Нарушение восприятия в форме вербальных галлюцинаций как причина преступного поведения

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.125
Выпуск: № 6 (120), 2022
Опубликована:
2022/06/17
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.125

Нарушение восприятия в форме вербальных галлюцинаций как причина преступного поведения

Научная статья

Проваткина В.Е.1, *, Проваткин Н.Е.2, Волошина Т.В.3

1, 3 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия;

2 Управление Министерства внутренних дел России по г. Комсомольску-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Россия

* Корреспондирующий автор (leraprovatkina[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматривается основной вопрос - может ли нарушение восприятия в форме слуховых галлюцинаций как самостоятельное отклонение у лица, не отягощённое расстройствами психики стать непосредственной причиной совершения преступления?Особое внимание уделяется способам, методам, позволяющим отличить действительное состояние преступника, подверженное влиянию вербальных галлюцинаций от наговаривания на себя с целью избежать наказания, ссылаясь на свою невменяемость.Стоит отметить, что на данную тему нет каких-либо опубликованных письменных работ и статей.Работа написана преимущественно путём анализа различных работ психологов и психиатров, а также случаев различных преступлений. Так как доступа к уголовным делам, рассматриваемых преступлений нет, в том числе потому что многие материалы уголовных дел засекречены, то источником служили различные новостные порталы, документальные фильмы и откровения сотрудников и специалистов, раскрывавших такие преступления.

Ключевые слова: преступление, вербальные галлюцинации, нарушение восприятия, сознательная активность.

Perception disorder in the form of verbal hallucinations as a cause of criminal behavior

Research article

Provatkina V.E.1, *, Provatkin N.E.2, Voloshina T.V. 3

1, 3 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia;

2 Administration of Ministry of Internal Affairs of Russia, Komsomolsk-on-Amur, Russia

* Corresponding author (leraprovatkina[at]yandex.ru)

Abstract

The article raises the basic question - can cognitive impairment in the form of auditory hallucinations as an independent deviation in a person without any mental disorders become a direct cause of a crime? Special attention is paid to methods that allow to distinguish the actual state of an offender, suffering from verbal hallucinations and that of self-incrimination in order to avoid punishment due to to their insanity. It is worth noting that there are no published works and articles on this topic. The paper is mainly written by analyzing various works of psychologists and psychiatrists, as well as various crime cases.  As there is no access to criminal cases, because many files are classified, various news portals, documentaries and interviews of staff and professionals who solved such cases, served as a source.

Keywords: crime, verbal hallucinations, cognitive impairment, conscious activity.

Ни для кого не секрет, что человек слышит собственные мысли. Нам всем знакомо ощущение, когда обдумывая какую-либо проблему, мы разговариваем сами с собой. Так происходит по причине того, что наше мышление непосредственно связано с языком, на котором мы разговариваем, то есть те категории, которые мы так или иначе представляем в сознании, отображаются в форме слов на знакомом нам языке [1, С. 163].

Однако большинство людей чаще всего вообще не задумывается о своей внутренней речи и ее законах.Согласно относительно недавнему исследованию кембриджского университета около 6% людей имеют либо имели галлюцинаторный опыт без психиатрического диагноза. В одной из своих статей врач-психиатр г. Санкт-Петербург Касьянов Е. Д. пишет: «… голоса у клинической группы отмечаются более часто, имеют более негативный характер…лица клинической группы чаще сообщали о снижении контроля над голосами, более высоком уровне дистресса… Относительно малое количество аффективных расстройств у группы здоровых лиц…» [2]. Также, например, голландский профессор Айрис Соммер тщательно исследовала такой феномен. Она выявила группу людей, не имеющих проблем с психическим здоровьем, но при этом слышащих голоса. Эти люди описывали свои «голоса» с положительной точки зрения и рассматривали их как условие, придающее уверенность в себе и своих силах [3]. Нарушение восприятия в форме вербальных(слуховых) галлюцинаций может возникнуть как у людей, страдающих различными психическими расстройствами, так и у людей, не имеющих психотического опыта. В силу чего одна часть такой группы людей может справиться с таким своего рода отклонением, а другая – нуждается в соответствующей помощи и психологической реабилитации. То есть лица, не страдающие каким-либо психическим расстройством, вполне могут испытывать галлюцинации (в том числе и слуховые), но при этом такое явление не оказывает на их эмоциональное состояние и поведение отрицательного влияния, тем самым не всякий случай слуховых галлюцинаций следует рассматривать как психопатология. Однако складывается следующий вопрос: могут ли вербальные галлюцинации, не являющиеся психическим заболеванием, стать причиной или поводом совершения преступления, при этом не рассматривая такое психическое явление как основание для признания невменяемым?

