Митрополит Даниил Московский и его вклад в развитие русского летописания

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.132.28
Выпуск: № 6 (132), 2023
Предложена:
22.03.2023
Принята:
05.05.2023
Опубликована:
16.06.2023
851
0
XML
PDF

Аннотация

В данной статье рассматривается роль Московского митрополита Даниила в традиции русского православного летописания. Так, во введении приводится краткая история зарождения летописания на территории Руси, рассматриваются условия возникновения летописании в Москве. Указывается особая роль служителей Церкви в деле сохранения исторической действительности. Приводятся особенности служения митрополита Даниила, его борьба с еретиками («жидовствующими»), и отражение этих особенностей в летописной и литературной традиции. Митрополит Даниил Московский представлен в статье автором-составителем одной из самых известных русских летописей («Никоновская летопись»), а также автором ряда богословских и назидательных сочинений.

1. Введение

Значение летописания порой не до конца понимается в общественном сознании, потому как основной функцией данного ремесла обозначают передачу информации об историческом прошлом из поколения в поколения. Однако очевидно, что мы можем узнать не только фактическую информацию, но и сведения иного толка. Например, личные взгляды самого автора или сословной структуры, которую он представляет, на описываемые исторические события.

Особое место в истории летописании занимает Русская Православная церковь. Летописание традиционно связывают именно с этим социальным институтом, что в некоторых случаях абсолютно верно. Русскую Православную церковь действительно можно считать крупным и лидирующим конгломератом в данной отрасли. Тем не менее важно рассматривать в летописных сводах не только позицию самой церкви, но и тех, кто стоял во главе данного института, и тех, кому он подчинялся.

Летописи чаще всего состояли не только из хронологических описаний, но и дополнялись нравоучительными или назидательными эпизодами, которые олицетворяют основную функцию религиозного института – ведение паствы. Эта особенность характерна для любой религии, не только для православной, и в качестве яркого примера можно обратиться к летописям периода крестовых походов.

Однако, если в указанном периоде мы говорим о централизованных государствах с четкой центральной властью, то при разговоре о русском летописании, стоит помнить о том, как именно оно сложилось.

2. Методы и принципы исследования

Предшественником всего русского летописания можно считать «Древнейший свод», год которого не идентифицирован, однако определяется где-то в районе второй половины XI века. Относительно года его составления есть разные версии:

1) А.А. Шахматов определяет 1039 год;

2) М.Д. Приселков указывает на 1037 год.

Несмотря на различие в точных датировках мы можем видеть, что начало летописания связано с правлением Ярослава Мудрого. Именно в правление данного князя активно развивается и православная культура, которая связана с возвышением православной веры и принятия ее широким числом населения.

Важно отметить, что «Древнейший свод» впоследствии ляжет в основу «Начального свода», а тот в свою очередь – в основу «Повести временных лет». Это позволяет нам увидеть, что летописная традиция складывается по принципу дополнения и преемственности. В основу новых сводов идут не только ближайшие источники, но и записи из других государств, например Византии, отражающие события смежные указанным в новых источниках. «Повесть временных лет» также неоднократно изменялась и дополнялась:

1) первая редакция приходится на 1113 год;

2) вторая – на 1116 и позднее вошла в состав Лаврентьевской летописи;

3) третья – вошла в состав Ипатьевской летописи.

Мы приводим в данной работе историю раннего летописания для того, чтобы отметить, что изначально летописание базировалось в конкретном центре (Киеве), который часто идентифицируют как столицу, однако это не совсем корректное определение, поскольку речь идет о раннефеодальном государственном формировании без четкого центрального управления и слаженной системы подчинения. Несмотря на некоторые нюансы, киевское летописание во многом определило тенденцию в данном ремесле. Киевские своды в будущем станут основной для регионального летописания, так как династические, экономические, религиозные политические нюансы отражены именно там и позволяют проследить «сюжетную» связь во многих событиях.

