Образовательная интерсубъективность в интерпретации становления социальности бытия индивида с ограниченными возможностями
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.087
Образовательная интерсубъективность в интерпретации становления социальности бытия индивида с ограниченными возможностями
Научная статья
Попов В.В.1, *, Музыка О.А.2, Дзюба Л.М.3
1 ORCID: 0000-0001-5773-4839;
2 ORCID: 0000-0002-3786-2590;
3 ORCID: 0000-0002-3786-2692;
1, 2, 3Ростовский государственный экономический университет, Таганрог, Россия
* Корреспондирующий автор (vitl_2002[at]list.ru)
Аннотация
В статье выявляется многообразие теоретических и практических подходов к изучению специфики инклюзивного образования и вхождения индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в структуру включающего общества. Осуществляется систематизация теоретических и проективно-практических подходов, которые описывают особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде. Акцент делается на интегральном представлении особенностей образовательного пространства и механизмов функционирования включающего общества и жизнедеятельности индивидов с ОВ в этом обществе. Образовательная интерсубъективность в понимании интерпретации индивидуального бытия человека позволяет определить и спрогнозировать эффективные сценарии «выхода» из обычного социума и «вхождения» в общество включающее. Показывается, что индивиды с ограниченными возможностями весьма сложно и достаточно долго входят в стандартное образовательное поле, в мир повседневности включающего общества; это особенно проявляется в принятии обучаемыми правил и стереотипов индивидуального поведения. Целью работы является систематизация теоретических и проективно- практических подходов, которые описывают особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде, представление интегрального моделирования особенностей образовательного пространства и механизмов функционирования включающего общества и жизнедеятельности индивидов с ОВ в этом обществе. Научная новизна связана с демонстрацией путей и «сценариев» вовлечения индивидов с ограниченными возможностями в стандартное образовательное поле, в мир повседневности включающего общества, что особенно проявляется в принятии обучаемыми правил и стереотипов индивидуального поведения.
Ключевые слова: ограниченные возможности, инклюзивное образование, включающее общество, феноменология, методология инклюзии, теоретические и практические подходы, образовательная интерсубъективность, индивидуальное бытие.
Educational intersubjectivity in the interpretation of the societal state forming of a disabled individual
Research article
Popov V.V.1, *, Muzika O.A.2, Dzyuba L.M.3
1ORCID: 0000-0001-5773-4839;
2ORCID: 0000-0002-3786-2590;
3 ORCID: 0000-0002-3786-2692;
1, 2, 3Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia
* Corresponding author (vitl_2002[at]list.ru)
Abstract
The article identifies a variety of theoretical and practical approaches to the study of inclusive education specifics and the introduction of disabled individuals (DI) into the structure of inclusive society. It systematizes theoretical and projective-practical approaches, which describe the specifics of implementation of inclusion in the modern educational environment. The emphasis is placed on the integral presentation of the features of the educational space and the mechanisms of societal functioning and life activities of disabled individuals in this society. Educational intersubjectivity in the understanding of the interpretation of individual state allows determining and predicting effective scenarios of «exit» from a conventional society and «entry» into an inclusive one. It is shown that disabled individuals face difficulties in entering the standard educational field, the world of everyday life of the inclusive society; this is especially evident in the students' acceptance of individual behavior rules and stereotypes. The aim of the work is to systematize theoretical and projective-practical approaches that describe the specifics of the implementation of inclusion in the modern educational environment, presentation of integral modeling of educational space and mechanisms features of societal functioning and life activity of disabled individuals in this society. Scientific novelty lies in the demonstration of ways and «scenarios» of involving disabled individuals in the standard educational field, in the world of everyday life including life, which is especially manifested in the students' acceptance of rules and stereotypes of individual behavior.
Keywords: disability, inclusive education, inclusive society, phenomenology, inclusion methodology, theoretical and practical approaches, educational intersubjectivity, individual state.
Введение
В современной философской литературе возник интерес к рассмотрению различных аспектов становления индивидуального бытия человека с ограниченными возможностями в период социальных трансформаций. В настоящее время идет активное обсуждение специфики инклюзивного образования с выходом на различные аспекты жизнедеятельности индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) [3], [8], [9], [13].Социальная философия предлагает теоретические основания инклюзии. В этом направлении авторы статьи представили свое видение относительно различных аспектов инклюзии, постулировав, что эффективность исследования общества инклюзии и инклюзивного образования непосредственно зависит от синтеза философского и педагогического аспектов. Целью работы является систематизация теоретических и проективно-практических подходов, которые описывают особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде, представление интегрального моделирования особенностей образовательного пространства и механизмов функционирования включающего общества и жизнедеятельности индивидов с ОВ в этом обществе. Научная новизна связана с демонстрацией путей и «сценариев» вовлечения индивидов с ограниченными возможностями в стандартное образовательное поле, в мир повседневности включающего общества, что особенно проявляется в принятии обучаемыми правил и стереотипов индивидуального поведения.
