НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСЕТИНСКОГО КОСТЮМА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.111
Выпуск: № 6 (96), 2020
Опубликована:
2020/06/17
PDF

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСЕТИНСКОГО КОСТЮМА

Научная статья

Малиева Т.И.1,*, Бзарова К.Э.,2 Гогаева А.Т.,3 Хохова З.А.4

1 ORCID: 0000-0003-1712-247X,

1, 2, 3, 4 Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская федерация

* Корреспондирующий автор (t.malieva49[at]mail.ru)

Аннотация

Образ национального осетинского костюма складывался как образ костюма воина, кочевника, пастуха и эпического певца. Риторика аланского костюма отличалась утилитарно-функциональными свойствами, минимализмом, и, вместе с тем, эстетической утонченностью. Константы его конструирования антропоморфны, то есть габариты деталей костюма должны соответствовать контуру фигуры, быть приближенными к ее естественным линиям, повторять их, подчеркивая природные достоинства обладателя костюма.

Ключевые слова: костюм, одежда, философия костюма, образ бытия аланского этноса, константы конструирования национального костюма.

SOME ASPECTS OF THE PHILOSOPHY OF NATIONAL OSSETIAN COSTUME

Research article

Malieva T.I.1,*, Bzarova K.E.2, Gogaeva A.T.3, Khokhova Z.A.4

1 ORCID: 0000-0003-1712-247X,

1, 2, 3, 4 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, The Russian Federation

* Corresponding author (t.malieva49[at]mail.ru)

Abstract

The image of the national Ossetian costume was formed as the image of the costume of a warrior, nomad, shepherd and epic singer. The rhetoric of the Alan costume was distinguished by utilitarian and functional properties, minimalism, and, at the same time, aesthetic sophistication. The constants of its construction are anthropomorphic, that is, the dimensions of the details of the costume must correspond to the contour of the figure, be close to its natural lines and repeat them, emphasizing the natural merits of the owner of the costume.

Keyword: costume, clothing, costume philosophy, the way of being of the Alanian ethnic group, the constants of the design of the national costume.

Введение

Содержание понятия костюм понимается в двух значениях – узком и широком. В первом (узком) значении костюм обозначает одежду, созданную в конкретно-исторический период времени и отражающую возрастное, профессиональное и социальное положение человека. В узком значении в содержание этого понятия не включаются различные аксессуары, как-то - обувь, шляпы, украшения, сумки, перчатки, ремни и другое.

В широком значении в понятие костюм включают не только предметы одежды, но и соответствующие времени, социальному положению, образу жизни и возрасту отличительные признаки и аксессуары. На уровне обыденного, а не профессионального сознания понятие костюм употребляется в узком смысле. На функциональном уровне принято различать понятия костюм и одежда. В «Энциклопедии моды и одежды» подчеркивается, что это различие имеет принципиальное значение. «Если одежда служит человеку для того, чтобы защитить его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой» [5]. Одежда, как отмечается в энциклопедии, не связана непосредственно с конкретной личностью. Костюм же, наоборот не мыслим вне личности. Научно - профессиональное, эстетическое понимание костюма развивается в контексте второго (широкого) значения, предполагающее философское содержание этого понятия.

Философия любого явления, как и костюма, имеет свою специфику. Во-первых, философия субстанциональна, она связана с выяснением последних оснований бытия конкретного явления. Во-вторых, философия антропологична, ее проблемы, опосредовано или прямо увязаны с бытием человека. Именно эта соединенность с человеком делает конкретные проблемы, допустим естественнонаучные, философскими на время или на века. В-третьих, философия – это предельно ответственное отношение человека к окружающему миру.