Ещё в середине XIX века французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль характеризовал галлюцинации таким образом: «Актуально испытываемое ощущение, тогда как ни один объект, способный побудить к подобным ощущениям, не находится в досягаемости чувств» [4]. В одной из своих книг российский психиатр-психотерапевт, академик Московской психотерапевтической академии Каменецкий Давид Александрович разделил галлюцинации на [5]:

- псевдогаллюцинации (характеризуются пассивной ролью воспринимающего);

- истинные галлюцинации (характеризуются большей реалистичностью и способностью вызывать реальные действия у воспринимающего).

Нас интересуют истинные вербальные галлюцинации, которые могут стать активной силой, способной побудить человека осознанно совершить преступное деяние. Такой вид можно иначе назвать вербально-императивными галлюцинациями, которые приказывают выполнить то или иное действие, при этом люди, страдающие такими галлюцинациями выполняют данные приказы беспрекословно. И зачастую слышимые людьми голоса именно в императивной форме приводят к совершению жестоких и бесчеловечных преступлений против личности. Причём в ходе анализа такого рода преступных деяний мы выявили таковые, посягающие на жизнь и половую неприкосновенность.

Природа таких вербальных галлюцинаций ещё до конца не изучена. А проведённый анализ различных громких преступлений привёл выводу о том, что практически во всех случаях, когда преступник утверждает, что совершить преступление ему приказал некий голос, он ведёт себя крайне неадекватно и в итоге психиатрическая экспертиза признаёт его невменяемым, после чего такой преступник отправляется на принудительное лечение, избежав наказание. Приведём наиболее яркие примеры:

В 2013 в Пскове году выпускник ВГИКа Сергей Пчелинцев совершил убийство протоирея Павла Адельгейма. Убийца заявил о том, что убить Павла ему повелел голос сатаны. На психиатрической экспертизе установили, что Пчелинцев страдает серьезным «психическим расстройством, исключающим вменяемость» [6].

В течение года с октября 1998 по октябрь 1999 года 21-летний Сергей Седов совершил 6 жестоких убийств и изнасилований. Сам убийца объяснил, что «убивать ему «велел внутренний голос». Причем голос приказал убить именно шестерых. На вопрос следователя, а если бы поступил приказ об убийстве 12 человек, Седов ответил: «Приказы не обсуждаются. Убивал бы и дальше» [7]. Как выяснилось он страдал олигофренией в степени дебильности. В Московском городском суде Седова признали недееспособным и направили на принудительное лечение.

18-летний Владимир Усов, в 70-х годах совершил убийства более одного десятка малолетних мальчиков от 7–10 лет в Куйбышеве (ныне Самара) [8]. Голоса, которые он слышал в голове с раннего детства, стали убеждать Владимира в том, что доказать всем исключительность своего земного существования он может только убивая маленьких детей.

