ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДАХ НАЧАЛА XIX В.

Научная статья
Выпуск: № 6 (13), 2013
Опубликована:
08.07.2013
PDF

Цыганкин Г. С.

Кандидат исторических наук, Докторант, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДАХ НАЧАЛА XIX в.

Аннотация

В статье рассматриваются основные виды работ, которые встречались на различных металлургических заводах в начале XIX в. в зависимости от их специализации и видов изготовляемой продукции.

Ключевые слова: металлургический завод, заводская работа.

Tsygankin G.S.

Candidate of Historical Sciences, Doctoral Student,

N.P. Ogarev Mordovia State University

THE MAIN ACTIVITIES IN THE STEEL PLANTS IN THE EARLY XIX CENTURY

Abstract

The article considers the main types of work which were at the different steel plants in the early XIX century according to their specialization and types of manufactured products.

Keywords: Steel plant, factory work.

Заводская работа разделялась на ряд основных видов. Доменная работа являлась ключевой в металлургическом цикле и производилась на всех заводах Замосковного горного округа одинаковым образом. Работники набрасывали сверху в ствол угля и дров, на которые засыпщик накладывал слой руды, подобные действия повторялись каждые пол часа, по мере того как слои проседали. Данная процедура могла повторяться и чаще, все зависело от работы мехов. Внизу горновой мастер выгребал часть отделяющейся от металла, тем самым очищал сам металл, стекавший на дно горна. Когда накапливалось порядка 150 пудов, металл выпускали на песок или черпали обмазанными глиной ковшами, если чугун предназначался для отливки изделий. Средняя выплавка чугуна из одной домны по заводам Замосковного горного округа составляла 2200 пудов в неделю [1].

Расплавка чугуна в воздушных печах для отливки инструментов производилась одним мастером и одним работником, разовая порция закладки чугуна составляла до 70 пудов. На расплавку чугуна уходило 2 или 3 часа, затем одну часть выпускали на расплав или перечищенный чугун в тонких плитах, употребляемых для заготовки уклада, или вычерпывали для отливки молотов, наковален и прочего.

Для выплавки чугуна использовались так называемые ручные доменки. В них расплавлялись небольшие куски чугуна, называемые жуками. Часть из них шла на изготовления вещей на продажу, а другая для получения лучшего и более плотного чугуна, годного к отливке более мелких вещей.  В неделю с двух таких ручных домен выплавлялись около 1000 пудов чугуна [2].

Следующая по значимости и затратности труда шла молотовая работа.  Она производилась на одном горну двумя мастерами, которые сменяли друг друга. При каждом мастере всегда был один подмастерья и один работник. Первую половину крицы гнал подмастерье и вместе с тем разогревал на том же огне куски от прежней крицы, которые мастер тянул под молотом. Другую половину крицы гнал мастер, когда она подходила к концу, то призывались другой мастер, подмастерья и работник, принадлежащие к тому же горну и общими силами разрубали крицу на куски. Призванный мастер с подмастерьями и работником оставались работать дальше, а прежние шли на отдых.

Как правило, для отдыха мастеровых имелись специальные помещения внутри молотовой, либо пристроенные с наружи. Так, мастеровые Гусевского заводы отдыхали в специально построенной для этих целей избе длинной 6 сажень, шириной 3 сажени 2 ½ аршина, вышиной 1 сажень 10 вершков, крытая на деревянных стропилах листовым железом. Внутри она была разделена кирпичной перегородкой на две половины, в одной располагались чуланы, а в другой  русская печь с чугунным прибором [3].

Дополнительным средством для предохранения от усталости и переутомления являлась приписка к двум горнам дополнительного мастера, подмастерья  и работника, их называли заводными. Все эти 15 человек, которые обслуживали два горна, производили от 400 до 500 пудов железа в неделю. Как правило, на заводах Замосковного горного округа из 12 пудов чугуна обыкновенно выходило 8 пудов железа [4].

