ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ И ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.123
Выпуск: № 5 (95), 2020
Опубликована:
2020/05/18
PDF

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ И ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Научная статья

Ивашкина М.Г.1, *, Чернов Д.Н.2, Беляков К.В.3

1 ORCID: 0000-0002-3784-9046;

2 ORCID: 0000-0001-5404-5325;

1, 2, 3 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (wowmania[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности взаимосвязи отношения подростков, страдающих онкогематологическими заболеваниями, к матерям и типов отношения к болезни. Обнаружено, что в структуре отношения ребенка к заболеванию выражены смешанный (гармонический/ экзорпатический) и анозогнозический типы. Ипохондрический тип отношения к болезни отрицательно взаимосвязан со стремлением к принятию родителя; согласие между родителем и ребенком положительно коррелирует с меланхолическим типом, но отрицательно, – с неврастеническим типом отношения к заболеванию; дисфорический тип отрицательно связан со строгостью матери. Обсуждаются следствия результатов для оптимизации взаимоотношений ребенка с медперсоналом и поддерживающей психотерапевтической работы с семьей подростка.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, онкогематологические заболевания, тип отношения к болезни.

RELATIONSHIP OF TYPE OF ATTITUDE TO DISEASE AND ATTITUDE TO PARENTS IN ADOLESCENTS WITH ONCOHAEMATOLOGICAL DISEASES

Research article

Ivashkina M.G.1, *, Chernov D.N.2, Bel'akov K.V.3

1 ORCID: 0000-0002-3784-9046;

2 ORCID: 0000-0001-5404-5325;

1, 2, 3 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

* Corresponding author (wowmania[at]mail.ru)

Abstract

The paper discusses the relationship of attitudes of adolescents suffering from hematologic diseases to their mothers and types of attitude to the disease. It was found that mixed (harmonic/exorpathic) and anosognosic types are expressed in the structure of the child’s attitude to the disease. The hypochondriacal type of attitude to the disease is negatively interconnected with the desire to adopt a parent; the agreement between a parent and a child is positively correlated with the melancholic type, but negatively, with the neurasthenic type of attitude to the disease; the dysphoric type is negatively associated with the severity of a mother. The consequences of the results for optimizing the relationship of a child with medical staff and supporting psychotherapeutic work with the teenager's family are discussed as well.

Keywords: parent-child relationships, adolescence, hematologic diseases, type of relationship to the disease.

Изучение переживаний детьми ситуации болезни в последнее десятилетие стало одним из важнейших направлений в исследовании психологии совладания с онкологическими заболеваниями и создания психокоррекционных программ помощи онкобольным детского возраста [3], [8]. Если в отечественной науке авторы опираются на понятие «внутренняя картина болезни» и изучают различные типы отношения к онкологическим заболеваниям [1], то в зарубежных работах исследователи в изучении особенностей отношения к болезни и ее переживания основываются на представлениях теории посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [8], [9], [10]. Интересно что онкобольные дети, как правило, демонстрируют не более выраженную симптоматику ПТСР, чем дети больные другими, не несущими угрозу жизни, заболеваниями [10], хотя различия в уровне дистресса и тревоги у пациентов-подростков могут зависеть от стадии заболевания или метода лечения [7]. Вопрос о специфике типов отношения к болезни у подростков, страдающих онкологическими заболеваниями, в отечественной науке изучен слабо.

Ресурсное значение для оптимизации психоэмоционального состояния онкобольного ребенка имеют особенности детско-родительских взаимоотношений. Показано, что родители онкобольных детей имеют симптомы ПТСР (трудности в когнитивной переработке информации, реакции избегания, психоэмоциональное возбуждение); переживают фобии, страх, тревогу, депрессию; у них снижается уровень эмпатии к ребенку. Вместе с тем, подростки, страдающие онкологическими заболеваниями, демонстрируют выраженный запрос на улучшение детско-родительских взаимоотношений: они склонны принимать своих матерей и сотрудничать с ними в большей степени, чем здоровые дети того же возраста. Растет интегрированность отношения подростка к родителю: при возрастании стремления детей к доверительным отношениям, возникает запрос на поддержку со стороны матери; при этом ребенок готов к положительному принятию родителя как авторитета и толерантен к строгому отношению со стороны матери [4]. Восприятие подростком детско-родительских отношений как поддерживающих, сензитивных к потребностям ребенка может являться одним из факторов функционально адаптивного отношения ребенка к заболеванию, что, в свою очередь, может являться важнейшим условием создания благоприятной реабилитационной среды для онкобольного ребенка.

