ОБ ОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В БЫТУ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА: ЖЕЛЕЗНЫЕ ПЕЧКИ С. ХАРБУК

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.146
Выпуск: № 7 (109), 2021
Опубликована:
2021/07/19
PDF

ОБ ОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В БЫТУ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА: ЖЕЛЕЗНЫЕ ПЕЧКИ С. ХАРБУК

Научная статья

Магомедов А.Дж.1, *, Юсупов Х.А.2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0003-3195-722х;

1, 2 Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, Махачкала, Россия

* Корреспондирующий автор (amirbek.49[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена развитию в конце ХIХ в. в металлообработке Дагестана новых технологий (изготовление печек из листового железа), расширению ассортимента кузнечно-слесарных изделий. Не случайно, что почти во всех языках Дагестана для обозначения появившихся в быту новых отопительных приборов используется русское слово «печ», «пич». В советское время, когда в центрах народных промыслов были организованы артели народных промыслов, в них стали изготавливать и железные печки для продажи населению. К началу 1960-х годов почти во всех селах Дагестана население пользовалось для отопления и приготовления пищи железными печами. И сегодня железные печи часть интерьера жилой комнаты под названием «пичла хъал» Многие процессы развития печного дела в статье иллюстрируются на примерах из истории традиционных промыслов кузнечного центра Дагестана с. Харбук.

Ключевые слова: традиционная металлообработка Дагестана, печное дело, российская торговля железом в Дагестане в ХIХ в., печные промыслы с. Харбук.

ON A REVOLUTION IN THE LIFE OF THE DAGESTAN POPULATION: HARBUK VILLAGE IRON STOVES

Research article

Magomedov A.Dzh.1, *, Yusupov Kh.A.2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0003-3195-722х;

1, 2 G. Tsatasa Institute of Language, Literature and Art, Makhachkala, Russia

* Corresponding author (amirbek.49[at]mail.ru)

Abstract

The article discusses the development of new technologies in the Dagestan metalworking at the end of the 19th century (production of sheet iron stoves), expansion of the range of blacksmith and locksmith products. It is no accident that almost all the languages of Dagestan use the Russian words "pech" and "pich" (oven) to denote new heating devices that have appeared in everyday life. In Soviet times, when artels of folk craft were organized in the centers of folk crafts, they began to produce iron stoves for sale to the population. By the beginning of the 1960s, almost all the Dagestan villages used iron stoves for heating and cooking. Even today, iron furnaces are part of the interior of a living room called "pichla khjal" Many processes of the development of the furnace business are illustrated in the article with examples from the history of traditional crafts of the Dagestan blacksmithing center in Kharbuk.

Keywords: traditional metalworking of Dagestan, furnace business, Russian iron trade in Dagestan in the 19th century, furnace crafts of Kharbuk.

Введение

Тема традиционных отопительных приспособлений (встроенных, или в виде открытых очагов) в помещениях жилья изучалась историками, этнографами [2. С. 6]. По их словам, «недостатком всех открытых очагов было то, что их теплоотдача состояла лишь из лучистой теплоты, идущей непосредственно от огня. В открытых очагах огонь требовалось поддерживать постоянно, чтобы теплоотдача не прекращалась. Это неудобство подвигло к изобретению разных приспособлений, дающих возможность тепло накапливать, чтобы теплоотдача продолжалась и после того, как в очаге прогорало топливо» [2. С. 6]. Здесь же отметим, что цивилизация в его узком понимании, это прежде всего тепло в жилом помещении зимой, другие удобства быта. В отличие от Дагестана в европейских странах и в России давно и широко использовались отопительные кафельные (кирпичные) печи.

Вместе с тем история нетрадиционных приборов для отопления, выполненных кузнецами из железных листов, появившихся в основном в ХIХ – начале ХХ в., мало изучена. Исторически тот же Дагестан отличался тем, что здесь в прошлом не были выработаны традиции изготовления встроенных отопительных приспособлений типа «русской печи», хорошо известной как из сказок, так и этнографических исследований. До середины ХIХ в. горцы Дагестана 6-7 месяцев в году должны были ютиться в холодных комнатах, не оборудованных отопительными приборами. Несмотря на такие трудности они выработали уникальные способы выживания, исторически знаковые хозяйственные занятия (террасное земледелие, отгонное животноводство, художественные промыслы и многое другое).

