ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ДЕРЕВНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СПАССКОГО УЕЗДА)
Королева Л.А.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, Доктор исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ДЕРЕВНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СПАССКОГО УЕЗДА)
Аннотация
В статье рассматривается деятельность советской власти, в частности, комсомола, по пропаганде коммунистического мировоззрения и противодействию «нэпмановскому» буржуазному влиянию на сельскую молодежь в период новой экономической политики на региональном уровне - в Спасском уезде. В связи с этим комсомольский актив призывал к подписке на «красную» литературу, например, журнал «Красные всходы»; проводил обследование разных предприятий, в том числе, и частных, на предмет соблюдения трудового законодательства и т.д.
Ключевые слова: Россия, новая экономическая политика, комсомол, Спасский уезд.
Koroleva L.A.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, PhD in History, Penza state university of architecture and construction
PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE SOVIET POWER IN THE VILLAGE IN THE CONDITIONS OF NEW ECONOMIC POLICY (ON THE EXAMPLE OF THE SPASSKY COUNTY)
Abstract
In article activity of the Soviet power, in particular, of Komsomol, on promotion of communistic outlook and counteraction to "nepmanovsky" bourgeois influence on rural youth in the period of new economic policy at the regional level - in the Spassky County is considered. In this regard the Komsomol asset called for a subscription to "red" literature, for example, the Red Shoots magazine; I conducted examination of the different enterprises, including, and private, regarding observance of the labor legislation, etc.
Keywords: Russia, new economic policy, Komsomol, Spassky County.
Новая экономическая политика (НЭП), разрешившая плюрализм в экономике, неизбежно порождала и возрождала некоммунистические взгляды в умах населения, особенно в сельской местности. Для того, чтобы сохранить свое влияние, советская власть использовала различные рычаги воздействия, в том числе и пропагандистскую деятельность. В связи с этим особое значение придавалось работе комсомольских организаций в деревне среди сельской молодежи.
В начале 1920-х гг. в Спасском уезде было 512 населенных пунктов, население - более 400 тысяч человек, главным образом - крестьянство. Спасская комсомольская организация в 1923 г. состояла из 119 комсомольцев и 37 кандидатов; по социальному составу - 19 рабочих, 65 крестьян, 44 служащих, 25 учащихся и пр.; по национальному признаку - 127 русских, 27 мордвы, 1 поляк, 1 татарин. «Прирост» комсомольской организации происходил за счет крестьянской молодежи[1]. Ситуация с комсомольскими ячейками в деревне была очень сложной, поскольку во время полевых работ они просто прекращали функционировать.
Серьезным событием в истории комсомольской организации Спасского уезда стала XI конференция Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) в 1923 г. В повестке форума помимо прочих значились вопросы «О методах политпросветработы» и «Основные задачи экономработы в Спасском уезде».
Лабзенков, член комсомольской организации, характеризуя международное и внутреннее положение советской республики, сказал: «Главная задача Совправительства - финансовая политика, имеющая своей целью укрепление рубля и вместе с тем поднятие производительности сельского хозяйства и крупной промышленности. В деле сокращения эмиссии мы уже имеем достижения, безусловно, это не бесследно отражается на заработке рабочих и служащих, но мы должны в целях укрепления рубля самопожертвовать временно своим благополучием. Для закрепления экономического и политического союза города и деревни необходимо, в первую голову, культурная помощь молодежи города в деревне. Важность этой связи велика, и молодежь должна напрячь все свои усилия в деле поднятия культурного и политического уровня деревни. Находясь в капиталистическом окружении или в мирной обстановке, мы все-таки не гарантированы … от новой войны»[2]. В принятой резолюции было предложено считать самой главной и неотложной работой среди молодежи изучение положения в стране, в особенности там, где пролетариат жестоко эксплуатируется буржуазией, следить за его политическими и экономическими шагами. Подчеркивалась значимость смычки города с деревней, которой должны заниматься члены комсомольского союза молодежи (КСМ). Поддержка и развитие кооперативного дела, указывалось в документе, должны быть очередной задачей молодежи, финансовую политику укрепления курса рубля следует изучить каждому комсомольцу, выполнением плана по сельскохозяйственным налогам и распространением займов советского правительства необходимо заняться каждому комсомольцу. Выступавший В.М. Бубекин, член уездного комитета комсомола, отвечавший за политическое образование и просвещение населения[3], считал, что вопросы учебы и изучения быта среди КСМ должны иметь не меньшую роль: «… Спецификация должна преследовать каждого комсомольца, изучение быта на научных обоснованиях должны лечь в основу половой морали среди молодежи. Комсомольцы должны быть авангардом культуры в деревне, таков должен быть лозунг дня»[4].
Позже В.М. Бубекин в своей речи заострил внимание на вопросе о новой экономической политике, трактуя его, однако, очень однобоко: «… Нужно постараться развивать борьбу КСМ на идеологическом фронте, противопоставляя нэпманской и буржуазной идеологии свое коммунистическое мировоззрение, зная, какое большое значение имеет это в деле борьбы за освобождение трудящихся всего мира от власти капитала»[5].
