К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ: ИДЕОЛОГИЯ И ЦЕННОСТЬ
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ: ИДЕОЛОГИЯ И ЦЕННОСТЬ
Научная статья
Малиева Т.И.1,*, Бекоева Д.И.2, Джанаева З.К.3
1 ORCID: 0000-0003-1712-247X,
1, 2, 3 Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская федерация
* Корреспондирующий автор (t.malieva49[at]mail.ru)
АннотацияПротивопоставление понятий «идеология» и «ценность» некорректно. Они тесно связаны между собой и выполняют сходные функции по выстраиванию солидарных связей: горизонтальных (ценность), формирующих этнос, вертикальных (идеология), выстраивающих отношения между государством и гражданином и исторически - временных (идеология и ценности). Выдвижение на первый план ценностей, как конкурента идеологии, связано с трансформацией государства-нации в государство - корпорацию, отрицающую прежние лично - общественные формы солидарности.
Ключевые слова: идеология, ценность, императив, манипуляция, иллюзорность, виды солидарности.
TO THE QUESTION OF CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF IDEOLOGY AND VALUE
Research article
Malieva T.I.1,*, Bekoeva D.I.2, Dzhanaeva Z.K.3
1 ORCID: 0000-0003-1712-247X,
1, 2, 3 North Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation
* Correspondent author (t.malieva49[at]mail.ru)
AbstractContrasting the concepts of “ideology” and “value” is wrong. They are closely interconnected and perform similar functions when it comes to building solidarity ties: horizontal (value), forming an ethnic group, vertical (ideology), building relations between the state and the citizen, and also historical and temporary bonds (ideology and values). The emphasis on values as a competitor to ideology is associated with the transformation of a nation-state into a state – a corporation that denies former personal and social forms of solidarity.
Keywords: ideology, value, imperative, manipulation, illusiveness, types of solidarity.
ВведениеСловосочетание - идеология и ценность – не совсем корректно. Корректным было бы понятие «идеология» сопрягать с понятием «аксиология», соответственно и понятие «ценность» с понятием «идея». Но стереотип уже сложился в силу ряда причин и с этим обстоятельством надо считаться. В современном постперестроечном российском общественном сознании идеологию стали противопоставлять ценности, как худший вариант состояния общественной жизни - лучшему. Одной из причин отторжения в нашем обществе идеологии, как социокультурного феномена, является ее привязка к конкретной идеологии - советской, коммунистической. И если, допустим, в российском полит-шоу одна из сторон приводила пример положительного компонента из арсенала коммунистических идей, то оппонирующая сторона утверждала, что к идеологии этот компонент не имеет никакого отношения, что это - сфера ценностей. При этом положительные характеристики сопрягаются с ценностями, а отрицательные - с идеологией.
Цель статьи – уяснить, что объединяет и что отличает эти категории. Для этого идеология и ценность рассматриваются как различные виды социальной солидарности, выполняющие равнопорядковые функции.
Методы исследования
В качестве методологической основы использовались философские и общелогические методы исследования.
Результаты исследования.
Понятие ценности не отличается строгостью. В Штутгартском философском словаре ценность определяется как то, что «чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [4, с.644]. Исследователь данной проблемы профессор Богатырев Д.К. подчеркивает, что ценности соотносятся, «с такими понятиями как блага, нормы, требования, предписания, предпочтения, влечения, значимости и цели» [2, с.75]. Термин «ценность», подчеркивал он, «обозначает нечто очень важное и дорогое для личности или коллектива, нечто вроде «сокровища сердца» [2, с.76]. Подчеркнем в этом определении указание на иррациональный элемент, заключающийся в понятии «ценность»: это - влечения, сокровища сердца. Исследователь марксистской аксиологии В. П. Тугаринов, подчеркивая субъектно-объектную природу ценности, определял ее как «особое содержание, находящееся между знанием и практической деятельностью человека» [5]. То есть как опосредованное звено, определяющееся выбором субъекта исторически сложившихся мировоззренческих детерминант и воплощающееся в его практической деятельности.
Концептуальное оформление ценностей относят к эпохе И. Канта и его последователей. Но само понятие, согласимся с профессором Богатыревым Д.К., «современно философии» [2, с.77].
Идеология, как принято считать, является неотъемлемой частью процесса становления буржуазного государства – государства - нации. Ее характерные черты складывались в процессе борьбы с сословными и религиозными структурами и идеями. В процессе секуляризации авторитет религии был успешно замещен авторитетом науки. Социальная группа, как субстанциональный компонент сословной иерархии, уступил место социальному атому – конкретному человеку (индивиду). Идеология европейского просвещения, по сути дела, решала задачу собирания в единое целое (нацию) социальные атомы на новой внесословной основе. Эта проблема решалась с опорой на научное понимание природы и сущности человека. Отправной точкой для дальнейшего государственно-идеологического конструирования был взят естественный человек, очищенный от идеализированных наслоений. «Естественная» природа человека требовала сообразовываться с ней в процессе определения идеологических и политических контуров государства. Заметим, что разграничения общественных и государственных интересов у просветителей еще не было. Оно появилось в теории марксизма.
