ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.83.5.035
Выпуск: № 5 (83), 2019
Опубликована:
2019/05/20
PDF

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья

Пурэвдорж М.*

Институт философии Академии наук Монголии, Улаанбаатар, Монголия

* Корреспондирующий автор (emiga12[at]yahoo.com)

Аннотация

В статье автор развивает мысль о том, что гуманизм в традиционном отношении монголов к природе есть необходимый фактор устойчивого развития. В наше время вызывает тревогу экологический дисбаланс и экологические угрозы. В связи с этим появилась необходимость выработать общие ценности для глобального сотрудничества. Для этого нужно осмыслить и осознать, что природа является частью нас самих.

Ключевые слова: гуманизм, устойчивое развитие, природа, мораль, традиция. 

PRINCIPLES OF HUMANITY WITH REGARD TO NATURE AS FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Research article

Purevdorzh M. *

Institute of Philosophy of the Academy of Sciences of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia

* Corresponding author (emiga12[at]yahoo.com)

Abstract

The author in this article develops the idea that humanity in the traditional attitude of the Mongols to nature is a necessary factor for sustainable development. Environmental, imbalance and other threats cause anxiety in our time. In this regard, there is a need to develop common values for global cooperation. To do this, one needs to think over and realize that nature is a part of ourselves.

Keywords: humanism, sustainable development, nature, morality, tradition. 

Наряду с глобализационными процессами и интенсивным развитием науки и техники остро стоят вопросы экологии и морали. В этой связи необходимо изучить общие ценности человечества для решения этих вопросов. Одной из этих общих ценностей являются приницпы гуманизма в традиционных культурных ценностях. Приницпы гуманизма основаны на человечности, индикаторы развития связаны с человеческой деятельностью и главной целью человечества является его единство. Гуманизм включает в себя понятие от том, что люди должны воспринимать природу не только как среду обитания, а как неотделимая часть нас самих, и поэтому нужно расматривать мир как единое целое.

Учёный Ч.Ган-Улзий писал: “в онтологии духовной культуры обязательно должно быть понятие о ценности как основы развития для познания качества. Иначе говоря, чтобы понять признаки осознания ценностей, которые являются сущностью духовной культуры, нужно выработать качественное значение этих ценностей” [1, С.10]. Это является необходимым для осмысления устойчивого развития как позитивной ценности и в осознании ценностей принципы гуманизма играют очень важную роль. Цель принципов гуманизма это создание справедливого общества и гуманных отношений между их членами, основанные на общей морали. Поэтому мы концентрируемся на сегодняшний день не на вещи, которые понимаются под понятием гуманизма, а на качестве этого значения [2, С. 1].

“Во второй половине XX века были предприняты попытки поиска новой модели миропорядка, способной привести глобальную систему к качественно новому состоянию. Результатом совместных и целенаправленных усилий мирового сообщества, действовавшего на основании мандата ООН, с привлечением авторитетных экспертов и общественности различных стран, стала разработка стратегии устойчивого развития (УР), акцент в которой сделан на поиск принципов устройства общества с учетом общечеловеческой проблематики, и конкретных согласованных действий, направленных на ее реализацию” [3, C. 1(2)]. По вопросам устойчивого развития в 1992 году на встрече высшего уровня ООН в Рио-де-Жанейро по теме “Окружающая среда человека и её развитие” была утверждена “Программа развития-21” и другие документы, и была выдвинута модель “Устойчивого развития”.

Устойчивое развитие было определено как модель долгосрочного развития, при котором не ограничивая потребностей и возможностей следующих поколений, удовлетворить потребности нынешнего поколения, оценить человеческий фактор и адаптироваться к окружающей среде [1].

В традиционном мировоззрении монголов человек должен потреблять все в разумных масштабах, почитать жизнь обитателей природы, сохранять и передавать богатство природы следующим поколениям, которые можно найти во многих нравоучениях.

Исходя из принципов гуманизма жизнь людей, их счастье и всё хорошее на земле в большой степени связано с окружающей средой и мы несём ответственность перед следующими поколениями и должны оставить и сохранить после себя условия создания благоприятной жизни.

