ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Попова В.В.1, Верещагина М.В.2
1Аспирант; 2кандидат психологических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный педагогический институт
ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена понятиям религиозной и этнической идентичности, приведены ключевые определения данных терминов. В настоящее время соотношение религиозной и этнической идентичности играет ключевую роль в понимании мировоззрения и мироощущения определенного этноса. Необходимость изучения данного аспекта психологии особенно актуальна в пределах Северного Кавказа в связи с его поликультурностью и проблемами в соотношении религиозного и этнического.
Ключевые слова: идентичность, подструктуры идентичности, религия, этнос, этнорелигиозные ценности.
Popova V.V.1, Vereshagina M.V.2
1Postgraduate student; 2 PhD in Psychology, associate professor, North-Ossetian state pedagogical institute
THE CONCEPT OF RELIGIOUS AND ETHNIC IDENTITY
Abstract
The article is devoted to the concepts of religious and ethnic identity, the key definitions of these terms are provided. Nowadays the interrelation of religious and ethnic identity plays a key role in understanding of world-view and attitude of the particular ethnic group. The necessity of studying of this aspect of psychology is particularly relevant within the North Caucasus in connection with its multiculturalism and problems in the interrelation of religious and ethnic.
Key words: identity, the substructures of identity, religion, ethnics, ethno-religious values.
Понятие «идентичность» оказалось обширно востребованным в разных гуманитарных науках таких, как философия, социология, психология, культурная и социальная антропология, культурология, этология, в гендерных и политических науках. В психологии идентичность понимается как итог работы личных и социальных действий. С одной стороны, идентичность как выражение внутренних процессов, «нечто» существующее внутри индивида, часть «личности». С другой, по мнению О.Н. Павловой, общественные системы, контекст – это то, что может накладывать отпечаток на индивида. По мнению А.А. Яшиной, одним из важных критериев, оказывающих большое влияние на становление идентичности личности, считается роль «значимых других». Так, согласно философу Труфановой Е.О., чувство идентичности позволяет человеку понимать, кем он является, и позволяет соединять всевозможные проявления многогранности личности, образующиеся в процессе социальных интеракций с другими людьми в различных ситуациях. Понимание же идентичности законно связывают с именем и работами Э. Эриксона, поскольку его взгляд на понимание идентичности есть базовая позиция и отправная точка для всех последующих исследователей идентичности. Идентичность определяется ученым как важнейшая черта целостности, самостоятельности и зрелости личности. Идентичность – это тождественность самому себе. Обладать идентичностью - означает иметь личностно принимаемый образ себя во всём богатстве взаимоотношений личности с окружающим миром, чувством адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от внешних и внутренних изменений, способность личности к полноценному решению задач, появляющихся перед ней на каждом этапе её развития. Быть идентичным, по Э. Эриксону, значит переживать хронологию собственной жизни как единое целое. Идентичность структурирована определенным образом, в ее подструктуры входят – религиозная, этническая, региональная, гражданская, территориальная, профессиональная идентичности.
Одной из самых ярких подструктур идентичности в истории человечества выступала и выступает религия — религиозное понимание человека и общества, его религиозная принадлежность. В рамках разных парадигм становления человеческого общества данная подструктура совершенно по-разному выступала на исторической арене. Религиозная идентичность определяется как «субъективная причастность к группе, которая имеет следующую структуру: «индивид — принадлежность — группа», либо как субъективное переживание индивидом своей принадлежности к религиозному сообществу. Данное переживание базируется на различных основаниях: на религиозной вере, на символических культовых практиках, на принадлежности к группе, формально не религиозного характера, но из принадлежности к которой идет вторичная принадлежность к религиозному сообществу; на идеологических убеждениях, на традициях, ценностях и т. д.» [1]. Согласно другому определению, это «коллективное чувство принадлежности к религиозной общности как высшая форма лояльности, на основе веры в общих богов, религиозные идеи, культ предков» [5]. Религиозная идентичность считается психологическим конструктом, она не связана с конкретной конфессией. И поэтому, по сути, является социально-психологической категорией принадлежности религиозному обществу. «Категория принадлежности, таким образом, позволяет исследователю религиозной идентичности абстрагироваться от содержания религиозной веры, да и от самой веры, которая в контексте принадлежности становится исключительно одним из оснований номинации субъекта в религиозном поле» [1]. С данной позиции наиболее интересно рассматривать изменяющуюся религиозную идентичность.
