ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.019
Выпуск: № 7 (109), 2021
Опубликована:
2021/07/19
PDF

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Научная статья

Анфимова Е.Б.1, *, Новикова Я.В.2

1 ORCID: 0000-0003-4911-5215;

2 ORCID: 0000-0002-3489-0078;

1, 2 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

* Корреспондирующий автор (ekaterina.anfimova[at]gmail.com)

Аннотация

Цифровые технологии XXI века активно применяются в формировании архитектурно-пространственной городской среды. Внешний облик городов формируют не только физические объекты, спроектированные с применением цифровых технологий, но и интегрированные в архитектуру и пространство города цифровые информационные ресурсы, интерфейсы, сервисы, виртуальные арт-объекты. Нарастает тенденция рассмотрения этих элементов в качестве важного свойства комфортного современного города.

Цель исследования – выявление и оценка воздействия инновационных цифровых технологий на существующую и проектируемую городскую среду, в том числе в контексте ее духовно-материальной целостности. В качестве методов исследования авторами были использованы: системный анализ и оценка процессов цифровизации в архитектуре и дизайне современных городов. Результаты исследования – определение статуса цифровых технологий в современной архитектуре и дизайне.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии в архитектуре и дизайне, DigitalArt, комфортная городская среда.

ON THE POSSIBILITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES OF ARCHITECTURE AND DESIGN IN THE PROCESS OF TRANSFORMING AN URBAN ENVIRONMENT

Research article

Anfimova E.B.1, *, Novikova Ya.V.2

1 ORCID: 0000-0003-4911-5215;

2 ORCID: 0000-0002-3489-0078;

1, 2 Yaroslav the Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

* Corresponding author (ekaterina.anfimova[at]gmail.com)

Abstract

Digital technologies of the 21st century are actively used in the formation of the architectural and spatial urban environment. The appearance of cities is formed not only by physical objects designed using digital technologies but also by digital information resources, interfaces, services, and virtual art objects integrated into their architecture and environments. There is a growing tendency to consider these elements important aspects of a comfortable modern cities.

The purpose of the study is to identify and assess the impact of innovative digital technologies on the existing and projected urban environment, including its spiritual and material integrity. The authors use the following research methods: system analysis and evaluation of digitalization processes in the architecture and design of modern cities. The results of the study define the status of digital technologies in modern architecture and design.

Keywords: digitalization, digital technologies in architecture and design, DigitalArt, comfortable urban environment.

Введение

Наиболее заметные изменения в мире происходят сегодня посредством широкого внедрения цифровых технологий в профессиональную практику и частную жизнь. Цифровизация оказывает влияние не только на материальные и технологические, но и духовные, эстетические аспекты, определяет тренды общественного сознания, формирует их потребности и представления. Среди прочего цифровые технологии коренным образом меняют представление о структуре города как комфортной жизненной среды, адаптируя ее к постоянному росту информационного потока и иным вызовам XXI века.

Одной из самых перспективных сфер применения цифрового дизайна в качестве инструмента изменения окружающего пространства и даже мира, является архитектура. В современной архитектурной практике цифровые технологии применяются архитекторами-дизайнерами почти на всех этапах работ: от первых объемных эскизов, напечатанных на обычных 3D принтерах, до возведения готовых фундаментов и стен. Цифровые технологии позволяют проектировать бионические и параметрические архитектурные формы из простых и экологичных материалов; разрабатывать и использовать инновационные способы обработки поверхностей и применения различных материалов [1], [2], [3].

Цифровые технологии и цифровой дизайн и архитектура непосредственно включены в процесс адаптации городской среды к инновациям. Цифровизация создает новые качества и свойства городской жизни: ранее не существовавшие виды пространств, повседневных практик, материальных объектов, символическую среду [4], [5]. При этом, на сегодняшний день нет консолидированного понимания явлений цифрового дизайна и архитектуры, равно как и мнения о том, каким образом эти явления влияют на городскую среду и общество.

