Иван Яковлевич Словцов о народной школе  г. Тюмени второй половины XIX в.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.151
Выпуск: № 6 (144), 2024
Предложена:
22.04.2024
Принята:
14.05.2024
Опубликована:
17.06.2024
67
1
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена педагогическим взглядам на народную школу выдающегося педагога-новатора, ученого-энциклопедиста Западной Сибири Ивана Яковлевича Словцова. Авторы отметили, что в его учебно-методических и публицистических работах содержится как оценка, так и перспективы дальнейшего развития провинциальной школы второй половины XIX в. что представляется важным не только для педагогической, но и для исторической науки. Статья базируется на таких исторических источниках, как публицистический очерк «Письма из Тюмени претендента на должность городского головы: издание единственно для кротких друзей автора и искателей истины», который ранее не анализировался исследователями, и учебники И.Я. Словцова, что позволяет достаточно объективно изучить его отношение к народной школе. Исследовательский подход помогает выявить основные проблемы школьного образования: нарушение санитарных норм, скученность учеников в классах, презрительное отношение к народным учителям со стороны горожан вследствие их низкого материального положения, а также понять перспективы их преодоления. Сопоставление проблем, отмеченных ученым, и современных исторических исследований по данной теме позволяют сделать вывод, что Иван Яковлевич видел все недостатки уездной школы, положение учителей и открыто заявлял о них в своих публикациях. В заключении отмечено, что И.Я. Словцов, будучи представителем идеологии социального эволюционизма, видел решение проблем в накоплении гуманистических практик в школьном образовании. Таким образом, статья представляет ценную информацию о развитии начального школьного образования в г. Тюмени Тобольской губернии и может быть использована как источник для дальнейших исследований социальной истории и истории образования.

1. Введение

Вторая половина XIX в. является очень важной для российской системы образования. В это время в России начался переход от аграрного к индустриальному обществу, что требовало анализа предыдущей работы школы и понимания необходимых изменений, способствовавших формированию нового современного человека и гражданина. Среди педагогов, внесших большой вклад в развитие педагогической науки XIX – начала XX вв. выделяются К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Л.Н. Модзалевский и многие другие.  Обращение к трудам этих исследователей по-прежнему является востребованным. К плеяде значимых для развития системы просвещения ученых второй половины XIX – начала XX вв. можно отнести выдающегося педагога и общественного деятеля Западной Сибири Ивана Яковлевича Словцова, которому 17 ноября 2024 г. исполняется 180 лет со дня рождения. В  научных и публицистических работах ученого мы находим  как оценку, так и перспективы дальнейшего развития провинциальной школы и учителей, что представляется важным как для педагогической, так и для исторической науки.

В работах сибирских историков: Е.А. Базылевой, Л.Г. Безбородовой, Р.С. Буктугутовой,  А.А. Валитова, Е.Н. Коноваловой, В.С. Сулимова и других уделяется внимание его научно-исследовательской работе в Западно-Сибирском отделении Императорского Российского географического общества как биолога, археолога, этнографа и статиста, а также отмечается особая роль в становлении ряда направлений естественных наук. Омский историк П.П. Вибе

один из первых подчеркнул вклад ученого-педагога в образование и статистические исследования края.  В работах тюменских историков  Е.И. Долгушиной
,  Л.В. Звонаревой
, В.Е. Копылова
изучена деятельность И.Я. Словцова как директора Тюменского Александровского реального училища. О его вкладе в развитие региональной системы естественно-научного образования  сообщают С.А. Веремеева, О.Н. Гончаренко, С.Н. Семенкова
,
,
. Вместе с тем, взгляды И.Я. Словцова на социальную роль школы и учителя, используемые методы преподавания  и отношение к учительству со стороны провинциального общества не становились предметом отдельного изучения.

Цель статьи – изучить взгляды Ивана Яковлевича Словцова на школу и положение учителя в городе Тюмени второй половины XIX в.