Расцвет регионального летописания приходится на XII век – в период феодальной раздробленности, начавшийся со смерти Мстислава Великого в 1132 году. У каждого княжества появляется собственный летописный центр, однако периодически происходят события, тормозившие этот процесс. Например, период монгольского ига, который объясняет спад летописания в XIV веке.

Таким образом, мы можем обозначить, что с началом феодальной раздробленности на территории Руси начинают появляться собственные летописные центры, задачей которых фиксировать историю собственного княжества, уделяя при этом особое внимание правящей внутри династии и социально-экономическим особенностям региона. Однако центр так называемого «общерусского» летописания долгое время после начала феодальной раздробленности (1238 год по В. Т. Пашуто) оставался в Киеве.

Относительно Московского летописания необходимо отметить, что оно начинается не с момента основания города, а в период правления Ивана Даниловича (Калиты) и деятельности митрополита Петра. Важно отметить, что ведение постоянной летописи ранее было проблематичным, учитывая феодальные тяжбы, между князьями и борьбу за первенство при ханском престоле.

В качестве фундамента Московской летописи можно считать работы семейного летописца князя Ивана Даниловича. Записи летописца начинаются с 1317 года, то есть от рождения Симеона Гордого. Силами церкви летописный свод начинает вестись с закладки камня для Успенского собора, по инициативе Петра, однако его личный свод начинается еще до его служения в Москве (1326 г.) – с 1310 года.

Расширение летописного свода Калиты, начинается после получения им полномочий княжеского правления во Владимире. Тогда князь использует владимирский свод, дополняя им уже имеющуюся летопись, и продолжает дальнейшее летописание с точки зрения Московского княжества. Однако по другим данным князь переписал владимирский свод под московские стандарты.

Несмотря на присоединение Владимира к вотчине князя и фактическое скрещение двух летописных сводов, преимущество в летописях отдается Москве. Данная традиция, которую можно именовать как московскую или феодальную, продолжается до конца XIV века.

Начиная с этого столетия Москва использует летописание как фактическое подтверждение своих намерений в завоевании центральных позиций на русских землях. Главным центром летописания становится митрополичий престол, в полномочиях которого был сбор имеющихся в подчиненных землях сводов, записок, ревизий и списков для включения в официальную московскую летопись.

А. А. Шахматов видит в таком «рвении» проявление стремления к единению со стороны московских князей. Однако в данном широком охвате летописных сводов можно видеть проявление авторитарных амбиций, которые, разумеется, еще опираются на старые феодальные порядки, но преследуют цель установления единого политического и культурно-исторического курса.

3. Основные результаты

Деятельность митрополита Даниила приходится как раз на начало XVI века и продолжает традицию летописания, начатую московскими митрополитами.

Известно, что до 1513 года будущий митрополит сначала подвизался в Иосифо-Волоколамском Успенском монастыре в качестве монаха, а затем принял на себя обязанности игумена. А. Алексеев утверждает, что «настоятельство будущего митрополита из-за болезни преподобного Иосифа началось раньше, то есть еще при жизни основателя обители»

.

Будучи на посту игумена в Волоколамском монастыре, Даниил проявил себя как прекрасный администратор и хозяин. Он увеличил монастырские земельные владения почти вдвое. Об этом писал еще А. А. Зимин: «При игумене Данииле вообще в монастырь не поступало владений от удельных князей, при этом дачи от других вотчинников становятся более значительными»

.

Престол митрополит Даниил занял в 1522 году, с одобрения князя Василия Ивановича. Интересно, что должность игумена в монастыре, он ранее также получил с одобрения великого князя, а должность митрополита занял лишь спустя два месяца после отставки своего предшественника Варлаама. Причиной тому называют одобрение развода великого князя с его женой – Соломонией Сабуровой. Владимирский летописец сообщает нам следующее: «Поставлен новый митрополит был пятью владыки, архиепископом Ростовским Иваном, Суздальским владыкою Геннадием, Коломенским владыкою Тихоном, Рязановским владыкою Сергием, Крутицким владыкою Достофием»

.

