КОТУРНЫ КАК АТРИБУТ АДЫГСКОГО ЖЕНСКОГО КНЯЖЕСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.089
Выпуск: № 6 (120), 2022
Опубликована:
2022/06/17
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.089

КОТУРНЫ КАК АТРИБУТ АДЫГСКОГО ЖЕНСКОГО КНЯЖЕСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.

Научная статья

Канокова Ф.Ю.1, *, Кабардова А.2, Мурзаканова Р.М.3

1 ORCID: 0000-0001-5360-3428;

2 ORCID: 0000-0001-9950-0002;

3 ORCID: 0000-0001-9242-0368;

1, 2, 3 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия

* Корреспондирующий автор (f.kanokova[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается один из наиболее ярких атрибутов адыгского женского княжеского костюма XVIII-XX вв. деревянная обувь на высоких подставках – котурны. Изучается история возникновения рассматриваемого вида обуви, прослеживаются пути появления котурнов у адыгов. Проводится сравнительный анализ с аналогичными изделиями, бытовавшими у сопредельных этносов.

На основе обширной источниковой базы, представленной сведениями путешественников и исследователей материальной культуры адыгов, аннотированными изобразительными источниками и атрибутированными музейными экспонатами, впервые, с позиции искусствоведческой науки, выявляются конструктивно-технологические особенности изготовления и художественного оформления котурнов.

Особое внимание уделяется описанию принципов построения композиции орнаментального строя котурнов, техникам декоративной отделки – золотной вышивке, ручному тканью галунов, плетению басонных изделий, гравировке, выпиловке и чеканке, исполненным в лучших традициях декоративно-прикладного искусства адыгов.

Ключевые слова: адыги, котурны, женский княжеский костюм, золотное шитье, ручное тканье галунов.

BUSKINS AS ATTRIBUTE OF ADIGHE FEMALE PRINCELY CLOTHES AT THE END OF THE XVIII – BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Research article

Kanokova F.Y.1, *, Kabardova A.2, Murzakanova R.M.3

1 ORCID: 0000-0001-5360-3428;

2 ORCID: 0000-0001-9950-0002;

3 ORCID: 0000-0001-9242-0368;

1, 2, 3Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia

* Corresponding author (f.kanokova[at]mail.ru)

Abstract

The article analyzes one of the most striking attributes of the Adighe princely women’s clothes of the XVIII-XX centuries, wooden shoes on high platforms – buskins. The history of the origin of this type of shoes is studied, its way to the Adighe culture is traced. Comparative analysis is carried out of similar craftwork from neighboring ethnic groups.

Constructive and technological specifics of making and decorating buskins are identified for the first time, based on the extensive source base provided by travelers and researchers of the material culture of the Adyghe, annotated visual sources and attributed museum exhibits.

Special attention is paid to the description of the design principles of the ornamental structure of buskins, their decorative finishing techniques – gold embroidery, hand-woven laces, weaving of braiding, engraving, sawing and embossing, executed in the best traditions of decorative and applied arts of the Adyghe.

Keywords: adyghe, buskins, femake princely clothes, gold embroidery, handmade weaving of braiding.

Введение

Адыги (адыге) – самоназвание кабардинцев, черкесов и адыгейцев, издавна населяющих центральные и западные области Северного Кавказа. По языку, быту, обычаям и культуре они представляют одну общую этническую группу [7, С. 1]. Высокий эстетический уровень материальной культуры, в том числе и одежды, позволил адыгам стать законодателями моды на Кавказе.

Среди разнообразных костюмных комплексов, особой изысканностью и многослойностью выделялся женский княжеский костюм конца XVIII – начала XX вв. Являясь показателем высокого статуса и благосостояния семьи владелицы, он состоял из ряда маркирующих атрибутов:

  • митрообразного и конусообразного головного убора, декорированного золотной вышивкой и галунами ручного плетения [4, С. 344];
  • богато орнаментированных нарукавных подвесок-лопастей;
  • ювелирных украшений, инкрустированных драгоценными камнями;
  • мягких сафьяновых башмачков красного цвета;
  • деревянной обуви на высоких подставках – котурнов.

Принципы художественного оформления, форма, цвет и способы ношения перечисленных атрибутов в княжеских костюмных комплексах были строго регламентированы – их могли носить только девушки или женщины высоких сословий. Особую роль в выделении статуса владелицы костюма в социальном и физическом плане играла деревянная обувь – котурны. У западных черкесов они известны под названием «пхъэцуакъэ», а у восточных черкесов и кабардинцев как «пхъэвакъэ». Исследователь одежды народов Северного Кавказа Е.Н. Студенецкая отмечала, что котурны «поднимали девушку над толпой, делали «высокопоставленным» лицом… Как мечеть над домами, княгиня над другими женщинами поднималась» [10, С. 111].