Одно из распространенных определений гласит, что цифровой дизайн – это дизайн, предполагающий разработку проекта в цифровой среде при непосредственном взаимодействии с пользователем. Кроме того, имеется термин-синоним «интерактивный дизайн».

В цифровом дизайне исторически сложившиеся и инновационные принципы применяются к процессу реорганизации сложных, неструктурированных данных в ценную и осмысленную информацию. Это выражается в том, что современный город стремится воспроизводить топологию и логику цифровой сети, стремится к модульности и присущим ей формам организации. С помощью изображений, знаков, цвета, текста происходит передача идей, отображение данных или визуализация отношений. Именно по этой причине в источниках можно встретить такую трактовку термина «цифровой дизайн» в понимании «информационный дизайн». Информационный дизайн – отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов.

Информационный дизайн трактуется либо с точки зрения эффективности работы с информацией, либо с точки зрения представления и способа подачи информации. Особенностью такого обмена информацией, в отличие от обычного способа профессиональной коммуникации, является междисциплинарность и эксперимент. Междисциплинарность обеспечивает сочетание и взаимопроникновение цифровых технологий из различных областей знания, что позволяет сделать более доступными для понимания и восприятия сложные межотраслевые информационные блоки.

В этом контексте разработка многоаспектной, многофункциональной архитектурно-пространственной городской среды требует комплексного подхода на основе применения цифрового и/или информационного дизайна.

Основная часть

Основное функциональное назначение города – комфортное и эффективное пространство для осуществления жизненных задач человека. Вопросы планирования развития городских территорий с учетом требований создания комфортной городской среды в настоящее время стоят особенно остро, так как централизованные рычаги управления процессами формирования городов не всегда эффективны, реализация многих комплексных проектов затруднена из-за отсутствия соответствующего законодательства, ресурсной базы, юридических нюансов, без учёта объективных интересов, жизненных и эстетических потребностей горожан. Определенную роль в практической деятельности по преобразованию существующей ситуации в пользу дружественной горожанам среды играют арт-объекты, призванные вызвать положительную эмоциональную реакцию. Для их создания используются как традиционные, так и инновационные формы искусства, например, DigitalArt. Под DigitalArt сегодня понимается создание художественных произведений в цифровой форме с помощью информационных технологий. Это определение применимо в том числе и к цифровым копиям оригинальных произведений искусства, к фрактальным и иным математическим объектам, созданным при помощи компьютерных программ [6].

Архитекторы, ученые и художники ставят эксперименты по объединению материального с нематериальным. Это стало возможным благодаря технологическим инновациям и художественной интерпретации цифрового языка [7]. Архитектурная видеопроекция – один из самых распространенных видов DigitalArt, а популярность 3-D проекций (видеомэппинг) растет в геометрической прогрессии. Одним из примеров использования цифрового дизайна подобным образом можно назвать работы медиа-художника Рефика Анадола, который утверждает, что в ближайшем будущем архитектура будет немыслима без цифровых технологий и прочно срастется с ними, как со скульптурой или живописью. Подобный синтез можно наблюдать в таких проектах медиа-художника как инсталляции для Центра современного искусства в Стамбуле, концертного зала Уолта Диснея, галереи Гершвина и другие. Для реализации своих проектов Рефик Анадол при помощи специального программного обеспечения создает проекции на поверхностях зданий, используя при этом весь объем архитектурных сооружений и визуально меняя при этом их привычную внешнюю форму по желанию человека. Автор убежден, что все городские пространства и фасады имеют потенциал для использования их в качестве холстов медиахудожников. Такой прием «оживляет» архитектуру, делает ее колористически разнообразной и метафоричной. В свою очередь это позволяет сформировать новые связи привычных архитектурных объектов с окружающей городской средой, открывает новые возможности восприятия и взаимодействия человека с объектом, предоставляет возможность воспринимать городское пространство как многовариантную, живую среду.

