РЕПЕРТУАР КОНДАКОВ В СТИХИРАРЕ «ДЬЯЧЬЕ ОКО» ИЗ СОБРАНИЯ Д. В. РАЗУМОВСКОГО
Плетнёва Е.В.
Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова»
РЕПЕРТУАР КОНДАКОВ В СТИХИРАРЕ «ДЬЯЧЬЕ ОКО» ИЗ СОБРАНИЯ Д. В. РАЗУМОВСКОГО
Аннотация
Минейный Стихирарь «Дьячье око» из собрания выдающегося ученого-медиевиста Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. №№63-66) известен не только как памятник энциклопедического состава, но и как полижанровый кодекс, в котором фиксируются редкие для русской нотированной книжности песнопения – кондаки. В результате исследования был выявлен репертуарный перечень из 57 кондаков, основу которого составляют тексты в честь новых русских святых – мучеников, блаженных, святителей, благоверных князей и преподобных.
Ключевые слова: кондак, жанр, Минейный Стихирарь «Дьячье око».
Pletneva E.V.
PhD in Arts, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "St. Petersburg State Conservatory named after N.A. Rimskiy-Korsakov"
CONTAKION'S REPERTOIRE IN THE BOOK OF STICHERON “SACRISTAN'S EYE” FROM THE COLLECTION OF D. V. RAZUMOVSKY
Abstract
Minaean Book of Sticheron “Sacristan's Eye” from the collection of an outstanding scientist-medievalist D.Razumovsky (RSL, 379. No.63-66) is known both as a model example of an encyclopedic composition and as a poly-genre codices. It is a rare record of the Russian Sticheron book – contakion. As a result of the research, a repertoire of 57 contakions was found. Their basis is the texts written in honour of the new Russian saints – martyrs, beati, sanctifiers, right-believing princes and venerabili.
Keywords: contakion, genre, Minaean Book of Sticheron “Sacristan's Eye”.
Стихирарь Минейный из собрания выдающегося исследователя русского церковного пения протоиерея Димитрия Разумовского (Российская государственная библиотека, ф. 379, №№63-66) получил известность в современной медиевистике как памятник энциклопедической направленности, созданный на завершающем «витке» развития кодексов типа «Дьячье око» – в середине XVII века. Стихирарь охватывает календарь минейных служб всего церковного года и имеет характерный заголовок «Книга глалолемая стихараль. еже есть. диячье око», подтверждающий его принадлежность к певческим книгам особого состава. Он занимает четыре тома и отличается исключительной полнотой: ежедневным месяцесловом, в котором на одну календарную дату может быть собрано до пяти разных памятей [1, С. 66, 68]; фиксацией нескольких вариантов одной службы в зависимости от изменения ее ранга (полиелейная, бденная и др.), а также произволения служащего иерея («подобаеть ведати. и се. аще изволитъ настоятель. знамению пресвятей богородицы. купно пети. с великом мученикомъ. ияковом. да поет сице» – №63, л. 660); наличием объемных уставных указаний и пространных заголовков к каждой службе; тщательной фиксацией нескольких песнопений, выполняющих одну литургическую функцию (например, двух праздничных тропарей в службе трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту – №64, л. 522).
Особую важность имеет информация, отражающая репертуарные особенности Стихираря Минейного по отношению к печатным Уставам и Минеям: «сего стиха. в печати несть» (№63, л. 292 об.), «во уставе печатномъ. указано пети. сия» (№64, л. 345), «а в минеях печатных. поставлены первыя. стихиры» (№64, л. 450), «в минеях печатных поставлено в сий день. служба иже во святых отца нашего никиты епископа новгородскаго» (№64, л. 531) и рукописным памятникам: «ино празднество. благоверному князю. всеволоду пъсковскому. по старым. трефолоем. по писанным» (№64, л. 627). Исследователям известны отдельные памятные даты, включенные в Стихирарь, но отсутствующие в современных и предшествующих ему Минеях – служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского [2, С. 5].
Из музыкальных особенностей следует отметить фиксацию многогласников, многочисленные случаи многороспевности текстов, обозначенные соответствующими ремарками, выписки на полях нотированных фрагментов, включая варианты исполнения строк песнопений и различные «произволы».