Методы и принципы исследования
Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и теоретические источники, а также результаты фундаментальных социально-философских, отечественных и зарубежных работ, связанных с интерпретацией и осмыслением теории инклюзии [2], [7], [11], [12]. Методология работы базируется на философских, исторических и междисциплинарных комплексах, принимающих постулаты релевантности и комплементарности, позволяющих выявить динамические и структурно-функциональные параметры социального бытия индивида с ограниченными возможностями во включающем обществе. Для корректного определения приоритетных направлений и тенденций развития и совершенствования образовательного пространства включающего общества с позиции феноменологического подхода использовались методы феноменологической установки, очевидности и созерцания, интроспекции, сравнительного анализа, метод экспертных оценок, методы классификации и структурирования информации, интерпретативные методы.
Основные результаты
- Индивиды с ограниченными возможностями весьма сложно и достаточно долго входят в стандартное образовательное поле, в мир повседневности включающего общества, это особенно проявляется в принятии обучаемыми правил и стереотипов индивидуального поведения. Использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и синтезировать свои взгляды, мнения, ценности, которые значимы в системе образования социума. Взаимодействие индивидов в образовательном пространстве демонстрирует факт своеобразного перенесения внутренне присущих индивиду с ограниченными возможностями особенностей и характеристик (касающихся его мировоззренческих установок) во внешние его проявления, в сферу социальной реальности.
- Исходно жизненные и образовательные установки индивидов с ОВ имеют естественный характер специфики духовной жизнедеятельности человека в современном ему социуме. Во включающем обществе общение в схеме «Я- Другой» осуществляется посредством постепенного осознания индивидами с ОВ иных реалий собственного индивидуального бытия. Человеческое воображение конструирует процесс внутреннего диалога в схеме «Я-Другой», представляя свое индивидуальное бытие одновременно находящимся в обычном обществе и обществе включающем. Образовательная интерсубъективность в понимании интерпретации индивидуального бытия человека позволяет определить и спрогнозировать эффективные сценарии «выхода» из обычного социума и «вхождения» в общество включающее. Индивид с ограниченными возможностями в пределах внутреннего общения в схеме «Я-Другой» воспринимает и приобретает приоритетные ценности локальной социальной группы.
- В рамках теории и практики инклюзивного образования актуальной проблематикой становится попытка систематизировать существующие подходы с двух сторон: с одной стороны, анализируется уже реализованный опыт и практика организации таких форм обучения. С другой стороны – производится попытка описать и охарактеризовать сложившуюся ситуацию в теоретическом ключе, а единообразие всех подходов позволить продуктивно реализовать инклюзивную практику. Проективно-практический аспект проблемы касается систематизации различных подходов, которые определяют место и специфику реализации инклюзии и приводит к следующим выводам:
- во-первых, все современные подходы достаточно разрозненны и, как правило, направлены на оценку какого-то одного аспекта реализации образования для индивидов с ОВ;
- во-вторых, теоретические, практические и методические разработки, подходы, исследования не связаны между собой, не всегда имеют достаточное количество обоснований и подтверждений;
- в-третьих, в рамках современной отечественной науки и практики достаточно много противоречивых данных об успешной или неуспешной реализации инклюзии в образовательных организациях;
- необходимо систематизировать теоретические и проективно-практические подходы, которые описывают особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде.
По итогам анализа ряда исследовательских работ теоретические подходы в рамках анализа и содержания инклюзивного образования в современном обществе можно разделить по содержанию:
- Антропоцентрический подход, в основе – положение, что индивид с ОВ, его самочувствие и здоровье – это центральные объекты любого педагогического процесса. Цель образования – человек с ОВ как интегральная индивидуальность.
- Гуманистический подход, в основе – положение о том, что необходимо проводить обязательный учет индивидуально-психологических особенностей субъекта.
- Акме-синергетический подход подразумевает обеспечение раскрытия творческого потенциала индивида с ОВ в едином контексте образования, продуктивной саморегуляции психической устойчивости и здорового образа жизни. С акмеологической точки зрения, в рамках этого подхода обучение и инклюзия осуществляются в следующих направлениях: моделирование обучения с опорой на максимальную реализацию потенциала, актуализация саморегуляции субъектов с ОВ, повышения их психической устойчивости именно в рамках развития [1], [5], [6].
