РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам взаимосвязи философии с понятием «человеческий капитал», а также оценке влияния философских концепций образования на развитие человеческого капитала. Значимое влияние философского мышления на возникновение и развитии человеческого капитала, являющегося ключевым ресурсом для достижения конкурентных преимуществ и устойчивого прогресса в различных сферах жизни, бесспорно – ведь цель философии заключается в поиске основных принципов и истин, способствующих пониманию индивидуумом мира вокруг себя и своего места в нём, осознанию важности обучения и развития. Исследование может быть полезным для понимания важности философии в формировании человеческого капитала и для разработки стратегий образования и управления человеческими ресурсами в различных организациях и обществах.
1. Введение
Понятие «человеческий капитал» становится все более важным в современном мире. Оно отражает значимость знаний, навыков, опыта и талантов людей для достижения экономического и социального прогресса. Эта концепция была введена в научный оборот в 1960-х годах, однако идеи, связанные с человеческим капиталом, можно найти в работах философов XIX века, таких как А. Смит, К. Маркс, Ф. Ницше, М. Вебер, Э. Дюркгейм и других.
В последние десятилетия исследования в области человеческого капитала всё больше приобретают междисциплинарный характер – они активно проводятся в рамках экономической науки, управления, социологии, культурологии и психологии, что помогает лучше понять, как человеческий капитал влияет на экономику и общество в целом.
Соглашаясь с мнением исследователя В.С. Осколкова, следует подчеркнуть, что проблемами, связанными с человеческим капиталом, занимаются в основном экономисты, но у них есть свой стереотип изучения капитала, который не всегда учитывает культурно-нравственную составляющую этого капитала . Термин «человеческий капитал» отражает значимость человеческих ресурсов в развитии общества и экономики, исходя из чего возникает вопрос о том, какие факторы влияют на формирование и развитие человеческого капитала.
Целью данного исследования является выявление связи между философией и понятием «человеческий капитал», а также оценка влияния философских концепций образования на развитие человеческого капитала. В работе используются такие методы исследования как исторический анализ и метод контент-анализа. Исторический анализ позволяет лучше понять, какие идеи и концепции сформировались в прошлом и как они повлияли на наше современное понимание человеческого капитала. Метод контент-анализа позволяет выделить ключевые темы и концепции рассматриваемых философских работ, связанные с понятием «человеческий капитал».
Философия – это наука, которая занимается вопросами о ценностях, нравственности, этике и социальной справедливости. Философские концепции и идеи имеют огромное значение для формирования человеческого капитала, определяя наши ценности, взгляды на жизнь и поведение.
Исследователь С.В. Пирожкова справедливо считает, что философия является такой дисциплиной образования, которая помогает развивать системное и критическое мышление, формирует у молодых ученых универсальные компетенции, такие как историческое и философское понимание развития науки. Это помогает создавать человеческий капитал, который априори играет важную роль в будущем развитии науки как познавательного процесса и социокультурного явления . Говоря иными словами, существенное значение философии заключается в ее влиянии на возникновение и развитие человеческого капитала. Исследуемая нами проблема касается вопросов, связанных с влиянием философских концепций образования на развитие человеческого капитала и их взаимосвязью с анализируемым понятием.
2. О взаимосвязи философии с понятием «человеческий капитал»
Философия – это область знания, которая исследует основные вопросы смысла жизни, ценностей, реальности и других аспектов человеческого бытия. Ее целью является поиск основных принципов и истин, которые способствуют пониманию людьми мира вокруг себя и своего места в нем. Идеи философов о справедливости и равенстве способствуют людям осознать важность обучения и развития, а идеи о целеустремленности и самосовершенствовании – постоянно улучшать свой человеческий капитал и достигать больших успехов в карьере.
Понятие «человеческий капитал» является многозначным, так как его определение может различаться в зависимости от контекста и области знаний. Оно обычно относится к знаниям, навыкам и опыту, которыми обладает человек и которые могут быть использованы для достижения успеха в работе и жизни в целом. Однако в некоторых контекстах понятие «человеческий капитал» может относиться к уровню образования, социальному статусу и культурным ценностям.
