовы к этому даже на словах (8-13%), либо затрудняются с ответом, «уходят» от него (18-29%). Причём более всего «отказников» среди пятиклассников. Это может объясняться опасением прямо высказать отказ от следования норме, так как подчинённость взрослым ещё имеет место; формальным подходом к заданию или недостаточно развитой рефлексией.
Выводы
- наблюдается значительный разброс в характере морального выбора учащихся в зависимости от вида ситуации; 29% суждений соответствуют конвенциональному уровне морального развития в случае соблюдения моральной нормы честности/ответственности и 60% в случае несоблюдения этой нормы;
- выявлены различия между пятиклассниками (11%) и учащимися 4-6 классов (22%) в ситуации нарушения нормы по количеству высокоморальных обоснований;
- 23-39 % младших подростков в вербальном поведении при готовности следовать норме показывают постконвенциональный уровень морально-этического сознания, так как объясняют свой выбор универсальным принципом «быть честным для сохранения доверия в обществе».
Заключение
Младший подростковый возраст является стратегически важным с точки зрения «врастания» в нравственную культуру общества, осознанного присвоения морально-этических ценностей. В данной статье было проведено теоретическое обоснование актуальности изучения морального выбора подростков 10-12 лет на основе их суждений при решении моральной дилеммы асоциального типа и вербальной готовности следовать норме честности/ответственности. Полученные результаты свидетельствуют о неоднородном и противоречивом характере моральных суждений в зависимости от воображаемой ситуации следования норме или её нарушения.
Так, при нарушении нормы моральный выбор 56-60% младших подростков соответствует конвенциональному уровню, то есть школьники не готовы признаться в проступке из желания сохранить статус «хорошего человека», а также из убеждения, что «все люди иногда лгут». При готовности признаться только 29-35% школьников выбирают варианты ответов, свидетельствующих о стадиях «закон и порядок» и «межличностная конформность», так как 23-32% считают, что «если все люди будут лгать, то мы не сможем доверять друг другу», а это характерно для высокого, постконвенционального уровня.
Вербальную готовность следовать норме выразили 63-72% младших подростков; 8-13% опрошенных выразили отказ соблюдать норму даже на словах, то есть не дали социально желательных ответов. Выбрали вариант «не знаю», проигнорировав данный вопрос - 18-29% подростков (больше всего учащихся пятых классов). Возможно, причиной является опасение открыто высказать свою позицию отказа от нормы, либо подростки затруднились с решением моральной дилеммы в связи с недостаточно развитой рефлексией.
Таким образом, в ходе исследования возникли вопросы: какие психологические механизмы «запускают» разнородные моральные суждения в противоположных ситуациях морального выбора? Какое влияние на моральные суждения и выбор оказывает уровень развития рефлексии? Какие виды деятельности (учебной, внеурочной) могут способствовать развитию морально-этического сознания? Ответы на эти и другие вопросы станут предметом дальнейших исследований морально-этического сознания младших подростков.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Бехтерев В. М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. – Т. 1 / В. М. Бехтерев. – СПб: Изд-во «Алетейя». 1999. – 255 с.
- Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности / Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева // Социально-политические исследования.- 2019. - N – C.5-15 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-grazhdanskoy-identichnosti-v-usloviyah-sotsialno-politicheskoy-realnosti (дата обращения: 16.06.2021).
- Воловикова М.И. Нравственные представления современной российской элиты / М.И. Воловикова, М.Н. Комарова // Прикладная юридическая психология.- 2015. - №2. - C. 176-184.
- Даниленко О.В. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами / О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, О.А. Карабанова, и др. М.: Российская академия образования. 2013.- 46 с.
- Молчанов С.В. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков / С.В. Молчанов, О. В. Алмазова, Н. Н. Поскребышева и др. // Национальный психологический журнал. - 2017. - N1 (25).- [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-avtonomiya-kak-faktor-razvitiya-otvetstvennosti-podrostkov (дата обращения: 03.06.2021).