Целью работы стало изучение особенностей отношения к болезни у подростков, страдающих онкогематологическими заболеваниями, и взаимосвязи этих особенностей с отношением детей к матерям. Исследование продолжает работу, представленную нами в [4].

Выборка исследования

Выборка состояла из 14 подростков в возрасте 11–15 лет с онкогематологическими заболеваниями, проходящими лечение в Национальном научно-практическом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева. Получено согласие родителей на участие детей в обследовании.

Методики исследования

Для диагностики особенностей детско-родительских отношений использовался вариант опросника И. М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок» для подростков [5], которая позволяет оценить представления ребенка о родителе (в нашей работе это – матери): его требовательности, строгости, степени контроля над поведением, эмоциональной близости, степени принятия ребенка, наличия стремления к сотрудничеству, согласия с родителем, последовательности его отношения к ребенку, авторитетности родителя и удовлетворенности отношениями с ним. Для изучения особенностей отношения к болезни использована методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ), разработанная в лаборатории клинической психологии института им. В. М. Бехтерева [6], которая позволяет определить выраженность гармонического, экзорпатического, анозогнозического, тревожного, ипохондрического, неврастенического, меланхолического, апатического, сенситивного, эгоцентрического, паранойяльного и дисфорического типов отношения к заболеванию. С помощью статистического пакета Statistica 12 подсчитывались дескриптивные статистики и проводился корреляционный анализ rs – Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Сопоставление средних по шкалам методики ТОБОЛ показывает, что наиболее выраженными в структуре отношения ребенка к заболеванию являются гармонический, экзорпатический и анозогнозический типы; причем средние значения существенно выше, чем по остальным шкалам методики. Корреляционный анализ между шкалами опросника показывают, что гармонический тип отношения к болезни положительно коррелирует с экзорпатическим (rs = 0,87; p<0,01), ипохондрическим (rs = 0,56; p<0,05) и эгоцентрическим (rs = 0,69; p<0,01) типами; экзорпатический тип также взаимосвязан с ипохондрическим (rs = 0,70; p<0,01) и эгоцентрическим (rs = 0,69; p<0,01) типами отношения к заболеванию. Примечательно, что анозогнозический тип отношения к заболевания не связан ни с каким другим типом. Можно сделать вывод о том, что в структуре отношения ребенка к заболеванию выражены два типа, а именно, – смешанный (гармонический/ экзорпатический) и анозогнозический типы, а не три, на что указывает анализ средних величин по шкалам ТОБОЛ. В первом случае это означает, что дети оценивают свое состояние объективно, у них есть стремление к выздоровлению; они склонны не думать о своем заболевании и продолжают заниматься интересующей их деятельностью. Во втором случае, подростки отбрасывают мысли о болезни и о возможных ее последствиях, вплоть до отрицания. У них проявляются отчетливые тенденции рассматривать симптомы болезни как проявления «несерьезных» заболеваний или случайных колебаний самочувствия. При этом ребенок требует к себе внимания и сочувствия со стороны окружающих (родственников, врачей, медперсонала). В целом, можно говорить об отсутствии каких-либо явных проблем в адаптации к болезни, что соответствует результатам зарубежных исследований, проведенных в контексте изучения симптомов ПТСР у детей, страдающих онкологическими заболеваниями [10].