Зачастую такие радикальные преобразования как проекции по всему объему архитектурного объекта не всегда уместны и/или выполнимы на городских территориях, которые нуждаются скорее в визуальном обновлении. В таком случае медиахудожники используют специальные проекционные системы на фасадах зданий, где проектор превращает их в интерактивный экран, рисуя на них узоры, картины и зрительно изменяя текстуру и форму здания. Проекционный мэппинг – принципиально новый подход к взаимодействию зданий с окружающей средой, объединяющий архитектуру, иллюзию и цифровые произведения. Медиафасад придает зданию необычайно эффектный облик, а также несет в себе мощную информативную нагрузку. Различные жанры и формы классического и цифрового искусства синтезируются для максимально впечатляющего результата [8]. Так, в Китае в период празднования нового года медиахудожники на цифровой панели одного из фасадов зданий создали проекцию символа года – металлического быка. Большую популярность приобрело здание торгового центра в деловом районе города Чэнду, на фасаде которого появилась панель, на которой проецируют видео с 3D-эффектом (например, ролик с полётом космического корабля, который «вылетает» из экрана на оживлённую улицу). Для создания эффекта глубины нужно смотреть на экран под определённым углом, но без использования специальных технических вспомогательных приспособлений. Похожую технологию весной 2020 года использовали в Южной Корее: на самом большом рекламном дисплее в Сеуле отразили гигантскую анаморфную «Волну» с оптической иллюзией глубины изображения.

Большую популярность в городской среде сегодня набирают муралы, которые способны «оживать» с использованием специальных приложений (AR Murals, ReBlink, Chornobyl App, Gif-iti и др.) на смартфоне. В Швеции Леон Кир создал мурал на глухом фасаде здания (г. Хельсингборг), на котором изображена стопка чашек, которая вот-вот упадет. Если посмотреть на изображение через цифровое приложение на смартфоне, то оно оживает, и зритель видит, как чашки разбиваются на тысячи осколков [7]. Оживающая трехмерная анимация, по мнению ее создателя, кроме синтеза арт и цифровых технологий несет в себе и философский смысл, служит метафорой ненадежности природы. «Оживающие» муралы набирают популярность и на территории России. Как правило, они создаются в рамках различных арт-проектов и фестивалей уличного искусства (проект «Сказки о золотых яблоках» г. Альметьевск; Фестиваль уличного искусства «Место»; Международный фестиваль уличного искусства «Культурный код» и др.). Так, усилиями автора проекта «Культурный код» Дмитрия Лёвочкина на фасаде девятиэтажного жилого дома в Солнечнодольске появился мурал с изображением слона, который «оживает» при помощи технологий дополненной реальности и смартфона. В тёмное время суток мурал освещается специальной подсветкой, меняющей восприятие не только самого изображения, но и среды жилого квартала.

Технологии дополненной реальности не ограничиваются применением только в DigitalArt, постепенно они все глубже вторгаются в городскую среду, что позволяет говорить о технологиях «дополненный город» (Augmented City). Все эти решения обозначают интересную тенденцию: создается виртуальная инфраструктура, позволяющая смешивать и распознавать реальное и эфемерное, а также наделять архитектуру мощным функционалом и практической пользой. Дополненная реальность в виде AR-города объединяет существующие города с новыми, еще не существующими проектами. Такой проект Augmented City появился в Италии – одноименный стартап впервые в мире создал трехмерную карту города Бари: цифровая инфраструктура охватывает приблизительно 117 кв. км и использует технологию Open Spatial Computing Reference Platform (OSCP) для включения информации и изображений более чем 4500 объектов (памятников, зданий, предприятий). С помощью приложения достаточно навести камеру смартфона на здание, чтобы просмотреть информацию в дополненной реальности. Так же в Италии появились и стартапы (Graffiti 4 SmartCity), экспериментирующие с материалами, способными «разговаривать с людьми». Их создатели полагают, что это расширит потенциал социальных услуг, связанных с имиджем зданий, поскольку фасады смогут предоставлять услуги: от туристических до административных. Цифровая интерактивность является желанным свойством новых проектов или программ восстановления городов. «Цифровое» становится функциональной ценностью и определяет «смысл». Дополненная реальность таким образом отражает не только будущее, но и настоящее [7].

