ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.72.6.031
Выпуск: № 6 (72), 2018
Опубликована:
2018/06/18
PDF

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Сизова А.Е.*

ORCID: 0000-0002-2564-4609,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,Россия

* Корреспондирующий автор (sizlin[at]mail.ru)

Аннотация

Статья затрагивает проблемы роста количества субъектов, исполняющих свои бюджеты с дефицитом, увеличения государственного долга субъектов, а также высокого уровня дотационности ряда регионов. Цель статьи – поиск решения проблемы недостаточной бюджетной обеспеченности регионов. На примере Калужской области рассмотрен один из возможных  путей увеличения бюджетной самостоятельности регионов и сделаны выводы о том, что регионы, не обладающие значительным сырьевым потенциалом, могут решить проблему недостаточной бюджетной обеспеченности за счет внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, регионы-реципиенты, Калужская область.

WAYS TO SOLVE INSUFFICIENT BUDGET PROBLEMS IN REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION

Research article

Sizova A.E.*

ORCID: 0000-0002-2564-4609,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

* Corresponding author (sizlin[at]mail.ru)

Abstract

The Research article addresses the problems of increasing the number of subjects performing their budgets with a deficit, increasing the state debt of the subjects, as well as the high level of subsidization of some regions. The purpose of the Research article is to find a solution to the problem of insufficient budget provision of the regions. One of the possible ways to increase the budget independence of the regions is considered on the example of the Kaluga region; conclusions are drawn that regions that do not have a significant raw material potential can solve the problem of insufficient budget provision by introducing innovative technologies in various sectors of the economy.

Keywords: budget federalism, regions-recipients, Kaluga region.

На становление и развитие модели бюджетного федерализма существенное влияние оказывает культурно-историческая специфика развития социально-экономической системы общества. Модель бюджетного  федерализма не может восприниматься как техническая конструкция разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

 Несмотря на принятую концепцию бюджетного федерализма от 2005 года, практическая реализация принципов реализации бюджетного федерализма характеризуется множественностью проблем. Прежде всего, это связано с тем, что передача полномочий нижестоящему уровня власти предполагает расширение обязательств соответствующего уровня власти, которые не синхронизируются с ростом доходов для должного исполнения.

Количество субъектов, исполняющих свой бюджет с дефицитом, неуклонно растет, в свою очередь, развитие такой тенденции способствует соответственно и росту государственного долга субъектов. В частности, за период с 2012 года по 2016 год объем государственного долга субъектов вырос в 1,74 раза.

 

Таблица 1 – Объем государственного долга субъектов Российской Федерации в 2012-2016 гг., тыс. руб.

Год Объем государственного долга субъектов Российской Федерации, тыс. руб.
2012 1 351 404 472,69
2013 1 737 462 501,40
2014 2 089 510 880,61
2015 2 318 590 188,93
2016 2 353 191 214,30
Примечание: составлено автором по материалам [1].  

Несмотря на комплекс мер ориентированных на стимулирование субъектов федерации к наращиванию налоговых и неналоговых доходов, ситуация в ранжировании регионов на регионы-доноры (самодостаточные) и регины-реципиенты не характеризуется позитивной тенденцией. Доля реципиентов неуклонно растет.

Принято считать, что главной причиной выступает сложившееся  неравенство налоговых поступлений. Налоги на прибыль организации могут отличаться в сравнении с различными регионами более чем в 400 раз, а налоги на доходы физических лиц более чем в 27 раз, и это в рамках одного федерального округа, а если смотреть по стране в целом, то показатели будут дифференцированы еще больше [2].

Подобное ранжирование объясняется непропорциональным расселением населения, что выступает объективным фактором, оправдывающим так называемые регионы аутсайдеры. Например, расселение населения  предопределяет, что Москва по НДФЛ объективно превалирует над всеми остальными, тем самым нивелируется значимость такого субъективного фактора в оценки социально-экономического уровня развития региона – как действенность региональных властей в реализации региональной политики развития.

