АНТРОПОКОСМИСТСКИЙ АСПЕКТ ИГРЫ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья
Выпуск: № 6 (13), 2013
Опубликована:
08.07.2013
PDF

Прокшина Л.Р.

Кандидат философских наук; Башкирский Государственный Медицинский Университет

АНТРОПОКОСМИСТСКИЙ АСПЕКТ ИГРЫ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Игра индивидов в обществе представляется автором одним из условий реализации центральной идеи философии русского космизма: потенциально равновеликости мира и человека, предназначение которого, вселиться в мир, во Вселенную. Игровые технологии позволяющие индивидам выходить за рамки реальности,  переводя его из одного качества в другое  лежат в основе антропокосмисткой теории.

Ключевые слова:  игра, виртуальный мир, космизм.

Prokshina L.R.

PhD in philosophical sciences, Bashkirian State Medical University

ANTROPOCOSMIST ASPECT OF THE GAME OF INDIVIDUALS IN MODERN.

Abstract

Game of the individuals in society is the author of one of the conditions for the implementation of the central ideas of the philosophy of Russian cosmism: the potential of equality of man and the world, the purpose of which, to move into the world, the universe. Gaming technology allows people to go beyond reality, transforming it from one quality to another underlying antropokosmists theory.

Keywords: game, virtual world, Space Art.

Игра выступает как многовекторное образование,  способное создавать и активно воссоздавать позиции. Всеобщее родство должно целиком переориентировать человека, сделать его существо духовным и истинно нравственным. Исследуя  место игрового компонента в жизни человека, однозначно выделяется в качестве потребностей человека потребность чувственно-эмоциональных переживаний, реализующийся  в игре, причем в игре активной и  творческой. Также игра является  прекрасным примером процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но, подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка. Игра как деятельность, действительно мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В неигровой же деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого, по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-либо своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

Появление Интернета породило множество интерактивных игр, воздействие ко­торых на человека ныне активно и по мере увеличения разнообразия людей и развития индивидуальности человека  символические игры, связанные с игровым содержанием, будут развиваться «вширь и вглубь», т.е. количественно и качественно. Сопоставляя мир игры с другими мирами человеческого существования, мы наблюдаем в игровой деятельности  индивидов игрообразующую силу жизни и  развитие виртуальных миров,

И. Хёйзинга  выделяя признаки игры выводит играющего за пределы повседневности «. . .  прерывание повседневности»[1], она не утилитарна и обособлена от неигрового мира (имеет свой хронотоп, т.е. пространство—время), игровое со­общество образует свой мир, свои правила.

Игра относится к тем культурно-деятельностным образованиям, суть которых выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играющего индивида. Он врывается в новый мир — бытие со сво­ими правилами, которые играющий застал уже сформированными и в рамках которых ему предлагается испытать себя в рискованном порыве к своему экзистенциальному самоопределению и само­утверждению. «Этот порог нового бытия1 играющий переступает, обретая часто состояние экстаза — восторженно-исступленного эмоционального состояния, - дающего стартовую энергию для раздвижения горизонтов устоявшегося бытия, обладающего спокойствием, стабильностью» [2]. Исходный смысл игры - стремление человека к полноте бытия, порождающее новые миры и дающее ему ощущение такой полноты. Свободное деятельностное состояние, острота ощущения индивида, которого особенно усиливается в случаях игры с «. .   .жизнью и смертью во имя постижения играющим своей экзистен­ции — это не только тренировка и подготовка к жизни, , а сама жизнь в смещенном мире символики, стимулируемой стремлением каждого человека к своей есте­ственной, целостной жизни» [3].

Человечество осознав мощь своего научного разума и техногенной цивилизации выявило в обществе нравственный, межнациональный, экономический, экологический и другие кризисы, которые лежат в основе новой антропокосмистской теории. Исследователи считают, что « активным подходом к миру, то есть стремлением воздействовать на него и дальнейшую эволюцию человека, чувством причастности к свершениям как земного, так и космического уровня» [4]. Концептуальная разработка проблемы создания индивидами игровой реальности крайне важна, поскольку такое явление, как игра тесно связано с основами человеческого существования и имеет место во всех сферах жизни индивидов. Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые в игре на основе понимания явления виртуальной реальности, очевидно, принесут пользу современному российскому обществу. Очевидно, что философия русского космизма,  как комплексное учение о взаимодействии человека и мира и  возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня должен реализовываться в том числе и в игре. В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Причины данных изменений с точки зрения игровых процессов - в локальных, глобальных и космических взаимодействиях микро- и макромира.

Ядро глубинного общения, заключающееся в самоидентификации индивида или группы направляется не только на собственное самоутверждение, но и целого, а именно группы, народа, человечества, космоса. Данный аспект игровой деятельности можно расценить с антропокосмистских позиций. Игра индивидов выступает результативным аспектом социальной целостности

Антропокосмистский идеал развития общества означает доопределение социального, личностного и природного бытия, созидание искусственного в уже существующем, естественное вписывание искусственного и здесь роль компьютерных игр значительна. Индивид получает возможность жить в виртуальной среде и совершенствовать ее и для себя, и для виртуального мира. Такое развитие ведет к тенденции возникновения во-первых, порядка из хаоса, во-вторых, кооперации, в-третьих, сотрудничества, в-четвертых, конкуренции, в-шестых, борьбе.

Многообразие не исключает единства различия национальных культур и не сводятся к общему стандарту,  но нельзя не заметить и того,  что все различия в игровой деятельности ведут к становлению единого, не отрицая самоценности многообразия. Современный этап развития человечества предполагает отношение к миру в режиме диалога и сотворчества индивидов, которые свободно воспринимают самоценность других, способных отстоять «. . . . свободное развитие соборного целого от любых хаосогенных факторов» [5], что несомненно реализуется в игровой деятельности индивидов. Компьютерные игры позволяют индивидам обрести индивидуальную свободу, сохраняя при этом  связь с другими индивидами. Индивиды, реализуя свои идеальные проекты доопределяют бытие и создают новую объективность живущую по своим законам. Эти созданные  в игре индивидами объекты, вступая в противоречие друг с другом, однако сохранение и умножение гарантий единства игр, доминирования развивающейся гармонии возможно добиваться над центробежными силами. Играющий индивид  входит в определённое состояние, позволяющее ему соединять реальное и игровое, переживая его духовно, когда оно образовывается по отношению к  индивиду и той области, с которой он взаимодействует.

Таким образом, игровые феномены, реализуемые в частности в компьютерных технологиях позволяют индивидам выходить за рамки реальности,  переводя его из одного качества в другое. Данный проэктивизм  сопоставим и выступает в качестве своеобразного философского аналога системного исследования проблем общественной и планетарной жизни, поэтому при рассмотрении русского космизма, с точки зрения его социокультурного осмысления необходимо учитывать  игровой аспект  многих его положений . 

Список литературы

  • Хейзинга Человек играющий. В тени завтрашнего дня /Пер. с англ.-М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

  • А.П. Флоренский «Мнимости в геометрии»М.:

  • А.П. Флоренский «Обратная перспектива». М.:

  • Федоров Н.Ф. Сочинения. –М.: Мысль, 1982.

  • В.Н.Сагатовский Философия антропосокосмизма. С-П., 2004