- Системный подход рассматривает индивидов с ОВ с позиции их взаимодействия в определении возможных сценариев их вхождения в образовательное пространство социума.
- Социокультурный подход ориентирован на разработку алгоритма подготовки индивида с ОВ, при которой он адаптирован к обществу, может гибко реагировать на его трансформации и потребности.
- Компетентностный подход для реализации образования для индивидов с ОВ представляет собой систему принципов образования, которые направлены на: определение его целей, отбора его качественного содержания, организации реализации его процесса и оценки всех полученных результатов.
Обсуждение
Рассмотрим наиболее интересные и значимые подходы с позиции авторского видения проблемы. Например, представители конструктивно-интегративной концепции считают значимым проведение разновекторной коррекции коммуникации индивидов с ограниченными возможностями (ОВ), приоритетно в сегментах социальной адаптации и образования. Концепция социального взаимодействия и действия формирует позицию Р.Сли в сфере теории инклюзии [13]. Адекватная модельная конструкция показывает формирование социальной группы индивидов с ОВ, свободной от возможных дискриминационных аспектов. Основные концепты подобной модельной конструкции: «нарушение» и «неспособность». При этом «неспособность» связана с конструированием социальной модели идентификации индивидов с ОВ, а «нарушение» – отражает отрицательные физиологические или психологические характеристики индивидов. Кстати, во включающем социуме отсутствует конфликт относительно контентов подобных понятий. Поэтому в данном направлении существуют исследования, касающиеся специфики индивидуального наличного бытия человека во включающем обществе. Однако базисные параметры подобного бытия в явном виде не рассматривались, ослабляя проводимый дискурс относительно комплекса ценностных аспектов и сценариев включения человека в особую социальную группу. Весьма интенсивное обсуждение в научной и социально-философской литературе имеет проблема корреляции включающего общества и интегрированного общества. Так интегрированное общество рассматривается в качестве результата определенной социальной коммуникации и ассимиляции с обозначением доминирующего сегмента культуры. Проводимые исследования в данном направлении не только расширяют область интерпретации включающего общества, но и обозначают его своеобразные духовные ориентиры. Весьма актуальные в методологическом плане идеи, касающиеся конструктивистского подхода, обозначает C. Грин [10]. Приоритет отдан пониманию культуры и специфики образования особой социальной группы, причем особенности и пути формирования этой культуры в контексте социального взаимодействия представляется автором в динамической аккумуляции ее базисных принципов, характерных для людей с ОВ. Конечно, сама культура рассматривается как инструмент социально-ориентированного доминирования, что способствует формированию диалога «Я-Другой», отражающего идеи об иерархии и многоуровневости особых групп индивидов. Сущность данного подхода состоит в таком конструировании и представлении включающего общества, когда в нем переплетены социокультурные и иные традиции всех социальных групп, в том числе групп индивидов с ОВ. Г. Иттерстад обозначила ряд актуальных вопросов «приспособленного» вида образования в корреляции с интегрированными образовательными технологиями. Сами методы интегрированного образования формировались, исходя из реальной помощи людям с ОВ эффективно освоить и реализовать имеющиеся образовательные ценности, перевести обучаемых индивидов с ОВ в образовательную сферу коммуникации, не меняя особенностей их жизнедеятельности. Следовательно, теоретико-концептуальные аспекты инклюзии рассматриваются в качестве стратегической и педагогической платформы, а не просто как одна из локальных образовательных практик [4]. Констатируем наличие противоречий в интерпретации концепции инклюзии в контексте образовательных технологий и практик.
Заключение
Неоднозначность и сложность проблем, касающихся формирования образовательного пространства индивидов с ОВ, инициирует междисциплинарность концептуальных оснований, синтезирующих различные научные области. Для комплексного и всестороннего исследования специфики образования индивидов с ограниченными возможностями необходимо систематизировать теоретические и проективно-практические подходы, которые описывают особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде. Использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и интегрировать свои взгляды, мнения, ценности, которые значимы в социуме.
Финансирование Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/. | Funding The study was funded by the grant of the Russian scientific fund № 22-28-00515. |
Благодарности Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/ , в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов). | Acknowledgement The study was funded by the grant of the Russian scientific fund № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, as a part of the research and development project «Subjective time of disabled people in inclusive society» (Led by professor V.V. Popov). |
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии / В.П.Бранский. –Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской Акмеологической академии, 2000. – 108 с.
- Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству / И.В. Вачков// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. – Москва: МГППУ, 2019. – С.16-20.
- Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. –№ 3. – С.107–112.
- Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? / Г. Иттерстад // Психологическая наука и образование. – 2011. – №3. –С.41–49.
- Музыка О.А. Социальная синергетика: Методология. Семантика. Аксиология / О.А. Музыка. –Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. –288 с.
