РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОГРАНИЧЕННОГО ИСПРОШЕННОГО СОГЛАСИЯ НА ДОНОРСТВО В ЯПОНИИ

Научная статья
Выпуск: № 6 (13), 2013
Опубликована:
08.07.2013
PDF

Гребенникова К.В.

Магистр права (LL.M Kiel), Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОГРАНИЧЕННОГО ИСПРОШЕННОГО СОГЛАСИЯ НА ДОНОРСТВО В ЯПОНИИ

Аннотация

Статья представляет собой анализ реализации модели ограниченного испрошенного согласия на донорство на примере трансплантационного закона Японии. Целью исследования является выявление влияние религиозных и культурных факторов на содержание трансплантационного законодательства в восточных правовых системах.

Ключевые слова: донорство, трансплантация, Япония

Grebennikova K.V.

Master of Law (LL.M Kiel), Institute of Service and Business (branch) of DSTU in Shakhty

IMPLEMENTATION OF RESTRICTED CALLED CONSENT MODEL FOR DONATION IN JAPAN

Abstract

The article is an analysis of the implementation of the restricted called consent model of donation by the example of Japan's transplant law. The aim of the study is to identify the influence of religious and cultural factors on the content of transplant legislation in the Eastern legal systems.

Keywords: donation, transplantation, Japan.

В соответствии с моделью ограниченного испрошенного согласия, изъятие органов для трансплантации является допустимым, если донор во время его жизни дал согласие для проведения такого изъятия. Данная модель подвергается критике на том основании, что на дачу согласия на изъятие органов управомочен только сам потенциальный донор. Данное ограничение ведет на практике к растущему недостатку органов для трансплантации, в связи с тем, что свою готовность стать донором разъясняют при жизни ничтожно малое количество лиц. Данная модель является, однако, наиболее обоснованной с правовой точки зрения, так как изъятие органов возможно только при наличии согласия самого донора, что обеспечивает реализацию права на самоопределение. Однако практика показывает, что количество актов донорства и разъяснений согласия на изъятие органов при реализации данной модели значительно ниже, что при применении других вариантов правового регулирования донорства.

Модель ограниченного испрошенного согласия в настоящее время не применяется ни в одном европейском государстве. Данная модель регулирования донорства юридически закреплена только в Японии.

Трансплантационное законодательство Японии прошло долгий путь развития. Начало дискуссии о необходимости законодательного регулирования донорства было положено в 1968 году, когда японский хирург Юро Вада провел четвертую в мире пересадку человеческого сердца. Однако реципиент донорского сердца умер через 83 дня. В ходе расследования данного случая по вопросам момента наступления смерти пациента и правомерности изъятия органов для трансплантации были выявлены многочисленные пробелы в законодательстве. Хирург был признан виновным в убийстве пациента-донора, а трансплантация стала в Японии на многие годы запрещенной медицинской процедурой.

Только в 1990 году по Указу японского Парламента была создана Временная Комиссия по вопросам смерти мозга и трансплантации человеческих органов. Итогом работы данной Комиссии стало принятие Закона о трансплантации человеческих органов № 104 от 17.06.1997.

Изъятие органов для трансплантации в Японии является допустимым, если умерший при жизни лично и в письменной форме выразил свое согласие на пожертвование органов для трансплантации. Родственники донора, которым известно о его решении пожертвовать органы для трансплантации, не имеют права после его смерти выразить запрет на изъятие донорских органов (ст. 6 абз. 1). В связи с этим японская система донорства получила также названия модели вдвойне ограниченного испрошенного согласия. Согласие на изъятие органов умершего также не может быть дано его законными представителями.

Японский трансплантационный закон не содержит положений, регулирующих пожертвование органов для трансплантации донорами при жизни. Только некоторые статьи и абзацы статей закона применимы по смыслу в отношении прижизненного донорства. Донорство органов детьми возрастом младше 15 лет не допускается, согласно японскому закону. Японский законодатель придерживается мнения, что лица младше 15 лет не обладают достаточными психическими способностями, чтобы понять смысл и значение решения стать донором.

