ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ МОНАРХИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.096
Выпуск: № 6 (48), 2016
Опубликована:
2016/06/17
PDF

Крамская С.В.

ORCID: 0000-0002-9862-8319, Кандидат исторических наук, доцент, Ростовский государственный медицинский университет

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ МОНАРХИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

                                                                                                                Аннотация

В статье рассматривается история монархического движения на Дону начиная с 1906 года. Исследованы вопросы образования, структуры и динамики численности правых организаций на примере местных отделений «Союза русского народа» и Всероссийского Национального Союза. Особое внимание уделяется руководящему и социальному составу этих организаций. Полученный фактографический материал позволяет определить роль и степень участия правых партий в общественно-политической жизни Области Войска Донского в начале XX века и послужить для создания объективной реконструкции истории региона.

Ключевые слова: партия, монархия, консерваторы.

Kramskaya S. V.

      ORCID: 0000-0002-9862-8319, PhD in History, Associate professor, Rostov State Medical University

FROM HISTORY OF DON MONARCHIST ORGANIZATIONS CREATION IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

                                                                                                             Abstract

The article reviews the history of monarchist movement on Don since 1906. Creation, structure and dynamics issues of the right-wing organizations number are researched drawing on the example of the local departments of “Russian nation union” and Russia-wide National Union. Special attention is paid to managing and social membership of these organizations.  Factual material received allows to define the role and degree of right-wing parties participation in the Don Cossack Host Region sociopolitical life in the beginning of the XX century and serve for creation of the objective reconstruction of the region history.

Keywords: party, monarchy, conventionalists.

Консервативное политическое движение в России начало оформляться еще на рубеже XIX-XX вв. Качественные изменения в этом процессе произошли именно в период первой российской революции 1905-1907 гг. В стране резко возросла политическая поляризация общества в целом, и не только в крупных городах, но и в провинции в большом количестве стали появляться политические организации, в том числе консервативной ориентации. «Российская правительственная реакция, начавшая свое наступательное шествие на другой же день после Октябрьского манифеста, опиралась на контрреволюционное движение определенных социальных групп и действовала под их непосредственным давлением. Наши партии правого лагеря, при всей их зависимости от правительства, не были простым придатком к нему; они представляли объединение различных групп и категорий общества, объятых страхом перед надвинувшейся революцией и прибегших к ее методу борьбы – организации своих сил» [1].

Стратегическая цель монархистов заключалась в обеспечении нерушимости и крепости самодержавия.  По мнению лидеров монархического движения, таких как В. А. Гингмут (создатель Русской Монархической партии), монархия, связывая людей в единое целое, должна возродить патриотизм и поднять авторитет православной веры, что предотвратит распространение классового и индивидуального эгоизма. Самой крупной правой организацией был Союз русского народа. Это была массовая организация, целью которой было построение истинно русского самодержавия на основе всеобщей справедливости и методы борьбы за эту утопию были самыми радикальными. Политическая программа Союза русского народа была признана эталоном для остальных монархических организаций. Лозунги и действия правых в связи с бурными социально-экономическими и политическими процессами, ущемлением национального самолюбия в связи с неудачными военными действиями находили широкую поддержку в обществе.

В течение 1906-1907 гг. более 300 отделов Союза русского народа были открыты почти во всех наиболее крупных городах и населенных пунктах России. По численности эта организация почти вдвое превосходила знаменитую партию кадетов.

«Ростовский – на – Дону Губернский Отдел Союза русского народа» был учрежден 6 ноября 1906 года. У него имелось два подотдела: один в Азове, другой в Армавире. Его структура была точной копией центральной организации. Во главе местной организации стоял Главный совет, члены которого избирались на общем собрании. Главный совет возглавлял председатель, который наделялся исключительными полномочиями. Совет состоял из 10 действительных членов и 18 кандидатов в его члены. Члены Совета избирались сроком на три года. У председателя имелись два заместителя или «товарища». Денежными средствами ведал казначей. Члены организации платили ежегодно взносы, не превышавшие 50 копеек.  Высшим органом Отдела Союза русского народа являлось собрание, которое должно было созываться не реже одного раза в год.  Организация имела свой печатный орган – газету «Стяг», которая выходила еженедельно и была буквально пропитана духом антисемитизма и национализма [2].