Климат в Дагестане разный. Он на равнине один, в горах другой. Отопительный сезон, например, в сегодняшней Махачкале в 2020 г. закончился в конце апреля, а начался такой сезон в начале ноября, т.е. продолжался 6 месяцев. Понятно, в горах или в высокогорье зима продолжалась уже 7-8 месяцев. Так было, можно предполагать, тысячелетиями. Правда, не проведены климатологические исследования. Исторические источники Дагестана говорят о таких катаклизмах, как землетрясения и эпидемии. Но нет данных о трудностях социальной и бытовой жизни, связанных с климатом, как это известно в европейской науке.

Понятно, в условиях, когда не было отопительных приборов, так необходимых для отопления комнат зимой, людям жить было трудно. Не потому ли так популярны были в горах Дагестана традиционные шубы из овчины. Их шили и для детей, и для взрослых. Спасало горцев и то, что традиционные села Дагестана расположены на южных склонах, жилые помещения были маленькие, а глина (из нее состояла обмазка стен, крыша, часто глина использовалась и как связка бутовой кладки стен) несколько удерживала тепло. А красивые дагестанские камины? Большинство наблюдателей второй половины ХIХ в. были единодушны в том, как писал, ссылаясь на них, известный дагестанский этнограф М. О. Османов, «камины эти никогда не могут нагреть комнаты».

22-07-2021 17-07-40

Рис. 1 – Традиционный дагестанский камин. ХVIII в. С. Кубачи (Дом Джалиловых)

 

А в более ранний период, по его же словам, «очаг располагался в центре помещения, или чуть отступя от продольной сены, не имел дымаря, дым шел в отверстие в потолке, очаг был в углублении и вокруг него можно было садиться на выступы как на скамеечку. Такой очаг в середине ХIХ века сохранился лишь как остаточное явление, хотя в некоторых селениях Дагестана процент его бытования был значителен» [6. С. 52].

Основная часть

С появлением железной печи в горах в отопительных средствах изменилось многое. Главными средствами отопления горах Дагестана в ХХ в. стали железные печи. По словам того же исследователя, в большинстве аулов преобладала железная печь. Она ставилась в семейной комнате, отапливалась хворостом, кизяком, дровами, бурьяном. А в летнее время печь выносилась на веранду, или под навес [6. С. 77].

Можно сказать, что в Дагестан цивилизация, связанная с отоплением жилища, пришла с появлением здесь в быту железной печки, называемой в популярных публикациях «буржуйкой». К счастью, для этого здесь были исторические условия – это развитые традиции кузнечного и слесарного дела. Безусловное значение во второй половине ХIХ в. приобрело и поступление в Дагестан листового железа с Нижегородской ярмарки [5]. Традиционно дагестанские кузнецы не выковывали большие листы из железа, т. к. в этом не было надобности как для оружейного дела, так и при изготовлении изделий для быта, инструментов, сошников и др. Поэтому кузнецы ждали такой металл от купцов или просили заказчиков печей достать их для выполнения заказа.

По краеведческим материалам на сегодня хорошо известна история появления железных печей в ассортименте кузнечного дела Дагестана. Наиболее полные материалы об этом собраны исследователем, потомственным кузнецом Х. А. Юсуповым, выходцем из кузнечного и оружейного центра Дагестана, родного ему села Харбук [7. С. 116–117].

Исходя из имеющихся материалов, мы делаем выводы о том, что первыми образцами для харбукских мастеров по железным печкам могли быть подобные конструкции для отопления, используемые в российской (царской) армии. Интересно, что первые печки харбукских мастеров были без ножек, что может свидетельствовать о том, что прототипами их могли служить простые по конструкции первоначальные формы железных печей, используемые в походных условиях российской армии на Кавказе. Интересно и то, что по фольклорным материалам недалеко от села лагерем в палаточном городке одно время (ХIХ в.) располагалось подразделение царских войск. Предположительно, это было в середине, во второй половине ХIХ в. (во время событий кавказской войны или позже).

Известно, что маленькие переносные чугунные печки в России появились еще в XVIII веке. В XIX веке такие печки использовались «для квартир сырых и холодных, которыми изобилуют наши столицы и губернские города» [2. С. 124]. Чугунные печки этого периода были двух типов – «колонной» или «ящиком». Печки первого типа применялись для обогрева помещения, а печки второго типа – служили еще и кухонными плитами. Именно по их подобию были изготовлены и первые железные печки – относительно лёгкие по сравнению с чугунными печками.