Японский трансплантационный закон также регулирует вопросы посредничества при распределении органов для трансплантации и деятельность посреднических организаций в данной сфере. За нарушения данного закона, как сам трансплантационный закон в ст. 11, так и другие национальные нормативно-правовые акты предусматривают уголовную ответственность. Данные нормы нацелены, главным образом, на сокращение масштаба торговли человеческими органами в Японии, которая в последние годы приобретает значительный масштаб.

Как и в остальных рассматриваемым правовых системах, основной предпосылкой допустимости посмертного изъятия человеческих органов в Японии является критерий смерти мозга. Согласно трансплантационному закону, под смертью мозга понимается необратимое отсутствие функций клеток мозга и всего мозга в целом. Важно отметить, что в основу понятия «смерти мозга» в Японии положены научные исследовании об участках мозга и функциях человеческого организма, обеспечиваемых данными участками. Так, законодатель разделяет понятия «функциональной смерти мозга», вызванной отсутствием функций клеток мозга, и «органической смерти мозга», заключающейся в обширном инфаркте мозга и отсутствием всех его функций. И хотя именно органическая смерть мозга является окончательным отмиранием его функций, наступление функциональной смерти мозга является достаточным основанием для констатации смерти человека. Процедура установления смерти мозга проводится минимум двумя независимыми врачами, которые впоследствии также проводят процедуру изъятия или пересадки донорских органов.

Основной проблемой в сфере регулирования донорства в Японии, снижающей количество возможных пересадок человеческих органов, является отказ потенциального донора, а чаще его родственников и законных представителей, от процедуры установления смерти мозга. Это связано с тем, что установление смерти мозга является в Японии предметом острой дискуссии этического характера, охватывающей аспекты нескольких религиозных направлений. В Японии господствует мнение, что при рассмотрении вопроса об изъятии и трансплантации органов должны учитываться традиционные представления о природе человеческого тела. Для японцев тело умершего человека является каналом, через который выходит душа. Японские представления таковы, что душа умершего не покидает тело самостоятельно, а будет по истечении определенного времени призвана и принята Богом. До момента принятия души некоторые направления буддизма предписывают, в том числе, приносить пищу и менять одежду на умершем. В связи с этим считается недопустимым в течение короткого периода после смерти тревожить тело умершего и изымать органы для трансплантации. Проблемой восприятия данной позиции в медицинской практике является возможность проведения пересадки только так называемых «свежих» органов, т.е. изъятых для трансплантации в течение короткого периода времени после смерти донора. Именно в вопросе момента допустимости изъятия органов наиболее остро расходятся японские представления медицины и религии. Кроме того, понимание человеческих органов как предметов обмена, согласно большинству религиозных положений, является недопустимым.

Японские представления о жизни и смерти представляют собой совокупность идей одновременно нескольких религий, которые исповедует многомиллионное население страны.  Первые точки зрения о трансплантации человеческих органов отражены в идеях буддизма и индологии. Буддизм рассматривается как одна из религий, выступающих в поддержку донорства органов, так как в качестве основной идеи существования человечества обозначает акт щедрости (дарения). Однако данный аргумент приводится только в отношении лиц, исповедующих буддизм, так как иначе он может быть использован для принуждения населения к пожертвованию органов. Однако в то же врем, данные учения считают трансплантацию «неестественным» способом спасения жизни человека. Различные интерпретации идей буддизма сходятся во мнении, что жизнь человека принадлежит не ему одному, а всем окружающим. Поэтому человек не может распоряжаться своей жизнью, своим телом, а также жертвовать их в пользу другого человека.

Кроме того, значительное влияние в японском обществе имеют идеи конфуцианства. Патриархальные идеи конфуцианства говорят о том, что тело человека является подарком, данным ему его прародителями. Следовательно, никто не вправе отделять или повреждать части своего тела. Однако идеи конфуцианства, в большей степени, снижают количество актов прижизненного донорства. Что касается посмертного донорства, здесь конфуцианство более толерантно, чем буддизм, так как допускает не только само изъятие органов для трансплантации, но также и кремацию, и другие процедуры над телом умершего. Однако, как и в идеях буддистов, процесс выхода души из тела умершего, проповедующего конфуцианство, занимает определенный промежуток времени, что ограничивает возможность посмертного изъятия донорских органов.