Ростовский Отдел Союза русского народа возглавлял почетный председатель, бывший городской голова, впоследствии ставший в 1916 году директором городского банка – Михаил Иванович Кирьянов. Во главе Совета организации стоял А. В. Кушнарев. Товарищами председателя были И. Д. Попов и Н. П. Зимин. В Главный совет входили следующие лица: гласный городской Думы – В. К. Чириков, а также - А. Р. Новохатько, А. П. Морозов, И.Г. Ослопов, И. Ф. Хныкин, Ф. Н. Маклецов, А. Т. Смирнов, Т. Г. Есауленко, А. Ф. Амеличев, И. Ф. Малков. Кандидатами в члены Совета являлись: П. А. Конышев, Д. М. Скубаков, И. Н. Щетинский, Ф. Ф. Боровец, Н. И. Ослопов, П. Ф. Романов [3]. Все члены Совета были людьми довольно состоятельными и известными в городе.

Социальный состав местного отделения Союза русского народа, как, впрочем, и по всей стране был довольно пестрый. Но, как известно, эту организацию отличало от других консервативных партий преобладание «демократического элемента», т.е. средних и низших слоев городского населения. Этот факт неоднократно подтверждало в своих отчетах Донское Областное Жандармское Управление (ДОЖУ).  Несмотря на близость правых партий с властями, у них была некоторая самостоятельность, это была «соломинка, за которую хваталось утопающее самодержавие» [4].

Численность Ростовского Отдела Союза русского народа в годы первой русской революции составляла 2618 членов [5]. В 1908-1912 гг. численность составляла 4500 – 5000 человек. По свидетельству ДОЖУ на 1 января 1916 года в организации состояло уже 4 500 человек, из которых взносы внесли лишь 2000 человек [6].

Подотделы организации в Азове и Армавире насчитывали около 40 членов каждый. Отделы Союза русского народа имелись также в городах Новочеркасске и Таганроге, образованные в одно время с ростовским Отделом.

В Новочеркасске подобная организация носила название «Донской Отдел Союза русского народа». Организация располагалось в собственном здании на Троицком базаре по Прибылянской улице. Возглавляли организацию полковник И. Я. Какурин и войсковой старшина И. И. Паевов. Видными деятелями Отдела являлись следующие лица: Г. И. Епифанович,        Л. Г. Малчевский, генерал-майор Б. М. Калинин, генерал-майор                                К. С. Чернокнижников, чиновник М. И. Гладков, И. Д. Попов, В. С. Иванов, а также войсковые старшины В. П. Болдырев и И. Ф. Бондарев [7]. К 1916 году организацию будет возглавлять преподаватель Донской Духовной семинарии Л. Г. Малчевский. Со времени образования и по 1911 год численность Отдела составляла около 250 человек [8]. Состав организации хоть и отличался обычной пестротой, но здесь преобладала известная часть чиновников, военных и казаков.

В Таганроге правая организация носила название Таганрогское Отделение Донского Союза Русского Народа. Его возглавлял мещанин         А.И. Бердниченко. В него входило около 300 человек [9]. Социальный состав Отделения мало чем отличался от других донских монархических организаций, в нем были преимущественно мещане, рабочие и крестьяне.

Деятельность местных организаций во многом зависела от положения в Главном Совете Союза русского народа. В 1907 году среди руководителей организации начались противоречия по различным вопросам и возникла оппозиция, которую возглавил Н.Е. Марков. 8 ноября 1908 года В.М. Пуришкевич создал новую организацию «Русский Национальный Союз имени Михаила Архангела. В августе 1912 года возник «Всероссийский Дубровинский Союз русского народа», а в Главном Совете Союза русского народа власть полностью перешла к Н.Е. Маркову.

Борьба за руководство правым движением переместилась в провинциальные отделы и в эту борьбу были втянуты почти все организации. В 1911 году в Таганроге были созданы Дубровинский и Марковский Отделы Всероссийского Союза русского народа. Во главе Марковского Отдела стоял крестьянин М.Т. Борисов. Товарищами председателя являлись П.Б. Борисов и Н.М. Косатый. В Совет организации входили девять человек. Отдел насчитывал около 60 человек и состоял в основном из мещан и крестьян [10].