Выделение этнической идентичности как определенного психологического феномена было достаточно долгим, и даже на данный момент в современном научном мире идут споры, касающиеся содержания понятия «этническая идентичность». Изучая литературу можно выделить «классическое» определение этнической идентичности, которое в первую очередь используется учеными. Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [2]. В психологии эта идентичность рассматривается как одна из черт личности, которая является социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от иных этносов. Этническая идентичность – это переживание собственного тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Она определяется по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [3].
В наше время многие исследователи все чаще задаются вопросом о соотношении этнорелигиозных и этнокультурных ценностей. Когда и при каких условиях религиозная идентичность доминирует над этнической? Способна ли одна общность обладать одновременно сознанием этнической и религиозной идентичности? Если подвергнуть анализу соответствие уровней этнической и религиозной идентичности с позиции мировоззренческих функций, которые выполняются в обществе, то они станут во многом одинаковы. Ядро этнического мировоззрения описывается как система «…ведущих мотивов, характеризующих внутреннюю позицию субъекта, его отношение к этносоциальному взаимодействию с позиции этнических ценностей…» [4]. Мировоззрение в виде феномена духовной жизни включает в себя еще и систему норм нравственности, идеалов, убеждений исходя из конкретных исторических условий развития общности. Взаимодействие этнических и религиозных воззрений и систем ценностей приводит к преобразованию системы миропонимания и мироощущения народа. Так, при взаимодействии систем с похожими базовыми ценностными понятиями происходит процесс «накладки» и это приводит к их бесконфликтному «соседству». Религиозное как ценностно-универсальное только задает трансцендентное измерение этническим ценностям, оживляя в этничности первичную онтологию и придавая ей при всем этом направленность на максимальную реальность. Вследствие этого создается ситуация, когда в пределах социальной идентичности ее субуровни с одними и теми же ценностями при взаимодействии нивелируют идентичность. В то время как взаимодействие носителей разных систем ценностей порождает пространство их сопоставления, а это в свою очередь может породить конфликт.
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование идентичности в северокавказском регионе. Будучи поликультурным регионом, Северный Кавказ вследствие целого ряда социокультурных, геополитических и других причин на сегодняшний день характеризуется высоким уровнем напряженности. Конфликтогенность региона в какой-то степени объясняется проблемностью соотношения религиозного и этнического, инновации и традиции. Критически воспринятый модернизационный план порождает у народов, проживающих на Северном Кавказе оправданный страх перед потерей этнической идентичности. В ситуации поликонфессиональности и полиэтничности российского общества усиливается степень социальных рисков, что и ведет к сложным межкультурным взаимодействиям, нередко порождая в социуме иррациональный страх перед «чужим». Отсюда активный научный интерес к осмыслению обозначенной проблематики [6].
Литература
- Василевич Н.В. «Социальный аспект религиозной идентичности» // http: //churchby.info/rus/59/
- Стефаненко Т.Г. «Этнопсихология» - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999
- Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология» - Абакан, 2010
- Хотинец В.Ю. «Этническое самосознание», Библиотека социальной психологии, СПб.: Алетейя, 2000
- Хотинец В.Ю. «Этническая идентичность и толерантность» - Екатеринбург, 2002
- Шаов А.А. «Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия», журнал «Вестник Адыгейского государственного университета». Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Выпуск №3/2009
References
- Vasilevich N.V. «Social'nyj aspekt religioznoj identichnosti» // http: //churchby.info/rus/59/
- Stefanenko T.G. «Jetnopsihologija» - M.: Institut psihologii RAN, «Akademicheskij proekt», 1999
- Sultanbaeva K.I. Kurs lekcij po discipline «Jetnopedagogika i jetnopsihologija» - Abakan, 2010
- Hotinec V.Ju. «Jetnicheskoe samosoznanie», Biblioteka social'noj psihologii, SPb.: Aletejja, 2000
- Hotinec V.Ju. «Jetnicheskaja identichnost' i tolerantnost'» - Ekaterinburg, 2002
- Shaov A.A. «Jetnicheskaja i religioznaja identichnost': specifika vzaimodejstvija», zhurnal «Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta». Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. Vypusk №3/2009