СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.84.6.033
Выпуск: № 6 (84), 2019
Опубликована:
2019/06/18
PDF

СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья

Гунзенова К.В. *

ORСID: 0000-0001-5885-8083,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ, Россия

* Корреспондирующий автор (coren.gun[at]gmail.com)

Аннотация

Ценностные установки технократическо-потребительского общества создали условия для деградации окружающей природной среды, когда в угоду стремлениям к сверхпотреблению и сверхпроизводству были нарушены границы хозяйственной емкости биосферы. Появление концепции устойчивого развития как альтернативы действующему пути деструктивного развития общества обусловлено результатами системных исследований цивилизационных перспектив, учитывающих взаимосвязи и взаимозависимости социоприродного развития и направленных формирование комплексного мировоззрения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, системные исследования, модель развития цивилизации.

SYSTEM RESEARCH AND FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT

Research article

Gunzenova K.V. *

ORCID: 0000-0001-5885-8083,

East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia

* Corresponding author (coren.gun[at]gmail.com)

Abstract

The value paradigms of the technocratic-consumer society created conditions for the degradation of the natural environment, when the borders of the economic capacity of the biosphere were violated to please the aspirations for over-consumption and over-production. The emergence of the concept of sustainable development as an alternative to the current path of the destructive development of society is due to the results of systematic studies of civilizational perspectives that take into account the interrelations and interdependencies of socio-natural development and are aimed at the formation of an integrated world view.

Keywords: sustainable development, system research, civilization development model.

Ошибочное допущение о возможности безграничного экономического развития и отсутствие должного внимания к экологической составляющей общественного прогресса, создали условия для деградации окружающей природной среды, сокращения видового многообразия животного и растительного мира, значительного истощения природных ресурсов за относительно короткий промежуток времени.

Появление концепции устойчивого развития как международной стратегии человеческого развития стало возможным благодаря актуализации научно-исследовательской деятельности вопросов взаимосвязи состояния окружающей природной среды с дальнейшим экономическим развитием общества, влияния человечества на характер социоприродных изменений, поиска альтернативных путей эволюции.

Понимание разрушительного характера сил, стоящих за технологической утопией, и постепенное сближение экономических интересов с экологическими началось со второй половины XX века, когда в работах отдельных ученых появляются данные о деструктивном влиянии экономической деятельности на биосферу и абиоферу.

В частности, в 1962 году книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна», затрагивающая вопросы влияния сельскохозяйственных пестицидов на живые организмы, раскрыла для широкой общественности существующую взаимосвязь между достижениями промышленности и загрязнением окружающей природной среды [4]. Понимание губительности этого влияния на здоровье самого человека способствовало развитию экологических движений по всему миру. Инициированное президентом США Джоном Кеннеди исследование поставленных в книге вопросов специально организованной комиссией, полностью подтвердило сделанные Карсон выводы. Послание 1962 года Конгрессу Соединенных Штатов включало рекомендации по защите продуктов питания и лекарств, что подразумевало создание нового подразделения в Министерстве сельского хозяйства для регулирования объемов используемых пестицидов [9].

Внимание правительства к проблемам экологии, вызванное результатами частного исследования, повлияло на актуализацию исследовательской деятельности в русле системного анализа социоприродного развития в рамках правительственных и неправительственных организаций. По мере продвижения исследований формировалось понимание усложняющегося характера вопросов общественного развития, а также их универсальности для всех развитых стран. Это детерминирует появление идеи «о наведении мостов между Западом и Востоком» для совместных исследований глобальных проблем. Как отмечает Гвишиани Д.М., развитые страны нуждались в новых методах управления, способных справиться с существующими проблемами, каждой стране было чем поделиться и чему научиться [2, С. 361].

60-е и 70-е года XX века ознаменовались появлением ряда международных научных организаций, занимающихся исследованием проблем общемирового развития, ограниченности природных ресурсов, роста народонаселения и загрязнения окружающей природной среды. Одной из наиболее успешных организаций в деле систематического анализа показателей цивилизационного развития становится «Римский клуб», основанный итальянским промышленником А. Печчеи и шотландским ученым А. Кингом.

Проблематику, которой занимался Римский клуб, составлял широкий спектр вопросов: неравенство в обществе, бедность и безработица, голод и недоедание, энергетический кризис, проблема истощения природных ресурсов (реальная и потенциальная), деморализация общества, коррупция и бюрократизм и прочие. При этом правительства и действовавшие на тот момент международные организации были ориентированы на секторальное решение проблем без учета глобального и системного факторов. В этой связи А. Печчеи указывал на необходимость применения междисциплинарного подхода для решения существующего комплекса проблем, поскольку кризис, с которым столкнулось человечество, имеет «особый, всеобъемлющий, эпохальный» характер, пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности [10, С. 91-93].