Большинство концепций человеческого капитала сводят человеческие качества и способности к экономической выгоде, а не рассматривают их как истинно человеческие . Например, в экономике человеческий капитал может быть определен как совокупность знаний, навыков и компетенций, которые имеют работники и которые могут быть использованы для увеличения производительности труда при создании материальных благ. В области же образования человеческий капитал может быть определен как совокупность знаний и умений, получаемых человеком в процессе обучения, которые могут быть использованы для улучшения жизни и развития личности.
Среди множества трактовок понятия «человеческий капитал» можно отметить точку зрения Т. Шульца, который определяет образование как «человеческий капитал», который влияет на производство, на экономику общества, равно как и может обеспечить будущий заработок или удовлетворение самого индивидуума .
Также заслуживает внимания теория Г. Беккера о человеческом капитале, в которой признается приоритет знаний, навыков и мотивации личности – ученый отмечает высокую рентабельность вложений компаний в образование и квалификацию своих работников, считая, что это способно приносить довольно высокую прибыль .
Ещё одной интересной точкой зрения является определение понятия «человеческий капитал», данное американским учёным П. Хейне: это «знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные услуги» .
И наконец, можно отметить широкую трактовку понятия «человеческий капитал», данную российским исследователем Х.З. Ксенофонтовой, которая включает интеллектуальные, физические и духовные способности каждого работника, оказывающие влияние на стратегическое развитие организации. Это означает, что человеческий капитал включает не только образование и профессиональные навыки работника, но и его личностные качества, такие как мотивацию, коммуникабельность, ответственность и т.п. .
Современный мир стал свидетелем быстрого технологического прогресса и глобализации, что ведет к изменениям в образовании, науке и культуре. И философия как определенный пласт знаний способствует адаптации людей к переменам и нахождению нового смысла в измененных условиях, формируя ценности, которые могут помочь им принимать взвешенные решения и определять своё место в социуме. Отсюда появляется потребность в развитии критического мышления, способностей к анализу и решению проблем. Философия предоставляет инструменты для развития этих навыков, которые могут являться важными компонентами человеческого капитала, который оценивается как ключевой ресурс для устойчивого экономического, социального развития и эффективное использование которого требует формирования высококвалифицированной и морально ответственной рабочей силы. Именно философское мышление способно помочь людям не только развивать навыки и преумножать знания, необходимые для успешной карьеры, но и формировать моральные ценности и этические принципы, которые могут способствовать развитию справедливого и устойчивого общества. Следовательно, целесообразно изучение философии для более полного и лучшего понимания процессов развития жизни общества и особенно важно использование ее определённых концепций для улучшения эффективности и устойчивости человеческого капитала в разных областях.
Методологическая роль философии в изучении происхождения и развитии человеческого капитала заключается в том, что она:
1. Изучает человека и его взаимодействие с окружающей средой, помогая понять сущность человеческого капитала и его ценность;
2. Формирует ценностное мировоззрение, которое может стать основой для использования и развития человеческого капитала;
3. Развивает критическое мышление, стимулирует создание новых идей и подходов в отношении человеческого капитала;
4. Является основой для научных дисциплин, позволяет получать новые знания и разрабатывать новые технологии для управления и развития человеческого капитала.
Интегративная роль философии в развитии человеческого капитала выражается в том, что она:
1. Объединяет компоненты человеческого капитала и формирует ценности, влияющие на выбор профессии и поведение индивидуума в рабочей среде;
2. Способствует комплексному подходу к обучению и развитию человеческого капитала, учитывая ценности и личностные качества обучающихся;
3. Помогает развивать социальную ответственность человека, осознание им своей роли в обществе и способность к взаимодействию и кооперации.
Таким образом, философия играет важную роль в осознании происхождения и развития человеческого капитала, предоставляя методологический и интегративный подход. Она связывает различные компоненты человеческого капитала, формирует ценности и мировоззрение, и способствует развитию критического мышления, социальной ответственности и других необходимых качеств. Всё это содействует более эффективному функционированию и развитию человеческого капитала в целом.