Анализ источниковой базы

Котурны неоднократно выступали символом пышной и богатой жизни в адыгском фольклоре [2, С. 367,376]. Иностранные и русские путешественники, исследователи, посетившие регионы компактного проживания адыгов в XVIII-XIX вв., при описании одежды женщин из княжеских родов, акцентировали внимание на деревянной обуви на высоких подставках. К примеру, И.Ф. Бламберг, при описании одежды адыгов, упомянул об «элегантных красных туфлях с очень высокими каблуками» [1, С. 362, 600].

С фотографической точностью котурны изображали художники и граверы конца XVIII – начала XIX вв. Среди многочисленных работ можно выделить аннотированную акватинту Х.Г. Гейслера «Черкешенка-княжна и знатный черкес» и гравюру Е.М. Корнеева «Черкешенки» (Рисунок 1, а, б).

1

Рис. 2 – Обувь на высоких подставках: а. – котурны; б. – цокколи; в. – кабкабы

Особенно важно подчеркнуть сходство с высокими деревянными ходулями с ремешком для ноги – налын, которые носили представительницы феодальной верхушки крымских татар (Рисунок 3).

1

Рис. 3 – Обувь на высоких подставках «налын»

Адыги имели тесные политические и торговые связи с Крымом, откуда, возможно, и были завезены котурны. Такого же мнения придерживается и Е.Н. Студенецкая. Она предполагает, что котурны «не являются древним видом адыгской обуви…, а заимствованы у феодальной верхушки крымских татар, с которыми были связаны знатные семьи адыгских народов» [10, С. 111]. Автор указывает и на пути дальнейшего проникновение котурнов через адыгов к карачаевцам и балкарцам.

Деревянная обувь на высоких подставках бытовала и у других сопредельных народов. К примеру, у ногайцев «ходульными колодками «тавалдырыкъ» пользовались только девушки знатного происхождения. Обувь, изначально не функциональная и, существующая исключительно в роли сословного атрибута» [3, С. 27] (Рисунок 4).

1

Рис. 4 – Гравюра конца XVIII – начала XIX вв. Х.Г. Гейслер «Ногайская княжна и дамы из ее окружения»

Несмотря на большую информативную ценность рассмотренных письменных и изобразительных источников, выявить самобытные особенности котурнов, функционирующих в системе «Традиционный адыгский женский княжеский костюм XVIII-XIX вв.», возможно только при включении в исследовательскую базу вещественных источников. Сегодня, они представлены лучшими образцами котурнов в коллекциях Российского этнографического музея, Национального музея Республики Адыгея (Рисунок 5, а), Национального музея Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника (Рисунок 5, б).

1

Рис. 5 – Котурны в музейных коллекциях: а. – котурны из коллекции Национального музея Республики Адыгея,адыги (адыгейцы),конец XIX в.; б. – котурны из коллекции Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника,адыги (черкесы),XIX в.

Методы и принципы исследования

Наличие разнообразных аутентичных, атрибутированных музейных образцов котурнов дает возможность рассматривать их не только с позиции этнографической науки, но и с позиции искусствоведения – в контексте декоративно-прикладного искусства адыгов. Необходимо отметить, что в этом контексте, котурны исследуются впервые.

Хронологические рамки исследования очерчены концом XVIII – началом XX вв., а границы – местами компактного проживания адыгов (Республика Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия) и сопредельными территориями.

Для более полного раскрытия темы статьи, используются общие и частные методы искусствоведческого исследования. Доступные образцы рассматриваются по следующей схеме (Рисунок 6).

1

Рис. 6 – Алгоритм изучения образцов адыгских женских котурнов

Основные результаты

В соответствии с составленной схемой было рассмотрено 5 образцов котурнов. Три образца из коллекции Российского этнографического музея, один образец из коллекции Национального музея Республики Адыгея и один образец из коллекции Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Полученные результаты были внесены в таблицы (Таблицы 1-5).

