ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Рахова Е.Э.
Кандидат философских наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет
ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Аннотация
В статье рассматривается решение проблемы бессмертия в гуманистической и православной антропологии. Показывается неспособность гуманизма достичь увековечивания человеческого существа и утверждается возможность достижения бессмертия и вечной жизни во Христе в православном христианстве.
Ключевые слова: бессмертие, гуманистическая антропология, православная антропология.
Rahova E.E.
PhD in Philosophy, associate professor, Russian state professional and pedagogical university
IMMORTALITY PROBLEM IN HUMANISTIC AND ORTHODOX ANTHROPOLOGY
Abstract
In article the solution of the problem of immortality in humanistic and orthodox anthropology is considered. Inability of humanity to reach perpetuation of the human being is shown and possibility of achievement of immortality and eternal life in Christ in orthodox Christianity is approved.
Keywords: immortality, humanistic anthropology, orthodox anthropology.
Несмотря на временную ограниченность своей жизни, человек всегда воспринимает смерть как нечто противоестественное и порой живет так, будто является бессмертным. Желание бессмертия естественно для человека, так как смерть объективно и субъективно обесценивает и лишает смысла всякую человеческую жизнь, всякое ее достижение и успех, делает излишним нравственное и любое иное совершенствование. Потому в любой человеческой культуре тема бессмертия является одной из центральных, хотя не всегда это прямо объявляется.
Проблема бессмертия различным образом решается в православном мировоззрении, более тысячелетия традиционном для нашего Отечества, и в гуманистическом (антропоцентрическом), утвердившемся в Новое время в западноевропейской культуре. Фактически, гуманистическое мировоззрение широко распространяется в современном мире, в том числе и в нашей стране под вывесками «научного», «передового», «цивилизованного», хотя таковым не является.
Идеология западноевропейского гуманизма с самого начала своего возникновения явила свой богоборческий характер. Под лозунгом борьбы со средневековой схоластикой она стала акцентировать и возвышать человека и одновременно умалять и обезличивать Бога. В итоге человек занял место Бога, сам стал для себя богом, сотворил культ самого себя. Самообожествление человека и раскрепощение его страстей, казалось бы, принесло безграничную свободу, творческое воодушевление, но на деле не способствовало разрешению земных проблем и к тому же лишило человека христианской надежды на жизнь будущего века. Изгоняя Бога из своей жизни и полагаясь на свои человеческие силы, считая себя самодостаточным и всемогущим, европейский гуманист остался один на один с бесконечной и безжизненной вселенной, где жизнь есть случайность и ничтожный момент, а смерть есть ее необходимый конец и всеобщий закон.
Казалось бы, четко выраженная словами Ф. Энгельса, логика философского материализма приводила к неумолимому выводу: материя, случайно породившая на Земле «мыслящий дух» человека, с «железной необходимостью» случайно уничтожит его вместе с носителем. Но человеческое существо не могло смириться с таким приговором. Известно, что несогласие с этим мрачным итогом победы европейской идеологии гуманизма выразилось не только в распространении разного рода мистических, оккультных учений, но и в создании фантастических проектов, в том числе построения так называемого «земного рая», в надеждах на безграничную силу разума, науки и техники. В России марксистский идеал коммунистического светлого будущего вытеснил этот ужас вечной смерти в сознании советских людей куда-то на периферию. Да, смерть есть необходимость, личного бессмертия нет, но бессмертно великое дело народа.
Современный гуманизм, оставшись без высоких идеалов и надежд, вновь серьезно озабочен увековечиванием человека, который понимается очень упрощенно и даже унизительно, как телесное преимущественно существо, наделенное разумом. При этом непонятно, что может быть достойно бессмертия в понимаемом таким образом живом человеческом существе, ведь наличное его бытие не идеально и вместе с достоинствами человека придется увековечивать и его пороки. В теоретических построениях такого рода совсем не говорится о достижении возвышенных идеалов, нравственном совершенстве как условии бессмертия человека, речь идет лишь о бесконечном временном продлении его наличного бытия, которое может быть и безнравственным.
Концепции достижения бессмертия на материалистической основе, в свете приведенных выше логических выводов Ф. Энгельса из этой философии, выглядят весьма наивными. Потому исследующие данную проблему авторы, выражая свое неприятие христианского учения, нередко предпочитают опереться в своих изысканиях не только на достижения науки и техники, но и на оккультные построения.
Так, например, выстраивают свои идеи представители движения трансгуманизма. Ставя задачу с помощью новейших нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий усовершенствовать природу человека, они предполагают в недалеком будущем создать искусственный интеллект, который устранит необходимость собственно человеческого существа. Сторонники этого направления строят далеко идущие планы создания постчеловека с некими сверхспособностями; промежуточным этапом к которому будет являться трансчеловек, обезличенный и пронумерованный, начиненный чипами, извне контролируемый и управляемый, бесполый, с универсальной сексуальной ориентацией и искусственным размножением. Очевидно, что те, кто не будут претендовать и иметь возможности стать постчеловеками, будут обречены на такую роль биороботов [1]. Это указывает на то, что нравственные основания данных разработок весьма сомнительны. А надежды на создаваемый ради бессмертия искусственный интеллект постчеловека безосновательны, так как личность человеческая не может быть сведена к одному лишь разуму и им воспроизведена и заменена.