Судя по слабой выраженности значений по остальным (кроме диагностирующих гармонический, экзорпатический и анозогнозический типы отношения к болезни) шкалам методики ТОБОЛ остальные взаимосвязи вносят незначительный вклад в структуру отношения подростков к переживаемым онкогематологичевким заболеваниям. Они указывают на присутствие ряда слабо выраженных смешанных типов. Получено, что, помимо описанных взаимосвязей, эгоцентрический тип отношения к болезни положительно коррелирует с ипохондрическим (rs = 0,80; p<0,01) и неврастеническим (rs = 0,55; p<0,05) типами. В этом случае ребенок сосредоточен на субъективных неприятных или болезненных ощущениях, проявляет симптомы «раздражительной слабости» в совладании с ними, а также стремится к получению своеобразной «выгоды» от ситуации заболевания: требует к себе исключительного отношения к себе со стороны окружающих в ущерб их собственным делам и заботам. Кроме того, паранойяльный тип отношения к болезни положительно коррелирует с неврастеническим типом (rs = 0,67; p<0,05), а меланхолический тип отношения к заболеванию положительно связан с апатическим типом (rs = 0,90; p<0,01). В первом случае для больных с симптомами «раздражительной слабости» характерна подозрительность и настороженность к окружению, лечебным процедурам и действиям медперсонала, а во втором, – подростки склонны пессимистически и безразлично относиться к лечебным процедурам и прогнозам даже при удовлетворительном самочувствии и благоприятных данных о течении лечения.

Особенности отношения к матерям, диагностированных при помощи методики «Взаимодействие родитель – ребенок» для подростков, а также структура корреляционных связей между шкалами опросника представлена нами ранее в [4]. Анализ взаимосвязей между различными типами отношения детей к болезни и отношения подростков к родителям выявил, что ипохондрический тип отношения к болезни отрицательно коррелирует со стремлением к принятию родителя (rs = -0,72): при таком отношении к матери ребенок демонстрирует адекватное отношение к болезненным процедурам, не преувеличивает их негативные последствия, верит в успех лечения и доверяет мнению специалистов. Согласие между родителем и ребенком положительно коррелирует с меланхолическим типом (rs = 0,65), но отрицательно, – с неврастеническим типом отношения к заболеванию (rs = -0,71): на фоне несколько сниженного настроения ребенок способен терпеть неудобства, связанные с лечением. Наконец, дисфорический тип отрицательно связан со строгостью родителей (rs = -0,88): при таком уровне принятия матери ребенок сдержан, неагрессивен, с пониманием относится к директивному стилю поведения родителя.