Таблица 1 – Анализ образца № 1

КоллекцияРоссийскогоэтнографическогомузея
№п/п Фото Названиепредмета
1 Котурныженские, пара
Периодизготовления
Конец XIX – начало XX вв.
Территориябытования
Карачаево-Черкессия (черкесы)
Конструктивныеособенности
Составныекомпоненты
Нижняячасть колодка и подошва
Верхняячасть отсутствует
Формообразование
Нижняячасть Фигурная колодка, выточена в верхней части в форме ступни. От пятки и носка вниз спускаются две широкие подставки в форме полуовала. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем.
Верхняячасть отсутствует
Технологическиеособенности
Технологияизготовлениянижнейчасти
Колодка выточена из цельного куска древесины. Поверх окована латунными пластинами – целиком по подошве, боковым и внутренним сторонам; частично по передней части подставок (от подошвы вниз цельно, от вершины полуовала вырезан орнамент, под орнаментом имеется подложка из бархата). Части пластин смонтированы при помощи латунных гвоздиков. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем. На стержень нанизаны металлические колечки, к которым, возможно, по аналогии с крымскими «налын» и ногайскими «тавалдырыкъ» прикреплялись звенящие подвески. В месте соединения наружных боковых частей передних подставок с подошвой припаяны ушки для крепления верхней части.
Технологияизготовленияверхнейчасти
отсутствует
Художественныеособенности
Нижняячасть Верхняячасть
Материал мягкий твердый Материал отсутствует
бархат дерево, латунь
Цвет коричневый золотой Цвет отсутствует
Орнамент отсутствует симметричный зооморфный (два мелких рогообразных завитка в верхней части обращены вниз, два крупных рогообразных  завитка в нижней части обращены вверх) Орнамент отсутствует
Техникадекорирования подложкаподорнамент оковка выпиловка монтаж Техникадекорирования отсутствует

Таблица 2 – Анализобразца № 2

КоллекцияРоссийскогоэтнографическогомузея
№п/п Фото Названиепредмета
2 Котурныженские, пара
Периодизготовления
Конец XIX – начало XX вв.
Территориябытования
Неизвестно (адыги)
Конструктивныеособенности
Составныекомпоненты
Нижняячасть колодка и подошва
Верхняячасть отсутствует
Формообразование
Нижняячасть Фигурная колодка, выточена в верхней части в форме ступни. От пятки и носка вниз спускаются две широкие подставки в форме полуовала. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем.
Верхняячасть отсутствует
Технологическиеособенности
Технологияизготовлениянижнейчасти
Колодка выточена из цельного куска древесины. Поверх окована жестяными пластинами. Части пластин смонтированы при помощи гвоздиков. В месте соединения наружных боковых частей передних подставок с подошвой припаяны ушки для крепления верхней части.
Технологияизготовленияверхнейчасти
отсутствует
Художественныеособенности
Нижняячасть Верхняячасть
Материал Дерево, листоваяжесть Материал отсутствует
Цвет состаренноезолото Цвет отсутствует
Орнамент симметричный геометрический (на передней части подставок вычеканены три окружности одного диаметра – две по краям внизу и одна – сверху по центру. В центре окружностей и между ними вычеканены одиночные точки, а по осям – по четыре точки, скомпонованные в ромб. На верхней части подошвы – на носке, подошве и между ними вычеканены три окружности. В центре каждой окружности пять точек, скомпонованных в ромб с точкой в центре). Орнамент отсутствует
Техникадекорирования выпиловка монтаж чеканка дражировка Техникадекорирования отсутствует

Таблица 3 – Анализобразца № 3

КоллекцияРоссийскогоэтнографическогомузея
№п/п Фото Названиепредмета
3 Котурныженские, пара
Периодизготовления
Конец XIX в.
Территориябытования
Кабардино-Балкария (кабардинцы)
Конструктивныеособенности
Составныекомпоненты
Нижняячасть колодка и подошва
Верхняячасть фиксатор
Формообразование
Нижняячасть Фигурная колодка, выточена в верхней части в форме ступни. От пятки и носка вниз спускаются две широкие подставки в форме полуовала.
Верхняячасть Фиксатор для ноги вырезан в форме широкой полоски.
Технологическиеособенности
Технологияизготовлениянижнейчасти
Колодка выточена из древесины. Вся форма обтянута бархатом, и декорирована ажурными серебряными пластинами. Части пластин смонтированы при помощи серебряных гвоздиков. В месте соединения наружных боковых частей передних подставок с подошвой припаяны «ушки» для крепления верхней части.
Технологияизготовленияверхнейчасти
Фиксатор вырезан в виде широкой полосы. Состоит из двух частей: внутренней и наружной. На наружной стороне нашиты по три полоски галуна (по краям, чередуются серебряный и золотой галуны), между галунами – вышитая полоса. Концы фиксатора окантованы мелкими петельками. Фиксатор закреплен по боковым частям подошвы при помощи фигурной пластинки.
Художественныеособенности
Нижняячасть Верхняячасть
Материал мягкий твердый Материал бархат, золотые (металлизированные) нити
бархат дерево, серебро
Цвет красный золотой черныйсеребряный Цвет красный золотой серебряный