Численность Дубровинского Отдела Союза русского народа в Таганроге составляла 280 человек. Отдел возглавлял подхорунжий И. В. Никуличев и его товарищи: землемер Т.В. Тертышный и мещанин В. П. Попов. Организация состояла преимущественно из казаков и мещан [11].

В силу мобилизаций, связанных с Первой мировой войной, Таганрогское Отделение Союза русского народа совершенно прекратило свое существование, так как в наличии у него осталось только 5 человек. В Дубровинском и Марковском Отделах по этой же причине осталось около 50 человек [12]. Эти организации с 1915 года уже не представляли из себя прочных и идейных объединений, хотя продолжали функционировать почти до 1916 года, благодаря содержащимися ими «чайных - читален». К январю 1916 года они уже не пользовались практически никаким влиянием в среде местного городского населения и Округа.

Кроме местных Отделений Союза русского народа на Дону имелись Ростовское-на-Дону Отделение Всероссийского Национального Союза и Ростовский-на-Дону Отдел имени Михаила Архангела.

На Дону Отдел Всероссийского Национального союза был образован   20 апреля 1910 года по инициативе известного ростовского промышленника, гласного Городской думы, миллионера – Ивана Семеновича Кошкина. В Совет Отдела входили: председатель – И.С. Кошкин, товарищ председателя –          М.К. Козлов. Члены Совета: купец П.Ф. Климов, гласный Городской думы     А.З Кашаев, купец Н.Г. Кисилев. Казначеем организации являлся купец      М.Ф. Сухоцкий [13]. Члены Отдела были люди очень состоятельные, занимающие высокое общественное положение. Например: городской голова Е.Н. Хмельницкий; управляющий местной конторой Государственного Банка      А.Н. Беляев; почетный мировой судья И.Д. Кукс; именитые ростовские купцы К.В. и В.С. Кушнаревы – владельцы табачной фабрики; помощник начальника Почтово-Телеграфного Округа – К.Ф. Крузе и др. [14].

Цели и задачи Отдела были сформулированы следующим образом: «Незыблемость Манифеста 17 Октября, любовь к Отечеству и народу, призыв к вечным идеалам права и правды, противодействие наплыву евреев в Россию и учебные заведения, и, наконец, содействие народному просвещению». Организация имела свой печатный, официальный орган – газету «Ростовский - на – Дону Листок», издававшийся с 1909 по 1916 гг. включительно, но газета распространялась в основном по подписке.

Организация состояла из 114 человек. Анализ социального состава позволил сделать вывод о преобладании в местном Отделе Национального союза представителей буржуазии (торгово-ростовщической) и небольшого количества интеллигенции. Здесь практически отсутствовали рабочие и крестьяне. В организацию был ограничен доступ малоимущих и неимущих слоев населения.

Большим событием в жизни Отдела было учреждение и открытие в Ростове Национального Клуба под названием «Русское Общественное Собрание» в 1914 году, где были объединены все сторонники самодержавных устоев и ненавистники революционного движения. Это событие послужило толчком к увеличению численности организации на 200 человек. К концу 1915 года Отдел насчитывал более 500 человек [15].

Несмотря на относительную малочисленность по сравнению с Отделом Союза русского народа, эта организация играла заметную роль в общественно-политической жизни города. Особенно это было заметно во время предвыборных компаний в Государственную думу. В феврале 1914 года состоялся II Всероссийский съезд монархических организаций, на который были отправлены делегаты только от Отдела Национального Союза – И.С. Кошкин и А.З Кашаев. Отчет донских делегатов был заслушан на общем собрании членов Отдела 23 апреля и напечатан в «Ростовском-на-Дону Листке» [16].

Ростовский Отдел Союза имени Михаила Архангела был образован в 1908 году. Во главе его стоял потомственный дворянин Иван Ильич Пчелинцев. Первоначально в Отдел входило около 200 человек. Организация была всесословной, как и местный Отдел Союза русского народа. Отдел занимался исключительно религиозными вопросами, опираясь на тезис о том, что: «…русский народ – народ православный и потому православной христианской церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение» [17].

Деятельность Отдела была очень слабой и не оказало никакого влияния на общественно-политическую жизнь Области войска Донского и не смогло выполнить возложенную на него миссию – вытеснить влияние Союза русского народа. К 1916 году в составе Отдела осталось 20 человек, и, он практически прекратил свою деятельность.