Проанализировав множество подобных дел мы не нашли случаев, когда лицо совершает преступление, как оно утверждает, под действием слуховых галлюцинаций, при этом признаётся вменяемым и отбывает наказание в местах реального лишения свободы. В таком случае не исключено наговаривание на себя со стороны преступника с целью избежать наказания. Если судебно-психиатрическая экспертиза признаёт лицо вменяемым, то у него нет никаких серьёзных психических отклонений, которые могли бы повлиять на совершение им преступного деяния. Мы можем лишь предполагать, что голоса в голове у убийцы, не страдающего психическим заболеванием, конечно, могли бы сформировать некие мотивы для совершения преступления. Однако мы можем утверждать, что решающего воздействия на поведение данного лица такие галлюцинации оказать не могли, так как он в силах контролировать своим сознанием его подсознательные феномены, вырывающиеся наружу. Тому подтверждение книга Психопатология В. А. Жмурова, в которой утверждается: «Приказы с ощущением принуждения также выполняются, но при этом пациент пытается сопротивляться или хотя бы осознает их противоестественность» [9]. Также достаточно известный Сергей Вячеславович Савельев, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РА медицинских наук в своём интервью высказался о том, что появление преступников (в частности и имеющих психические расстройства, т.е. маньяков) в первую очередь с их недостаточной социализацией, в результате которой у них не сформировывается доминирование сознательного поведения над их подсознательными (естественными) желаниями (т.е. лимбической системы) [10]. Вследствие этого у них не вырабатывается внутренних регуляторов, которые могли бы подавить их подсознательные желания (в том числе и вызванные вербальными галлюцинациями).

Можем привести в пример случай, когда больной психическим отклонением человек сумел научиться контролировать своё состояние, снизив до минимума проявления его болезни. Великий математик Джон Форбс Нэш-младший (1928-2015), болевший шизофренией смог справиться с болезнью путём полного отказа от приёма лекарств, после того как заметил, что они резко снижают его интеллектуальные способности, а также путём самостоятельного изменения своего отношения к голосам, тем самым «научил их говорить о приятном и, вскоре, совсем перестал обращать на них внимание» [11]. Причём Джон Нэш не прибегал к какой-либо помощи терапии, чем очень удивил психиатров. Этот факт доказывает, что даже психическое отклонение на ранней стадии можно подавить с помощью сознательного подавления отдельных её проявлений, не говоря уже о вербальных галлюцинациях, не осложнённых каким-либо психическим заболеванием лица, как шизофрения и другие.

Таким образом, нарушение восприятия лица в форме слуховых галлюцинаций как самостоятельное психическое явление не может послужить основополагающим внутренним толчком к совершению преступления, и соответственно в таком случае лицо признаётся вменяемым. Аргументом такого вывода служит выявленный нами в ходе изучения работ известных и квалифицированных психологов факт того, что такие императивные вербальные галлюцинации, не являющиеся проявлением какого-либо психического расстройства или заболевания, могут стать причиной совершения преступления только при волевой сознательной активности лица, не выработавшего на протяжении жизни определённых социальных внутренних регуляторов, способных тормозить такие неосознаваемые желания, приходящие к человеку в виде рассматриваемых нами галлюцинаций.