2. Методы и принципы исследования

Использование культурно-личностного  подхода    в историческом исследовании  позволяет изучить взгляды того или иного представителя интеллигенции, оценить степень влияния на региональное сообщество, что представляется весьма значимым. Достижению поставленной цели способствуют принципы историзма и объективности, а также исторический и историко-сравнительный методы.  В ходе подготовки представленной статьи авторы в качестве исторических источников, которые прежде не были изучены исследователями, использовали:

1. Публицистический очерк И.Я. Словцова «Письма из Тюмени претендента на должность городского головы: издание единственно для кротких друзей автора и искателей истины» (размещен в открытом доступе на сайте  Президентской библиотеки).

2. Учебники И.Я. Словцова  «Краткая физическая география: курс 6 класса реальных училищ» и «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами».

3. Автобиографическую повесть М.М. Пришвина «Кащеева цепь»,  выпускника Тюменского Александровского реального училища 1893 г. В этом произведении писатель подробно излагает период учебы в реальном училище и  описывает ситуации, в которых проявляются педагогические взгляды Ивана Яковлевича.

Изучая работы  ученого, мы учитывали существующую временную дистанцию между тем, когда происходило описание и анализировались собранные научные материалы И.Я. Словцовым, и тем, какие результаты накоплены современной исторической наукой по интересующему нас вопросу. 

3. Основные результаты

Словцов Иван Яковлевич родился 17 ноября 1844 г. в Тюмени в семье священника Якова Корнильевича Словцова, преподавателя Тобольской духовной семинарии. После окончания Казанского университета И.Я. Словцов работал в г. Омске, где состоялся как ученый-исследователь истории и природы Сибири, организатор музейного дела, педагог. В связи с назначением на должность директора Тюменского Александровского реального училища в 1879 г.   Иван Яковлевич переезжает с семьей в Тюмень. Здесь на протяжении 17 лет, вплоть до отъезда в 1906 г.  в Санкт-Петербург, продолжает свою научную и педагогическую работу, проявляет себя как талантливый администратор и общественный деятель. Благодаря новаторскому подходу к методике преподавания учебных дисциплин и учебно-воспитательному процессу были созданы условия для формирования деятельностной личности. М.М. Пришвин подтверждает, что  директор создал настоящую «школу народных вождей»

. Как результат, из Александровского реального училища выпускались люди, которые  внесли выдающийся вклад в развитие многих отраслей науки, литературы, дипломатии и других направлений социально-экономического, политического и культурного развития  не только в России, но и за рубежом.

Уделял И.Я. Словцов много времени учебно-методической работе: составлению учебников для учащихся реальных училищ. Его учебники «Краткая физическая география»

и «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами»
в конце 1890-х годов неоднократно переиздавались в Москве. Уровень информации, представленный в учебных изданиях, был последовательным и системным, а принцип изложения базировался на подаче материала от простого к сложному. Иван Яковлевич был одним из первых в Сибири  ученых, кто начал в своей профессиональной деятельности использовать технические средства, сопровождая выступление показом  позитивов-слайдов на «волшебном фонаре»   (аппарат для проекции изображений)  
.

Не осталась без внимания ученого-педагога и народная школа.  В 1884 г. выходит в Тобольске  его проблемный очерк «Письма из Тюмени претендента на должность городского головы: издание единственно для кротких друзей автора и искателей истины»

. В этой работе с критических позиций Иван Яковлевич анализирует ряд проблемных явлений уездного города, в том числе и состояние народного образования  в конце XIX в.