В свой научной деятельности Римский клуб исходил из следующих принципов:  признания взаимозависимости всех стран и народов мира, взаимосвязи между различными сферами человеческой жизнедеятельности, приоритета долгосрочных перспектив развития над краткосрочными [2, С. 424-425].

Результаты первого исследования, проведенного по заказу Римского клуба Массачусетским технологическим институтом, были опубликованы в 1972 году в книге «Пределы роста». На основе глобального моделирования существующих тенденций развития ученые пришли к выводу о неизбежности наступления глобального кризиса при увеличении населения планеты и сокращении ресурсов, если не будут предприняты срочные меры по регулированию данных процессов в целях сохранения экологического баланса [8].

Применение методов системного анализа в проведенном исследовании способствовало:

1) формированию системной картины мира, отражающей взаимосвязи и взаимозависимости между различными сферами человеческой жизнедеятельности. Новый образ мира строится на положениях синергетики о характере сложных систем: открытости системы, сложноорганизованности, непрерывности изменений, эволюции на основе нелинейных законов [480, С. 18-20];

2) пониманию значимости экологической составляющей развития как основы жизнедеятельности общества, где развитие социальной системы должно подчиняться законам развития системы более высокого порядка - социоприродной;

3) сознанию ответственности за будущее цивилизации, которое не носит предзаданный безальтернативный характер, но моделируемо и управляемо. Кризис, с которым столкнулось общество носит бифуркационный характер, когда от сознательных решений человечества зависит сценарий его дальнейшего развития.

Основная цель данного исследования заключалась не столько в утверждении каких-либо прогнозов и положений, сколько в привлечении внимания правительств и широкой общественности к вопросам человеческого развития.

Проблемы, которые необходимо было решать, имели сложную многоаспектную структуру. Вместе с тем они являлись следствием истинного кризиса, лежащего в духовно-нравственной области, поскольку именно ценностная система общества определяет характер его развития [7, С. 37-38]. Преодоление кризиса требовало выработки новых нравственно-этических идеалов, обеспечивающих гармоничное существование в бытийной уникальности.

Следует уточнить, что в рамках теории самоорганизации систем ограниченные идеалы как отражение субъективного миропонимания предусматривают возникновение кризисов как непременного атрибута прогресса, порождают состояние нестабильности в обществе и неопределенности его долгосрочных перспектив. В то же время возникновение идеалов на основе объективного миропонимания, складывающегося в результате анализа исторического опыта и сознания многовариантности его развития, приводит к мысли о возможности бесконечного прогресса в стремлении к реализации абсолютных категорий добра, красоты, истины, справедливости [5, С. 129].

В этой связи предполагаемая альтернативная концепция человеческого развития не могла:

- иметь ярко выраженный материалистический характер и быть привязана к достижению конкретных количественных результатов;

- отдавать предпочтение экономической сфере развития над остальными;

- игнорировать важность экологического аспекта жизнедеятельности;

- ориентироваться на достижение краткосрочных субъективных выгод.

Для изменения характера действующей модели взаимоотношений человека и природы как основной угрозы цивилизационному развитию мало было одного осознания комплексного характера проблем и понимания существующих перспектив. Требовались практические меры для перехода к новой системе общественного развития, что предполагало создание политической концепции, учитывающей весь комплекс рассмотренных аспектов общественного развития.

В 1987 году в рамках доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» в качестве нового вектора развития цивилизации была предложена концепция «устойчивого развития» [3]. Концепция аккумулировала в себе результаты проведенных ранее исследований и выдвигала следующие принципы развития:

- взаимосвязи социальной, экономической и экологической сфер общественного развития;

- признании глобального характера существующих проблем;

- необходимости создания новой ценностной основы для противостояния социальным и экологическим проблемам;

- стремления к качественным изменениям структуры жизнедеятельности человека;

- ориентации на долгосрочные перспективы и долгосрочную устойчивость;

- формирования системного мышления в ответственного поведения;

- а также некоторые иные взаимосвязанные принципы.

При этом устойчивое развитие трактовалось не в русле стандартизации и гармонизации социоприродных отношений, что препятствует развитию и ведет к стагнации, но как процесс постоянных изменений, которые, однако, не должны нарушать экологическое равновесие [6, С. 24-40].

Таким образом, системный подход как основа формирования концепции устойчивого развития обусловил комплексный характер планируемых преобразований и определил необходимость учета существующих взаимозависимостей между: природой и человеком, различными государствами, экономической, экологической и социальной сферами общественного развития.

