ЭТНИЧНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
Кучуков М.М.
ORCID: 0000-0002-9510-8676, профессор; доктор философских наук,
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. Кокова В.М.
ЭТНИЧНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
Аннотация
На рубеже веков проблемы, связанные с сосуществованием этнических общностей, их отношений с государственностью, изменили образ жизни мировой цивилизации. Характерными стали процессы хаотизации общественной жизни. Актуальность приобрела проблема понимания социальной природы этничности. В статье дана интерпретация обозначенной проблемы, обосновывается суждение, что этнос это не столько осознающая себя культурно-языковая общность, а сколько форма реального существования социума в единстве общих и специфических черт. Этничность является базисным феноменом, существующим как развивающийся спектр потенциалов, определяющих возможное содержание социальности.
Ключевые слова: этничность, нация, социальность, социальная субъектность, социальный организм.
Kuchukov M.M.
ORCID: 0000-0002-9510-8676, Professor; PhD in Philosophy,
Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov
ETHNICITY: SOCIAL ESSENCE AND EXISTENCE
Abstract
At the turn of the century, the problems associated with the coexistence of different ethnic communities and their relations with the state changed the way of life of the world civilization. The processes of chaotization of public life have become a characteristic feature of the modern world. The problem of understanding the social nature of ethnicity has become relevant. The article gives an interpretation of the indicated problem, substantiates the idea that ethnicity is rather a form of real existence of the society in the unity of common and specific features than self-aware cultural and linguistic community. Ethnicity is a basic phenomenon existing as a developing spectrum of potentials that determine the possible content of sociality.
Keywords: ethnicity, nation, sociality, social subjectivity, social organism.
Проблема сущности и существования нации, природы этничности в последние два десятилетия стала обязательным элементом концептуальных обществоведческих исследований. Популярные в десятилетия смутного времени представления об этнических явлениях и процессах не стали основой для адекватной интерпретации, понимания коллизий, связанных с этничностью. Попытки решить проблему, отказываясь от понятия «нация» для определения одной из исторических форм развития этнических общностей, или же сведя этничность к биологическим и иррациональным явлениям, ничего позитивного не дали.
Одним из возможных вариантов решения проблемы может быть определение содержания понятия «этничность» в контексте структурирования социально-философской картины мира. Понятие этничности может функционировать в социально-философских исследованиях, указывая на место и роль этноса в существовании и развитии социального мира или же социальности. Понятие «социальность» при этом не имеет категориальной определенности, её используют в разном контексте. Понятие «социальность» имеет смысл при её использовании для определения аспекта культуры существования человека на основе выработанных социумом норм и правил, способов и форм коллективной деятельности. Как категория в системе социальной философии, социальность существует, устанавливая систему предписаний, усвоенных человеком и предопределяющих его поведение. По своей природе социальность существует как нечто надындивидуальное, трансцендентальное и константное, диктующее параметры функционирования социума. Общество, социальные организмы, историчны и индивидуальны, основой этого является качество человеческого материала, усвоенные способы и механизмы реализации социального бытия. И этот феномен реализуется и проявляется в особенностях самоорганизации и самоуправления, в государственности, в духовной жизни, в отношении к окружающей среде.
Развитие человечества, будучи многосторонним процессом, проявляется: а) в росте народонаселения, т.е. видовом существовании в относительной независимости от других природных процессов; б) в развитии социальности, которое реализуется в феномене творения способа жизнедеятельности и передаче его следующим поколениям. Этот процесс осуществляется в определенных формах совместной жизнедеятельности людей, т.е. субъектом социальности является общность предназначенного, определенного типа. Эта общность создает и сохраняет способы и механизмы организации общественной жизни.
Носителем социальности в конечном итоге, несомненно, является человечество в целом. Но целостным субъектом деятельности, творящим социальность, человечество становится лишь на определенной стадии своего развития. Ко второй половине XX века существование человечества в основных сферах общественной жизни стало единым и взаимосвязанным. Р. Арон, выдающийся французский социолог, в 1969 г. сделал вывод о том, что: «Впервые человечество переживает одну и ту же историю. Сейчас это стало совершенно очевидным и банальным» [1, С. 61]. Единство человеческой истории является предпосылкой формирования субъективного единства. Необходимость такой целостности осознанно в различных формах мировоззрения. А.Печчеи, создатель Римского клуба, к концу семидесятых годов пришел к выводу, что ближайшей целью человечества является - создание мирового сообщества [2]. К такому же выводу пришел в 90-х годах исламский религиозный деятель Гулям Сакхем. [3, С. 76]. Но в конце ХХ века человечество столкнулось с одним из самых острых кризисов в своей истории. Была создана идеология глобализации, которая ближайшее будущее рисовала как процесс возникновения нового мироустройства, более управляемого, справедливого и свободного общества. Однако глобализация проявилась совершенно другими процессами, такими как хаотизация социальной жизни на всех возможных уровнях существования общества, перманентной кризисности, потерей смысложизненных ориентаций. При этом наиболее острые противоречия и противостояния возникли в сфере национальной жизни, межнациональных отношений. Глобализация к настоящему времени проявилась как попытка заимствования образа жизни, присущего странам Запада, в экономике, политике, образовании и культуре.