Прежде всего, он задается вопросом, почему представители городского управления не интересуются вопросами просвещения. Между тем, как сообщает историк А.Б. Храмцов, Тюмень в этот период превращается  в  крупный торгово-промышленный центр

. Соответственно, жизненно необходимой была задача полноценного развития системы народного просвещения для подготовки детей и молодежи для работы в новых социально-экономических условиях. Прочитав произведение, читатель приходит к пониманию, что чиновники заняты были удовлетворением собственных потребностей и не обращали внимание на общественные проблемы. Размышляя о Городском Голове и гласных, И.Я. Словцов пишет: «До парламентаризма ли тут, когда мы готовы друг с друга последний лапоть стащить и никаких интересов, кроме «шкурных» знать не знаем, да и знать не хотим. … Всему виною опять-таки парламентаризм, играя в который в течение двадцати лет большинство русских городов достукалось до поразительных фактов нерадения к общественным интересам и злоупотребления ими для личных целей»
.  А между тем,  констатирует ученый, «… в Тюмени на 37000 жителей в числе учащихся состоит 462 мальчика и 387 девочек. Но и этот ничтожный процент находится в самых неблагополучных условиях. Школ в Тюмени в двадцать раз менее, чем кабаков и трактиров, но по опрятности они мало отличаются от последних»
.

Одним из первых  общественников Западной Сибири в 1884 г. Иван Яковлевич показывает несоответствие помещений школ санитарно-гигиеническим нормам.  И только через десять лет, в 1894 г. сначала  Н.И. Палопеженцев

, а затем в 1912 г.  П.Т. Виноградов
, описывают гигиенические условия обучения в сельских школах Тобольской и Томской губерний. Данная проблема была свойственна региону,  несмотря на то что с  1870-х гг. в отношении существующих и вновь открывающихся школ действовали гигиенические и планировочные требования, основанные на разработанных  профессором Ф. Ф. Эрисманом фундаментальных положениях о школьной гигиене
. Словцов сообщает: «Дети вследствие скученности дышат воздухом более испорченным, чем в угольных шахтах, потому что на ученика редко приходится более кубической полусажени зараженного воздуха»
. Уже в конце XIX века он поднимает вопрос охраны детского здоровья во время школьных занятий, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, так как по его наблюдениям из-за школьных санитарных проблем «дети на всю жизнь портят здоровье». Заглянем в приходскую школу, описанную ученым. «В ящике в 30 кубических сажен помещается около полусотни учащихся, в спёртом воздухе пахнет потом, сапожной кожей и чем-то противно затхлым. На каждом орудии школьной пытки, которые принято называть «партами», сидят по три и по пять учащихся. Неправильно изогнутая спинка сиденья давит в подлопаточную область спины, позвоночник изогнут влево, правое плечо приподнято, грудь надавливает во время письменных упражнений острый край столешницы, шея изогнута набок, большинство фиксирует во время чтения и письма правым глазом»
.  Что дальше будет с этими детьми?   «Мальчики, вырвавшись из школьной кутузки на воздух и принявшись за самостоятельный физический труд, нередко поправляются, а девушек, будущих матерей семейств, плохая школа уродует на всю жизнь. Обратите внимание на гимназисток, прогимназисток и прочих школянок и увидите, что, по крайней мере, две трети из них малокровны, с испорченным зрением и впалой надорванной грудью»
.

Подтверждают выводы И.Я.Словцова и современные историки. Тобольский историк А.И. Татарникова, изучив статистические данные о технических и санитарно-гигиенических характеристиках народных школ Тобольской губернии, констатирует, что независимо от своей ведомственной принадлежности, учебные заведения разных типов характеризовались неудовлетворительным техническим и санитарно-гигиеническим состоянием, а зачастую и полной непригодностью для обучения в них детей

.

Педагогическая деятельность учителей, применяемые ими методики также не остались без внимания педагога-новатора. И.Я. Словцов описывает урок в начальной школе, который проводит учительница по методу К.В. Ельницкого. Обучение, по наблюдению Ивана Яковлевича, идет плохо, так как дети с трудом понимают смысл стихотворения «Про козлика» и учительнице приходится самой делать выводы. Затем следует грамматика под скучную диктовку. И так изо дня в день, с начала до конца обучения. Но  виновата не методика Ельницкого и «демократизм его взглядов на воспитание, когда педагогическое воздействие строится на фундаменте знания учителем физической и духовной природы учащихся»

, а  невозможность полноценного применения методов из-за малопригодного для обучения помещения, в котором «… дорогой ценой загубленного здоровья покупаются весьма сомнительные, иногда мало пригодные для жизни познания»
.