Укладная работа была организована аналогичным образом, за исключением того, что крицы обыкновенно делались меньше. Выдавалось очищенного чугуна 4 пуда и железных обрезков 2 пуда, всего 6 пудов, из которых выходило около 3 пудов укладу [5].

Работа по изготовлению листового железа была разделена на катальную и досчатую. В катальной продольные разогретые  полосы железа расплющивались по длине между двумя вертящимися цилиндрами и разрезались аршинной меры. В досчатой данные расплющенные листы складывали вместе в количестве до 120 штук и разогрев в печи клали под молот, который посредством ударов по верхнему листу расширял те которые лежали внизу, доводя до такой тонкости, которая требовалась. Затем лист обрезался и был готов к продаже.

Аналогичным образом производились работы по изготовлению кубового железа, за исключением того, что его не надо было плющить в катальной. Шинное железо производилось в одной катальной, где приготовленные в молотовой бруски железа разогревались и пропускались между цилиндрами до необходимой тонкости [6].

Резное и обручное железо производилось с помощью специальной катальной машины, при которой был устроен специальный обрезной стан, состоящий  из стальных или чугунных кружков такой толщины, какой должна быть шириной резное железо. Полосы железа после нагрева  в печи и, пройдя между цилиндрами, пропускали через резной стан, из которого выходило железо прутьями. Для получения обручного железа полученные прутья опять пропускали между цилиндрами.

Литейные работы разделялись на песчаную, опойчатую и глинную. Песчаная была самая простая,  в сыром песке специальной моделью выдавливалась форма вещи и затем в эту форму заливали чугун. Опойчатая производилась в чугунных или железных опоках. Опока это форма, в которую вливали чугун, и получали нужную вещь. Глиняная работа была аналогичной опойчатой, однако употреблялась большей частью для изготовления круглых предметов [7].

Лудильная работа производилась над железом для наведения на него олова. Железо или изготовленную из него посуду клали в хлебный квас и оставляли на две недели, делалось это для того, чтобы очистить поверхность, после этого очищенную вещь опускали в растопленное олово, которое приставало к поверхности.

Косная работа производилась следующим образом. Выварщик брал томленую сталь и уклад и сваривал их вместе протягивая клинок. Затем эти клинки бойщики разбивали на тонкие полоски, оправщики ручными молотками придавали косам форму, кальщики посредством внезапного охлаждения разогретой косы придавал ей твердость, отпускальщик нагревая косу следил за тем чтобы металл не становился ломким, затем наклепщик частыми ударами выпуклого молотка по холодной косе придавал ей упругость, гладильщик специальным инструментом сравнивал и заглаживал все впадины  и неровности на поверхности косы и наконец врезывальщик затачивал косу, приводя к окончательному виду [8].

Проволочная работа разделялась на клещевую и болванную. Первая производилась посредством клещей, вытягивающих толстую проволоку. Болванная работа производилась с помощью вертящихся болванок или стоящих цилиндров, на которые накручивались тонкая проволока, проходя сквозь волоки, специальные чугунные доски с дырами. 

Томление стали из полосного железа производилось в кирпичных печах вместительностью до 90 пудов. Железо томилось в печах до 7 дней, затем сталь разогревали в горнах и протягивали в прутья необходимой толщены.

На некоторых заводах практиковалось литье стали по английскому образцу. Данная операция производилась в специальных глиняных горшках, которые ставились в воздушные печи, когда сталь растапливалась, то ее заливали в специальные формы, после этого полученные куски без всякого обжига в печах, нагревали в горнах  и протягивали в прутья всякой толщины [9].

Те или иные виды деятельности, описанные выше, встречались на различных металлургических заводах в начале XIX в. в зависимости от их специализации и видов изготовляемой продукции.

Список литературы

  • ЦИАМ, ф. 2199, оп. 1, д. 111, л. 132.

  • ЦИАМ, ф. 2199, оп. 1, д. 273, л. 26.

  • ЦИАМ, ф. 2199, оп. 1, д. 111, л. 132. ЦИАМ, ф. 2199, оп. 1, д. 111, л. 132.