Одним из отличительных признаков памятника, отражающим его универсальное справочное предназначение, является расширенный жанровый состав [1, С. 70]. Основной жанр – стихирный – представлен с максимальной полнотой. В отдельных службах зафиксированы не только традиционные циклы на «господи воззвах», «стиховне» и «хвалитех», но и стихиры «на литии», «на целовании», а также стихира по 50-м псалме. По окончании стихирных циклов в виде инципитов указаны богородичные и крестобогородичные стихиры, а их полные репертуарные подборки помещены в осенней, весенней и летней частях кодекса.
Помимо стихир, есть и другие «нестихирные» жанры. По данным М.В. Хощенко (Василик) некоторые из них имеют единичную фиксацию в виде отдельных песнопений, периодическую фиксацию имеют величания, припевы, причастны, светильны, а систематическую – богородичны, крестобогородичны, тропари и кондаки [1, С. 73]. Дополним эти сведения данными о периодическом включении богородичных тропарей после светильнов, распетых по той же модели, что и предшествующие светильны, развернутых многолетий в службах часов Царских Рождества Христова и Богоявления, единичном включении задостойника в последование литургии праздника Рождества Христова.
Интересующий нас жанр – кондак был обозначен как систематический для данного Стихираря, что предполагает многократность фиксации кондаков в минейных службах. Учитывая, что в певческой книжности Иерусалимской эпохи на протяжении XV – первой половины XVII века кондаки фиксировались очень редко, рассматриваемый памятник является особенно ценным источником для изучения этого жанра в древнерусской традиции. Поэтому была поставлена первоочередная задача по выявлению всех кондаков и составлению полного репертуарного свода.
В ходе исследования оказалось, что кондаки в Стихираре отражены следующим образом.
- Упоминание о факте исполнения кондака есть в разделе уставных указаний, но сам кондак не приводится: «кондак. подобен. взбранной воеводе. песнь 7» (№65, л. 114).
- Упоминание о факте исполнения кондака есть в разделе уставных указаний, кондак приводится в виде инципита: «слава и ныне. кондак богородице. заступнице християномъ» (№64, л. 140).
- Кондак представлен как полный нотированный текст, но жанровая ремарка отсутствует. Например, в службе «Провожению новому лету» выписано последование крестного хода «исходим с честными кресты вне церкви поюще», которое открывается кондаком 4-го гласа «К богородицы прилежно ныне притецемо» без сопроводительной ремарки (№63, л. 190).
- Кондак представлен как полный нотированный текст, имеется подтверждающая жанровая ремарка.
Нотированные кондаки с сопутствующей жанровой ремаркой представляют основной интерес для исследования. Они были систематизированы согласно следованию служб в месяцеслове и собраны в единый репертуарный перечень с указанием календарной даты, памяти, инципита, гласа и отношения к системе подобия для каждого песнопения (см. Репертуарную таблицу).
Таблица 1 - Репертуарная таблица
РГБ. Ф. 379 №63 | |||
Месяц сентябрь | |||
Дата | Память | Инципит кондака | Глас / подобен |
1 | Индикт | В вышних живый Христе | 2 |
Прп. Симеон Столпник | Вышнихо ища с вышними совокупляяся | 2 | |
9 | Прав. Иоаким и Анна | Богоотеце христовыхо память празднуемо | 2 |
Прп. Иосиф Волоцкий | Вития треволнения и мятежа мирскаго | 8 | |
18 | Сщмч. Симеон епископ Иерусалимский | Яко звезду пресветлую | 4 |
25 | Прп. Сергий Радонежский | Христовою любовию уязвися преподобне | 8 / Взбранной |
26 | Ап. Иоанн Богослов | Величия твоя девьствениче кто повесть | 2 / В молитвах |
30 | Прп. Григорий Пельшемский | Христово любовию уязвися преподобне | 8 |
Месяц октябрь |
|||
1 | Покров Пресвятой Богородицы | Девая днесь предстоит в церкви | 3 / Девая днесь |
Прп. Савва Вишерский | Отечества преподобне удалився | 8 | |
Блгв. Роман Углицкий | Красоту мира сего | 8 | |
5 | Свтт. Московские Петр, Алексий, Иона | Во святителехо благочество пожисте | 3 |