Окончаниетаблицы 3 – Анализобразца № 3

КоллекцияРоссийскогоэтнографическогомузея
Орнамент - на передней части подставок – в верхней части – орнамент в виде сердца, обращенного вершиной вниз в нижней части вся орнаментальная композиция заключена в полуовал образованный бордюр полуовала заполнен растительным орнаментом (двулистник с завитком) от бордюра, симметрично отходят завитки в центре расположен орнамент в виде сердца во внутреннее пространство вписан трилистник. На внетренней стороне подставки – ажурный орнамент – сердце с расходящимися от него рогообразными завитками. На подошве – на пятке – три круга, центральный круг выгравирован в виде спирали от носка до пятки выгравирован растительный орнамент по контуру подошва окантована бордюром, заполненным растительным орнаментом Орнамент геометрический разбивка на ромбы сплошное покрытие всей поверхности фиксатора
Техникадекорирования - оковка монтаж выпиловка гравировка чернение пайка Техникадекорирования ручное тканье галунов вышивка вприкреп по настилу обмоткапетель

Таблица 4 – Анализобразца № 4

Коллекция Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника
№п/п Фото Названиепредмета
4 Котурныженские, пара
Периодизготовления
Начало XX вв.
Территориябытования
Карачаево-Черкесия (черкесы)
Конструктивныеособенности
Составныекомпоненты
Нижняячасть колодка и подошва
Верхняячасть фиксатор
Формообразование
Нижняячасть Фигурная колодка, выточена в верхней части в форме ступни. От пятки и носка вниз спускаются две широкие подставки в форме полуовала.

Окончаниетаблицы 4 – Анализобразца № 4

Коллекция Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника
Верхняячасть Фиксатор для ноги вырезан в форме широкой полоски. Поверх полоски нашиты полосы галунов.
Технологическиеособенности
Технологияизготовлениянижнейчасти
Колодка выточена из цельного куска древесины. Поверх окована латунными пластинами. Части пластин смонтированы при помощи гвоздиков. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем. В месте соединения наружных боковых частей передних подставок с подошвой припаяны «ушки» для крепления верхней части.
Технологияизготовленияверхнейчасти
Фиксатор вырезан в виде широкой полосы. Состоит из двух частей: внутренней – кожаной, наружной – бархатной. На наружной стороне нашиты полоски галуна (по краям и сбоку). Фиксатор закреплен по боковым частям подошвы при помощи пластинки, продетой в «ушки».
Художественныеособенности
Нижняячасть Верхняячасть
Материал дерево, латунь Материал кожа, бархат, золотые, (металлизированные) нити
Цвет золотой Цвет коричневый, горчичный, золотой, серебряный
Орнамент на передней части подставок – симметричный зооморфный (два крупных рогообразных завитка в верхней части обращены вниз) на подошве – симметричный солярные и геометрические символы Орнамент отсутствует
Техникадекорирования оковка выпиловка монтаж чеканка дражировка Техникадекорирования ручноетканьегалунов

Таблица 5 – Анализобразца № 5

Коллекция Национального музея Республики Адыгея
№п/п Фото Названиепредмета
5 Котурныженские, пара
Периодизготовления
Конец XIX в.
Территориябытования
РеспубликаАдыгея (адыгейцы)
Конструктивныеособенности
Составныекомпоненты
Нижняячасть колодка и подошва
Верхняячасть фиксатор
Формообразование
Нижняячасть Фигурная колодка, выточена в верхней части в форме ступни. От пятки и носка вниз спускаются две широкие подставки в форме полуовала. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем.