Основанием для подобного решения послужило отсутствие наследника и нежелание великого князя передавать престол другим родственникам. Отметим, что для русского правления это практически уникальный случай – развод с законной, по православным традициям, женой и соответствующее одобрение высшего духовного лица. Однако данное решение самого Даниила говорит нам о его месте относительно княжеского правления и целей самого правителя. Следовательно, его дальнейшую деятельность также стоит рассматривать, учитывая возможное вмешательство светской власти.

Отметим также и деятельность митрополита в рамках гонения на нестяжателей. Важно понимать, что деятельность и взгляды нестяжателей практически идут в разрез с интересами светских правителей и великого князя в том числе. Следовательно, гонение на нестяжателей со стороны митрополита Даниила также связано с его «раболепием» перед властью. Хотя не стоит судить об этом строго, так как митрополит часто выступал и как защитник людей. Свое видение «печалования» перед государем митрополит Даниил изложил так: «Аще и в велицей премудрости поучается кто, погибающих же небрежет, не может быть пастырем истинным»

.

Стоит сказать, что летопись, часто недооценивают, если говорить об инструментах власти. Летописные своды одновременно можно считать информационным «справочником» для будущего поколения правителей или составителей, а также собственной возможностью примириться с какими-то событиями из жизни, чем нередко пользовались не только правители, но и сами составители.

Разберем роль митрополита Даниила в летописании более подробно. В первую очередь необходимо сосредоточиться на Никоновской летописи, как на более известном и каноничном произведении. Известно, что Даниил имел большую охоту в литературной работе, а потому редакция такого источника как Никоновская летопись вряд ли могла проходить без его участия, особенно принимая во внимание тот факт, что отношения со светской властью и борьба с религиозными противниками имели для митрополита большое значение. Это дает нам основание считать, что данные особенности его служения могли иметь отражения в летописи.

Отметим, что роль Даниила в редактировании Никоновской летописи, как и сам факт его причастности были неоднократно подтверждены в работах Б. М. Клосса.

Влияние митрополита видно, прежде всего, в особом внимании к Рязани – родному городу Даниила. В качестве «старца Даниила Рязанца» он упоминается в «Выписи о начале Иосифова монастыря»

. Стремление зафиксировать историю Рязани отражено в Симеоновской летописи
.

Никоновская летопись фактически является частью общего иосифлянского наследия, в совокупности с такими работами как Сводная кормчая и Копийная книга земельных актов. Перечисленные документы фактически укрепляют феодальную политику православной церкви в рассматриваемый период

.

Б. М. Клосс также связывает редактуру митрополита с такими текстами как:

- Иосафовская летопись;

- Еллинский летописец;

- Генеалогические росписи русских князей

.

Указанные источники лягут в основу Никоновской летописи.

Наиболее явным показателем влияния просветского митрополита на редактуру текстов указывает критика нестяжательства и иосифлянская направленность всех изложений.

Силами митрополита была редактирована и Сводная кормчая, в основу которой легли русская и сербская кормчии

. В данном сочинении также имеет место полемика с нестяжателями. И Никоновскую летопись и Сводную кормчую объединяют попытки митрополии обосновать свое право на владение монастырскими землями.

Б. М. Клосс в своих работах также привод ряд характерных признаков присущих Даниилу как литературному автору, которые узнаются и в Никоновской летописи:

1) сочинения строятся по четкой трехактной структуре:

- Сначала следует тезис, какое-либо заявление или предположение;

- Затем в подтверждении тезисов следует доказательство;

- Финалом служит поучение или наставление.

