ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ-МУСУЛЬМАНКИ В СЕМЕЙНОМ СОЮЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДА Р.ФАХРЕДДИНА «СЕМЬЯ»)
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.092
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ-МУСУЛЬМАНКИ В СЕМЕЙНОМ СОЮЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДА Р.ФАХРЕДДИНА «СЕМЬЯ»)
Научная статья
ORCID: 0000-0001-6353-773X,
Многопрофильный лицей №188, Казань, Россия
* Корреспондирующий автор (kadumova-r[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассматривается социально-правовой статус женщины-татарки в традиционной мусульманской семье на основе анализа работы «Семья» (Гаиля) татарского ученого, историка и богослова РизаэддинаФахреддина. Представлена мировоззренческая позиция автора о статусной идентификации женщины-мусульманки в конце XIX – начале ХХ вв. Выявлены факторы влияния на её статус в семейном союзе: исламская мораль, ролевые отношения, нормы нравственности. Охарактеризованы взаимоотношения жены и мужа, матери и детей, четко определены конфессиональные и социально-правовые составляющие семейной жизни. Систематично анализируются вопросы выбора супруги, брака по принуждению, семейного быта, определяется роль женщины в воспитательном процессе детей, модель отношений в браке между супругами, причины бракоразводного процесса. Доминирующую позицию в вопросе сохранения семьи как социального института ученый возлагает на женщину.
Ключевые слова: женщина, семья, права, Р. Фахреддин, ислам, жена.
HISTORICAL PROBLEM OF PERCEPTION OF THE ROLE OF MUSLIM WOMAN IN A FAMILY UNION (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF R.FAKHREDDIN «FAMILY»)
Research article
Kadimova R.R.*
ORCID: 0000-0001-6353-773X,
Multidisciplinary Lyceum No.188, Kazan, Russia
* Corresponding author (kadumova-r[at]mail.ru)
Abstract
The article examines the social and legal status of a Tatar woman in the traditional Muslim family on the basis of the analysis of the work of «Family» (Gailya) of the Tatar scholar, historian and theologian Rizaeddin Fakhreddin. The author’s ideological take on the status identification of a Muslim woman in the late 19th and early 20th centuries is presented. The factors of influence on her status in the family union have been established: Islamic morality, role relations, morality norms. The relationships between wife and husband, mother and children have been described, the confessional and socio-legal components of family life have been clearly defined. The issues of a spouse choice, arranged marriages and family life are systematically analyzed, including the role of women in the upbringing of children, the model of relationships between spouses, the reasons for divorce. The scholar places dominant position in the preservation of the family as a social institution on a woman.
Keywords: woman, family, rights, R. Fakhreddin, islam, wife.
Введение
Имя РизаэддинаФахреддина, ставшее символов татарского просветительства, не только в истории России, но и в мировой просветительской мысли конца XIX – начала ХХ вв, является воплощением национальной культуры, исторического наследия татарского народа, его идеалом гуманизма, религиозной нравственности.
В данной статье мы подробно остановимся на взглядах ученого относительно роли женщины-мусульманки в семейном союзе на рубеже веков основываясь на анализ его работы «Семья» (Гаиля).
В последние десятилетия в научном сообществе возросло внимание к гендерным аспектам исследования проблем. В условиях роста тенденций к падению нравственности в мировом сообществе, в том числе в Российской Федерации, особую значимость приобрел вопрос по сохранению семьи как социального института. Проблема исторического анализа гендерных отношений актуальна, так как роль женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности определенного общества, но и свидетельством потенциала его эволюции, фактором дальнейшего развития социума.
Основные результаты
Сто двадцать лет назад (1902) в г.Оренбург вышла из печати книга РизаэддинаФахреддина (1859-1936) «Семья» (Гаиля). К этому времени автор был уже известным ученым-историком, выдающимся религиозным деятелем, авторитетным журналистом не только в татарском социуме, но и во всем мусульманском мире Российской империи. С 1891 года он являлся членом Оренбургского духовного собрания, а на стыке веков выступил и как автор био-библиографического труда «Асар» (Асар), фундаментальных библиографических работ «Знаменитые мужи» (Мәшһүрирләр), «Знаменитые женщины» (Мәшһүрхатыннар) и др. Особое место в публицистическом наследие ученого занимают сочинения аналитического характера, нравственно-дидактической направленности «Наука нравственности». Р.Фахреддин рекомендует их использование в качестве учебно-методических пособий для мусульманских школ (мәдрәсә). Данная серия состоит из 11 самостоятельных работ ученого, написанных им в разные годы, в том числе и рассматриваемая нами работа «Семья» (Гаиля).