Применяя архитектурные видеопроекции, можно выявить оптимальное градостроительное решение для конкретного места – поскольку все объекты отображаются в трехмерном пространстве и проект предстает в мельчайших подробностях, что особенно актуально для оценки предполагаемых реконструкций [8].

Ярким примером формирования новой городской среды, позволяющей сохранить исторические здания или воссоздать их, формируя тем самых современную среду при помощи цифрового дизайна можно назвать проекты двух Нидерландских архитектурных бюро: «Стеклянные дома» (Crystal Houses Amsterdam, бюро MVRDV) и «Зеркало» (The Looking Glass, бюро UNStudio) на одной из самых элегантных и дорогих улиц в Амстердаме – Хофтстрат (P.C. Hooftstraat). Комплекс с бутиком «Стеклянные дома» архитекторы реконструировали, практически полностью воссоздав исторические фасады старого здания при помощи произведенных по специальной технологии стеклянных кирпичей. Сочетание реальной кладки терракотового кирпича со стеклянными блоками зеленоватого оттенка создают визуальную иллюзорность, растворяют стены в пространстве. Чтобы реализовать проект, в архитектурном бюро был открыт новый отдел технического развития: эксперты работали с лазерами, специальными лампами, цифровыми моделями и обезжиренным молоком. Благодаря молоку, например, им удалось идеально выровнять первый слой кирпичей.

Основной идеей при реконструкции исторического фасада в проекте «Зеркало» стало желание авторов связать идею архитектуры и текстиля, выраженную через стекло. Основным материалом стал терракотовый кирпич, что позволило сохранить фасаду аутентичность, характерную для трёхъярусной структуры домов центра Амстердама. Самой запоминающейся частью реконструированного фасада стали окна, представляющие собой три стеклянные конструкции, которые «свисают» со второго этажа и создают ощущение развивающихся на ветру штор. Стеклянные конструкции тщательно разрабатывались и выверялись при помощи цифровых моделей, которые помогли решить как художественные, так и инженерные задачи.

На выставке Klimahouse 2020 группа исследователей показала, как можно реконструировать архитектурное наследие с помощью тонкой плитки из биополимера BioResin – такие «умные» декоративные панели, изготовленные из перерабатываемых материалов, снабжены технологическими устройствами, которые подключаются к смартфонам. Рабочая группа под руководством Сальваторе Пепе получила награду Architizer за идею создания BioResin, что доказывает востребованность и актуальность подобных технологий и позволяет говорить об архитектуре, способной обновлять окружающую среду за счет материального биодизайна и интерактивных нематериальных технологий.

Как утверждают разработчики данных проектов, использование подобных технологий позволит сохранить местный колорит исторических центров крупных городов не только в Европе, объединить современность и историческое наследие, не уничтожая его.

Обобщение практических примеров использования цифровых технологий в сфере архитектуры и дизайна городской среды позволяет утверждать, что типология жанров цифрового дизайна и форм его взаимодействия с архитектурной средой сегодня далеко не исчерпана, и будет постоянно пополняться в силу растущих технических возможностей, доступности все более широкому кругу людей. При этом можно отметить, что в существующей сегодня практике цифровые технологии применяются архитекторами и художниками в городской среде достаточно локально, без развития в близлежащих пространствах, по сути, в рамках отдельных частных инициатив, что, с одной стороны, создает «мерцание» смыслов, высказываний, но, при этом, нарушает целостность городского пространства. Архитектурный язык насыщен пространственно-временными цифровыми высказываниями, транслирующими в пространственной среде современных городов идею изменчивости и непостоянства, управления постоянным потоком информации, созданием новых смыслов. В этой связи особенно важным становится содержание, смысл, создаваемых объектов, целостность архитектурного образа города.