Отметим, что в некоторых публикациях появление железных печек на Кавказе исследователи относят к началу ХХ в. Харбукский материал свидетельствует о несколько более раннем появлении их здесь. Вместе с тем из-за недостатка материалов трудно проследить историю появления печек-буржуек в Дагестане более точно.

Традиции дагестанского села Харбук, связанные с изготовлением печек из листов железа, получили широкую популярность в ХХ веке. Они выделилось из кузнечного и слесарного производства еще в конце ХIХ – начале ХХ в. Первую железную печку без ножек изготовил, по воспоминаниям старожилов села Харбук, в конце ХIХ века кузнец по имени Алихан. Под такую печь подставляли камни и таким образом поднимали ее до нужной высоты. Поэтому первая харбукская железная печка получила свое название по имени мастера – ГӀялихан пич «печь Алихана». Она представляла собой четырехугольную коробку. Дело в том, что в свободное место под печкой часто ставили запасные дрова-поленницы. Косвенное свидетельство тому, что эта печь появилась во второй половине ХӀХ века дают сведения из посемейных списков жителей с. Харбук 1886 года. Согласно этим материалам, под №27 записан Магомедов Алихан, который родился в 1836 г. (в момент составления списков ему исполнилось уже 60 лет, и других домохозяев с таким именем в списках не значатся). Любопытно, что в разделе «ремесло» у него проставлено «нет» [7. С. 542]. Возможно, жестяное (печное) дело в с. Харбук в 1886 г. еще не оформилось как развитое ремесло.

С появлением железных печек выделилась и отдельная специальность мастера по изготовлению железных труб и отводов (колен). Эти же мастера часто изготавливали зольные ящики и совки для печек. Развитие мастерства изготовления железных печей и распространение таких «приборов» часто сдерживалось дефицитом листового железа.

Железные печки сразу же стали популярны в горах Дагестана. Холодные зимы, прохладные осень, весна в горах требовали таких отопительных приборов. А для харбукских умельцев это прибор дал основу для творческих вариаций. Советская эпоха с его запретами на изготовление оружия также стимулировала более безопасные, «спокойные» печные промыслы.

После «печки Алихана» в Харбуке появилась печка, изготовленная мастером Курбанали. Кузнец Гулмагомедов Курбанали (согласно Посемейных списков 1886 г. он родился в 1864 г. в конце ХӀХ в. усовершенствовал печку мастера Алихана, изготовив на верхней площадке печки снимающие круги (кольца), и вделав камеру для выпекания хлеба под топкой. Эти новшества совершили переворот в быту многих дагестанцев. Очаги и камины стали вытесняться железными печками или они превращались преимущественно в декоративное звено убранства комнаты. Новая печка тоже получила свое название по имени мастера-изготовителя – КьурбангӀяли пич «печка Курбанали» [9. С. 554].

По полевым материалам известно, что «печки Курбанали» широко производились в начале ХХ века вплоть до трудных 1920-х годов. Позже были сконструированы и другие модели печей. Так, например, мастер Гасанов Рабадангаджи (1880–1948) в начале ХХ столетия частично изменил конструкцию харбукской железной печки. Он перенес духовку на боковую стенку, увеличил число кругов (колец) на крышке до двух, установил дымоход в торцевой части печки. Новая модель печки, видимо, из-за технических новшеств получила название ШайтIан пич «Шайтан-печка (букв. «Чертова печка» [9].

Жестяное дело харбукцев стало бурно развиваться в 30-е годы ХХ века. Ещё в 1924 г. в с. Харбук была создана «Харбукская металлическая артель». Однако отсутствие необходимого сырья и материалов привело к тому, что к концу 20-х годов ХХ века артель прекратила свое существование. В конце 1929 г. в с. Харбук была организована новая промартель «Серп и молот». 1934 г. артель получила типовое здание и стала неплохо обеспечиваться сырьём и материалами. К концу 1930-х годов в артели функционировало восемь цехов:

1) инструментальный;

2) кузнечно-ковочный;

3) строительных металлических изделий;

4) ножевых изделий;

5) посуды и домашней утвари;

6) прочих металлических изделий;

7) хлебопекарный;

8) разнопромзанятие.