Четко понимая, что с семьи, составляющей основу общества, начинается процесс воспитания человека и формирования его как личности с самого рождения, Р.Фахреддин пишет свой труд «Семья». В содержании труда ученый отмечает, что по исламу создание семьи считается таким же важным и нужным делом, как создание государства, выдвигая тем самым социальный институт – семью и факт его существования в ряд приоритетных задач не только отдельной конфессии, но и государственной политики в том числе.
В данной работе Р.Фахреддин пытается рассмотреть все аспекты семейной жизни, социума мусульманского населения имперской России начала ХХ в. «Он рисует целостную картину взаимоотношений жены и мужа, четко определяет нормы и правила счастливой и гармоничной семейной жизни. Ученый систематично анализирует вопросы семейного быта, воспитания жены, задумывается о роли женщин в воспитательном процессе детей, пишет о равных отношениях в браке между супругами, детально освещает бракоразводный вопрос, рассказывает об обязанностях отца и матери перед детьми и т.д.» [1, С.205]
Анализ исторических источников показал, что в обновляющемся мусульманском обществе России конца XIX – начала XX вв. вопрос о роли и функциях женщины в семье, её правах и обязанностях был актуальным.
Среди вопросов, рассмотренных Р.Фахреддином в труде «Семья» можно выделить следующие:
- проблема нравственности;
- брак по принуждению;
- вопросы взаимоотношений мужа и жены в семье;
- развод (талак).
Задумываясь о взаимоотношениях мужчины и женщины, Р.Фахреддин заявляет, что действительная дружба между не вступившими в брак мужчиной и женщиной не может существовать по канонам исламской религии. «Действительная, доверительная дружба может быть только между женатыми мужчинами и замужними женщинами» [7, с. 208]. Автор делает особый акцент на том, что жениться нужно и с точки зрения нравственности.
Рассуждая о вопросе выбора спутника жизни Р.Фахреддин, не мог не затронуть проблему выдачи замуж девушек против их воли. У мусульман конца XIX– начала XX вв., данное явление, преследующее материальную выгоду, было весьма популярно. Ученый подчеркивает, что по законам ислама женщина наделена большим правом, ей дано право самой выбрать себе мужа. Родители не могут принудить ее выйти замуж за человека, с которым она не желает состоять в браке. Критикуя притеснения и запреты, исходящие от родителей при выдаче замуж дочерей, Р.Фахреддин не является сторонником полного отстранения родителей от участия в этом мероприятии. Девушка должна сама сделать выбор – принимать ей предложение или отказаться от него. Однако это не значит, что она не должна прислушиваться к мудрым и разумным советам родителей. По мнению ученого, родители не должны притеснять и ущемлять права детей при выборе будущего супруга, точно так же им нельзя отчуждаться и стоять в стороне в столь важный и ответственный момент. Так как, уверяет автор, «если дать полную свободу действий – молодежь может принять ошибочное решение, в силу своей неопытности оказавшись в плену материальных богатств, предлагаемых в качестве свадебных подарков» [10, С.16]. Такое необдуманное решение, по словам ученого, как правило, приводит к сильному раскаянию. «В жизни никах (мусульманская свадьба) по принуждению не является залогом ожидаемой счастливой семейной жизни, так как души молодых не являются родственными, их совместная жизнь наполняется злобой и впоследствии может стать тяжкой, подобной адским мукам» [10, С.17].
Рассматривая проблему браков по принуждению, автор пишет, что зачастую неравные браки против воли девушек совершаются из-за желания родителей нажиться богатством жениха, выдав свою дочь за состоятельного и старого человека. «Отдавать юных девушек замуж за мужчин в несколько раз старше их, также благовоспитанных девушек за невоспитанных богатых женихов – равносильно продаже личного счастья за обещанное имущество, которое не является залогом счастья в семейной жизни»[10, С.21], – уверяет автор.
Характеризуя мужчин и женщин, составляющих основу семьи, по их физическим способностям, физиологическим возможностям, духовным и психологическим особенностям, Р.Фахреддин дает следующее определение: «Муж в семье должен быть руководителем, а жена – его опорой и человеком, на которого возлагаются обязанности руководства домашними делами» [10, С.19]. Тем самым, автор подтверждает общепринятое определение о первостепенной позиции женщины в ведение домашнего быта. Анализируя условия незыблемости семейного очага и взаимопонимания между супругами, мыслитель подробно останавливается на некоторых моментах, касающихся данного вопроса. Первым условием, способствующим укреплению семьи, по мнению Р.Фахреддина, является отношение мужа к жене как к своему товарищу и лучшему другу, в случае своего отсутствия муж должен предоставить жене возможность быть хозяйкой, целиком поручая ей управление домом при полном доверии.