15 | Свт. Иоанн епископ Суздальский | Незаходимое солнеце возсия денесе | 8 |
19 | Прп. Иоанн Рыльский | Ангелескому житию поревноваво преподобне | 8 |
21 | Свт. Илларион епископ Мегленский | Яко светоносна явися святителя памяте | 3 |
23 | Прп. Иаков Боровицкий | Верою и любовию твое честное пренесение | 8 |
27 | Блгв. Андрей Смоленский и Переяславский | Насаждено во дворехо господнихо | 2 |
28 | Свт. Арсений архиепископ Сербский | Вопиши словесо твоихо богоносе | 2 |
29 | Прп. Авраамий Ростовский | Иго христово приемъ | 2 |
Месяц ноябрь | |||
5 | Свт. Иона архиепископ Новгородский | Свыше приято божественую благодате | 4 |
6 | Прп. Варлаам Хутынский | Якоже другий Илия отче | 8 / Взбранной |
8 | Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил | Архистратизи божии | 2 |
11 | Блж. Максим Московский | Вышняя красоты желая | 2 |
16 | Свмч. Ипатий Гангрский | Славному римскому отечеству | 2 |
24 | Вмч. Меркурий Смоленский | Чистоту душевную купно и телесную | 8 |
27 | Знамение Богородицы в Новгороде | Честнаго образа твоего знамение | 4 |
27 | Обретение мощей блгв. Всеволода-Гавриила | Возвесилися христова церкви | 8 / Взбранной |
РГБ. Ф. 379 №64 | |||
Месяц декабрь | |||
7 | Прп. Антоний Сийский | Ото юности преподобне | 8 |
Прп. Нил Столобенский | Ото отечества своего | 8 | |
23 | Свт. Филипп Московский | Православию наставника | 3 |
Месяц январь | |||
5 | Предпразднество Богоявления | Во струяхо денесе иорданескихо | 4 |
23 | Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский | Твердого пощения потщася | 3 |
25 | Свт. Моисей Новгородский | Яко венцем пресветлымо | 6 |
Месяц февраль | |||
4 | Блгв. Георгий Всеволодович | Христове смерти подобяся | 8 |
РГБ. Ф. 379 №65 | |||
Месяц март | |||
1 | Прмц Евдокия | Во страдании твоеме | 4 |
17 | Алексий человек Божий | Домо своихъ родителеи | 6 |
31 | Свт. Иона митрополит Московский | Яко от младеньства | 8 / Взбранной воеводе |
Месяц апрель | |||
14 | Мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий | Отеческую прелесть оставльше | 3 |
20 | Прп. Александр Ошевенский | Родитель своихо любове отринулъ еси | 8 |
24 | Прп. Елизавета чудотворица | Истиньне изрядне слово жизни | 6 |
Месяц май | |||
5 | Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского | Сердечныма очима душу свою | 8 |
19 | Прп. Корнилий Комельский | Христови от святыя девы восиявшему | 8 |
20 | Блгв. Довмонт Псковский | Любовию христовою уязвивося | 8 |
23 | Прп. Ефросиния Полоцкая | Превитавши от земли полотския | 4 |
29 | Блж. Иоанн Устюжский | Вышняя красоты желая | 8 |
РГБ. Ф. 379 №66 | |||
Месяц июнь | |||
9 | Прп. Александр Вологодский | Иже земная оставле | 8 |
11 | Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского | Светозарную лучю похвалимъ преподобне | 8 |
15 | [Перенесение мощей] прпп. Григория и Кассиана [Авнежских] | Иже плотьская мудрования | 4 |
16 | Прп. Тихон Луховской | Христовою любовию уязвися преподобне | 8 |
19 | Прп. Варлаам Важский | Яко звезда светозарная | 8 |
Месяц июль | |||
14 | Прп. Стефан Махрищский | Чистотою душевною божественно | 8 |
21 | Прп. Авраамий Городецкий | Чистотою душевною божественно | 2 |
23 | Мч. Артемий Веркольский | Возсия днесь пресветлая намъ память | 8 |
Месяц август | |||
14 | Перенесение мощей прп. Сергия Радонежского | Днесь яко солнце | 8 |
28 | Прп. Савва Крыпецкий | Возсия господи славному граду твоему | 8 |
30 | Прп. Александр Свирский | Яко многосветлая звезда | 8 |
31 | Положение пояса Пресвятой Богородицы | Честнаго пояса твоего положение | 4 |
Примечание: ап. – апостол, блгв. – благоверный князь, блж. – блаженный, вмч. – великомученик, мч. – мученик, мчч. – мученики, прп. – преподобный, прпп. – преподобные, прмц - преподобномученица, прав. – праведные, свт. – святитель, свтт. – святители, сщмч. – священномученик. В квадратных скобках содержатся восстановленные по другим источникам сведения. Совпадение инципитов не предполагает единства поэтических текстов кондаков.
