ОБРАЩЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ О СОБЛЮДЕНИИ ИХ ПРАВ В СССР В 1960-1980-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Королева Л.А.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, Доктор исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
ОБРАЩЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ О СОБЛЮДЕНИИ ИХ ПРАВ В СССР В 1960-1980-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация
В статье анализируются содержание, динамика и основные причины подачи жалоб и заявлений в инстанции различного уровня (от местного уполномоченного до Совета по делам религий) от православных верующих Пензенского региона в контексте мероприятий советской вероисповедной политики в 1960-1980-е гг. Ходатайства верующих отражали проблемы взаимоотношений с партийными и государственными органами на местном уровне (открытие церквей, назначение священнослужителей и пр.), затрагивали вопросы внутриконфессиональной жизни православных (злоупотребления духовенства, распоряжение финансами и т.п.).
Ключевые слова: СССР, религия, православие, Пензенская область.
Koroleva L.A.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, PhD in History, Penza State University of Architecture and Construction
PETIOTIONS OF RURAL ORTHODOX BELIEVERS ON THE PROVISION OF THEIR RIGHTS IN THE USSR IN THE 1960S-1980S. (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)
Abstract
The paper analyzes the content, dynamics and main reasons for the petitions and complaints to various levels of authorities (from the local authorities to the Council for Religious Affairs) from Orthodox believers in the Penza region in the context of the events of the Soviet religious policy in the 1960s-1980s. The petitions of the believers reflected the problems of relations with party and state bodies at the local level (opening of church, appointment of churchman, etc.), touched upon the issues of the confessional life of the Orthodox believers (abuse of priests, disposition of finances, etc.).
Keywords: USSR, religion, orthodoxy, Penza region.
Период 1960-1980-х гг. в истории взаимоотношения государства и церкви характеризуется особенными чертами. С одной стороны, в партийно-государственную политику по отношению к религии были внесены коррективы (принят ряд новых документов, усилился прессинг на религиозные организации на местах и т.п.); с другой стороны, принятие «живучести» религии заставило светские власти менять свою тактику, методы ослабления позиций церкви стали гибче, изощреннее.
Пензенская область традиционно относилась к регионам России с повышенным уровнем религиозности. Основным местным культом являлось православие. Большинство православных верующих проживало в сельской местности региона, были заняты крестьянским трудом.
Наиболее распространенной формой борьбы за соблюдение прав верующих в СССР, в том числе, в Пензенской области, были разного рода ходатайства в государственно-партийные структуры - от местного уполномоченного до Совета по делам религий.
В 1967 г. местные верующие направили 127 заявлений и просьб разного содержания: 26 писем содержали требования открыть молитвенные здания, в 3 сообщалось о незаконных действиях региональных властей по отношению к православным религиозным объединениям, 6 писем информировали вышестоящие инстанции о неправомерных действиях и злоупотреблениях местного духовенства [1, Л. 113]. В других посланиях звучали взаимные упреки самих православных в несоблюдении «божьих заповедей», проступках церковных деятелей, сведения о церковных «разборках» и пр. Уполномоченный Совета по Пензенской области С.С. Попов персонально приглашал на беседы 134 гражданина по поводу их заявлений.
В 1968 г. число прошений от православных верующих сократилось почти на треть – только 68, причем, из них 4 - по вопросу неправомерных действий со стороны представителей властных структур и собственно верующих; 2 - о навязывании общинам своей воли духовенством при решении финансовых и административно-хозяйственных вопросов; 7 - о возобновлении или открытии новых храмов и назначении священнослужителей; 30 - о дискредитирующем поведении и использовании своего положения в личных целях духовенством и служащих при церквах, храмах и пр. [2, Л. 56]. В течение 1960-1980-х гг. динамика подачи ходатайств, заявлений и жалоб от верующих Пензенской области была отрицательной: если в 1967 г. прошений было 127, то в 1981 г. – 15 [3, Л. 4].
Основное количество, безусловно, представляли ходатайства об открытии церквей. В 1967 г. в 20 из 127 прошений содержались обоснования необходимости возобновления деятельности бывшей Параскевинской церкви в г. Кузнецке Пензенской области. В течение 1975-1981 гг. в различного уровня государственные и партийные органы были направлены прошения об открытии храмов в с. Теплое (Малосердобинский район), Кевдо-Мельситово (Каменский район), Красная Дубрава (Земетчинский район), Орловка (Наровчатский район), г. Пензе [3, Л. 5]. Но детальная проверка этих ходатайств выявила, что в большинстве случаев данные письма были инициативой очень узкой группы верующих, подписи авторов иногда были просто сфальсифицированы или подделаны. Например, в перечень православных верующих, требовавших открытия храма в с. Красная Дубрава, без их ведома были включены члены партии и комсомола, депутаты сельского Совета, активисты, несовершеннолетние дети. Помимо этого, в списки попали фамилии членов нескольких десятков семей, которые уехали из региона 5-6 лет назад.