 Философия осетинского национального костюма была предметом исследования косвенно, как подчиненный элемент в контексте изучения тех или иных проблем [1], [2], [4]. Доктор философских наук Липская В.В. в своих работах подчеркивала важность четкого использования понятийно-терминологического аппарата, различения понятий «костюм», «мода», одежда» и т.д. Одежду делает костюмом, по ее мнению, две вещи: а) согласованность деталей, которые «работают» на создание целостного образа костюма и б) учет личности носителя. Одежда может существовать без человека, костюм «без человека – не существует вовсе» [4, с.161]. Говоря о человеке, без которого костюм существовать не может, профессор Липская В.В. имеет в виду конкретную личность, то есть не морфологические особенности человека, а его внутреннюю, духовную сущность. Она иллюстрирует свою мысль, делая ее более понятной следующим примером: «Допустим, - пишет она, - перед нами стоят две девушки с абсолютно одинаковыми параметрами (цвет волос, рост, фигура и др.). Представим один и тот же пиджак на одной и на другой. Очевидно, даже для нашего виртуального эксперимента, что одной он пойдет больше, чем другой, которой он может даже вовсе не пойти. Одевает костюм никак не тело (в отличие, скажем, от одежды), а как раз того самого «человека», который «сидит внутри нас» [4, С.170].

Ценностно - этические аспекты костюма исследует доцент Герасимова А.Д., считая необходимым «перевести моду из пространства «эстезиса» в пространство «этоса» [2, С.201]. Сложность этой задачи она увязывает с современным постмодернистским характером культуры, нивелирующим «значимость духовных ценностей» [2, С.201]. А ее решение она видит в «изучении и освоении основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей» [2, С.203-204].

Целью статьи является исследование некоторых философских аспектов осетинского национального костюма, так как их изучение не ставилось напрямую, но лишь как подчиненные другим задачам исследования. Эта проблема влечет за собой изучение факторов, обуславливающих его формирование и функционирование, а также некоторых аспектов, определивших особенности конструирования осетинского национального костюма

Материалы и методы исследования

Авторы опираются на работу советского и российского учёного - филолога, языковеда-ираниста, профессора В.И.Абаева «Осетинский язык и фольклор», а также на современные изыскания в данной области. Методы исследования – аналитический, сравнительно-исторический.

Результаты исследования

В мае месяце 2018 года президент Южной Осетии предложил внести в праздничный календарь республики новую дату – День осетинского национального костюма. Это предложение, исходящее от президента республики, чья независимость состоялась в результате длительной, упорной и жестокой борьбы не случайно. Суверенитет республики, обретенный в результате перманентных боевых действий, нуждался для своего дальнейшего укрепления в иных действиях – действиях мирного характера. Обращение к осетинскому национальному костюму для молодого государства было не просто «популяризацией национальной культуры». Как образную систему национальный костюм можно отождествить с национальным языком, отражающим осознание единства с определенной культурной общностью и демонстрирующим конкретные социально-политические устремления народа. Народный костюм не только отражает историю народа (прошлое), но и формирует ее (будущее).

 Образ национального осетинского костюма, формирование которого уходит вглубь веков (скифо-сармато-аланский период), складывался как образ костюма воина, кочевника, пастуха. «Общеарийский глагол саг, - пишет В.И.Абаев, - означающий во всех арийских языках «пасти скот», «кочевать, пася скот», а отсюда и вообще «кочевать», «бродить», этот же самый глагол в осетинском …означает «жить» [1, с.56]. Осетины как народ воинов, пастухов-кочевников, «оставался таким на протяжении многих столетий». «Вряд ли можно указать в истории другой народ, который в течение такого продолжительного времени был бы непрерывно одержим страстью к передвижениям и дальним походам» [1, с.81]. В.И.Абаев для более полной характеристики бытования осетинского этноса образ пастуха-кочевника и воина дополняет третьим образом – образом певца, «поющего о подвигах легендарных героев перед кругом зачарованных слушателей. В древнейший период, - пишет он, - все три образа легко объединялись в одном лице» [1, с.67]. В древности в языке народов, которые жили по соседству с осетинами имя «алан» (древний осетин) переводилось как «герой», «храбрец», «молодец» [1, с.45]. А у монголов личность аланского мужчины прочно соединилось со словом— aldar 'слава' [1, с.85]. Таким образом, именно воинская доблесть служила у осетин мерилом личностного уважения и благородства.