Существующая дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов решается посредством предоставления межбюджетных трансфертов. Результатом такого решения проблемы является высокодотационность ряда регионов Российской Федерации. Например, в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год заложено, что объем безвозмездных поступлений в 2017 году составит более 68,4%, из них дотации 56,1%[3]. В Республике Тыва также наблюдается недостаток налоговых и неналоговых доходов. Объем безвозмездных поступлений в 2017 году планируется на уровне более чем 80,6 % от общего объема доходов краевого бюджета, из них дотаций 79,5% [4].

Обратимся к республиканским бюджетам Карачаево-Черкесской Республики и Республики Тыва на 2012 год. В 2012 году объем безвозмездных поступлений Карачаево-Черкесской Республики планировался в объеме, составляющем 75,3% от общего объема доходов бюджета субъекта, из них дотаций 54,3%[5]. В свою очередь в Республике Тыва  прогнозировался объем безвозмездных поступлений в размере, составляющем более чем 79,4% от общего объема доходов бюджета, из них дотаций 91,3%[6]. Данный факт свидетельствует о том, что регионы за пять прошедших лет даже не предприняли попытку увеличить в общем объеме доходов долю налоговых и неналоговых доходов.

Россия – страна огромного сырьевого потенциала и до определенных событий с успехом мы этим потенциалом пользовались. Но при падении мировых цен на нефть, а также при сохранении высокой зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов обострилась проблема обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Снижение же доходов федерального бюджета влечет сокращение расходов и тем самым сокращение объемов межбюджетных трансферов, которые предоставляются нижестоящим бюджетам бюджетной системы.

Наибольшим потенциалом преодоления деструктивных аспектов – является наращивание инвестиционного потенциала регионов. Данный подход ориентирован на обеспечение конкурентоспособности не только в текущем периоде, но и в долгосрочном аспекте.

Примером действенной политики региональной властей по формированию инвестиционной привлекательности региона является Калужская область. Основными аспектами политики регионального развития ориентированного на увеличение инвестиционного потенциала Калужской области  являются:

  • кластерный вектор развития;
  • разработка индустриальных парков с готовой инфраструктурой;
  • сведение к минимуму административных барьеров;
  • организация единой системы региональных институтов развития;
  • создание привлекательных условия для ведения бизнеса в виде системы налоговых льгот и преференций.

Калужская область – это регион с активно развивающейся высокотехнологичной экономикой. На сегодняшний день Калужская область  - это центр развития производственных кластеров, отвечающих последним тенденциям современных технологий. Несмотря на то, что история развития калужских кластеров началась лишь 12 лет назад с открытия завода «Фольксваген», на данный момент на территории производится 11 % выпускаемых в России автомобилей. Помимо производства автомобилей и автомобильных комплектующих, в регионе развиты фармацевтический и транспортно-логистический кластеры, на стадии подъема находится кластер аграрной промышленности, туристско-рекреационный, а также кластер сферы высоких технологий [7].

Такой скачок в развитии различных отраслей экономики позволил создать дополнительные рабочие места в Калужской области. В частности, за последние 11 лет создано более 26 тысяч рабочих мест, также планируется создание еще 25 тысяч рабочих мест в рамках уже заключенных инвестиционных соглашений[8].

Стоит отметить, что большой вклад в развитие экономики Калужской области вкладывает именно руководство региона, которое смогло наладить взаимовыгодное сотрудничество с инвесторами.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом дефицит областного бюджета сократился на 33%[9], в 2017 году планируется снижение дефицита еще на 37,8%, а начиная с 2018 году, планируется профицитный бюджет. Вместе с тем ожидается, что государственный долг Калужской области, в период с 2015 года по 2019 год сократится на 39,3% [10].

Также важным является тот факт, что увеличение налоговых и неналоговых доходов имеет устойчивый рост, который в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 5,7%, а в 2017 году планируется увеличение еще на 1,67% [10].

С целью обеспечения сбалансированного развития регионов РФ Правительством РФ была разработана Государственная Программа «Региональная политика и федеративные отношения». Однако, как нам демонстрирует положительный опыт Калужской области, задачи экономического развития региона, создания условий для экономического роста, повышения уровня жизни населения, например, за счет увеличения количества рабочих мест, должны, прежде всего, решаться именно на региональном уровне.