Таким образом, на Дону были представлены местные Отделы таких монархических организаций как: Союз русского народа, Дубровинский и Марковские Отделы Союза русского народа, Национальный союз и Союз имени Михаила Архангела. Они были образованы в период с 1906 по 1911 гг. География распространения монархических организаций на Дону была достаточно узкой. Правые организации были сосредоточены только в крупных промышленных и значимых городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Азове и Армавире.

Численность правых организаций на Дону бесконечно менялась и не была стабильной. В 1907-1908 гг., по мере спада революционного движения монархисты переживали пик в своем развитии. Примерная численность членов правых организаций на Дону составляла около 6-7.000 человек. Резкое сокращение численности наблюдается к началу 1916 года, когда большинство членов монархических организаций числились лишь номинально, не уплачивая членских взносов. Но, хотя в монархических организациях зачастую не велось точной регистрации и цифры иногда были преувеличены, даже приблизительный подсчет показывает, что численность партий правого толка Дону по сравнению с революционными организациями и партией кадетов была огромной.

Состав организаций был сложный и неоднородный. Руководители губернских и городских Отделов были, в основном, потомственные дворяне, представители торгово-промышленных кругов, высшие чины военных и государственные служащие. В подотделах – зажиточные крестьяне и казаки. Рядовой состав отличался еще большим разнообразием и включал в себя представителей всех слоев Области войска Донского.

Несмотря на то, что деятельность донских монархистов была отмечена благодарностью от самого Государя-императора, они не смогли создать на Дону многочисленной и твердой опоры в лице казачества и крестьянства. Монархисты не имели конкретных, реальных решений острых социальных вопросов, особенно такого важного, как аграрный. К концу 1916 года практически все монархически организации на Дону прекратили свое существование. Движение, которое перед внешней угрозой не способно сплотиться вокруг одной идеи, неизбежно обречено на раскол, а затем и на поражение.

Литература

  1. Общественное движение в России в начале XX века. Т. III. Книга V. Санкт-Петербург, 1914. С.347.
  2. Обзор периодической печати правомонархических организаций на Дону в 1907-1916 гг.// Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - №2. -  С.95-99.
  3. Государственный Архив Ростовской Области (ГАРО). Ф.829. Оп.2. Д. 274. Л.85.
  4. Вешков Е. Черные патриоты. М.; 1906. С.9.
  5. Политические партии России в период революции 1905-1907 гг. Количественный анализ. М., 1987. С.213.
  6. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 85.
  7. ГАРО. Ф. 829. Оп.2. Д. 274. Л. 81(об.).
  8. ГАРО. Ф. 829. Оп.2. Д. 274. Л. 86.
  9. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 86(об.).
  10. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 87.
  11. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 96.
  12. ГАРО. Ф.829. Оп. 2. Д. 274. Л. 86.
  13. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 83.
  14. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 83(об.).
  15. Ростовский – на – Дону Листок. 1914. 16 апреля.
  16. ГАРО. Ф. 829. Оп. 2. Д. 274. Л. 84 (об.).

References

  1. Obshhestvennoe dvizhenie v Rossii v nachale XX veka. T. III. Kniga V. Sankt-Peterburg, 1914. S.347.
  2. Obzor periodicheskoj pechati pravomonarhicheskih organizacij na Donu v 1907-1916 gg.// Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki. - 2016. - №2. -  S.95-99.
  3. Gosudarstvennyj Arhiv Rostovskoj Oblasti (GARO). F.829. Op.2. D. 274. L.85.
  4. Veshkov E. Chernye patrioty. M.; 1906. S.9.
  5. Politicheskie partii Rossii v period revoljucii 1905-1907 gg. Kolichestvennyj analiz. M., 1987. S.213.
  6. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 85.
  7. GARO. F. 829. Op.2. D. 274. L. 81(ob.).
  8. GARO. F. 829. Op.2. D. 274. L. 86.
  9. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 86(ob.).
  10. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 87.
  11. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 96.
  12. GARO. F.829. Op. 2. D. 274. L. 86.
  13. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 83.
  14. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 83(ob.).
  15. Rostovskij – na – Donu Listok. 1914. 16 aprelja.
  16. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 84 (ob.).
  17. GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 85 (ob.).17.GARO. F. 829. Op. 2. D. 274. L. 85 (ob.).