- Музыка О.А. Времяисоциальнаясинергетика / О.А. Музыка, В.В. Попов. –Ростов на Дону : ЮФУ, 2007. – 256 с.
- Паутова Л.Е. Акме-синергетический подход к позиционированию успеха в системе инклюзивного образования / Л.Е. Паутова // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность.– Москва: МГППУ, 2019. – С.76–83.
- Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации включающего общества: феноменологический аспект / В.В. Попов // Социология. – 2020. – №2. – С.376–380.
- Шеманов А.Ю. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / А.Ю. Шеманов– Москва : МГППУ, 2013. – 315 с.
- The Nature of Immobility in Russian Society/ S. Greene // Pro et contra.– 2011.– №2 (1). – Рp. 6–19.
- Hall J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies.– 2002. –№13 (3). – Рp.144–152.
- Jenkinson J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability/ J. Jenkinson // Disability, Handicap and Society.– 1999. –№8(4). – Рp.361–375.
- Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. / R. Slee // International Studies in Sociology of Education. – 2008. – №18(2). – Рp. 99–116.
Список литературы на английском языке / ReferencesinEnglish
- Branskij V.P. Social'najasinergetikaiteorijanacij. Osnovyjetnologicheskojakmeologii [Social synergetics and the theory of nations. Fundamentals of ethnological acmeology]. / V.P. Branskij. –Saint-Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Acmeological Academy, 2000. – 108 p. [in Russian]
- Vachkov I.V. Polisub’ektnyjpodhod k inkljuzivnomuprostranstvu [A polysubject approach to inclusive space] // Inkljuzivnoeobrazovanie: nepreryvnost' ipreemstvennost' [Inclusive education: continuity and continuity] / I.V. Vachkov. – Moscow : MGPPU, 2019. –Pp.16–20.[in Russian]
- Egorov P.R. Teoreticheskiepodhody k inkljuzivnomuobrazovanijuljudej s osobymiobrazovatel'nymipotrebnostjami [Theoretical approaches to inclusive education of people with special educational needs] / P.R. Egorov// Teorijaipraktikaobshhestvennogorazvitija [Theory and practice of social development]. – 2012. –№ 3. – Pp.107-112. [in Russian]
- Itterstad G. Inkljuzija – chtooznachaetjetoponjatiei s kakimiproblemamistalkivaetsjanorvezhskajashkola, pretvorjaja ego v zhizn'? [Inclusion – what does this concept mean and what problems does the Norwegian school face when implementing it?] / G. Itterstad // Psihologicheskajanaukaiobrazovanie [Psychological science and education]. – 2011. – № 3. –Pp.41-49. [in Russian]
- Muzyka O.A. Social'najasinergetika: Metodologija. Semantika. Aksiologija [Social synergetics: Methodology. Semantics. Axiology] / O.A. Muzyka. – Rostov-na-Donu: JuFU, 2010. – 288 p. [in Russian]
- Muzyka O.A.Vremjaisocial'najasinergetika [Time and social synergy] / O.A. Muzyka, V.V. Popov. –Rostov-na-Donu: JuFU, 2007. – 256 p. [in Russian]
- Pautova L.E. Akme-sinergeticheskijpodhod k pozicionirovanijuuspeha v sistemeinkljuzivnogoobrazovanija[Akmesinergetic approach to positioning success in the inclusive education system] / L.E. Pautova // Inkljuzivnoeobrazovanie: nepreryvnost' ipreemstvennost' [Inclusive education: continuity and continuity]. – Moscow : MGPPU, 2019. –Pp.76–83. [in Russian]
- Popov V.V. Psihologicheskoevremja v konteksteinterpretaciivkljuchajushhegoobshhestva: fenomenologicheskijaspect [Psychological time in the context of the interpretation of inclusive society: a phenomenological aspect] / V.V. Popov // Sociologija [Sociology]. – 2020. – №2. –Pp.376–380. [in Russian]
- Ju. Psihologo-pedagogicheskieosnovyinkljuzivnogoobrazovanija [Psychological and pedagogical foundations of inclusive education] / A.Ju. Shemanov. – Moscow : MGPPU, 2013. – 315 p. [in Russian]
- The Nature of Immobility in Russian Society/ S. Greene // Pro et contra.– 2011.– №2 (1). – Рp. 6–19.
- Hall J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies.– 2002. –№13 (3). – Рp.144–152.
- Jenkinson J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability/ J. Jenkinson // Disability, Handicap and Society.– 1999. –№8(4). – Рp.361–375.
- Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. / R. Slee // International Studies in Sociology of Education. – 2008. – №18(2). – Рp. 99–116.