Цех по изготовлению посуды и домашней утвари фактически был жестяным цехом. Здесь кроме посуды из черной жести выпускали железные печки и принадлежности к ним (трубы, колена, совки и т. д.). Так, среди 32 наименований продукции, выпущенной промартелью «Серп и молот» в 1940 г., числились и изделия данного цеха: печи хозяйственные (двойные) – 18 шт., печи хозяйственные (одинарные) – 222 шт., печи канцелярские – 67 шт., трубы печные – 496 шт., колена для труб – 39 шт., духовки – 3 шт. [7. С. 169-171].

Таким образом, именно производственная деятельность промартели «Серп и молот» привела к появлению новых модификаций железных печек. Эти печки получили названия Дувайну пич «Двойная печка» и Палдувайну пич «Полудвойная (одинарная) печка». Модификации данных железных печек появились в 1970–1990 годы. В конце 70-х годов ХХ века появились Хула пич «Большая печка» А. Айгубова с двухсекционными духовками и дверцами, открывающимися вниз, а также Байгьар пич или Бурагьин пич «Поперечная печка» или «Бурагин печка», названная по имени мастера Б. Магомедова (у этой печки топка и духовки располагались в передней части печки и на крышке имелись три пары кругов). Последней моделью харбукской железной печки стала Дука-пич «Дока-печка», изготовленная мастером Р. Абдулмеджидовым в 1994 г. [9]

22-07-2021 17-09-25

Рис. 2 – Харбукские железные печи. Дагестан. ХХ в.:

1 – печка Алихана; 2 – печка Курбанали; 3 – шайтан-печка; 4 – двойная печка; 5 – одинарная (полудвойная) печка; 6 – культурная печка; 7 – поперечная печка; 8 – дока-печка

Примечание: составлено Х.А. Юсуповым

 

Производство железных печек в с. Харбук получило большое развитие в конце 60-х годов ХХ века. В 1967 г. здесь был создан райпромкомбинат (в 1975 г. он был переименован в Харбукский комбинат художественных изделий). Уже через год комбинат освоил производство 19 наименований изделий. Среди них 7 наименований относятся к жестяным изделиям. Впечатляет количество выпущенных в 1968 г. жестяных изделий:

1) печи двойные с двумя духовками – 15 шт.;

2) печи с двумя духовками – 55 шт.;

3) печи с одной духовкой – 286 шт.;

4) печи хозяйственные – 30 шт.;

5) печи конторские – 70 шт.;

6) трубы для печей – 5000 шт.;

7) Колена для труб – 100 шт. [7. С. 174].

Через десять лет, 1978 г. было изготовлено уже 888 железных печек четырёх видов, 22833 шт. труб дымоходных и 1202 шт. колен к трубам.

Харбукские мастера-жестянщики выставляли свои изделия на районных, республиканских и всесоюзных выставках. Так, например, четырехкратно уменьшенная действующая модель двойной железной печки, изготовленная учащимся 9 класса Харбукской средней школы Гацайниевым Абдулхаликом в 1972 году, была отправлена в Махачкалу на республиканскую выставку. Любопытен факт и о том, что в начале 1970-х годов харбукскую железную печку через почтовую связь отправил в качестве экспоната в Госмузей этнографии народов СССР кубачинец Ахмедханов (Чаквагаджиев) Паша, который известен был в это время как «поставщик» этнографических изделий для Госмузея этнографии СССР.

В базарные дни недели в соседние и дальние села Дахадаевского и других районов Дагестана из Харбука выезжали грузовые машины Харбукского комбината художественных изделий, груженные печками для продажи. Харбукские мастера-жестянщики даже селились в других селах, чтобы получать заказы на месте. Например, мастер Магомедов Бурагин жил в с. Калкни Дахадаевского района и обеспечивал железными печками муиринцев. Такой же мастер жил и в с. Кубачи, которого кубачинцы прозвали «харбукский Ибрагим». Такие мастера изготавливали не только печи, но и жестяные дымоходные трубы, отводы (колена) к трубам.

Выбивка паз для печных колец была весьма трудоёмкой работой, которая требовала помощь молотобойца. Значительно облегчила эту работу харбукских мастеров-жестянщиков промышленность, которая стала выпускать чугунные комплекты для мастеров печного дела (дверца, верх печи с кольцами).

В силу популярности и большого спроса на железные печки, такие изделия научились изготавливать и отдельные мастера соседних с Харбуком сёл: Дейбук (мастера Гусайниев Абубакар, Гусайниев Абдусалам) и Кубачи (мастера Сабге Сабгиев, Гасан Гужаев). Сегодня производство таких печей налажено мастерами и дагестанского с. Губден, ряда других сел. Вместе с тем, вызывает сожаление, что дагестанские музеи в свое время совершенно не собирали подобные кузнечные и жестяные изделия Дагестана. Центральные музеи в этом плане нередко опережали их.