Восхищаясь мудрой, находчивой и великодушной женщиной, управляющей семьей, словно чуткий психолог, способной найти к каждому члену семьи подход и нужное слово, «согревающее» душу, Р.Фахреддин приравниваетеё деятельность к тяжелому и ответственному труду управления государством. «Если рассматривать семью как маленькое государство, управление которым находится в руках женщины, зависящей от своего мужа (учитывая, что ее обязанности заключаются не только в том, чтобы приготовить еду, расстелить постель, убрать дом, присмотреть за ребенком и т.д.), ее труд в семье сопоставим с ответственным делом управления целым государством»[10, С.35]. Тем самым богослов подчеркивал идею, что женщина-мать, хозяйка – воспитатель будущего человечества. Именно от нее зависит каким будет будущее нации и человечества в целом. Так Р.Фахреддин возвел вопрос о социально-правовом статусе женщины в семье и мусульманском обществе на высоту государственно-политических проблем.
Рассматривая отношения и поведенческие стереотипы супругов, предпринимаемые для сохранения чувств и доброжелательных отношений в семье, Р.Фахреддин рекомендует женщинам, проявлять радость в тот момент, когда муж возвращается домой с работы, вообще радоваться ему всегда. «Мудрая женщина, желающая сохранить благоприятную атмосферу в семье, никогда не станет противоречить мужу, упрямиться и разговаривать с ним в насмешливом, издевательском тоне»[10, С.32].
В связи с этим можно сделать вывод, что для мыслителя роль женщины в семье прежде всего просматривается через ее функции жены и матери –«это главное предназначение и дело всей ее жизни» [10, С.33].
К самым нужным качествам женщины историк относит практичность будущей хозяйки. В своем труде «Джавамигулькарлимшархи» (комментарии к изречениям пророка Мухаммада)[7, С.602] Р.Фахреддин пишет, какой должна быть женщина, в комментарии к хадису №42, гласящему: «Экономная женщина не бывает разорительна для мужа, бывает в жизни необременительна и не составляет много хлопот». (Ахмад ибн Ханбаль, ч.6, с.82)[2, С.18]. Выражая свое мнение по этому поводу, автор приводит примеры, основываясь на своем жизненном опыте и наблюдениях.
Рассуждая о качествах, присущих хорошей жене, мыслитель ставит на первый план религиозность и набожность, т.е. знание канонов мусульманской религии обязательно для женщин. «Хорошая жена – первая помощница в сохранении религии» [10, С.28].
Анализируя возникшие непонимание и разногласия в семье, автор пишет, «когда муж и жена не любят друг – друга и не находят удовольствия в семейной жизни, не могут быть защитой друг друга, между ними растет вражда и отсутствуют признаки счастливой семейной жизни» [10, С.38]. Жизнь в подобном состоянии приносит всем членам семьи только вред, травмируя психоэмоциональное состояние личности. Именно поэтой причине Р.Фахреддин допускает возможность получения развода (талак) при желании одного из супругов расторгнуть брачный союз, т.к. данные действия не противоречат нормам мусульманского законодательства (Шариат).
Таким образом, Р.Фахреддин утверждает, что «естественный брак» требует равенства в возрасте, нравственного мировоззрения и в других делах, муж и жена должны соответствовать друг-другу по всем критериям. Если в семье права мужа и жены не будут соблюдаться, они станут причиной многих нежелательных ситуаций, которые впоследствии могут повлечь за собой разрушение семьи. Богослов был уверен, что главным в браке должно быть взаимное уважение и согласие друг к другу, а не страх, подчинение и бесправное положение жены.
Задаваясь вопросом: в чем секрет истинного счастья на земле? Р.Фахреддин в своих трудах вновь и вновь напоминает читателю о том, что самое великое счастье на земле – когда у тебя есть прекрасная семья. «Человек, у которого есть уютный дом, благочестивая жена, хорошая жизнь – самый счастливый человек на свете» [10, С. 42].
Обсуждение
Следует отметить, что в отечественной науке за последнее десятилетие историческая проблема роли женщины в обществе и ее статусная трансформация на примере мусульманского сообщества исследовалась в отдельных научных статьях целого ряда ученых. Так, проблема "женского вопроса" на страницах периодической печати в начале ХХ в. была подробно изучена Брилевой Д.С. [12], Чубукчиевой Л.З.[13]; женское мусульманское движение в прошлом и настоящем исследовалась Саттаровой А.И., Фазлиевым М.А. [14].