2) в предложениях периодически фигурируют однородные члены предложения, как одна из особенностей письменного изложения Даниила;

3) цитирование молитв двух типов:

- «пречистая богородица»;

- «благодатью и человеколюбием нашего господа Иисуса Христа»;

4) использование определенных слов (любомудрие, любомудроствование, сласти плотские, демоны, щапление, щапити)

5) народ болгар упоминается с приставками «волжские» или «камские»;

6) упоминание родословной при характеристике политического деятеля;

7) упоминание в качестве добродетелей любви, смирения, кротости, тихости, милости;

8) часто обличение различного рода пороков (глумления, пьянства)

.

Это, разумеется, не единственные особенности, приводимые Б. М. Клоссом, однако, именно они позволяют установить общий характер изложения и личные взгляды самого автора, которые носят полемическо-наставительный характер. Наставлениям подвергаются не только религиозные противники, но и некоторые светские правители, очевидно находящиеся в противоречии с великим князем. Это позволяет нам судить о прокняжеской роли летописной деятельности митрополита Даниила и проиосифлянской.

4. Обсуждение

Помимо составления летописных сводов рассмотрим литературные работы митрополита Даниила.

Так наиболее популярным считается «Соборник слов». Под данным сочинением понимается сборник из шестнадцати произведений митрополита. Четкой хронологии, описываемой в данных произведениях нет. В историографии списки, дошедшие до наших дней, идентифицировались индивидуально.

Как отмечает В. И. Жмакин, наиболее полно исследовавший данную работу митрополита, фактически каждое слово (список) является законченным произведением и какой-либо четкой связи между работами нет

.

Сама работа представляет собой духовно-нравственные рассуждения и поучения, которые возникли у митрополита в процессе служения и на фоне всех исторических событий, участником которых он успел побывать.

Событийно «Соборник» выглядит следующим образом (нумерация по порядку слов):

1) предупреждает о пагубной роли ереси и отступников от основного православного вероучения;

2) пытается найти способ примерить тех, кто уже находится во вражде;

3) указывает на особую каноническую роль церковных работ и «отеческих» приданий;

4) также указывает на важность крестного знамени;

5) вступает в полемику с религиозными противниками;

6) доказывает важность милости божьей;

7) сила Божественного Провидения.

Восьмое слово фактически закольцовывает общую «антиеретическую» тему повествования сосредотачиваясь на необходимости светскому подчинению.

Такая зацикленность на единой теме говорит как минимум о важности данной борьбы для самого митрополита, и о некоторой предвзятости, если мы возьмемся изучать иные тексты, в том числе летописи, Даниила посвященные ереси.

Следующие восемь глав «Соборника» посвящены общим вопросам христианской морали и фактически являются наставлениями для православных верующих.

Говоря о сочетании антиеритичества и наставлений, отметим, что это довольно характерная для православных сочинений практика, так как работа митрополита заключается в ведении паствы. Для этого необходимо как обозначить четкий регламент поведения, так и выделить отрицательный пример, на который равняться не стоит.

Однако мы приводим «Соборник» в качестве одной из работ митрополита для того, чтобы зафиксировать его связь с летописными традициями Даниила. Мотив антиереси является определяющим и центральным для митрополита.

5. Заключение

В итоге мы можем выделить, что роль митрополита в летописном деле базируется на следующих вещах:

- Составление ряда сводов, которые лягут в основу Никоновской летописи;

- Описание и критика нестяжательства;

- Попытка узаконить и аргументировать право монастырской власти над земельными единицами.

Таким образом, митрополит Даниил может считаться одним из продолжателей традиции единого летописания, которое начало складываться в рамках централизации русских земель вокруг Москвы. Борьба с ересью также может считаться следствием централизации, потому как преследовала две цели:

1) Искоренить попытки религиозного раскола;

2) Провозглашала религиозную гегемонию на некоторые земли.

Отсюда следует, что митрополит Даниил также способствовал процессу централизации.

Метрика статьи

Просмотров:851
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:851