Окончание таблицы 5 – Анализобразца № 5

Коллекция Национального музея Республики Адыгея
Формообразование
Верхняячасть Фиксатор для ноги вырезан в форме широкой полоски. Поверх полоски нашиты три узкие полосы галунов.
Технологическиеособенности
Технологияизготовлениянижнейчасти
Колодка выточена из цельного куска древесины (пихты). Поверх окована оловянными пластинами. Части пластин смонтированы при помощи гвоздиков. Для устойчивости подставок, вершины полуовала соединены параллельно подошве металлическим стержнем. В месте соединения наружных боковых частей передних подставок с подошвой припаяны «ушки» для крепления верхней части.
Технологияизготовленияверхнейчасти
Фиксатор вырезан в виде широкой полосы. Состоит из двух частей: внутренней – кожаной, наружной – бархатной. На наружной стороне нашиты три полоски галуна (по краям и в центре, с небольшим расстоянием между полосками). Фиксатор закреплен по боковым частям подошвы при помощи пластинки, продетой в «ушки».
Художественныеособенности
Нижняячасть Верхняячасть
Материал дерево, жесть Материал кожа, бархат, золотые (металлизированные) нити
Цвет серебряный Цвет коричневый, горчичный, золотой, серебряный
Орнамент на передней части подставок – симметричный, зооморфный(два крупных рогообразных завитка в верхней части обращены вниз) на подошве – симметричный солярные и геометрические символы Орнамент -
Техникадекорирования оковка выпиловка монтаж чеканка дражировка Техникадекорирования ручноетканьегалунов

Анализ данных, приведенных в таблицах, показал, что рассмотренные образцы котурнов бытовали на всех территориях проживания адыгов – в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее.

Все образцы имеют общие конструктивные элементы – состоят из нижней части (деревянной колодки) и верхней части (фиксатора). Котурны изготовлены по единой технологии – нижняя часть выточена из цельного куска древесины и окована металлом, а верхняя часть из кожи и покрыта галунами и вышивкой (Таблица 6).

Таблица 6 – Общий анализ конструктивных и технологических особенностей

№ образца конструктивныеособенности технологическиеособенности
составныекомпоненты формообразование технологияизготовлениянижнейчасти технологияизготовленияверхнейчасти
нижняячасть верхняячасть нижняячасть верхняячасть Колодка выточена из цельного куска древесины и окована пластинами. Части пластин смонтированы при помощи гвоздиков. По бокам припаяны «ушки» для крепления верхней части. Фиксатор вырезан в виде широкой полосы. Состоит из двух частей: внутренней и наружной. Фиксаторзакрепленприпомощипластинки, продетой в «ушки».
колодка и подошва фиксатор колодка в виде двух подставок в форме полуовала, подошва повторяет форму ступни полоска
1 + - + - + -
2 + - + - + -
3 + + + + + +
4 + + + + + +
5 + + + + + +

Несмотря на общие принципы композиции и технологию изготовления котурнов у адыгов, есть и ряд различий, которые проявляются в художественном оформлении изделий (Таблица 7).

Как видно из данных, приведенных в таблице – все рассмотренные образцы отличаются используемым материалом, цветом, орнаментом и техниками декорирования. Это говорит о том, что каждый мастер изготовлял не просто тиражируемый утилитарный предмет, а создавал высокохудожественное авторское произведение декоративно-прикладного искусства. Особенно, высокий уровень мастерства в работе ювелиров и золотошвеек, заметен на образце 3. Рассматриваемые котурны были изготовлены кабардинскими мастерами для подношения императрице МариеФедровне и подарены во время путешествия семьи российского императора Александра III на Кавказ [8, С. 17-43].

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд заключений:

  1. Котурны адыгских женщин имеют древнюю историю. Являясь важным атрибутом в женском княжеском костюме конца XVIII – начала XX вв. они несут как утилитарную, так и знаковую функцию;
  2. Несмотря на территорию бытования, принципы композиционного построения и технологии изготовления котурнов едины у всех представителей этноса, что, в свою очередь, говорит о выработке самобытной технологии;
  3. Высокий уровень мастерства достигли адыгские ювелиры и золотошвеи. Каждая пара котурнов – это не только высокохудожественное изделие, выполненное в лучших традициях ювелирного, золотошвейного и орнаментального искусства адыгов, но и вклад в российское, а соответственно, и в мировое декоративно-прикладное искусство.