В предшествующие века и тысячелетия развитие социальности осуществляется в других формах организации общественной жизни. Исторически первой формой кооперации деятельности, носителем и творцом социальности были родоплеменные общности. В современной социологии нет общепринятого понятия для определения единицы, монады всемирно-исторического процесса, в деятельности которого возникает и развивается многообразие социальной жизни после распада родовой общины. В марксистской социологии в основе описания исторического процесса лежит понятие «общественно-экономическая формация». В западной социологии всемирная история - это или существование отдельных культур и цивилизаций, или же религиозные концепции истории человечества. Но при описании исторического процесса, конкретных событий во всех социологических теориях объектом исследования становится страна, государство, которое соотносится с тем или иным этносом. При этом любое государство, как правило, упоминается вместе с этносом, или название государства совпадает с этнонимом, или же о государстве говорится, как о принадлежащем тому или иному народу. Таким образом, государственная организация, носителем которой является тот или иной этнос, приходит на смену родоплеменному строю. В этнологии и социологии является общепринятым положение о единовременности и взаимозависимости в формировании этносов и государственно-территориальных образований, о совпадении их пространственных и демографических границ. В дальнейшем это единство нарушается и существует как исключение. Человечество в последние 5 - 6 тысяч лет существует в форме сосуществующих государственно-территориальных общностей и одновременно системы сосуществующих этносов. В философии истории, социологии формой существования человечества, субъектом социальности считается, как отмечалось выше, социальный организм или же государство. Этнос же рассматривается как нечто вторичное, полностью зависимое от социально-экономических и политических процессов. О самостоятельной роли этносов, в особенности на национальном этапе их развития, говорят процессы в этой сфере общественной жизни в различных регионах и условиях. В то же время в современной социологии и политологии, в теории управления господствуют традиционные для середины XX века взгляды, оттесняющие этносы на периферию бытия человечества. Отличные от этой позиции взгляды существовали и в прошлом, во второй половине XIX - начале XX века. Штейнталь, один из создателей теории психологии народов, пришел к выводу, что человек в любой естественный союз входит через посредство народа и человечество « есть именно деление на народы, и развитие человеческого рода связано с различением народов» [4, С. 70]. Другой известный этнолог Л.Н.Широкогоров указывал, что этнос - это форма «в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать» [5, С. 495].
Становление надбиологических, социальных способов жизнедеятельности, формирование социальности происходило в границах локальных сообществ, существующих в конкретных социоприродных условиях, и результатом было возникновение общностей, осознанных как этносы, народы и в последующем нации. Таким образом, был дан старт цивилизационному развитию человечества, где основой каждой локальной культуры, развития цивилизации являлась общность, определяющаяся формой социальности и особенными признаками, в которых и существует этничность. Существование человечества происходило и происходит в деятельности народов, ставших формой существования носителя, субъекта социальности. Народы, являющиеся общностями, обеспечивающими межпоколенные связи и наследственность, сохраняли, накапливали и развивали социальность. Именно этносы и выполняли субстанциональную роль в процессах возникновения социальных организмов, в деятельности которых существовало и развивалось человечество. Каждый определенный этнос – это, в то же время, определенность социальности, где происходит процесс культурно-исторического наследования. История каждого народа свидетельствует о том, что только этничность является феноменом относительно вневременным и постоянным. В то же время в пространственных и временных границах существования народов не единожды меняется территория проживания, формы политической организации, культура. В периоды качественных изменении общественной жизни все новации осуществляются от имени того или иного народа и на основе исторического опыта этноса.