Второй вопрос, заданный Словцовым, касался социального положения учительниц, работающих в начальных школах уездного города. Он отмечает, что учительниц сопутствовал скудный заработок, который «едва покрывал ее скромные потребности в пище и одежде», оторванность от семьи, расшатанное здоровье, не возможность удовлетворения духовных (кроме религиозных) потребностей. Город, который должен был быть центром уездного просвещения для человека, «одаренного бессмертным духом», не имел никаких духовных учреждений, кроме библиотеки и приказчичьего клуба»

. Школы не выписывали ни одного педагогического журнала, ни одной газеты, и следить за текущей литературой не было никакой возможности. Озабочен ученый и отсутствием в городе культурных учреждений, развивающих эстетический вкус у подрастающего поколения, которые должны были «помимо доставляемого наслаждения, способствовать преобладанию духовной жизни над чувственной»
. Текутьевский театр предлагал публике «дурные постановки» в роде «Плодов просвещения». В пьесах понятие о добре не отделялось от понятия о выгоде,  гуманность, честность и справедливость считались простофильством и дурачеством, а «практическое Евангелие даже у так называемых интеллигентов состояло в приобретении денег и денег во что бы то ни стало»
.

Обращаясь к современникам осведомленным о доходах учительства, автор «Писем из Тюмени претендента на должность городского головы…»»  не демонстрирует статистических данных о заработной плате этой социальной группы, но,  говоря о «скудном заработке» учителей, подчеркивает, что они относятся к необеспеченным группам населения. Исследования современных историков А.А. Терсковой и Е.Е. Кушнаренко Е.Е.  подтверждают его тезис  конкретным  размером «среднего жалования учителей в 1888– 1889 гг.  –  61 руб. 76 коп. в год» 

. Этих денег не хватало для обеспечения самых насущных потребностей. При этом от  народного учителя требовался отказ во многих случаях не только от личного семейного счастья, но и добровольное согласие на низкий материальный уровень жизни.

Кроме перечисленных материальных и духовных потребностей, по утверждению И.Я. Словцова, любому  человеку присуща  социальная потребность «в общении с себе подобными». Ученый пишет: «Потребность эта настолько сильна, что неудовлетворение её вызывает чувство одиночества и вообще тяжёлое душевное состояние. И вот в этом отношении едва ли есть в Сибири другой город, где бы девушка-учительница пользовалась таким невниманием общества, каким пользуется она в Тюмени. Я не говорю про местную денежную аристократию, которая традиционно относится свысока к людям неимущим, но не лучше относятся к девушке-учительнице и те так называемые интеллигентные дамы, которые сами были бедными гувернантками и учительницами и только благодаря случайности попали в ряды «бриллиантовой сотни»

.

Причина этой оторванности от общества – в ярко выраженной дифференциации среди учителей. Если народный учитель являлся «черной костью», по утверждению историка И.В. Неустроева, то учитель гимназии занимал уже более высокую ступеньку в общественной иерархии. В целом общество рассматривало учительство как социально ущемленную группу

. Иван Яковлевич также пишет об этой дифференциации в среде учителей, указывая на то, что приходской учитель, по мнению богатых граждан города,  занимает одну социальную ступень с приказчиками: «Жизнь приходского учителя еще тяжелее. Обремененный семьей, пришибленный тяжелой борьбой за существование, забитый трудом, всегда нуждающийся в самых первых потребностях, ответственный за горькую участь своих детей, едва плетется он по узкой житейской тропинке. Безнадежно смотрит вперед, потому что там, как для других чиновников, не блещет для него луч надежды на лучшее будущее. Обеспечение он получает гораздо меньшее масленщика при паровой машине, а между тем ему вверены сотни детей будущих граждан – думских деятелей. В общественной жизни денежная аристократия смотрит на них как на «наймитов» и ставит их в ряду со своими приказчиками»
.