В нашем обществе такие проблемы как чрезмерное потребление, свободная продажа, переселение, изгнания, изменение климатических условий, загрязнение окружающей среды, проблемы виртуального общения  в сетях приводит к размыванию принципов гуманизма и пренебрежению человеческими ценностями в нашей повседневной жизни. “Обеспечение устойчивого развития человечества “sustainable development” является для мирового сообщества самой значимой проблемой” [2, C. 12-14].

Для развивающихся и развитых стран цель устойчивого развития не только экономические изменения, но и соответствие требованиям, основанных на духовной культуре и принципах гуманизма. Для Монголии устойчивое развитие – это гуманное отношение к окружающей среде и возвращение к традиционным культурным ценностям.

Западные страны исходя из последствий модели развития и технологического скачка, сфокусировали своё внимание на отношении между человеком и природой, вопросах защиты окружающей среды и бережного использования даров природы, что является одним из элементов концепции устойчивого развития. Исследователь Н.Сарантуяа пишет: “Современная технология и человеческая деятельность направлена на то, чтобы трансформировать мир только на благо своих интересов... особое внимание уделяется при создании новых технологий следовании принципу непротивопоставления к окружающей и социальной среде. В частности, принцип не разрушения окружающей среды, который является основой для выживания [3, C. 91]”.

Концепция и основополагающий принцип экогуанизма, которые требуют гуманитарного отношения к окружающей среде, заключается в том, что “Мир - это наш дом, а человеческая семья - большая семья”. Все, что нас окружает –воздух, вода, плодородная почва, цветы, прекрасные птицы, озера и великие горы - является величайшим сокровищем природы. Неотъемлемой частью этого сокровища являемся мы сами и нам всегда напоминают, что каждый человек имеет право на достоинство, свободу и ценен сам по себе. Смысл, что человек и единство природы это особая честь, которую не возможно оценить деньгами, взвесить золотом, заключается в принципах гуманизма и подходе к ним.

Основываясь на концепции устойчивого развития, все страны пытаются сформулировать свое собственное представление и пути дальнейшего развития. На Востоке, особенно у монголов традиции предков, гуманность и культура, человечность и ценности неразрывно связаны с природой и человеком. Монголы всегда почитали мать –природу и считали, что в традиционной культуре защита ценностей занимает огромное пространство, которое в наши дни теряет свой высокий статус и это является одним из препятствий устойчивого развития.

В развитии любой цивилизации и культурного развития человек отдаляется от природы. У монголов же борьба за выживание и культурная деятельность шла немного по другому руслу. Кочевники не могут позволить себе быть свободными от природы, они всегда вели хозяйство, которое соответствует окружающей природе, всегда гуманно относились к природе, чувствовали и мыслили по природным законам. Таким образом они сохраняли и передавали учение о любви к природе через многие поколения.

Кочевой образ жизни монголов состоял не в том, чтобы пасти скот, а наука о мертвой и живой природе, уважение человеческой жизни, возвышении морали. Частью этой культуры является бережное отношение к природе, любовь к ней.

Концепция уважения: наши предки считали землю основой жизни, высокие горы и воды они называли хайрхан. Родники называют источниками. Предполагается, что это вера в скрытые силы природы. Происхождение шаманизма тесно связано с природой человека и отношениям с природой. В процессе организации отношений человека и природы самыми первыми предметами к освящению стали животные, растения, камни, небо, как писал ученый О.Пурэв [4, С. 28-29] в книге “Монгольский шаманизм”.