Отметим, что по отношению к современным Минеям в Стихираре наблюдается ряд расхождений. Так, согласно Минее память св. Авраамия Городецкого (Галичского, Чухломского) совершается 20 июля, а не 21 июля, как заявлено в Стихираре, память св. Симеона епископа Иерусалимского 27 апреля, а не 18 сентября, а память св. Артемия Веркольского 23 июня, а не 23 июля (святой отрок прославлен как праведный, тогда как в Стихираре он назван «блаженным страстотерпцем», т.е. мучеником).
Всего в четырехтомном Стихираре «Дьячье око» зафиксировано 57 полных нотированных текстов кондаков, которые распределены по месяцеслову следующим образом: наибольшее число кондаков сконцентрировано в осенних службах – 27 песнопений, затем в летних и весенних (12 и 11 соответственно), меньше всего кондаков в зимних службах – 7 песнопений. Отмечается также нерегулярность фиксации кондаков по месяцам – от одного (февраль) до одиннадцати (октябрь).
Единичные кондаки посвящены праздникам господским (Индикт и Предпразднество Богоявления) и богородичным (Покров, Положение пояса Пресвятой Богородицы, Знамение иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде). Основу репертуара составляют кондаки в честь святых. Это кондак архистратигу Михаилу и святым бесплотным силам, 12 кондаков в честь общеправославных святых, в том числе, болгарских (преподобный Иоанн Рыльский), сербских (святитель Арсений архиепископ Сербский), литовских (святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий) и 39 кондаков в честь русских святых. Одному святому – преподобному Сергию Радонежскому в службах на преставление и на перенесение мощей зафиксировано два разных кондака [2, С. 12, 35].
Таким образом, Стихирарь демонстрирует приоритетность фиксации кондаков в честь русских святых – «новых чудотворцев». Кондаки записаны в службах святым нескольких рангов: мученикам и великомученикам (Артемию Веркольскому, Меркурию Смоленскому), святителям (Иоанну епископу Суздальскому, Ионе архиепископу Новгородскому, Филиппу Московскому, Моисею Новгородскому, Петру, Алексию и Ионе митрополитам Московским), благоверным князьям (Роману Углицкому, Андрею Смоленскому, Всеволоду-Гавриилу, Георгию Всеволодовичу, Довмонту Псковскому), блаженным или Христа ради юродивым (Максиму Московскому, Иоанну Устюжскому). Но особым образом выделяется «преподобнический чин». В Стихираре отражено 23 кондака преподобным отцам – Иосифу Волоцкому, Сергию Радонежскому, Григорию Пельшемскому, Савве Вишерскому, Иоанну Рыльскому, Иакову Боровицкому, Авраамию Ростовскому, Варлааму Хутынскому, Антонию Сийскому, Нилу Столобенскому, Геннадию Костромскому и Любимоградскому, Александру Ошевенскому, Иакову Железноборовскому, Корнилию Комельскому, Александру Вологодскому, Ефрему Новоторжскому, Григорию и Кассиану Авнежским, Тихону Луховскому, Стефану Махрищскому, Варлааму Важскому, Авраамию Городецкому, Савве Крыпецкому, Александру Свирскому, а также один кондак преподобной жене – Ефросинии Полоцкой.
При изучении репертуара кондаков были отмечены следующие особенности. Во-первых, в отличие от песнопений других жанров, например, праздничных/отпустительных тропарей и светильнов, кондаки редко включаются в богослужебные последования. Из-за общей малочисленности (всего 57 текстов) кондаки следует считать песнопениями, которые фиксируются периодически, а не систематически. Отсутствие системы проявляется и на уровне их неустойчивой фиксации в богослужениях. Кондаки, как правило, выписываются с нарушением литургической функции – или на вечерни после тропаря, или на утрени после окончания канона. Очень редко литургическое последование соблюдается, и кондак выписан по 6-й песни канона, так, как это происходит в службе благоверному князю Довмонту Псковскому (№65, л. 376 об.), преподобному Антонию Сийскому (№63, л.64) или на литургии после праздничного тропаря, как в службе преподобному Корнилию Комельскому (№65, л. 363 об.).