На сегодняшний день в научном сообществе ведется активная деятельность по возвращению и популяризации исторического наследия многих выдающихся ученых татарского народа, в том числе и Р.Фахреддина. В силу того, что труды автора были написаны на старо-татарском языке с применением арабской графики, большая часть работ была не доступна широкому кругу общественности. За последние десятилетие значительная часть трудов ученого были переведены на русский и татарский языки и опубликованы на кириллице. Историк Марданова Д.З. в научной статье анализирует работы Р.Фахреддина вошедшие в научный оборот с 2018-2020 г.[15].
Заключение
Рассматривая взгляды Р.Фахреддина на различные аспектыфункционирования мусульманской семьи и роли женщины в ней, делая выводы можно сказать, что ученый возвел вопрос восприятия роли женщины-мусульманки в семейном союзе на высоту государственно-политических проблем. Главным критерием сохранения семьи как социального института ученый видит в проявлении чувства согласия и товарищества в браке между супругами и отсутствия каких-либо притеснений, продиктованных этно-конфессиональными пережитками традиционного общества татар-мусульман начала ХХ века. Напоминая о том, что создание семьи очень ответственный и серьезный шаг, Р.Фахреддин старается ознакомить всех мусульман с основными правилами и навыками введения семейной жизни, являющиеся ключевыми в вопросе взаимоотношений супругов. В аналитическом труде «Семья» ученый неоднократно подчеркивает, что семья является показателем повышения авторитета нации и непременным фактором её сохранения. Тем самым, в решение вопроса, не теряющего актуальности и по сей день, ученый возлагает главную роль на женщину. Указывая, что незыблемой основой крепкой семьи является праведная и добродетельная женщина. Онажесамаяглавнаярадость в жизнимужчины.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Кадымова Р.Р. Вклад РизаэддинаФахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX – начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 2013.11.01 : утв. 2013.10.10 / Р.Р.Кадымова – Казань: 2013. – 205 c.
- Хабибуллина А.М. Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII– в первой половине XIX вв: дис. ...канд. социальн. и гум. наук : 13.00.01 : защищена 2012.03.01 : утв. 2012.02.16 / А.М. Хабибуллина – Казань: 2012. – 189 c.
- Мухаммад Али аль-Хашими Личность мусульманки согласно Корану и Сунне / аль-Хашими Мухаммад Али – Уфа: Madrasanamedafter M. Sultanova, 2003. – 390 c.
- Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало ХХ веков / Л.И.Тухватуллина – Казань: Tatarbookpublishinghouse, 2003. – 207 c.
- Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования российского двадцатого века. / Н.Л. Пушкарева, О.В. Большакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2020. – Vol. 65.–Iss. 1. – С. 318–328.
- Чубукчиева Л.З. Женский вопрос на страницах журнала "Алеминисван". / Л.З. Чубукчиева // Эхо веков. – 2013.– № 1-2 (70-71). – C. 36-43.
- Брилева Д.С. О женщине и устами женщины: мусульманка в татарской периодической печати начала ХХ в.. / Д.С. Брилева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 17-36. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-2-17-36
- Саттарова А.И. Образ татарской женщины-мусульманки и развитие женского движения в контексте исторической памяти: возрождающиеся и новые традиции. / А.И. Саттарова, М.А. Фазлиев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4-2. – С. 29-34.
- Марданова Д.З. Произведения РизаэддинаФахреддина, изданные в 2018-2020 гг. / Д.З. Марданова // Историческая этнология. – 2020. – № 2. – С. 345-354. DOI: 10.22378/he.2020-5-2.345-354
- Фәхретдин Р. Тәрбиялеана /Р.Фәхретдин. – Оренбург: Кәримовматбагасы, 1909. – 16 б.
- Фәхретдин Р. Тәрбиялехатын / Р.Фәхретдин. – Оренбург: Кәримовматбагасы, 1910. – 24 б.
- РизаэддинФәхретдинов: Фәнни-биографикҗыентык. РизаэтдинФәхретдинов: Научно-биографический сборник. – Казань: Рухият, 1999. – 224 с.
- РизаэтдинбинеФәхретдин. Җәвамигулькәлимшәрхе. – Казан: Иман, 2002. – 602 с.
- Фәхретдин Р. Әһлегыяль / Р.Фәхретдин. – Оренбург: Шәреккөтебханәсе, 1910. – 28 б.
- ФәхретдинР. Гаилә (4 басма) / Р.Фәхретдин. – Оренбург: Вакытъ, 1912. – 42 б.