Риторика одежды представителей этноса, проводящего продолжительное время в дальних проходах должна отличаться минимализмом, обладать утилитарно-функциональными свойствами, столь необходимыми для верховой езды и воинских победах и, вместе с тем, воплощать такие добродетели, как мужество и эстетическую утонченность. Доктор исторических наук, археолог Доде З. В. в своих работах, посвященных исторической реконструкции этнографического костюма населения Северного Кавказа подчеркивает сложность выкройки аланского костюма, остававшейся неизменной и отличавшей его от античной одежды, покрой которой представлял собой свободную драпировку вокруг фигуры [3]. Покрой аланской верхней одежды, сформировавшийся под влиянием ирано-тюркских элементов культуры, позже становится определяющим этнографическую одежду народов Северного Кавказа. С другой стороны, кавказский элемент имел существенное влияние на осетинский, становясь его второй природой. В формировании осетинской культуры, подчеркивал В.И.Абаев, «кавказский элемент участвовал не только как фактор внешний, чужеродный, но также как фактор внутренний, органический, как подпочвенный слой, на который сверху наложился слой иранский» [1, с.56]. И когда пишут об аланском костюме, то речь идет не о национальных, а о региональных его особенностях, вобравших в себя различные этнографические мотивы. То есть можно говорить о становлении регионального этнографического костюма, как костюма аланского или о решающем влиянии аланского костюма на формирование региональной этнографической костюмной эстетики. Некоторые различия есть, но они не являются существенными. Например, свадебные костюмы осетинки и ингушки, как наиболее близкие, отличаются тем, что второй является более закрытым, как результат влияния этики ислама. Исламская этика внесла свой вклад в риторику женских костюмов народов Дагестана и Азербайджана. Влияние этики ислама на осетинский национальный костюм, как женский, так и мужской не отмечено. На первый взгляд, кажется, что и закавказский этнографический костюм антропоморфен так же, как и северокавказский, аланский. Но это лишь на первый взгляд. Допустим такой элемент, как шаровары в костюме грузина, вносят некую женственность в его эстетический облик. Риторика осетинского национального костюма подчеркивает мужественность, требует мужественности и минимализма. Антропоморфная форма костюма означает не простое следование линиям тела, сам костюм как бы формирует эту телесность и формулирует требования к определенному образу жизни - минималистскому. «У осетин, - справедливо отмечает осетинская журналистка Д.Плиева, - давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были, чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились в народном костюме, подчеркивая физическое строение» [5]. Она обращает внимание на нравственно-нормативный мировоззренчески-смысловой аспект национального костюма осетин, обращаясь к одному из элементов мужской одежды. «В еще недалеком прошлом, подчёркивает она, осетин считал себя оскорбленным, если дотрагивались да его головного убора. Шапка по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Идентичное отношение и к неподпоясанному человеку» [5].

Особенности бытования осетинского этноса определили особенности и женского национального костюма. В.И.Абаев пишет: «Из предметов одежды, насколько позволяют судить их названия, осетинский унаследовал от древнеиранского шапку, бешмет, пояс, шубу, бурку. Все эти названия могли, по-видимому, относиться одинаково и к мужской и к женской одежде; особых названий для последней в древний период не обнаружено» [1,с.53]. Это сходство было обусловлено не только равенством в положении мужчины и женщины в патриархальный период, но и особом к ней отношении. Предположительно, что в ранние периоды женщина выполняла функции воительницы и вождя. В.И.Абаев отмечает, что разделение труда в раннем осетинском обществе было слабо выражено по гендерному признаку и шло, в основном, по поло-возрастной линии. Слово – oexsin (женщина, супруга) более раннего происхождения, в сравнении с oeldar (военный предводитель, мужчина). Оно заключает в себе древний арийский корень, означающий – «сиять», «властвовать» [1, с.64].

Мудрость, жертвенность, хранительница рода - эти слова характеризуют образ осетинской женщины в фольклорной памяти народа. Образ не выдуманный, а жизненный, имеющий прямое отношение к реальным событиям осетинской истории и служащий идеальным вектором, определяющим бытие современной осетинской женщины.