Идеология запретов: монголы издревна поклонялись земле, воде и воздуху. Это уважительное отношение к земле и почве основывалось на целой системе запретов. Неправильное отношение к земле, воде и животным выявлялось во многих формах общественных запретов. Почва, вода, растения, животные и люди обладают большим знанием и так как это уважение перерождается в отношения, то бережное отношение к природе является удивительной формой монгольского мировоззрения. Например, при повреждении земли будет повреждена и почва, изменится структура растений, пастбища будут разрушены. Это значит, что нужно (“земля и воды взбунтуются”, земля дрожит, будет ветер, штурм и ураган) держать родники и водостоки чистыми, нельзя мыть в этой воде грязную посуду или даже посуду с молоком. Использовать воду из родника в разумных пределах, не отрывать молодую траву и листья, не срубать одинокие деревья растущие в пустынных местах, не разрушать птичьи гнезда, не охотиться на зверей, которые находятся у воды, нельзя близко подходить к птичьим яйцам. Все это выражает идеологию отношения человека к природе. Идеология запретов нацелена на поддержание равновесия в природе, на разумное использование природных богатств, сохранение этих богатств для следующих поколений.

Традиция охраны окружающей среды: традиции в форме писаных и неписанных законов и правил были неразрывно связаны с кочевым образом жизни. Например хан Модэ (основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.) сказал, что “Земля является основой государства”, что стало фундаментом государственной политики в области охраны природы, как заметил Т.Сэнгэдорж в своих публикациях. [5, С. 29] Кроме того они отражены в монгольских сборниках законов, таких как “Сокровенное сказание”, Великая Яса, “Белая история”, “Наставления Алтан хана” и правилах халха-монголов.

В монгольских письменных и устных мифах и сказаниях, которые были переданы через поколения, практически отсутствует информация о происхождении от бога или вселенной. Зато основными темами являются происхождение человека и природы, о земле, отношениях между человеком и природой [6, С. 17].

В монгольских традиционных взглядах об охране природы большое влияние оказали гамнистическое мировоззрение, мораль и этика. Красота природы, ее совершенство представлено в хвалебных речах, устных произведениях, рисунках, протяжных песнях. Таким образом поведение монголов, моральная зрелость и гуманизм были в конечном счете отражением охраны окружающей среды. Китайский философ Лао цзы говорил, что нужно хорошо понимать законы природы и нужно жить соответствуя этим законам, следовать так сказать “просвещению” [7, С. 29].

С этой точки зрения сегодняшнее развитие наших ценностей на практике и культуре имеет важное значение для эффективного осуществления устойчивого развития.

Однако с начала 1990-х годов бережное отношение к окружающей среде как ценность стала падать. Это выражается в глобальном потеплении, загрязнении атмосферы, парниковый эффект, опустынивание. Эксперты в рамках государственной политики активно обсуждают экологические проблемы, “зеленую” экономику, “зеленое” развитие, организовывают совещания и дискуссии, предлагают принять определенные меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. Однако представители гуманитарных наук считают, что характер экологической проблемы лежит в моральном отношении людей. Поэтому сегодня мы должны больше говорить об экологической философии и экогуманизме, человечности и природе.

Так как культура формирует мировоззрение, то духовная культура может обеспечить мир и устойчивое развитие и определить дальнейший возможный путь развития жизни. Сегодня отмечается рост бедности и вместе с тем ухудшается состояние природы, а также исчезают человеческие отношения. Одним из главных способов выйти из этого кризисного состояния это развитие духовной культуры, высокого уровня многостороннего образования [2, С. 14].