- Моральные дилеммы. Учебные материалы. // Институт философии российской академии наук.- [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/ethics_dilem.htm (дата обращения: 13.06.2021).
- Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, П. Н. Устин. – М.: ИП РАН. 2008. - 240 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. СПб.: Изд-во «ПИТЕР». 2012. - 237 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. СПб.:Питер. 2002.- 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества / А. В. Юревич // Ярославский педагогический вестник.- 2018.- N- [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskie-otsenki-nravstvennogo-sostoyaniya-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 15.06.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
- Behterev V. M. Psihika i zhizn'. Izbrannye trudy po psihologii lichnosti: V 2 t. [Psyche and life. Selected works on personality psychology: In 2 volumes] / V. M. Behterev– Vol. 1. – SPb: Publishing house «Aletejja». 1999. – 255 p.[in Russian]
- Bugajchuk T.V. Stanovlenie grazhdanskoj identichnosti v uslovijah social'no-politicheskoj real'nosti [Formation of civic identity in the context of socio-political reality] / T.V. Bugajchuk, O.A. Korjakovceva // Social'no-politicheskie issledovanija [Socio-political research]. - - N1. – P. 5-15. - [Electronic recource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-grazhdanskoy-identichnosti-v-usloviyah-sotsialno-politicheskoy-realnosti (accesed: 16.06.2021). [in Russian]
- Volovikova M.I. Nravstvennye predstavlenija sovremennoj rossijskoj jelity [Moral representations of the modern Russian elite] /I. Volovikova, M.N. Komarova // Prikladnaja juridicheskaja psihologija [Applied legal psychology]. 2015. - №2. - P. 176-184. [in Russian]
- Danilenko, O.V. Rezul'taty vnedrenija instrumentarija i procedur ocenki kachestva nachal'nogo obshhego obrazovanija v sootvetstvii s Federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami [The results of the implementation of tools and procedures for assessing the quality of primary general education in accordance with the Federal State Educational Standards] / Danilenko, O.V., Ermakova, I.V., Karabanova, O.A. et al.- : Russian Academy of Education. 2013. - 46 p.[in Russian]
- Molchanov S.V. Lichnostnaja avtonomija kak faktor razvitija otvetstvennosti podrostkov [Personal autonomy as a factor in the development of adolescents' responsibility] / Molchanov S.V., Almazova O. V., Poskrebysheva N. N. et al. // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National psychological journal]. - 2017. - N1 (25). - [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-avtonomiya-kak-faktor-razvitiya-otvetstvennosti-podrostkov (accesed: 03.06.2021). [in Russian]
- Moral'nye dilemmy. Uchebnye materialy [Moral Dilemmas. Teaching Materials] // Institut filosofii rossijskoj akademii nauk [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences] - [Electronic recource] URL: https://iphras.ru/ethics_dilem.htm (accesed: 13.06.2021). [in Russian]
- Popov L.M. Dobro i zlo v jeticheskoj psihologii lichnosti [Good and evil in the ethical psychology of personality] / Popov L.M., Golubeva O.Ju., Ustin P. N. - M .: IP RAS. 2008. – 240 p. [in Russian]
- Rajs F. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence] / Rajs F., Doldzhin K. SPb.: Publishing house «PITER». 2012. - 237 p. (Series "Masters of Psychology").[in Russian]
- Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology] / L. Rubinshtejn. SPb.:Piter.2002. –720p.(Series "Masters of Psychology").[in Russian]
- Jurevich A. V. Jempiricheskie ocenki nravstvennogo sostojanija sovremennogo rossijskogo obshhestva [Empirical assessments of the moral state of modern Russian society] / A. V. Jurevich // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin] - 2018. - N4. - [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskie-otsenki-nravstvennogo-sostoyaniya-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (accesed: 15.06.2021). [in Russian]