Отражением общественно-политических настроений того исторического периода является один из тезисов документа «О методах политпросветработы»: «22) Совмещая два пути работы, влияние на разум и на чувство, последним увлекаться не нужно, и как цель таковую не ставить, преследовать нужно только одну цель - Коммунистическое воспитание»[6].
28 марта 1923 г. состоялось общее заседание членов Спасского городского союза комсомольцев, на котором выступал В.М. Бубекин. Он говорил о необходимости проведения широкой подписной компании на «коммунистическую литературу» - журнал «Красные всходы». Необходимость этого он обосновывает тем, что влияние НЭПа на молодежь велико не только с практической, но и с экономической стороны. Развелось много разных изданий, имеющих целью захватить молодежь и завлечь в сторону мелкой буржуазной идеологии. С этим комсомол должен бороться - противопоставлять свою пролетарскую красную идеологию. И поскольку в уезде нет возможности издавать соответствующую литературу, надо поддержать «красную существующую литературу»[7]. В результате всего в уезде было выписано на март 1923 г. 63 экземпляра, апрель - 71 экземпляр, май - 63 и июль - 150.
На пленуме Спасского укома (19 августа 1923 г.) рассматривался вопрос о борьбе с нарушениями кодекса труда в условиях новой экономической политики, для чего было обследовано 12 частных предприятий: 8 - в Спасске, остальные - в уезде. Из числа обследований 8 сделаны самостоятельно членами КСМ, остальные проведены совместно с инспекцией труда. На обследованных предприятиях работал 21 рабочий, из них 5 подростков и малолетних. В.М. Бубекин указывал, что обследованные предприятия «разнохарактерные: кожевенные, колбасные, пекарни, чайные» и т.д. В некоторых из обследованных предприятий рабочий день доходил до 12-ти и более часов в сутки (в кузне). В суд было передано 4 дела. На учет было взято 230 предприятий уезда, в большинстве - частных. При этом была высказана весьма неоднозначная оценка НЭПа: «Отрицательным сторонам НЭПа, разлагающе действующим на некоторые слои молодежи, необходимо противопоставить работу, разъясняющую сущность НЭПа»[8].
На заседании агитационно-пропагандистского коллектива спасской организации КСМ 25 августа 1923 г. прозвучало, что вопрос о работе в деревне давно следовало бы разобрать, т.к. при НЭПе «некоторые хозяйства стали богатеть, а некоторые остались в зачаточном состоянии»[9]. Политика советской власти на тот момент состояла в укреплении смычки рабочих с крестьянами. Из этого вытекали и задачи комсомола - завоевать авторитет в деревне, «забрать под свое влияние бедняцкую молодежь и воспитать ее»[10].
Итак, в начале 1920-х гг. в связи с введение новой экономической политики особую актуальность приобрел вопрос об активизации пропагандистской работы в сельской местности. Спасская комсомольская организация, неоднозначно оценивая НЭП, стремилась воздействовать на молодежь в плане коммунистического воспитания, «оградить» от разлагающих буржуазных последствий новой экономической политики.
[1] Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 99. Л. 32. [2] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 114. Л. 16-18. [3] Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49; Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105; Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205. [4] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 114. Л. 19. [5] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 114. Л. 27. [6] Королева Л.А., Мику Н.В., Молькин А.Н. ХI конференция Российского Коммунистического Союза Молодежи Спасского уезда // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/03/922 (дата обращения: 20.10.2015). [7] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 114. Л. 90. [8] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 99. Л. 35. [9] Королева Л.А., Королев А.А. Деятельность комсомольского лидера В.М. Бубекина и его роль в становлении пензенского комсомола. - Пенза, 2014. - С. 48. [10] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 99. Л. 21.Литература
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 114.
- ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 99.
- Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49.
- Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105.
- Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205.
- Королева Л.А., Королев А.А. Деятельность комсомольского лидера В.М. Бубекина и его роль в становлении пензенского комсомола. - Пенза, 2014.
- Королева Л.А., Мику Н.В., Молькин А.Н. ХI конференция Российского Коммунистического Союза Молодежи Спасского уезда // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/03/922 (дата обращения: 20.10.2015).
References
- Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). F. 38. Op. 1. D. 114.
- GAPO. F. 38. Op. 1. D. 99.
- Koroleva L.A. Politicheskoe obrazovanie penzenskoj molodezhi v nachale 1920-h gg. // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 44-49.
- Miku N.V. Iz istorii komsomol'skoj organizacii Spasska: V.M. Bubekin // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 100-105.
- Koroleva L.A., Korolev A.A., Zinchenko V.V. Vladimir Mihajlovich Bubekin i Penzenskij kraj // Bylye gody. - 2014. - № 32(2). - S. 200-205.
- Koroleva L.A., Korolev A.A. Dejatel'nost' komsomol'skogo lidera V.M. Bubekina i ego rol' v stanovlenii penzenskogo komsomola. - Penza, 2014.
- Koroleva L.A., Miku N.V., Mol'kin A.N. HI konferencija Rossijskogo Kommunisticheskogo Sojuza Molodezhi Spasskogo uezda // Istorija i arheologija. 2014. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://history.snauka.ru/2014/03/922 (data obrashhenija: 20.10.2015).