Необходимость целостного подхода в проектировании городов, ориентированного на потребности формирующейся креативной экономики коррелирует с появлением государственных программ по развитию комфортной городской среды. Под формированием городской среды понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения комфортных, безопасных и доступных условий проживания населения муниципального образования. Разработаны дорожные карты развития комфортной городской среды практически для всех субъектов РФ, утверждена методика и актуальные верифицируемые индикаторы оценки качества городской среды, на основе комплексного анализа которых можно получить представление о ее наиболее значимых составляющих. Среди прочих индикаторов отмечены уровень внешнего оформления городского пространства, оказывающий большое влияние на общее восприятие среды, доля объектов, оснащенных архитектурной подсветкой, разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры.

Изучая индикаторы оценки качества городской среды, можно заключить, что их основная часть характеризует функциональное и материально-техническое состояние городской инфраструктуры. При этом современный город оценивается профессионалами и жителями не только с точки зрения физических свойств объектов инфраструктуры, их функциональности и бытового удобства. Противоречие в развитии современных городов возникает в связи с тем, что сложившиеся схемы планировок, организации города, его физические объекты и инфраструктура закономерно устаревают, а образ жизни горожан, восприятие окружающей реальности и опыт ее использования человеком обновляется. Наряду с физической средой горожане непрерывно включены во взаимодействие с виртуальной, технологической средой. Специалисты фиксируют необходимость в адаптации городских метаболических процессов, а также внешних проявлений (форм, образов, пространственных образований, визуальной грамматики) к развитию информационно-технологической системы, как одного из проявлений цифровых технологий, а также инициируют развитие инструментальных функций цифрового дизайна в контексте формирования городской среды.

Использование цифрового дизайна как инструмента показывает его многоаспектность и возможность не только формировать городскую среду, но и вовлекать в цифровое пространство горожан, гостей города, создавать «места притяжения» на деградированных территориях и особый цифровой визуальный язык. Важное значение имеет психологический комфорт, душевное состояние жителей, «проживание среды» – включение физической, культурной, эмоциональной активности и осваивающей деятельности, присущей живущему в городе человеку.

При этом современные цифровые технологии, прочно вошедшие в среду города, нельзя считать нейтральными и тем более исключительно благотворными в отношении их воздействия на социум. Несмотря на широкомасштабное применение цифрового дизайна в качестве инструмента формирования и трансформации городских пространств, следует помнить, что безотчетное их внедрение может спровоцировать кризисные ситуации в эмоциональном, ценностном аспекте восприятия среды [8], [9].

В настоящее время фиксируется целый ряд новых проблем:

  • проблема зрительного восприятия молодыми людьми, привыкшими к экранной информации, крупных архитектурных объемов и пространств и о необходимости специально учить их восприятию классической архитектуры;
  • проблемы определения этических границ театрализации и оптимальной длительности существования объектов диджитального дизайна в среде города, проблему неизбежно наступающего эмоционального истощения и дискомфорта от ярких и постоянно мерцающих изображений у постоянных жителей;
  • проблемы, связанные с моральными аспектами, актуализирующие вопрос допустимости широкомасштабного применения компьютерных технологий с точки зрения их воздействия на экологические свойства городских пространств, (в конечном счете, применение диджитальных технологий для создания проекций и иных эффектов искажает реальную средовую ситуацию;
  • проблемы восприятия трехмерных объектов в городской среде. Создание виртуальной плоской или 3D-иллюзии приводит к изменению традиционного статуса ограждающей конструкции фасадной плоскости как архетипической материальной границы архитектурного объекта. Архитектура превращается в экран, под воздействием проецируемых изображений, выбор которых обусловлен в большей степени применяемой компьютерной технологией, она теряет свою собственную художественную выразительность.