Совершенно другое понимание бессмертия вдохновляло и вдохновляет православных христиан. Богочеловек Иисус Христос победил смерть Своим Воскресением и сделал человека «способным стяжать и обеспечить себе бессмертие и вечную жизнь» [2]. Воскресение Христово, как пишет сербский философ Иустин (Попович), разделило историю человечества на две части: в первом периоде был «девиз»: «смерть – необходимость», во втором – «бессмертие – необходимость» [2].
Пробуждение в душе человека веры во Христа воскресшего и победившего смерть дает веру и в бессмертие и вечность человеческого существа, созданного по образу Божию.
Утверждая, что в Боге, который «есть любовь» [1 Ин. 4, 8], и вечном сопребывании с Ним, заключается смысл человеческой жизни, христианство предлагает человеку для достижения этой высочайшей цели сделать свою жизнь подвигом, подвигом евангельского самосовершенствования, без которого блаженное бессмертие недостижимо. Ибо между человеком и Богом стоит грех, который лишает человека бессмертия. Потому борьба с греховными началами есть путь человеческого приближения к Богу. При этом Сам Господь дарует человеку «все божественные силы для достижения этой цели» [2].
«Для настоящего христианина бессмертие естественно и логично - пишет преподобный Иустин (Попович). - Это то, что обеспечивает и делает возможным бесконечное моральное усовершенствование, бесконечный моральный прогресс к Богу» [2]. Как свидетельствуют святые отцы о достижении ими святости, в результате подвигов молитвы, поста, борьбы с грехами и страстями, исполнением евангельских заповедей и стяжанием христианских добродетелей, человек ощущает себя бессмертным еще при жизни, живя в теле. Своим подвижничеством он преодолевает в себе то, что делает его смертным, и силою Божией возрастает в бессмертие и жизнь вечную. Ощущение себя бессмертным, по словам святого Исаака Сирина, связано с «ощущением Бога» [цит. по 2]. Это «ощущение Бога» достигается не тайным гностическим знанием, не магическими практиками или экзальтацией самовнушения, но даруется Богом по достижении подвижником евангельской чистоты души, по заповеди Христовой: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [Мф. 5, 8].
Христианин движется по пути совершенства, преодолевая грех и злобу в душе и вокруг себя. Он стремится от добра к добру, от стяжания одной добродетели к другой. «Через всякую чистую мысль, чрез всякое святое чувство, через всякое доброе желание и благое слово он прогрессирует к воскресению, к бессмертию, к вечной жизни. Через всякую же грешную мысль, нечистое чувство, дурное желание и плохое слово человек скатывается в смерть без воскресения» [2].
Христианский путь подвижничества труден и долог, но он не мрачен и не беспросветен. Поддерживаемый Христом, он «весь залит радостью и восхищением» [2], как свидетельствуют о том идущие евангельским путем к святости.
Долгая история человечества показывает, что жизнь без Христа лишена бессмертия. В то время как гуманисты всех времен, включая нынешних трансгуманистов, обольщают и фактически обрекают следующих их красивым призывам и фантастическим проектам людей на вечную смерть, православная антропология указывает выверенный по Божественному Евангелию путь достижения Христова бессмертия. Следуя этим путем, святые угодники Божии, коих великое множество прославлено и почитается в русском народе, достигли блаженного бессмертия, о чем неоспоримо свидетельствуют их нетленные святые мощи, чудесно источающие благоуханное миро, и их святые молитвы, которыми во все века строилось и продолжает строиться наше православное Отечество. Их святым предстательством пред Богом и милосердием Божией и поныне следующие спасительным путем православные христиане вводятся «в благоуханный мир Христова бессмертия и вечности» [2].
Литература
- Перетолчин Д.Ю. Химеры трансгуманизма. / Д.Ю. Перетолчин [Электронный ресурс] URL: http://3rm.info/52594-konchita-vurst-zachem-nam-eto-pokazali.html
- Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. / Иустин (Попович), преподобный [Электронный ресурс] URL: http://predanie.ru/iustin-popovich-prepodobnyy/filosofskie-propasti/#/book/
References
- Peretolchin D.Ju. Himery transgumanizma. / D.Ju. Peretolchin [Jelektronnyj resurs] URL: http://3rm.info/52594-konchita-vurst-zachem-nam-eto-pokazali.html
- Prepodobnyj Iustin (Popovich). Filosofskie propasti. / Iustin (Popovich), prepodobnyj [Jelektronnyj resurs] URL: http://predanie.ru/iustin-popovich-prepodobnyy/filosofskie-propasti/#/book/