Список литературы на английском языке / References in English
- Kady'mova R.R. VkladRizae'ddinaFaxreddina v formirovanienovogostatusazhenshhiny' v tatarskomobshhestvekoncza XIX – nachala XX vv.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Contribution of RizaeddinFahreddin to the formation of a new status of women in Tatar society of the late XIX – early XX centuries: abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences, Kazan.] dis....of PhD in Social and human sciences: 07.00.02 : defense of the thesis 2013-11-01 : approved 2013-10-10 / R.R. Kady'mova – Kazan', 2013. – 205 p. [in Russian]
- Xabibullina A.M. Polozheniezhenshhiny' v tatarskomobshhestve v konce XVIII– v pervojpolovine XIX vv: [The position of women in Tatar society at the end of the XVIII– first half of the XIX centuries] dis....of PhD in Social and human sciences: 13.00.01 : defense of the thesis 2012-03-01 : approved 2012-02-16 / A.M. Xabibullina – Kazan', 2012. – 189 p. [in Russian]
- Muxammad Ali al'-XashimiLichnost' musul'mankisoglasnoKoranuiSunne [The identity of a Muslim woman according to the Quran and the Sunnah] / al'-XashimiMuxammad Ali – Ufa: MADRASA NAMED AFTER M. SULTANOVA, 2003. – 390 p. [in Russian]
- Tuxvatullina L.I. Problemacheloveka v trudaxtatarskixbogoslovov: konecz XIX –nachalo XX vekov [The problem of man in the works of Tatar theologians: the end of the XIX – beginning of the XX centuries] / L.I. Tuxvatullina – Kazan': Tatar book publishing house, 2003. – 207 p. [in Russian]
- Pushkareva N.L. Genderny'eissledovaniyarossijskogodvadczatogoveka [Gender studies of the Russian twentieth century]. / N.L. Pushkareva, O.V. Bol'shakova // Vestnik Sankt-Peterburgskogouniversiteta [Bulletin of St. Petersburg University]. – 2020. – Vol. 65.–Iss. 1. – Pp. 318–328. [in Russian]
- Chubukchieva L.Z. Zhenskijvoprosnastraniczaxzhurnala "Alemi nisvan" [Women's issue on the pages of the magazine "Alemi Niswan"]. / L.Z. Chubukchieva // E'xovekov [The Echo of Centuries]. – 2013. – № 1-2 (70-71). – Pp. 36-43. [in Russian]
- Brileva D.S. O zhenshhineiustamizhenshhiny': musul'manka v tatarskojperiodicheskojpechatinachala XX v. [About a woman and through the mouth of a woman: a Muslim woman in the Tatar periodical press of the early twentieth century.]. / D.S. Brileva // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossiii za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. – 2018. – № 2. – Pp. 17-36. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-2-17-36 [in Russian]
- Sattarova A.I. Obraztatarskojzhenshhiny'-musul'mankiirazvitiezhenskogodvizheniya v konteksteistoricheskojpamyati: vozrozhdayushhiesyainovy'etradicii [The Image Of The Tatar Muslim Woman And The Development Of The Women's Movement In The Context Of Historical Memory: Reviving And New Traditions]. / A.I. Sattarova, M.A. Fazliev // Vestnikkazanskogogosudarstvennogouniversitetakul'tury' iiskusstv[Bulletin Of The Kazan State University Of Culture And Arts]. – 2015. – № 4-2. – Pp. 29-34. [in Russian]
- Mardanova D.Z. Proizvedeniyarizae'ddinafaxreddina, izdanny'e v 2018-2020 gg [The Works Of RizaeddinFahreddin, Published In 2018-2020]. / D.Z. Mardanova // Istoricheskayae'tnologiya[Historical Ethnology]. – 2020. – № 2. – Pp. 345-354. DOI: 10.22378/he.2020-5-2.345-354 [in Russian]
- Fahretdin R. Educated mother /R. Fahretdin. –Orenburg: Karimov printing house,1909[in Tatar]
- RizautdinFahretdin A well-mannered woman /R. Fahretdin. – Orenburg: Karimov printing house, 1910 [in Tatar]
- RizaeddinFakhretdinov: a scientific and biographical collection. RizaetdinFakhretdinov: A scientific and biographical collection. – Kazan: Ruhiyat, 1909.[in Tatar]
- Rizautdin bin Fahretdin.ZavamigulKalimsherhe. – Kazan: Iman, 2002.[in Tatar]
- Home economics. – Orenburg: Vostochnayatipografiya, 1910.[in Tatar]
- Fakhretdin R. Family (4th ed.). – Orenburg: Vakyt, 1912. [in Tatar]