Следует сменить вектор обоснования реципиентного состояния регионов с недостаточности налоговых и неналоговых доходов на качество работы региональных властей в реализации региональной политики развития.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
  2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
  3. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 декабря 2016 года N 92-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
  4. Закон Республики Тыва от 30 декабря 2016 года №245-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
  5. Закон Карачаево-Черкесской республики от 29 декабря 2011 года №86-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2012 год».
  6. Закон Республики Тыва от 6 декабря 2011 года №1056 BX-I «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
  7. Крутиков В.К. Территории опережающего развития: учебно-методическое пособие / В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, О.М. Петрушина и др. // Калуга: Издательство АКФ «Политоп», – 2017. – 148 с.
  8. Инвестиционный портал Калужской области. URL: http://investkaluga.com/o-kaluzhskoy-oblasti/ekonomicheskie-pokazateli/trudovie-kadry/ (дата обращения: 20.01.2018).
  9. Закон Калужской области от 27 декабря 2015 года №36-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год».
  10. Закон Калужской области от 15.12.2016 № 146-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. Законов Калужской области от 19 мая 2017 г. № 195-ОЗ, от 21 ноября 2017 г. № 265-ОЗ).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation]. URL: https://www.minfin.ru (accessed 01.18.2018). [in Russian]
  2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal Service of State Statistics]. URL: http://www.gks.ru/ (accessed 01.18.2018). [in Russian]
  3. Law of the Republic of Karachay-Cherkessia of December 23, 2016 No. 92-RZ «O respublikanskom byudzhete Karachayevo-Cherkesskoy Respubliki na 2017 god i na planovyy period 2018 i 2019 godov» ["On Republican Budget of Karachay-Cherkess Republic for 2017 and for Planning Period 2018 and 2019"]. [in Russian]
  4. Law of the Republic of Tuva of December 30, 2016 No. 245-ZRT «O respublikanskom byudzhete Respubliki Tyva na 2017 god i na planovyy period 2018 i 2019 godov» [On Republican Budget of Republic of Tuva for 2017 and for Planning Period 2018 and 2019".] [in Russian]
  5. Law of Republic of Karachay-Cherkessia of 29 December 2011 No. 86-RZ «O respublikanskom byudzhete Karachayevo-Cherkesskoy Respubliki na 2012 god» ["On Republican Budget of Karachay-Cherkess Republic for 2012".] [in Russian]
  6. Law of the Republic of Tuva of December 6, 2011 No.1056 BX-I «O respublikanskom byudzhete Respubliki Tyva na 2012 god i na planovyy period 2013 i 2014 godov» ["On Republican Budget of Republic of Tuva in 2012 and for Planning Period 2013 and 2014"]. [in Russian]
  7. Krutikov V.K. Territorii operezhayushchego razvitiya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Yakunin Territories of Advanced Development: Educational-Methodical Manual] / V.K. Krutikov, Т.V. Dorozhkina, O.M. Petrushina and others / Kaluga: Publishing house AKF "Politop" – 2017. – 148 p. [in Russian]
  8. Investment Portal of Kaluga Region. URL: http://investkaluga.com/o-kaluzhskoy-oblasti/ekonomicheskie-pokazateli/trudovie-kadry (accessed 20.01.2013). [in Russian]
  9. Law of the Kaluga Region of December 27, 2015 No. 36-OZ «Ob oblastnom byudzhete na 2016 god» ["On the Regional Budget for 2016"] [in Russian]
  10. Law of the Kaluga Region No. 146-OZ of December 15, 2016 «Ob oblastnom byudzhete na 2017 god i na planovyy period 2018 i 2019 godov» ["On Regional Budget for 2017 and Planning Period of 2018 and 2019"] (as amended by the Laws of the Kaluga Region of May 19, 2017 No. 195-OZ, of November 21 2017 No. 265-OZ). [in Russian]