Финансирование Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Бурятия в рамках научного проекта № 18-411-030016. Funding The work was carried out with the financial support of the Russian Federal Property Fund and the Republic of Buryatia in the framework of the research project No. 18-411-030016.
Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Cписок литературы / References

  1. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синер­гетика и теория социальной самоорганизации) / Василькова В.В.. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 480 с.
  2. Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / Под ред. Ю.С. Попова, В.Н. Садовского, А.А. Соитова. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация». 2007. - 672 с.
  3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» от 04.08.1987 [Электронный ресурс] . - URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения 21.10.2015).
  4. Карсон Р. Молчаливая весна [Электронный ресурс]. - URL.: http://library.uniteddiversity.Сoop/More_Books_and_Reports/Silent_Spring-RaСhel_Сarson-1962.pdf (дата обращения 07.11.2015)
  5. Макаров В.И. Философия самоорганизации / Макаров В.И.. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 432 с.
  6. Мантатов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие / Мантатов В.В.. В 2-х томах. Т.1. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998. - 208 с.
  7. Мантатова Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации / Мантатова Л.В.. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 242 с.
  8. Медоуз, Д.Х. Пределы роста / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рэндерс, В. Беренс. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 208 с.
  9. Послание Дж. Кеннеди Конгрессу США от 15 марта 1962 года. Специальное сообщение для Конгресса, касающееся защиты прав потребителей [Электронный ресурс]. - URL.: http//ozpp.ru/poslanie-kennedy-kongressu-ssha/ (дата обращения 21.10.2015).
  10. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В. Захаровой; общ. ред. и вступ. ст. Д.М. Гвишиани . - 2 изд . - М.: Прогресс, 1985 . - 312 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Vasilkova V.V. Poryadok i khaos v razvitii sotsial'nykh sistem (Sinergetika i teoriya sotsial'noy samoorganizatsii) [Order and Chaos in Development of Social Systems (Synergy and Theory of Social Self-organization)] / Vasilkova V.V. – SPb.: Lan publishing house, 1999. – 480 p. [In Russian]
  2. Gvishiani D.M. Izbrannyye trudy po filosofii, sotsiologii i sistemnomu analizu [Selected Works on Philosophy, Sociology and Systems Analysis] / Ed. by Yu.S. Popova, V.N. Sadovsky, A.A. Soitova. – M.: Canon+, ROOI "Rehabilitation". 2007. – 672 p. [In Russian]
  3. Doklad Vsemirnoy komissii po voprosam okruzhayushchey sredy i razvitiya «Nashe obshcheye budushcheye» ot 04.08.1987 [Report of the World Commission on Environment and Development "Our Common Future" on 08/04/1987 [Electronic resource]. – URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (accessed: 10/21/2015). [In Russian]
  4. Carson R. Molchalivaya vesna [Silent Spring] / Carson R. [Electronic resource]. – URL.: http: //library.uniteddiversity.Coop/More_Books_and_Reports/Silent_Spring-RaСhel_Сarson-1962.pdf (accessed: 07.11.2015) [In Russian]
  5. Makarov V.I. Filosofiya samoorganizatsii [Philosophy of Self-organization] / Makarov V.I. – M.: Book House "LIBROCOM", 2009. – 432 p. [In Russian]
  6. Mantatov V.V. Strategiya Razuma: ekologicheskaya etika i ustoychivoye razvitiye. V 2-kh tomakh. T.1 [Strategy of Reason: Environmental Ethics and Sustainable Development. In 2 volumes. V.1.] / Mantatov V.V. – Ulan-Ude: Buryat book publishing house, 1998. – 208 p. [In Russian]
  7. Mantatova L.V. Strategiya razvitiya: Tsennosti novoy tsivilizatsii [Development strategy: Values of a new civilization] / Mantatova L.V. – Ulan-Ude: VSSTU Publishing House, 2004. – 242 p. [In Russian]
  8. Meadows, D.H. Predely rosta [Limits of Growth] / D.H. Meadows, D.L. Meadows, Y. Randers, W. Berens. – M.: Publishing House of Moscow State University, 1991. – 208 p. [In Russian]
  9. Poslaniye Dzh. Kennedi Kongressu SSHA ot 15 marta 1962 goda. Spetsial'noye soobshcheniye dlya Kongressa, kasayushcheyesya zashchity prav potrebiteley [Message from John F. Kennedy to the US Congress of March 15, 1962. Special Message for the Congress on Consumer Protection] [Electronic resource]. – URL.: http://ozpp.ru/poslanie-kennedy-kongressu-ssha (accessed: 21/10/2015). [In Russian]
  10. Pechchei A. Chelovecheskiye kachestva [Human qualities] / Trans. from English by O.V. Zakharova; ed. by D.M. Gvishiani. – 2 ed. – M.: Progress, 1985. – 312 p. [In Russian]