Требование учитывать «естественную» природу человека в процессе конструирования государства не означало, вместе с тем, приоритетность личных интересов, скорее, успешность общественно-государственного проекта, нацеленного на решение задачи: как соединить интересы всего общества и индивидуальную свободу отдельного индивида.
Термин «общее» выражает суть процесса становления национального государства, как в идеологическом, так и ценностном контексте. И личность, и государство (общество) мыслились как ценностные взаимозависимые величины.
В рамках марксизма положение о совпадении ценностно-идеологических установок пересматривается. Такие конструкты просветителей как «общая воля», «общее благо», «общий интерес» были объявлены антинаучными, идеологизированными, скрывающими классовую сущность государства. «Идеологическая надстройка», возвышающаяся над материальной действительностью трактовалась как неистинное ложное мировоззрение. Что же касается системы ценностей, то, понятие «ценность» «в марксизме включалась в категорию «знание» [4].
Понятие идеологии употребляется в двух значениях – узком и широком. В первом значении идеология отождествляется с политической доктриной, обосновывающей претензии какой-либо партии на власть. В широком смысле идеология – это совокупность высших системообразующих ценностей, обуславливающих жизнедеятельность всего общества и детерминирующих поведение ее членов. Идеология как система должна включать в себя картину мира, этические и эстетические идеи (о добре и зле, о красоте и уродстве), а также представления о том каким должно быть нормальное (идеальное) общество и человек.
Противники идеологии, проявившиеся после перестройки, как грибы после дождя, порок идеологии усматривали в ее излишней императивности, манипулятивности, и искажении реальности в интересах правящих структур. По мнению философа, политика Аксючица В.В. идеология фиксирует «ложные и порочные влечения воли, злые мысли…складывается в иллюзорную реальность, подменяющую живое мертвым, истинное ложным» [1].
Рассмотрим, отбросив излишнюю эмоциональность, так называемые пороки идеологии: императивность, манипулятивность, иллюзорность (ложность). Одной ли идеологии они принадлежат? И как с ними бороться?
Императив – приказ, требование, нравственное предписание поступать во имя общих интересов в противоположность личному принципу. Все известные человечеству нормы морали пронизаны императивом, а все виды культуры – восточные или западноевропейские развивались как системы запретов. Каждый человек с рождения вынужден принимать или отвергать те социально-культурные нормы, которые до него сложились исторически. Он сам ничего нового, как правило, не изобретает, но выбирает из того, что создано историей культуры до него. Факторы, определяющие его выбор, могут конкурировать: семья, школа, общество (СМИ). Но последнее слово за самой личностью.
Таким образом, императив в виде требования или запрета не является критерием, разделяющим идеологию и ценности. Императив является обязательным компонентом и идеологии, и системы ценностей.
С императивностью тесно связана тема свободы, связана не как антипод, а как ее дополнение и продолжение. У Руссо три вида свободы - естественная, гражданская и моральная ограничены соответственно - природными силами индивида, положительным правом (общей волей) и нравственными нормами. Критерием более поздней философской дифференциации свободы – экзистенциальной, социальной и духовной также является ограничение. Экзистенциальная свобода детерминирована выбором личности. Социальная свобода – правовым, моральным и экономическим состоянием общества. Духовная свобода обусловлена признанием существования высшего духовного цензора – верой в Бога. Свобода, как специфический ограничитель есть показатель личностного развития в процессе преодоления определенных ограничений, трудностей, испытаний. Речь может идти только о концентрации факторов, сдерживающих развитие личности. Плохо, если они отсутствуют совсем и плохо, если они, образно говоря, не дают человеку поднять голову от решения проблем жилища, пищи, одежды.
Манипуляция - вид управления людьми, тип воздействия на человека или группу лиц, тип отношения между субъектом и объектом. Манипуляторные формы управления сродни махинации, подтасовке, обману. Манипуляция – более тонкая форма управления объектом. Она связана с высокими информационными технологиями. Важно отметить, что к манипуляции нельзя отнести явные, открытые формы принуждения, о которых объект принуждения знает заранее и нарушение которых влечет за собой санкции в виде, образно говоря, топора и плахи. Это характерно для власти монарха или генсека, то есть тоталитарных или авторитарных форм правления. В демократическом обществе грубые формы воздействия на массы подменяются скрытыми, недемонстративными способами подавления, то есть манипуляцией. Подчеркнем, что манипуляция индивидуальным и общественным сознанием характерна лишь для определенного этапа государственного развития. Вопрос о нравственной оценке различных форм подавления здесь не рассматривается.