Заключение

Все ХХ столетие в Дагестане «прошло» в условиях комфорта «печной комнаты», появившейся среди комнат жилья, и нового отопительного прибора - железной печи. Расширяющееся домостроительство обязательно требовало такого атрибута для одной из основных комнат жилья. Как свидетельствует языковой материал, почти у всех народов Дагестана [8. С. 699], [4. С. 296] такая комната получила название пичла хъал «комната с печью». Уже в середине ХХ в. в большом по численности населения с. Кубачи почти не было семей без железной печи. И сегодня «харбукские» железные печи востребованы населением. В этом убеждают ассортимент дагестанских базаров, и реалии горского быта. Только под печную комнату сегодня уже отводится относительно небольшая комната. Появление фабричных деталей для печного дела, развитие дизайна, возможность отопления железных печей газом способствует росту их популярности.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Буржуйка: от возникновения до наших дней. [Электронный ресурс]. URL: https://ceramicadecor.ru/blog/burjuika-istoria-poyavleniya/ (дата обращения 1.04.2021).
  2. Козлов А. А. История печного отопления в России / А. А. Козлов. – М.: АНКО: Эксклюзив стиль, 2017. 164 с.
  3. Магомедов А. Дж. Полевой материал / А. Дж. Магомедов. С. Кубачи. 2005 г.
  4. Магомедов А. Дж. Кубачинско-русский словарь / А. Дж. Магомедов, Н.И. Саидов-Аккутта. М.: Наука, 2017. 543 с.
  5. Нижегородская ярмарка. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/WCCfa (дата обращения 1.04.2021
  6. Османов М. О. Жилище даргинцев. ХIХ –ХХ века / М. О. Османов. Махачкала, 2009. 141 с.
  7. Юсупов Х. А. Харбукцы: история и культура / Х. А. Юсупов, М. А. Муталимов. – Махачкала: ИПО «Юпитер», 1997. 592 с.
  8. Юсупов Х. А. Даргинско-русский словарь / Х. А. Юсупов. М.: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2017. 1136 с.
  9. Юсупов Х. А. Полевой материал / Х. А. Юсупов. С Харбук. 1994 г.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Burzhujka: ot vozniknovenija do nashih dnej [Cast-Iron Stove: From Its Origin to the Present Day] [Electronic resource] URL: https://ceramicadecor.ru/blog/burjuika-istoria-poyavleniya/ (accessed: 01.04.2021). [in Russian]
  2. Kozlov A. A. Istorija pechnogo otoplenija v Rossii [History of Furnace Heating in Russia] / A. A. Kozlov. – M.: ANKO: Jekskljuziv stil', 2017. p. 164 [in Russian]
  3. Magomedov A. Dzh. Field Research material / A. Dzh. Magomedov. Kubachi. 2005. [in Russian]
  4. Magomedov A. Dzh. Kubachinsko-russkij slovar' [Kubachin-Russian Dictionary] / A. Dzh. Magomedov, N.I. Saidov-Akkutta. M.: Nauka, 2017. p. 543 [in Russian]
  5. Nizhegorodskaja jarmarka [Nizhny Novgorod Fair]. [Electronic resource] URL: https://encyclopaedia.bid/index.php?get=Nizhegorodskaja_jarmarka (accessed: 01.04.2021). [in Russian]
  6. Osmanov M. O. Zhilishhe dargincev. ХIХ–ХХ veka. [The Dwelling of the Dargins. 19-20th Century.] / O. Osmanov. Makhachkala, 2009. p. 141 [in Russian]
  7. Jusupov Kh. A. Harbukcy: istorija i kul'tura [Kharbuktsy: History and Culture] / Kh. A. Jusupov. – Mahachkala: IPO «Jupiter», 1997. p. 592 [in Russian]
  8. Jusupov Kh. A. Darginsko-russkij slovar' [Dargin-Russian Dictionary] / Kh. A. Jusupov. M.: IJaLI DNC RAN, 2017. 1136 [in Russian]
  9. Jusupov Kh. A. Polevoj material [Field Research] / Kh. A. Jusupov. Kharbuk. 1994. [in Russian]