КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Научная статья
Каменская Н.Е.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории Санкт-Петербургского научно-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики - СПбНИУИТМО
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы изучения конфессиональной политики России конца XYIII- начала XIX в. в работах историков с целью оптимизации изучения данной темы в современный период.
Ключевые слова: конфессиональная политика, религиозные взгляды, историография.
Key words: confessional policy, religious views, historiography.
Актуальность темы исследования определяется важностью изучения взаимоотношений и взаимовлияния государственных и церковных организаций времен правления Павла I в России. Большой интерес представляют религиозные установки личности императора, иначе невозможно понять и оценить конфессиональную политику России в конце XYIII-начале XIX в.в. Попытку Павла I соединить христианские церкви можно рассматривать, как один из проектов решения проблемы многоконфессиональности в современной России.
Религиозный аспект затрагивается, как правило, во всех работах, посвященных жизни и царствованию Павла I, но, к сожалению, поставленная проблема изучена до сих пор поверхностно, как одна из несущественных в исследованиях данного периода.
До начала XX века историки, как правило, изучали в основном внутреннюю и внешнюю политику конца XYIII столетия, не затрагивая религиозных вопросов. Историки Н. К. Шильдер [1] ,Т. Шиман [2] ,А. Брикнер [3], А. А. Корнилов [4] отдельные элементы конфессиональной политики Павла I оценивали отрицательно. В литературе утвердилось противопоставление религиозных взглядов Павла I и Екатерины II. В XIX - начале XX вв. в работах М. Морошкина [5] и И.Знаменского [6] сделана попытка осмысления религиозных взглядов Павла I, но в них, как правило, некритично приводятся отзывы современников об изучаемом аспекте проблемы. Особый интерес представляют работы, затрагивающие вопросы взаимоотношений Павла с Мальтийским орденом. Здесь следует отметить книгу А. Лабзина [7], которая раскрывает осмысление императором рыцарских идей. Также проблемы масонства касается М. Морошкин [5], негативно оценивающий влияние масонских идей и организаций на Павла I. Историки советского периода 1920-50-х г.г.М. Н. Покровский [8], В. И. Самойлов [9] и С. Б. Окунь [10], много занимаясь эпохой Павла, религиозную политику не рассматривали. В этот же период рассмотрение религиозного аспекта деятельности Павла I происходит в трудах ученых русских за границей. Так, например, Г. В. Вернадский [11] рассматривал религиозную политику Павла как часть религиозной политики многих российских императоров. В итоге Павел, по мнению автора, как и другие самодержцы, пришел к мысли, что Государь должен быть главой церкви. Работа И. А. Ильина [12] рассматривает мировоззрение Павла в вопросах взаимоотношений церкви и государства. Новые оценки конфессиональной политики Павла I даны в работах историков 80-90-х г.г. XX в. Здесь следует упомянуть труд Н.Я.Эйдельмана [13], где подробно исследуется эпоха Павла, но, к сожалению, религиозный аспект проблемы практически не затрагивается. Историки Ю. А. Сорокин [14], М. М. Сафонов [15], В. Тюрин [16], Г. И. Чулков [17], Г. Л. Оболенский [18] с новых позиций изучают политическую деятельность Павла, но вопросы конфессиональной политики остались вне их поля зрения. Проблемы модернизации России конца XYIII- начала XIX в. рассматривает в своих работах А.Б.Каменский [19], он подчеркивает традиционность в религиозных взглядах и политике Павла I.Более подробно конфессиональная политика России конца XYIII- начала XIX в. рассматривается в исследованиях А. В. Скоробогатова [20] и Л. В. Хайкиной [21].Большой вклад в рассмотрение данной проблематики внесла диссертация С.Л.Григорьева «Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I» [22],где, по сути, впервые подробно анализируется целый ряд вопросов, касающихся религиозного мировоззрения императора и его конфессиональной политики.
В целом, можно отметить, что, несмотря на глубокие современные исследования, посвященные формированию государственной идеологии и взглядов на роль церкви в российском государстве конца XYIII- начала XIX в., изучение религиозных взглядов и конфессиональная политика Павла I еще ждет своего исследователя.
Список литературы / References
1. Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. - М., 1996.
2. Шиман Т. К истории царствования Павла I и Николая I. — Изд. 2-е. — Берлин, 1906.
3. Брикнер А. Г. Смерть Павла I. - СПб., 1907.
4. Корнилов А. А. Павел I: Курс истории России XIX в.: [прочит, в 1909-1910 гг.] // Родина. - 1990. - № 8. - С. 68-74.
5. Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. — СПб.1867-1870. — Ч. 1-2.
6. Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле I. — СПб.1880.
7. Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. - СПб.1799.
8. Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. — М., 1921. — Ч. 1-2.
9. Самойлов В. И. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Учеб. пособие. — Пос. Хлебниково, 1946.
10. Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Конец XVIII - перв. четв. XIX вв. - Л., 1956.
11. Вернадский Г. В. Начертание русский истории. — СПб.2000.
12. Ильин И. А. О православии и католичестве // Собр. соч. - М., 1993. - Т. 2. - Ч. 1. - С. 388-391.
13. Эйдельман Н. Я. Грань веков: полит, борьба в России, конец XVIII - нач. XIX ст. - М., 1982.
14. Сорокин Ю. А. Павел I: [Ист. очерк] // Вопр. истории. - 1989. - № 11. - С. 46-69.
15. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII- XIX вв. // АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ие. - Л., 1988.
16. Тюрин В. Бедный Павел: [О судьбе императора Павла I] // Знание-сила. - 1992. - № 3. - С. 82-94.
17. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. — М., 1991.
18. Оболенский Г. Л. Император Павел I. - Смоленск, 1996.
19. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (Опыт целостного анализа). - М., 2001.
20. Скоробогатов А. В. Павел Первый в российской исторической литературе. - Казань, 1999.
21. Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно-философских воззрений Павла I // Отечественная история. — М., 2000. — № 2.
22. Григорьев С.Л. Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2004.