Исследование не является завершенным. Изучение и раскрытие рассматриваемых в статье вопросов продолжается.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / cост. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – 636 с.
  2. Кабардинский фольклор/ под общ. ред. Г.И. Бройдо. – Москва. – Ленинград : ACADEMIA, 1936. – 652 с.
  3. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев. Одежда. Ювелирные украшения / Ф.Ю. Канокова. – Нальчик: Принт Центр, 2018. – 144 с.
  4. Канокова Ф.Ю. Художественно-конструктивные и технологические особенности традиционных адыгских женских головных уборов XIX начала XX вв. / Ф.Ю. Канокова, А.А. Кабардова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2021. – №4. – Часть 1. – С. 338–351.
  5. Мальбахов. Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство / Б.Х. Мальбахов. – Нальчик: Тетраграф, 2012. – 333 с.
  6. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев / Г.Х. Мамбетов. – Нальчик: Эльбрус, 2011. – 349 с.
  7. Народное творчество адыго-кабардино-черкесов. Орнамент / сост. П.Г. Акритас, А.А. Дадов и др. – Москва. – Нальчик, 1957. –Вып 1. – 50 с.
  8. Потто В.А. Царская семья на Кавказе. 18 сентября – 14 октября 1888г. / В.А. Потто. – Санкт-Петербург : Типография Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1889. – 236 с.
  9. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. Каталог / под ред. О.А. Федосеенко.– Санкт-Петербург : Славия, 2016. – 267 с.
  10. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. / Е.Н. Студенецкая. – Москва : Наука, 1989. – 288 с.

Список литературы на английском языке / Referencesin English

  1. Adygi, balkartsy, karachayevtsy v izvestiyakhyevropeyskikhavtorov XIII-XIX vv. [Adygs, Balkars, Karachays in the news of European authors of the 13th-20th centuries. Yusch] / comp. by V.K. Gardanov. –Nal'chik: El'brus, 1974. – 636 p. [in Russian]
  2. Kabardinskiyfol'klor [Kabardian folklore] / ed. By G.I. Broydo. – Moscow. – Leningrad : ACADEMIA, 1936. – 652 p. [in Russian]
  3. Kanokova F.Y. Dekorativno-prikladnoyeiskusstvonogaytsev. Odezhda. Yuvelirnyyeukrasheniya [Decorative and applied art of the Nogais. Clothing. Jewelry] / F.Y. Kanokova. – Nal'chik: PrintTsentr, 2018. – 144 p. [in Russian]
  4. Kanokova F.Y. Khudozhestvenno-konstruktivnyyeitekhnologicheskiyeosobennostitraditsionnykhadygskikhzhenskikhgolovnykhuborov XIX nachala XX vv. [Artistic, constructive and technological features of traditional Adyghe women's headdresses of the 19th and early 20th centuries] / F.Y. Kanokova, A.A. Kabardova // Dekorativnoyeiskusstvoipredmetno-prostranstvennayasreda. Vestnik MGKHPA [Decorative art and the subject-spatial environment. Bulletin of the MGHPA]. – 2021. – №4. – Part 1. – Pp. 338–351. [in Russian]
  5. Mal'bakhov. B.K. Cherkesskoye (adygskoye) dekorativno-prikladnoyeiskusstvo [Circassian (Adyghe) arts and crafts] / B.K. Mal'bakhov. – Nal'chik: Tetragraf, 2012. – 333 p. [in Russian]
  6. Mambetov G.K. Traditsionnayakul'turakabardintsevibalkartsev [Traditional culture of Kabardians and Balkars] / G.K. Mambetov. –Nal'chik: El'brus, 2011. – 349 p. [in Russian]
  7. Narodnoyetvorchestvoadygo-kabardino-cherkesov. Ornament [Folk art of the Adyghe-Kabardino-Circassians. Ornament] / comp. by P.G. Akritas, A.A. Dadovet al. – Mocow. – Nal'chik, 1957. –Iss. 1. – 50 p. [in Russian]
  8. Potto V.A. Tsarskayasem'yanaKavkaze. 18 sentyabrya – 14 oktyabrya 1888g. [The royal family in the Caucasus. September 18 – October 14, 1888] / V.A. Potto. – Saint-Petersburg : Printing House of the District Headquarters of the Caucasian Military District, 1889. – 236 p. [in Russian]
  9. Predmetykul'turyadygov v sobraniiRossiyskogoetnograficheskogomuzeya. Katalog [Circassian cultural objects in the collection of the Russian Ethnographic Museum. Catalog] / ed. by O.A. Fedoseyenko. – Saint-Petersburg : Slaviya, 2016. – 267 p. [in Russian]
  10. Studenetskaya Y.N. OdezhdanarodovSevernogoKavkaza XVIII-XX vv. [Clothing of the peoples of the North Caucasus in the 18th-20th centuries] / Y.N. Studenetskaya. – Moscow : Nauka, 1989. – 288 p. [in Russian]