Роль морали в развитии человечества будет играть все большую роль и будущее человечества зависит от деятельности самого человека.  Поэтому при принятии любого решения, преодоления какого нибудь препятствия мы должны исходить из принципов гуманизма. Таким образом, гуманное отношение к природе и новое осмысление природы будут важным направлением в преодолении препятствий, с которыми мы сталкиваемся.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Наше общее будущее. Доклад коммиссии по вопросам о глобальной окружающей среде и развитии. 1987 год
  2. Ган-Ульзий Ч. Научная фундаментальная духовная онтология устойчивого развития: комментарии к Хайдеггеру. / Ган-Ульзий Ч. // Устойчивое развитие: Духовная культура. Сборник докладов научной конференции. Улаанбаатар, 2017.
  3. Большаков Б.Е. Возникновение и основные проблемы вхождения понятия «Устойчивое развитие» в мировую политику и науку / Большаков Б.Е. С.А.Рябкова. //. Электронное научное издание «Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика» www.yrazvitie.ru вып. 1 (2), 2009
  4. Law S. Humanism a very short introduction / Law S. // Oxford university press., 2011.p.1
  5. Brown L. R. Building a Sustainable Society / Brown L. R. // New York; London. 1981. P. 12-14
  6. Сарантуяа Н. Монгольская культура, искусство, наука и образование: значение культурных исследований / Сарантуяа Н. Улаанбаатар, 2010, С. 91.
  7. Жаргалсайхан Г. Значение культурного наследия монгольского искусства / Жаргалсайхан Г. Улаанбаатар, С. 57
  8. O. Пурэв. Монгольский шаманизм. Улаанбаатар, 2002
  9. Сэнгэдорж Т. Традиции и инновации в области экологического права / Сэнгэдорж Т. Улаанбаатар,
  10. Лодой Г. Мифическое мышление и мировоззрение / Лодой Г. Философия и религиоведение. № 185/2 /. Улаанбаатар,
  11. Фэн Ю-Лань Краткая история китайской философии / Фэн Ю-Лань. Улаанбаатар, 2003.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Nashe obshcheye budushcheye [Our Common Future] / Doklad kommissii po voprosam o global'noy okruzhayushchey srede i razvitii [Report of the Commission on Global Environment and Development. 1987 [In Russian]
  2. Gan-Ulziy Ch. Nauchnaya fundamental'naya dukhovnaya ontologiya ustoychivogo razvitiya: kommentarii k Khaydeggeru [Scientific Fundamental Spiritual Ontology of Sustainable Development: Comments on Heidegger. Sustainable Development: Spiritual Culture] / Ustoychivoye razvitiye: Dukhovnaya kul'tura. Sbornik dokladov nauchnoy konferentsii [Collection of reports of the scientific conference]. Ulaanbaatar, 2017. [In Russian]
  3. E. Bolshakov, S.A. Ryabkova. Vozniknoveniye i osnovnyye problemy vkhozhdeniya ponyatiya «ustoychivoye razvitiye» v mirovuyu politiku i nauku [Emergence and major issues of concept of "sustainable development" entrance into global policy and science]. / Elektronnoye nauchnoye izdaniye «Mezhdunarodnyy elektronnyy zhurnal. Ustoychivoye razvitiye: nauka i praktika [Electronic scientific publication “International electronic journal. Sustainable development: science and practice www.yrazvitie.ru] – Vol. 1 (2), 2009 [In Russian]
  4. Stephen Law. HUMANISM a very short introduction. Oxford university press., 2011.p.1 [In Russian]
  5. Brown L. R. Building a Sustainable Society. New York; London 1981. P. 12-14 [In Russian]
  6. Sarantuyaa N. Mongol'skaya kul'tura, iskusstvo, nauka i obrazovaniye: znacheniye kul'turnykh issledovaniy [Mongolian Culture, Art, Science and Education: Value of Cultural Research]. Ulaanbaatar, 2010, p. 91. [In Russian]
  7. Zhargalsaykhan G. Znacheniye kul'turnogo naslediya mongol'skogo iskusstva [Value of Cultural Heritage of Mongolian Art] Ulaanbaatar, S. 57 [In Russian]
  8. Purev. Mongol'skiy shamanizm [Mongolian Shamanism]. Ulaanbaatar, 2002 [In Russian]
  9. Sengedorzh. Traditsii i innovatsii v oblasti ekologicheskogo prava [Traditions and Innovations in Field of Environmental Law]. Ulaanbaatar, 1999. [In Russian]
  10. Lodoy G. Mificheskoye myshleniye i mirovozzreniye. [Mythical Thinking and Worldview.] / Filosofiya i religiovedeniye [Philosophy and Religion] // No. 185/2 /. Ulaanbaatar, 2002. [In Russian]
  11. Feng Yu-Lan. Kratkaya istoriya kitayskoy filosofii [Brief History of Chinese Philosophy]. Ulaanbaatar, 2003. [In Russian]