Способ исторической жизнедеятельности осетин определил константы конструирования национального костюма. Отметим некоторые исторически сложившиеся основные требования. Первое - габариты деталей осетинского костюма должны соответствовать контуру фигуры. Второе - линии костюма должны быть приближены к естественным линиям фигуры и повторять их. Третье - форма осетинского костюма антропоморфна, то есть она подчеркивает природные достоинства фигуры и требует держаться в их минималистских рамках.

Заключение

Образ национального осетинского костюма формировался, как часть культуры народа воина, кочевника, пастуха и эпического певца. Становление аланского костюма определило этнографические особенности одежды населения Северного Кавказа, что свидетельствует об их тесных взаимосвязях. Форма осетинского костюма антропоморфна, что требует предельную приближенность к естественным линиям фигуры.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор / В.И. Абаев // Том I. М.-Л., -1949. 608 с.
  2. Герасимова А.Д. Ценностные аспекты костюма и моды (к вопросу об этической семиотике костюма) [Электронный ресурс] / А.Д. Герасимова / – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-kostyuma-i-mody-k-voprosu-ob-eticheskoy-semiotike-kostyuma (дата обращения: 10.04. 2020)
  3. Доде З. В. Костюм населения северного кавказа vii–xvii веков (реконструкция этносоциальной истории) / З.В. Доде / Автореферат …доктора исторических наук. - М. – 2008. - 35 с. [Электронный ресурс] – URL:https://bulgari-istoricom/booksRu/Zv_Dode_Kustujm_Sev_Kavkaz.pdf (дата обращения:13.04.2020)
  4. Липская В. М. Костюм как экспликация личности [Электронный ресурс] / В. М. Липская / – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kostyum-kak-eksplikatsiya-lichnosti (дата обращения: 11.04.2020)
  5. Плиева Д. Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции [Электронный ресурс] / - URL:http://osinform.org/57373-nacionalnyy-kostyum-vozvraschenie-v- povsednevnost-ili-ryad-predlozheniy-ot-redakcii.html (дата обращения: 30.04.2020)
  6. Энциклопедия моды и одежды [Электронный ресурс] – URL: https: //gufo.me/dict/fashion_encyclopedia/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC (дата обращения: 15.04.2020)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abaev V.I. Osetinskiy yazyk i fol'klor [Ossetian language and folklore] / V.I. – Volume I. M.-L ., 1949.- 608 p.
  2. Gerasimova A.D. Tsennostnyye aspekty kostyuma i mody (k voprosu ob eticheskoy semiotike kostyuma) [Value aspects of costume and fashion (on the issue of ethical semiotics of a costume)] / A.D. Gerasimova / - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-kostyuma-i-mody-k-voprosu-ob-eticheskoy-semiotike-kostyuma (accessed: 04. 2020)
  3. Dode Z. V. Kostyum naseleniya severnogo kavkaza vii–xvii vekov (rekonstruktsiya etnosotsial'noy istorii) [Costume of the population of the North Caucasus of the vii – xvii centuries (reconstruction of ethnosocial history)] / Z. V. Dode / Abstract of PhD in Historical Sciences.- M. 2008 – 35 p. URL: https://bulgari-istori2010.com/booksRu/Zv_Dode_Kustujm_Sev_Kavkaz.pdf (accessed: 04.2020) [in Russian]
  4. Lipskaya V. M. Kostyum kak eksplikatsiya lichnosti [Costume as an explication of personality]/ Lipskaya V. M./ - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kostyum-kak-eksplikatsiya-lichnosti (accessed:04.2020) [in Russian]
  5. Plieva D. Natsional'nyy kostyum. Vozvrashcheniye v povsednevnost' ili ryad predlozheniy ot redaktsii [National costume. Return to daily life or a series of suggestions from the publisher]/ - URL: http://osinform.org/57373-nacionalnyy-kostyum-vozvraschenie-v-povsednevnost-ili-ryad-predlozheniy-ot-redakcii.html (accessed: 30.04.2020) [in Russian]
  6. Entsiklopediya mody i odezhdy [Encyclopedia of fashion and clothing]/ URL: https://gufo.me/dict/fashion_encyclopedia/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC (accessed: 15.04. 2020) [in Russian]