Полученные результаты могут способствовать лучшему пониманию внутреннего мира подростков, столкнувшихся с потенциально опасными для жизни онкогематологическими заболеваниями, а также учету особенностей отношения детей к болезни для целей оптимизации взаимоотношений ребенка с медперсоналом и при поддерживающей психотерапевтической работе с семьей ребенка. Отметим, что выявленные тенденции требуют дальнейшей верификации на выборках большего объема с учетом пола ребенка, тяжести и специфики заболевания, стадии лечения и при помощи более сложных методов математической обработки, например, факторного анализа.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. АсеевВ.Г. Психическое состояние и отношение к болезни у онкобольных разного пола / В. Г. Асеев // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 46. – С. 161–168.
  2. БогуславскаяВ.Ф. Влияние призмы трансформации смыслов матери на эмоциональные особенности взаимодействия с онкобольным ребенком / В. Ф. Богуславская, А. В. Гришина, А. С. Коленова // Северо-Кавказский психологический вестник. – – № 12 (4). – С. 40–45.
  3. ИвашкинаМ.Г. Опыт психокоррекционного и психореабилитационного сопровождения личности в условиях онкологического заболевания / М. Г. Ивашкина // Лечебное дело. – 2010. – № 3. – С. 49–54.
  4. Ивашкина М.Г. Особенности отношения к родителям у подростков, страдающих онкогематологическими заболеваниями / М.Г. Ивашкина, Д. Н. Чернов, К. В. Беляков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 12 (90). – Ч. 2. – С. 79–82.
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / ИМ. Марковская. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2000. – 150 с.
  6. Психологическая диагностика отношения к болезни / пособ. для врачей.– СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005. – 33 с.
  7. ХаинА.Е. Эмоциональное состояние и стратегии совладания подростков с онкогематологическими заболеваниями / А. Е. Хаин, А. Б. Холмогорова, В. А. Абабков // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 4. – C. 131–149.
  8. Bruce M. A systematic and conceptual review of posttraumatic stress in childhood cancer survivors and their parents / M. Bruce // Clinical psychology review. – 2006. – № 26. – P. 233–256.
  9. NorbergL. Parent distress in childhood cancer: A comparative evaluation of posttraumatic stress symptoms, depression and anxiety / A. L. Norberg, K. K. Boman // Acta Oncologica. – 2008. – Vol. 47 (2). – P. 267–274.
  10. Phipps Symptoms of post-traumatic stress in children with cancer: Does personality trump health status? / S.Phipps, N. Jurbergs, A. Long // Psychooncology. – 2009. – Vol. 18 (9). – P. 992–1002.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. AseevG. Psikhicheskoe sostoyanie i otnoshenie k bolezni u onkobol'nykh raznogo pola [Psychological state and atttitude towards illness among male and female cancer patients] / V. G. Aseev // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian psychological journal]. – 2012. – № 46. – P. 161–168. [in Russian]
  2. BoguslavskayaF. Vliyanie prizmy transformatsii smyslov materi na emotsional'nye osobennosti vzaimodeistviya s onkobol'nym rebenkom [Influence of the prism of transformation of the mother's meanings on the emotional features of interaction with a child with cancer] / V. F. Boguslavskaya, A. V. Grishina, A. S. Kolenova // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik [North-Caucasian psychological bulletin]. – 2014. – № 12 (4). – P. 40–45 [in Russian]
  3. IvashkinaG. Opyt psikhokorrektsionnogo i psikhoreabilitatsionnogo soprovozhdeniya lichnosti v usloviyakh onkologicheskogo zabolevaniya [Experience of psychocorrection and psychorehabilitation support of the person in the conditions of oncological disease] / M. G. Ivashkina // Lechebnoe delo [Journal of general medicine]. – 2010. – № 3. – P. 49–54. [in Russian]
  4. IvashkinaG. Osobennosti otnosheniya k roditelyam u podrostkov, stradayushchikh onkogematologicheskimi zabolevaniyami [Features of attitude to parents in teenagers suffering from oncogematological diseases] / M. G. Ivashkina, D. N. Chernov, K. V. Bel'akov // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. – 2019. – № 12. – V. 2. – P. 92–107. [in Russian]
  5. MarkovskayaM. Trening vzaimodeistviya roditelei s det'mi [Training of interaction of parents with children] / I. M. Markovskaya. – SPb.: OOO Izd-vo "Rech'", 2000. – 150 p. [in Russian]
  6. Psikhologicheskaya diagnostika otnosheniya k bolezni [Psychological diagnostics of the attitude to the disease] / posob. dlya vrachei. – SPb.: Sankt-Peterburgskii nauchno-issledovatel'skii psikhonevrologicheskii institut im. V. M. Bekhtereva, 2005. – 33 p. [in Russian]
  7. KhainE. [Emotional state and coping strategies of adolescents with oncohematological diseases] / A. E. Khain, A. B. Kholmogorova, V. A. Ababkov // [Clinical psychology and special education]. – 2018. – V. 7.  – № 4. – P. 131–149. [in Russian]
  8. Bruce A systematic and conceptual review of posttraumatic stress in childhood cancer survivors and their parents / M.Bruce // Clinical Psychology Review. – 2006. – №. 26. – P. 233–256.
  9. NorbergL. Parent distress in childhood cancer: A comparative evaluation of posttraumatic stress symptoms, depression and anxiety / A. L. Norberg, K. K. Boman // Acta Oncologica. – 2008. – V. 47 (2). – P. 267–274.
  10. Phipps Symptoms of post-traumatic stress in children with cancer: Does personality trump health status? / S.Phipps, N. Jurbergs, A. Long // Psychooncology. – 2009. – V. 18 (9).  – P. 992–1002.