Слуховые же галлюцинации, проявляющиеся у лица на фоне иного психического отклонения, будут конкретным признаком такого отклонения. И соответственно такое состояние лица будет основанием для признания его невменяемым. Но здесь всё уже будет зависеть не от наличия слуховых галлюцинаций, а от того психического отклонения, которым страдает тот или иной преступник.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. СтупницкийВ. П. Психология: Учебник для бакалавров /В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 163 с
  2. Касьянов Е. Д. Слуховые галлюцинации у здоровых лиц и континуальная модель психоза / Е. Д. Касьянов // Психиатрия и Нейронауки. 2017.
  3. АлленП. Галлюцинации/ Пол Аллен// SeriousScience. 2016
  4. Эскироль Ж.-Э.Эскироль /Жан-Этьен Эскироль, 1838, т. 1, стр. 80
  5. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия / Д.А.Каменецкий. Учебное пособие. 2001
  6. КазаковаЕ. Убийца священника Павла Адельгейма избежал тюрьмы / Елена Казакова // Общество. Транспортный портал Gudok.ru. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/content/sociaty/1004838/ (дата обращения: 12.05.2022)
  7. ГерасимовА. Внутренний голос приказал убить шестерых / Алексей Герасимов // Газета «Коммерсантъ» №169 от 12.09.2000, стр. 12
  8. Наша служба – уголовный розыск / Историко-художественно-публицистический сборник. – М.: Центр творческих, социальных и издательских программ «Олимп», 1998.
  9. Жмуров В. А. Психопатология / В. А.Жмуров. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1994. - Т. 1. 240 с.; Т. 2. 304
  10. СавельевС. В. Морфология безумия. Почему общество бессильно перед маньяком / С. В. Савельев // Общество. День ТВ. 2021.
  11. Данилин А. Г. Голоса / А. Г. Данилин // Психическое расстройство. –М.: Интернет-портал B17. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/264151/ (датаобращения: 12.05.2022)

Список литературы на английском языке / ReferencesinEnglish

  1. Stupnickij V. P. Psihologiya: Uchebnik dlya bakalavrov [Psychology: Study book for bachelors] / V. G. Stupnickij, O.I. SHCHerbakova, V.E. Stepanov // — М.: Publishing corporation «Dashkov i K°», 2013. — 163 p. [in Russian]
  2. Kas'yanov E. D. Sluhovye gallyucinacii u zdorovyh lic i kontinual'naya model' psihoza [Auditory hallucinations in healthy individuals and a continual model of psychosis] / E.D. Kas'yanov // Psihiatriya i Nejronauki [Psychiatry and neurosciences]. 2017. [in Russian]
  3. Allen P. Gallyucinacii [Hallucinations] / Paul Allen // Serious Science. 2016 [in Russian]
  4. Esquirol J.-É. «Esquirol» / Jean-Étienne Esquirol, 1838, vol. 1, p. 80 [in Russian]
  5. Kameneckij D.A. Nevrozologiya i psihoterapiya. Uchebnoe posobie [Neurology and psychiatry. Study guide] / D.A. Kameneckij. 2001 [in Russian]
  6. Elena Kazakova. Ubijca svyashchennika Pavla Adel'gejma izbezhal tyur'my [Priest Pavel Adelheim’s killer escapes prison] / E. Kazakova // Obshchestvo [Society]. Transport portal Gudok.ru. 2013. [Electronic resource]. URL: https://gudok.ru/content/sociaty/1004838/ (accessed: 12.05.2022) [in Russian]
  7. GerasimovA. Vnutrennij golos prikazal ubit' shesteryh [Inner voice commanded killing of six] / A. Gerasimov // Kommersant №169 of 12.09.2000, p. 12 [in Russian]
  8. Nasha sluzhba – ugolovnyj rozysk [Our service - criminal investigation] / Istoriko-hudozhestvenno-publicisticheskij sbornik [Historical fiction and publicistic collection]. – M.:Center of creative, social and publishing programs «Olympus», 1998. [in Russian]
  9. ZHmurov V. A. Psihopatologiya [Psychopathology] /V. A.ZHmurov. - Irkutsk: ISU publishing house, 1994. - Vol. 1. 240 p.; Vol. 2. 304 [in Russian]
  10. Savel'evS.V. Morfologiya bezumiya. Pochemu obshchestvo bessil'no pered man'yakom [Morphology of madness. Why society is powerless against maniacs] / S.V. Savel'ev // Obshchestvo. Den' TV. 2021 [Society. TV-Day]. [in Russian]
  11. Danilin A. G. Golosa [Voices] / A.G. Danilin // Psihicheskoe rasstrojstvo [Mental disorder]. –M.: Internet-portal B17. 2019 [Electronic resource]. URL: https://www.b17.ru/article/264151/ (accessed: 12.05.2022) [in Russian]