Все эти проблемы требуют профессионального изучения и оценки. Но можно прогнозировать, что именно цифровой дизайн, рассматриваемый в качестве инновационного инструмента формирования городской среды, заключает возможность разрешать имеющиеся противоречия путем междисциплинарного взаимодействия, всеобъемлющего изучения и анализа различных групп данных, реализации широкого доступа к ним заинтересованных специалистов, комплексного подхода к проекту. Цифровой дизайн, как наследник всех проектных методов и технологий, в настоящее время открывает возможности согласования различных технологических аспектов цифровизации и духовных, гуманистических аспектов человеческого бытия в городском пространстве.

В противоречивой ситуации старения городских пространств и обновления способов восприятия и использования этих пространств людьми, заключенная в цифровом дизайне возможность синтезирования информации позволяет найти компромисс между потребностью сохранения исторической архитектурной среды и ее одновременного обновления и актуализации пространств. Эта возможность заключена: в изменчивости цифровых объектов; в относительной простоте технологий создания виртуальной среды; в способности адаптироваться к краткосрочным задачам, без внесения глобальных изменений в физическую основу городов; в способности создавать локальные точки притяжения, не нарушая историческую среду и целостность памятников, что особо актуально для старинных городов; в способности привлекать внимание к особенностям архитектуры и нивелировать ее недостатки, а также формировать сценарии ее восприятия с помощью цвета и света; в стирании границ экстерьера и интерьера зданий; в расширении функционала зданий за счет привнесения технологий интерактивности, и многом другом.

Заключение

Цифровой дизайн является одновременно способом бытия современной городской среды, эстетической ценностью общества, художественным произведением, существующим в едином времени-пространстве. При этом изучение всех граней вопроса позволяет сформулировать понимание цифрового дизайна как универсального и многофункционального инструмента, способного не только воздействовать на существующую городскую среду, но и комплексно формировать новую реальность городских пространств через призму взаимосвязей с человеком с учетом инновационных технологий.

Неоспоримо, что и в условиях цифровизации архитектура продолжает выполнять свою фундаментальную роль – создание пространства для удовлетворения социальных потребностей человека [10], а профессиональный взгляд архитектора предопределяет образность, художественную ценность создаваемого объекта, его общественно-значимые качества, и те принципы, которые будут определять подходы к применению цифрового инструментария в проектировании объектов городской среды. Цифровые инструменты, находясь в опытных руках художника, дизайнера и архитектора, помогают создавать прекрасное, однако, ценностная составляющая цифрового дизайна, прежде всего, заключена не в мощи технологий и широте их применения как таковых, а в безграничности человеческого разума, способного создавать и использовать современные инструменты для блага общества.