Во-вторых, в Стихираре отсутствуют кондаки всем двунадесятым праздникам и особо почитаемым святым – Николаю Чудотворцу, апостолам Петру и Павлу, Иоанну Крестителю и др., но при этом выписываются кондаки рядовым святым. Возможно, в Стихираре был или планировался самостоятельный раздел, экспонирующий кондаки. Приведем запись, касающуюся фиксации песнопений другого жанра – светильнов: «рыдаетъ оубо рахиль. писанъ. въ светилнике» (№64, л. 268, подобная запись – №66, л. 374 об.). Судя по ремаркам, в рукописи когда-то имелся особый раздел из светильнов, не фиксирующихся «наряду». Аналогичная ситуация могла быть и с кондаками, что объясняет специфику их репертуара.
Перейдем к рассмотрению музыкальных особенностей кондаков. Кондаки охватывают ограниченный круг гласов: все четные гласы (2-й, 4-й, 6-й, 8-й) и один нечетный (3-й). Двадцать девять кондаков принадлежит восьмому гласу, одиннадцать кондаков – второму гласу, восемь кондаков – четвертому, шесть кондаков – третьему и три кондака – шестому гласу. Исходя из сопутствующих ремарок, кондаки заявлены преимущественно как самогласные песнопения. Модели указаны только у шести кондаков. Четырем кондакам восьмого гласа предписан подобен «Взбранной воеводе», кондаку второго гласа в честь Иоанна Богослова – Успенский кондак «В молитвах [неусыпающую]», а кондаку третьего гласа в честь Покрова Богородицы кондак Рождества Христова «Девая днесь».
Кондаки нотированы знаменной нотацией, некоторые из них имеют частичную или полную киноварную «опометку». Большинство кондаков распето в стиле знаменной монодии с формульной записью музыкального текста, их характерной чертой является наличие лиц и фит. Показательно, что даже в кондаках-миниатюрах второго гласа содержится лицо «вивацея». Только несколько кондаков основано исключительно на попевочных формулах, без лицевых и фитных «вкраплений». Это кондак преподобной Ефросинии Полоцкой, святителю Моисею Новгородскому и мученику Артемию Веркольскому. Вероятно, память о жанре, восходящая еще к традиции древних Кондакарей, позволяет трактовать кондаки как песнопения, характерным элементом которых являются внутрислоговые распевы.
Кондаки на подобен «Взбранной воеводе» имеют ряд отличий. Они воспроизводят одну модель, восходящую к «пространным роспевам» и записаны дробным знаменем. Структура подобных кондаков позволяет увидеть строфическую форму модели, основанную на чередовании нескольких протяженных построений, объединенных общим музыкальным материалом. Отметим, что кондак «Взбранной воеводе» стабильно фиксировался в певческом Обиходе XVI-XVII веков с многочисленными фитами, записанными в виде формул или розводов.
Данные Стихираря из собрания Д.В. Разумовского позволяют сделать вывод, что к середине XVII века кондаки минейного круга был осмыслены как песнопения, приближенные по музыкальному материалу и организации к стихирам знаменного роспева. Кондаки, ориентированные на подобен «Взбранной воеводе», сохранили специфические признаки своей модели.
Список литературы / References
- Василик (Хощенко) М.В. Стихирарь «Дьячее око»: особенности месяцеслова и жанрового состава // Музыкальное наследие России: истоки и традиции / Сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 55-79.
- Кручинина А.Н., Егорова М.С., Швец Т.В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. 160 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Vasilik (Hoschenko) M.V. Stihirar “Diachie oko”: osobennosti mesjatseslova i zhanrovogo sostava [Book of Sticheron “Deacon’s eye”: features of Menologion and genre composition] / V. Vasilik (Hoschenko) // Muzikalnoe nasledie Rossii: istoki I traditsii [Musical heritage of Russia: origins and traditions] / Comp. and scient. ed. Z.M. Guseinova. – St.-Petersburg, 2001. – P. 55-79. [in Russian]
- Kruchinina A.N., Egorova M.S., Shwets T.V. Sluzhba na perenesenie moschey prepodobnogo Sergija Radonezhskogo. Issledovanie, tekst i rospev [Service on the transfer of the relics of Saint reverend Sergius of Radonezh. Study, text, chant] / N. Kruchinina, M.S. Egorova, T.V. Shwets. – M.; St.-Petersburg : Aliance-Archeo, 2014. – 160 p.