Наряду с религиозными предпосылками, существуют также исторические факты, описывающие японское традиционное представление о трансплантации органов. Вернемся к делу Вада, оказавшего значительное влияние на развитие трансплантационного законодательства Японии.  Ямагучи Яшамаса, 20 лет, был доставлен в медицинское учреждение после произошедшего  с ним несчастного случая, где он, несмотря на оказанную помощь, вскоре скончался. Сердце умершего было пересажено 18-летнему Мияцаки Нобуо. Ноубо страдал от дисфункции сердечного клапана и, несмотря на успех произведенной пересадки донорского сердца, умер спустя 83 дня от воспаления легких. Проводивший пересадку хирург был обвинен в преднамеренном планировании операции, так как его команда медицинского персонала по пересадке органов уже находилась на месте во время прибытия донора в госпиталь. Также хирургу инкриминировалось преждевременное прерывание искусственного дыхания пациента. Хирург Вада и его команда была оправданы два года спустя по причине недостаточного количества доказательств их вины. Таким образом, решающую роль в обвинении хирурга сыграло не проведение пересадки в отсутствии согласия донора на изъятие донорского органа, а заблаговременное планирование операции, то есть неуважение к религиозным запретам тревожить тело непосредственно после смерти.

Таким образом, японский законодатель пытается регулировать вопросы распоряжения телом умершего посредством реализации модели ограниченного испрошенного согласия и жесткой процедуры дачи такого согласия. В основу такой позиции законодателя положены не социальные, политические или правовые причины, а японские религиозные и философские представления о жизни и смерти. Каким образом это влияет на количественный уровень донорства в Японии, отражено в статистических материалах. Основную информацию о количественном уровне донорства в Японии собирает Японская сеть по трансплантации органов:

Таблица 5

Год/количественный показатель

Количество зарегистрированных доноров

Количество проведенных трансплантаций органов

2008

109

Почки 210, Сердце 11, Печень 13, Легкие 14, Поджелудочная железа около 10

2009

105

Почки 182, Сердце 6, Печень 7, Легкие 9, Поджелудочная железа 0

2010

113

Почки 186, Сердце 23, Печень 30, Легкие 25, Поджелудочная железа 2

Население Японии составляет около 128,1 миллионов человек, что означает 0,85 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2008 году; 0,8 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2009 году; 0,88 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2010 году.

Ситуация с количественным уровнем донорства в Японии является критической. В связи с этим японский парламент представил в 2009 году проект нового трансплантационного закона. Новый закон предполагает отмену запрет пожертвования органов для трансплантации лицами младше 15 лет и введение для регулирования донорства модели испрошенного согласия. Однако, Японии необходимо не только обновление трансплантационного законодательства, но также ограничение влияния религиозных представлений на законодательный процесс.

Список литературы

  • Закон Японии о трансплантации человеческих органов № 104 от 17.06.1997 // Kampo. – N 2181. – C. 3-27.

  • Bauer T. Stellungnahme der Soto-Schule zum Problem von Hirntod und Organtransplantation (1999) // Kumatoto University Journal. - 2010-03. - С. 18-67.

  • Dannecker G., Görtz-Leible M. Die rechtliche und rechtspolitische Situation im Bereich von Transplantation und Sektion // Transplantationsmedizin, Ökonomische, ethische, rechtliche und medizinische Aspekte. - 1995. - Band 23. - С. 161-195.

  • Kawaguchi H., Seelmann K. Rechtliche und ethische Fragen der Transplantationstechnologie in einem interkulturellen Vergleich. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2003. – 189 с.

  • Körner U., Ozaki K., Suzuki T. Organtransplantationen und Vorstellungen über Leben und Tod in Japan // Ethik in der Medizin. - 1999. – С. 195-204.

  • Kühn H.-C. Die Motivationslösung: neue Wege im Recht der Organtransplantation. Berlin: Duncker und Humboldt, 1998. - 210 с.

  • Nickel L. C. Die Entnahme von Organen und Geweben bei Verstorbenen zum Zwecke der Transplantation. Diss. jur. - Bonn, 1999. – С. 31-34.

  • Japan Organ Transplate Network. Donors and Transplants Data. URL: http://www.jotnw.or.jp (дата обращения: 20.06.2013).