Благодарности: Авторы выражают благодарность заведующему кафедрой дизайна Политехнического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Гаврилову Алексею Михайловичу за поддержку и профессиональные консультации при подготовке представленной работы. Acknowledgement The authors express their gratitude to the head of the design department of the Polytechnic Institute of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Alexei Mikhailovich Gavrilov for support and professional advice during the preparation of the presented work.  
Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Turkova V.N. Digital transformation of the Russian construction industry / V.N. Turkova, A.N. Archipova and Z.G. Fedorovna // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol 880 012083.
  2. Chen Wang Digital Computational Design: Towards A Material Culture / Chen Wang and Zhiyu Feng // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol 267, Issue 4 042064.
  3. Johanes M. Developing digital design workflow for architecture based on cleanability as a design parameter / M Johanes, P Atmodiwirjo and Y A Yatmo // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol 195 012091.
  4. Запорожец О.Н. Антропология цифрового города: к вопросу о выборе метода / О.Н. Запорожец, Е.Г. Лапина-Кратасюк // Этнографическое обозрение (Москва), № 4. С. 41-54.
  5. Травуш В.И. Цифровые технологии в строительстве / В.И. Травуш // Academia. Архитектура и строительство (РААСН, Москва). 2018. №3, С. 107 – 117
  6. Ерохин С.В. 2010 Эстетика цифрового компьютерного искусства / С.В. Ерохин: автореф. дис. … д-ра филос. наук. (Москва) 45 с.
  7. Божко О. Архитектура в эпоху цифровых технологий Interior+Design / О. Божко. [Электронный ресурс] URL: https://www.interior.ru/architecture/11583-arhitektura-v-epohu-tsifrovih-tehnologii.html (дата обращения: 03.05.2021).
  8. Полищук Я.С. Город и дополненная реальность. Дизайн пространства / Я.С. Полищук, Н.А. Васильева // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции (ФАД ТОГУ, Хабаровск). 2013. Т. 2. – С. 126-132.
  9. Савельева Л.В. Феномен «виртуальности» оптической иллюзии в архитектуре / Л.В. Савельева // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. (МАРХИ, Москва). 2014. С. 424.
  10. Васильева Н.А. Дизайн-проектирование пространственной среды культурно-развлекательных центров с использованием цифровых технологий / Н.А. Васильева // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки (АмГУ, Благовещенск). № 56, С. 134-137.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Turkova V.N. Digital transformation of the Russian construction industry / V.N. Turkova, A.N. Archipova and G. Fedorovna // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol 880 012083.
  2. Chen Wang Digital Computational Design: Towards A Material Culture / Chen Wang and Zhiyu Feng // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol 267, Issue 4 042064.
  3. Johanes M. Developing digital design workflow for architecture based on cleanability as a design parameter / M Johanes, P Atmodiwirjo and Y A Yatmo // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol 195 012091.
  4. Zaporozhec O.N. Antropologija cifrovogo goroda: k voprosu o vybore metoda. Jetnograficheskoe obozrenie [Anthropology of the Digital City: On the Question of Choosing a Method. Ethnographic Review] / O.N. Zaporozhec, G. Lapina-Kratasjuk // 2015 (Moscow), № 4. pp. 41-54. [in Russian]
  5. Travush V.I. Cifrovye tehnologii v stroitel'stve Academia. Arhitektura i stroitel'stvo / V.I. Travush // 2018 (RAASN, Moskva) №3, pp. 107 – 117 [in Russian]
  6. Erohin S.V. Jestetika cifrovogo komp'juternogo iskusstva: avtoref. dis. … d-ra filos. nauk [Aesthetics of Digital Computer Art]: extended abstract of Doctor’s thesis. Philosophy / S. V. Erohin. 2010 (Moskva) p. 45 [in Russian]
  7. Bozhko O. Arhitektura v jepohu cifrovyh tehnologij Interior+Design [Architecture in the Era of Digital Technologies Interior+Design] [Electronic resource] / O. Bozhko. URL: https://www.interior.ru/architecture/11583-arhitektura-v-epohu-tsifrovih-tehnologii.html (accessed: 03.05.2021). [in Russian]
  8. Polishhuk Ja.S. Gorod i dopolnennaja real'nost'. Dizajn prostranstva Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [The City and Augmented Reality. Space Design New Ideas of the New Century: Proceedings of the International Scientific Conference] / Ja. S. Polishhuk, N. A. Vasil’eva. 2013 (FAD TOGU, Khabarovsk). Vol. 2. – pp. 126-132. [in Russian]
  9. Savel'eva L.V. Fenomen «virtual'nosti» opticheskoj illjuzii v arhitekture. Nauka, obrazovanie i jeksperimental'noe proektirovanie: Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The Phenomenon of "Virtuality" of Optical Illusion in Architecture. Science, Education and Experimental Design: Abstracts of Reports of the International Scientific and Practical Conference] / L. V. Savel’eva. 2014 (MARHI, Moscow) p. 424. [in Russian]
  10. Vasil'eva N.A. Dizajn-proektirovanie prostranstvennoj sredy kul'turno-razvlekatel'nyh centrov s ispol'zovaniem cifrovyh tehnologij [Design-engineering of the Spatial Environment of Cultural and Entertainment Centers Using Digital Technologies] / N. A. Vasil’eva // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities]. 2012 (AmGU, Blagoveshhensk) № 56, pp. 134-137. [in Russian]