Функции этничности заключаются в проявлении своеобразного кода структурирования социума, легитимации создаваемых организационных форм и в отказе от всего того, что не освоено как собственный опыт этноса. В видимой и явной форме этнос определяет формирование социума на этапе своего национального существования. Субстанциональная роль нации более видна при анализе отдельных сфер жизнедеятельности социума. Так, создание духовных ценностей, литературы и искусства, художественное освоение мира реализуются в национальной форме. И констатация этого явления, как правило, не вызывает возражения. Но интересно то, что развитие естествознания так же испытывает в определенных аспектах влияние исторического опыта этноса, и даже построение предельно абстрактных, теоретических картин мира находится под непреодолимым влиянием этничности. Г. Д. Гачев в серии работ доказывает существование национальных образов мира. На основе анализа четырех трактатов по гидростатике (Архимед, Стэвин, Паскаль, Галилей) он сделал вывод о существовании «разнонациональных начал гидростатики» [6, С. 133].
Традиционно этничность интерпретируется как форма социальной организации культурных различий. Её основой полагают комплекс культурных черт, которые объединяют членов того или иного этноса и отделяют их от других общностей. Создание разных интерпретаций этничности происходило на основе преимущественного обращения к таким явлениям, как социальные и политические процессы, формирование идентичности, проявление конфликтности, расовые отношения, государственное строительство и др. Этничность, как правило, рассматривается как феномен, создающий разделительную линию между различными социумами. Но это также явление, которое отражает в функционировании, в процессе реализации основные механизмы возникновения и существования общества. В этом отношении более адекватными были взгляды на этничность английского социолога и одного из основателей этнографии Бронислава Малиновского. Бронислав Малиновский рассматривал этнообразующую культуру (этничность), как системную совокупность многих институтов, связанных исполняемыми функциями, обеспечивающими удовлетворение и первичных биологических потребностей, и вторичных, порожденных культурой [7].
Этничность проявляется и существует: в механизмах регулирования межличностных и групповых отношений; в традициях, детерминирующих во многом функционирование социума; в ценностно определяемых, устойчивых и признанных формах деятельности; в формировании стабильной психологической среды деятельности. И самое главное, этничность становится практически единственной базой самоорганизации и самоопределения в периоды разрушения социальности, хаотизации общественной жизни.
Список литературы / References
- Арон Р. Мнимый марксизм / Р. Арон. – М., 1993. – 540 с.
- Печчеи А. Человеческие качества [Электронный ресурс] / А. Печчеи. – М., 1985. – URL: http:/chrome-extension://mhjfbmdgcf)bbpaeojofohoefgiehjai /index.html (дата обращения: 13.07.2017).
- Сакхем Гулям. Будущее человечества. Исламский прогноз / Гулям Сакхем // Свободная мысль. – 1992. – № 6. – С. 73-87.
- Шпет Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет. – М., 1989. – 567 с.
- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – Л., 1990. – 577 с.
- Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры / Г. Д. Гачев. – Ростов-на-Дону, 1992. – 433 с.
- Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры [Электронный ресурс] / Б. Малиновский. – М., 2015. – URL: http://iknigi.net/avtor-bronislav-malinovskiy/102714-izbrannoe-dinamika-kulturybronislav-malinovskiy.html (дата обращения: 10.07.2017).
Список литературы на английском языке / References in English
- Aron R. Mnimyj marksizm [Pseudo marxizm] / R. Aron. – M., 1993. – 540 p. [in Russian]
- Pechchei A. Chelovecheskie kachestva [Human features] [Electronic resource] / A. Pechchei – М., 1985. – URL:http:/chrome-extension://mhjfbmdgcf)bbpaeojofohoefgiehjai/index.html (accessed: 13.07.2017). [in Russian]
- Sakhem Guljam. Budushhee chelovechestva. Islamskij prognoz [Future of the mankind. Islamic prognosis] / Guljam Sakhem // Svobodnaja mysl’ [Free thought]. – 1992. – № 6. – P. 73-87. [in Russian]
- Shpet G. G. Sochinenija [Essays] / G. G. Shpet. – М., 1989. – 567 p. [in Russian]
- Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and Biospere of the earth] / L. N. Gumilev. – L., 1990. – 577 p. [in Russian]
- Gachev G. D. Nauka i natsionalnye kul’tury [Science and national cultures] / G. D. Gachev. – Rostov-na-Donu, 1992. – 433 p. [in Russian]
- Malinovskij B. Izbrannoe: Dinamika kul’tury [Selected works: Dynamics of the culture] [Electronic resource] / B. Malinovskij. – М., 2015. – URL: http://iknigi.net/avtor-bronislav-malinovskiy/102714-izbrannoe-dinamika-kultutybronislav-malinovskiy.html (accessed: 10.07.2017). [in Russian]