Иллюзорность, как антипод научной истины также не является исключительно свойством идеологии. В области науки можно привести достаточно примеров, указывающих на ошибки и иллюзии относительно устройства мира. В качестве примера можно привести геоцентризм Аристотеля-Птолемея, синтетическую картину мира Тихо Браге и др. А П. Фейерабенд своим «эпистемологическим анархизмом» утверждал совместимость несоизмеримых и несовместимых компонентов относительно природы исследуемого объекта, побуждающих к более основательному исследованию проблемы.
Идеология и ценности связаны между собой генетически. Все идеологии, оставившие значительный след в истории человечества, так или иначе, вырастали из ценностных идей, объединяющих сначала небольшие группы людей. Это относится к религиозной, коммунистической, а также и к либеральной идеологиям.
Ценности так же согласуются с иррациональными элементами и не исключают ошибок и иллюзий. Что же касается причин возвышения ценностей над идеологией, то их можно объяснить процессом трансформации государства-нации в государство-корпорацию, поиском новых идеологических форм, компенсирующих социальные утраты в период распада СССР. Новая постперестроечная идеология заявляет себя как апология прав и приоритета единичного, а не общего, гражданина, а не государства, корпоративного, а не общественного в связке с главной ценностью – свободой самовыражения, понимаемой как антипод всех видов солидарности: горизонтальной, вертикальной и историко-временной. Государство – корпорация поиски общих целей, общих интересов, общего блага считает бессмысленным занятием. Наоборот, современная российская элита озабочена тем, как сломать в народе психологию солидарности.
Заключение
Идеология и ценность - понятия одного порядка. Они связаны между собой и выполняют сходные функции по выстраиванию солидарных связей: горизонтальных (ценности), вертикальных (идеология) и исторически-временных (идеология и ценности). Выдвижение на первый план ценностей с отрицанием нужности идеологии связано с трансформацией государства-нации в государство - корпорацию, отрицающую прежние лично – общественные формы связей.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Аксючиц В. Патриотизм или фашизм? Выбор будущего и диктат исторического рока /Аксючиц В. //Независимая газета, 23 июня 1994.
- Богатырёв Д. К. Ценности как проблема европейской и российской философии / Богатырев В.Д. // Вестник РХГА. - Т.18. №4. - С. 75-90.
- Философский словарь. Сокращенный перевод с немецкого. Общая редакция и вступительная статья М.М. Розенталя. Москва: Изд-во Иностранной литературы, - 1961. - 717 с.
- Якимова Е. Г. Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики [Текст] / Е. Г. Якимова, Е. Ю. Мартьянов // Новые идеи в философии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 51-62 [Электронный ресурс] / Якимова Е.Г., Мартьянов Е. Ю. — URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/ 135/7840/ (дата обращения: 29.03.2020).
Список литературы на английском языке / References in English
- Aksyuchits V. Patriotizm ili fashizm? Vybor budushhego i diktat istoricheskogo roka [ Patriotism or fascism? The choice of the future and the dictates of historical rock] / Aksyuchits V. // Nezavisimaya gazeta [Independent newspaper]. June 23, 1994. [in Russian]
- Bogatyrev D. K. TSennosti kak problema evropejskoj i rossijskoj filosofii [Values as a problem of European and Russian philosophy] / Bogatyrev D. K. // Vestnik RKHGA [Bulletin of the Russian Christian Humanities Academy]. - 2017. - Vol. 18. - No. 4. Pp. 75-90. [in Russian]
- Filosofskij slovar'. [Philosophical dictionary]. Sokrashchennyy perevod s nemetskogo. Obshchaya redaktsiya i vstupitel'naya stat'ya M.M. Rozentalya [Abbreviated translation from German. General edition and introductory article by M. M. Rosenthal]. Moscov: Foreign literature publishing House, - 1961. - 717 p. [in Russian]
- Yakimova E.G., Martyanov E. Yu. Marksistskaya aksiologiya V. P. Tugarinova kak kriptosistema sovetskoy etiki [Marxist axiology of V. P. Tugarinov as a cryptosystem of Soviet ethics] [Text] / Yakimova E.G., Martyanov E. Yu. // Novyye idei v filosofii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [New ideas in philosophy: materials of Intern. scientific conf]. (Perm, April 2015). - Perm: Zebra, 2015. - P. 51-62. [Electronic resouce] / Yakimova EG, Martyanov E. Yu. – URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/135/7840/ (accessed: 29.03.20). [in Russian]