Особого внимания заслуживает сюжет, связанный с Параскевинской церковью в г. Кузнецке. В Параскевинской церкви служба была приостановлена в июне 1963 г. Кузнецким горисполкомом в связи с тем, что религиозная община не может пользоваться двумя молитвенными домами одновременно. Однако с юридической точки зрения действия Кузнецкого горисполкома, повесившего замок на церковь, были неправомочны. В г. Кузнецке же и окружавших город селах проживало довольно много верующего населения. Действовавшая церковь не вмещала всех желающих даже в обычные дни, не говоря о больших религиозных праздниках. 30 марта 1967 г. пензенский архиепископ Феодосий посетил председателя Совета по делам религий СССР В.А. Куроедова и затронул вопрос о необходимости восстановления функционирования Параскевинской церкви. По данному вопросу архиепископ Феодосий беседовал с патриархом Московским и Всея Руси Алексием. В результате проведенной уполномоченным работы с 1968 по 1971 г. со стороны верующих больше не поступало ходатайств. Исходя из данных обстоятельств Совет по делам религий 20 июня 1973 г.: «Принять предложение пензенского облисполкома о снятии с регистрации православного религиозного общества Параскевинской церкви в г. Кузнецке как объединившегося с обществом Казанской церкви и использования церковного здания в хозяйственных целях» [4, Л. 295].
Особо щепетильно пензенский уполномоченный подходил к рассмотрению писем, связанных со злоупотреблениями местного православного духовенства, особенно в финансовых вопросах. Так, он подчеркивал, что проблема при разбирательстве этих заявлений и жалоб состоит в том, что большая их часть содержит не объективные обвинения, а вымышленные факты из-за «грызни» различных групп верующих «вокруг церковной кружки» [5, Л. 57]. Так, только в 1969 г. созданная священником Ординым группа верующих во главе с С.И. Хорьковым в церкви г. Сердобска направила в разные инстанции 13 коллективных ходатайств, где требовали распустить «двадцатку» и сменить состав исполнительного органа и ревизионной комиссии, поскольку те, по мнению авторов, присваивали церковные средства. В ходе тщательной работы пензенского уполномоченного стало ясно, что подоплека данных обвинений заключалась в обыкновенном «перераспределении власти» и доступе к церковным финансам.
Таким образом, в 1960-1980-е гг. количество жалоб и заявлений от верующих Пензенской области постепенно снижалось, но связано это было, в первую очередь, с политикой властей и непосредственно местного уполномоченного, который, с одной стороны, стремился не допускать грубых нарушений советского законодательства о культах, с другой, предпринимал соответствующие действия в отношении авторов посланий, негласно вмешивался в некоторые дела местных православных организаций, расставлял лояльные религиозные «кадры». Ведь зачастую в ходатайствах верующих главным все же был личностный мотив – укрепить свое личное влияние в общине, добиться доступа к распоряжению финансами организации, «убрать» конкурента и т.п.
В 1960-1980-е гг. в Пензенском регионе сформировалась стабильная схема государственно-церковных отношений и административного контроля за действиями духовенства и верующих. Практика работа с заявлениями верующих и священнослужителей была отработана до мелочей, даже проводились мероприятия по предотвращению подачи жалоб, начиная от реального разрешения существа вопроса, заканчивая детальным объяснением последствий подобного шага заявителя.
Следует отметить, что пензенское православное духовенство и верующие в основной своей массе не шли на конфронтацию с властями, старались придерживаться адаптивной модели взаимоотношений с государством. В то же время нельзя не признать и объективную секуляризацию советского общества в целом в то время.
Список литературы / References
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 148. Оп. 1. Д. 4617.
- ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714.
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 109.
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 77.
- ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4681.
Список литературы на английском языке / References in English
- Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). F. 148. Op. 1. D. 4617. [State Archive of the Penza Region (SAPR). T. 148. Оп. 1. 4617] [in Russian]
- GAPO. F. 148. Op. 1. D. 4714. [SAPR. T. 148. In. 1. В. 4714] [in Russian]
- GAPO. F. 2392. Op. 1. D. 109. [SAPR. T. 2392. In. 1. В. 109] [in Russian]
- GAPO. F. 2392. Op. 1. D. 77. [SAPR. T. 2392. In. 1. В. 77] [in Russian]
- GAPO. F. 148. Op. 1. D. 4681. [SAPR. T. 148. In. 1. В. 4681] [in Russian]