Философия имеет важное значение в обучении молодых ученых – она помогает сохранить науку как важный элемент культуры и готовит обучающихся к неопределенному будущему, включая возможность их исследовательской работы за пределами академического сообщества. Однако в отечественной образовательной системе не уделяется достаточного внимания подготовке начинающих ученых к многовариантности их карьерных перспектив. Философия может помочь решить эту проблему, так как дает системное представление о развитии и функционировании науки в целом, внедряя систему ценностей, которыми будут руководствоваться молодые ученые на любом месте работы, реализуя свой человеческий капитал . Следовательно, внедрение философских знаний в образовательный процесс может помочь подготовить молодых ученых к более успешной карьере и расширению своих возможностей в будущем.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что понятие человеческого капитала имеет широкий философский смысл, который включает в себя не только уже имеющиеся у человека ресурсы, но и потенциальные. Развитие и улучшение такого капитала является важной целью для каждого человека и должно гармонировать с развитием других аспектов его жизни. Таким образом, создание и развитие человеческого капитала является не только экономической, но и онтологической целью для индивида .
3. К вопросу влияния философских концепций образования на развитие человеческого капитала
Философские концепции образования и саморазвития играют значимую роль в формировании человеческого капитала, который является одним из основных ресурсов, определяющих экономический рост и процветание общества. Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта и квалификаций, которыми владеет определенная личность либо сообщество людей и которые могут быть использованы для повышения производительности труда и создания новых ценностей в социуме.
Одной из важнейших концепций образования является идея всеобщей доступности образования, которое должно служить инструментом для улучшения уровня жизни общества в целом и каждого его отдельного члена. По оценкам современных учёных, реальными показателями развития общества является уровень человеческого капитала и его доля в общей структуре национального богатства, образование же справедливо считается важным инструментом для создания системы наращивания человеческого капитала в обществе. Как констатировали в своём исследовании О.В. Будзинская и А.В. Демидова, ценность образования и уверенность населения в его влиянии на будущий уровень доходов создают основу для инвестирования в образование .
Саморазвитие означает постоянное обучение индивидуума и улучшение им своих трудовых навыков на протяжении всей жизни. В конечном итоге, оно увеличивает человеческий капитал, т. е. повышает как производительность труда, так и доход. Философия образования и саморазвития способствует повышению степени образованности, улучшению производительности труда и развивают общество, стимулируя инновации и экономический рост.
Существует множество философских концепций образования, из которых в качестве наиболее влиятельных можно назвать следующие:
1. Гуманистическую концепцию образования, ориентированную на развитие личности и помощь каждому человеку стать самим собой. Она способствует развитию человеческого капитала, учит людей правильно использовать свои способности и умения для улучшения своей жизни и построения карьеры. Представителями гуманистической концепции образования являются Ж.-Ж. Руссо, Й. Гердер, Я.А. Коменский и П. Фрейре, которые выступали за индивидуальный подход к образованию, развитие личности и критического мышления учащихся.
Следует отметить, что казахстанский философ Ж.М. Абдильдин отстаивает гуманистическую идею о том, что причина пороков лежит не в индивидууме самом по себе, а в социальных отношениях и разделении труда, которые ограничивают человека и воспитывают его однобоко. Реальный гуманизм заключается в революционном изменении социальных отношений и создании общества, которое позволит каждому человеку проявить свой талант, нравственное совершенство и способность к творению добра и красоты ;
2. Постмодернизм – философское и культурное течение, возникшее во второй половине XX века как реакция на модернизм. Главная идея данного течения заключается в том, что нет объективной реальности или истины, а все знания и идеологии являются социально конструируемыми и контекстуальными. Важной идеей является также отрицание фиксированного смысла или цели жизни. Постмодернизм подчеркивает множественность культурных выражений, отвергает универсальные принципы и ставит в центр внимания индивидуальность. Критики утверждают, что это течение создает опасность для традиционных ценностей и институтов. В образовании важными представителями постмодернизма являются М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти, Ж. Бодрийяр;