Думая о решении обозначенных проблем, И.Я. Словцов выступает с точки зрения эволюционной теории, которая была популярна  во второй половине XIX в. среди представителей интеллигенции. В последние десятилетия XIX — начале XX в. статьи по проблемам эволюции нередко публиковались в популярных журналах «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русская мысль», «Русское богатство», «Русское слово», «Северный вестник», «Современник», на страницах которых пространно дискутировали сторонники разных концепций эволюции. За ними внимательно следили образованные слои Российской империи, чьи симпатии обычно были на стороне тех эволюционистов, взгляды которых можно было бы использовать в общественной деятельности и политической борьбе

. В этот период социальный эволюционизм представлял собой попытки глобального осмысления истории, процесса как части общего бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, животного мира, культуры. Эволюция при этом понималась как имманентный, самодвижущийся, прогрессивный процесс развития (в противоположность, например, диффузионизму, находящему источник развития общества вовне) в направлении от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному и т. п.
. Иван Яковлевич пишет: «Может быть, подумаете вы, что стремлюсь я к искоренению пороков, – индивидуальных людских недостатков, стараюсь об исправлении человечества? Крайне ошибаетесь. В этом отношении прошу причислить меня к последователям идеи «непротивления злу. Во-первых, преследование зла порождает новое зло, а во-вторых, нам нечего об этом беспокоится, ибо жизнь устроится к лучшему и без нашего участия в ее экономии». Вместе с тем Словцов понимает всю значимость просвещения и  воспитания подрастающего поколения в духе гуманности, способных создать общественные условия для перехода к справедливому обществу. «Высокие идеи человечества не создаются вдруг, как многие ошибочно думают. Они до тех пор могут вполне образоваться в уме, пока посредством воспитания в школах целого ряда поколений человек не будет приспособлен к действительному восприятию этих идей. Человек, живущий в правде и свидетельствующий этой верою и делами, не только укрепляет в себе идеи добра, но и передает это  капитал всецело в поколение, как высокий тон чувствований, для восприятия и развития высоких идей.  Таким образом, возвышенная идея о справедливости, добродетели, милосердии накапливается во времени и составляет капитал человечества, на счет которого оно прогрессирует. Медленно совершается это развитие, но за то предела ему не положено»
.

4. Заключение

Итак, вопросы состояния школы и положения учителей имели важное значение для Ивана Яковлевича Словцова. Изучив школьное образование, автор ряда учебников, а также новатор-педагог, ранее других применивший в своей педагогической практике деятельностно-личностноый подход к обучению и природообразный подход к воспитанию, не мог остаться равнодушным к проблемам народной школы:

Во-первых, к не соблюдению гигиенических и планировочных требований к  зданиям и помещениям для школ в Тобольской губернии, о чем он сообщает в 1895 г. ранее других педагогов и общественных деятелей.

Во-вторых, санитарное состояние школ приводило к тому, что у школьников наблюдались проблемы со здоровьем, которые сказывались на учебном процессе и учителя, применяя передовой педагогический опыт, не могли должным образом обучить детей.

В-третьих, мешало плодотворной деятельности педагогов народных школ малочисленность публичных библиотек, отсутствие и невозможность подписки на специализированную литературу, низкопробный репертуар театра.

В-четвертых, отношение к учителям у горожан было двойственным: с одной стороны, они требовали  альтруизма в выполнении профессиональных функций, а с другой стороны, в связи с тяжелым материальным положением относились к ним как к представителям низших сословий, лишая общения и поддержки.

И.Я. Словцов, будучи представителем идеологии социального эволюционизма, видел решение проблем в просвещении и воспитании подрастающего поколения, накоплении гуманистических практик, которые обязательно должны привести к прогрессу общества, реализации идей социальной справедливости.

Метрика статьи

Просмотров:67
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:67