3. Прогрессивизм в образовании – это философия, которая признает необходимость связи учебного материала с реальной жизнью и потребностями обучающихся. Прогрессивные учителя ищут способы сделать учебный материал более интересным и актуальным для учеников. В числе ключевых фигур, представляющих концепцию прогрессивизма, можно назвать американского философа и педагога Дж. Дьюи, в начале XX века, разработавшего принципы, связанные с образованием. Он пропагандировал социально ориентированное образование, учитывающее индивидуальные потребности и способности учащихся. Анализируя взаимодействие демократии и образования на основе исследования процесса формирования понимания мира у детей, учёный предлагает новые методы обучения, основанные на опыте и действии, а не на пассивном запоминании фактов. Работы Дж. Дьюи сыграли значительную роль в развитии образования не только в США, но и по всему миру и до сих пор влияют на образовательную практику и теорию. Ещё одним идеологом прогрессивизма в образовании является американский педагог Дж. Килпатрик, разработавший концепцию «Проектного обучения». Швейцарский психолог Ж. Пиаже также поддерживал идею «активного обучения», в котором ученики сами конструируют свои знания, а итальянский врач и педагог М. Монтессори разработала метод обучения, основанный на наблюдении за естественным развитием ребенка, создав впоследствии «Монтессори-школы». К концепции прогрессивизма образования обращались также другие философы и педагоги, такие как У. Джеймс, Дж.Х. Мид и Э. Торндайк;
4. Эссенциализм – это философия образования, которая сосредотачивается на основных знаниях и навыках, необходимых для успешной жизни в обществе. Цель образования в этой концепции заключается в выявлении и развитии сущностных характеристик человека и мира, при этом считается, что учебные предметы должны быть ориентированы на формирование социальной и духовной природы ребенка. К представителям данной концепции принадлежат У. Торрингтон, Т. Хоббс и Дж. Локк, которые выделяют различные аспекты целей образования, а именно: контроль над индивидуальными страстями, развитие рациональных способностей и формирование знаний и навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Другие известные философы, такие как У. Джеймс, Дж. Дьюи и М. Адлер, также разрабатывали концепцию эссенциализма в образовании, который ставит в центр образовательного процесса ключевые навыки и знания, необходимые для жизни в обществе;
5. Либерализм в философии признает образование как инструмент для участия в мире на равных условиях и развития критического мышления. Он способствует формированию свободного и процветающего общества с равными возможностями. Концепции либерализма образования в своих работах рассматривали Дж. Милль, Ф. Ницше, Дж. Дьюи, и И. Кант, которые подчеркивали важность индивидуальной свободы, саморазвития, нравственности, творческих способностей и прогрессивного образования, основанного на опыте и практике, а также на интересах учащихся. Таким образом, данная концепция делает акцент на идее о том, что образование является ключевым элементом в формировании свободного и процветающего общества с равными возможностями для всех людей.
Философские концепции образования играют значительную роль в развитии человеческого капитала, определяя цели, ценности и принципы образования. Несмотря на различия в направлении исследований философские концепции имеют общую черту – все они придают существенное значение вопросу формирования и развития индивидуальных способностей и навыков обучающихся, что позволяет создавать эффективные программы образования, соответствующие потребностям рынка труда и способствующие развитию квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силы.
В целом философия образования является неотъемлемой частью стратегического планирования в образовательной сфере и способствует устойчивому социально-экономическому развитию общества.
4. Заключение
Резюмируя, отметим, что философия как наука, исследующая основные принципы и понятия человеческого бытия, играет существенную роль в формировании и развитии человеческого капитала, так как изучает вопросы, связанные с природой человека, его познанием мира, местом в обществе и природой духовности, в силу чего способствует формированию личности, её мировоззрения и закреплению в её сознании моральных ценностей общества. Философия развивает абстрактное и критическое мышление, что помогает индивидууму осознать свои ценности и убеждения, расширить кругозор и развивает способность самокритично оценивать себя и свои действия. Это играет существенную роль в успешной реализации потенциала человека, его профессионального роста и вклада в развитие общества.
Важным компонентом стратегического планирования правильного развития использования человеческого капитала является философия образования. Различные концепции образования, сложившиеся в ходе исследования учёными процесса образования, сводятся к одному «общему знаменателю» – все они направлены на развитие знаний, умений и навыков обучающихся, способствующих формированию квалифицированной и конкурентоспособной личности с высоким содержанием человеческого капитала, максимально соответствующей потребностям современного рынка труда и способной оказать положительный эффект на экономический и социальный рост в целом.
Изменения, происходящие в социокультурных процессах в настоящее время, требуют пересмотра понимания человеческого капитала и создания благоприятных условий для формирования его социальных и экзистенциальных компонентов. А для этого, в свою очередь, необходимо включить в ряд профессиональных компетенций, кроме производственных, ещё и социальные навыки, акцентируя внимание на ответственности личности перед обществом и её умении реализовывать свой творческий потенциал, что требует внесения определённых изменений в организацию деятельности воспитательных и образовательных институтов. Такой многомерный подход к человеческому капиталу соответствует социальным и личным потребностям, определяет значимость его накопления на протяжении жизненного пути человека .