РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКЦИЙ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКЦИЙ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ
Научная статья
Копёнкина Л.А.
Студент, 4 курс, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ)
Аннотация
Целью исследования является выявление особенностей создания коллекции в этническом стиле, т.к. для этого требуются профессиональные навыки по стилизации, знания в области современных тенденций моды и интуиция в вопросах их развития.
Влияние национального костюма на современную моду трудно переоценить, а тот факт, что общественность все больше усилий прикладывает за сохранение экологии, то уместно сделать вывод: стиль «этно» находится на пике своей популярности и сохранит ее в течение длительного времени, а именно, не менее 3-5 лет.
Ключевые слова: этно стиль, дизайн, рекомендации.
Key words: ethno style, design, recommendations.
Как известно, возникновение тех или иных тенденций в моде неразрывно связано с социальными, экономическими и другими процессами, происходящими в обществе.
Создание коллекции, которая будет модной и при этом сохранит самобытность национального костюма, требует от дизайнеров знаний не только в области современных тенденций моды и интуиции в вопросах их развития, но и профессиональных навыков по стилизации.
Наблюдение за развитием современных тенденций моды в одежде позволяет сделать вывод о том, что последние 5 лет в творчестве дизайнеров особое место занимают коллекции в этническом стиле. Эту тенденцию можно наблюдать не только у профессиональных дизайнеров, но и в среде начинающих. В ежегодных конкурсах молодых дизайнеров, таких как «Экзерсис», «Адмиралтейская игла», «Губернский стиль» и т.д., необычайно популярны номинации «этно». Нельзя не отметить и появление специализированных конкурсов среди национальных коллекций, таких как «International Fashion» (г. Казань, КНИТУ), «ЭтноДар» (г. Казань) и др. В целях дальнейшего прогнозирования развития данного направления необходимо определить причины возникновения данного направления в современной моде.
Как известно, возникновение тех или иных тенденций в моде неразрывно связано с социальными, экономическими и другими процессами, происходящими в обществе. Бешеный ритм жизни мегаполисов, постоянные стрессы на работе, автомобильные пробки и плохая экология заставляют людей все больше ценить природу. Современный человек уже не может отказаться от привычных преимуществ городской жизни и использует внешние атрибуты, которые способны создать ощущение связи с природой. Стиль «этно», который основан на каких-либо признаках народного костюма, позволяет ощутить некоторую первозданность, близость к природе, а значит умиротворение и легкость.
Стиль «этно» - это собирательное понятие, часто не имеет отношение к какой-либо конкретно культуре или народности, чаще выглядит как стилизация элементов народного костюма. Использование этнического стиля позволяет современной моде сохранить оригинальность, самобытность и яркость. С его помощью дизайнеры создают яркие или таинственные, мягкие или дерзкие образы, так как этно-стиль – неисчерпаемый источник вдохновения. Фольклор способен обогатить повседневный образ, сделать его выразительнее, и в этом смешении главная новизна.[1] Этнические вещи органично вписываются в образ современной городской девушки, в таких вещах она не кажется старомодной, так как дизайнеры умело используют то, что подарила история. Именитые дома моды, такие как OSCAR DE LA RENTA, ROBERTO CAVALLI, KENZO, JEAN PAUL GAULYIER, ETRO, надежно закрепили этнические нотки в этом сезоне. Наиболее популярными в том сезоне были цветочные принты, но не экзотические орхидеи, а русские маки, розы, ирисы, характерные для жостовских подносов (LAVIN, GIVENCHY BY RICCARDO TISCI)[2] .
Создание коллекции, которая будет модной и при этом сохранит самобытность национального костюма, требует от дизайнеров знаний не только в области современных тенденций моды и интуиции в вопросах их развития, но и профессиональных навыков по стилизации. Выделяя особенности национального костюма, дизайнер переосмысливает их и создает на этой основе современные образы, т.е. стилизует. Примером такого переосмысления являются работы домов мод, где яркие узоры, золотая вышивка, гладь, цветные платки, меховая оторочка заимствованы у экспозиций этнографических музеев и используются в сочетании современных форм и материалов, например Givenchy by Riccardo Tisci и Oscar de la Renta .
Влияние национального костюма на современную моду трудно переоценить, а тот факт, что общественность все больше усилий прикладывает за сохранение экологии, то уместно сделать вывод: стиль «этно» находится на пике своей популярности и сохранит ее в течение длительного времени, а именно, не менее 3-5 лет.
Следовательно, создание коллекций с элементами фольклора достаточно актуально, чтобы изучать основные приемы работы над такими коллекциями, что позволит повысить эффективность творческого процесса. Как именитые мастера справляются с задачей внедрения элементов костюмов в современный образ и так ли легка эта задача для молодых дизайнеров?
Решая задачу по созданию современной одежды в национальном стиле, автор в первую очередь должен спросить у себя: «Каково ее назначение?».[3] Молодые дизайнеры часто допускают ошибки при решении образов, т.к. не ставят перед собой цель – сформировать потребительские качества костюма: его назначение, характер использования и т.д. Это становится причиной того, что многие коллекции не отвечают требованиям современности и достаточно сложно представить потребителей подобных моделей. Зачастую на конкурсах молодых дизайнеров представляются театральные костюмы, наряды для танцевальных групп, а не модные вещи, отражающие самобытность народов мира. Они будут уместны на сцене, но не в жизни.
На основании этого можно выделить ряд требований к современной одежде в этническом стиле:
- заимствование элементов народного костюма не должно переходить в точное копирование, модели должны выполняться только по мотивам национальных костюмов;
- дизайнер должен в совершенстве владеть приемами стилизации;
- в моделях для современного человека более уместным будет использование современных форм, деталей, а также материалов;
- в моделях должны быть учтены требования, которые предъявляются к одежде конкретным потребителем, т.е. характер и качество моделей должны указывать на «кого?» и «для чего?» он созданы.
Наибольшую сложность для дизайнеров представляет создание одежды для мусульман, т.к. нормы шариата удерживают их в строгих рамках. Зачастую дизайнеры «бояться» создавать одежду для мусульманок, т.к. не представляют, как проявить свою творческую индивидуальность в ограниченных условиях использования форм, деталей, декора, цвета и др. композиционных элементов.
Итак, определим общие рекомендации для дизайнеров, развивающих фольклорный стиль:
1) Разрабатывая концепцию своей коллекции, дизайнер должен проделать огромную работу – из элементов национального костюма он должен создать актуальную вещь, которую захочет одеть не певица национальной эстрады, а обычная девушка. Создавая одежду, на основе национальных особенностей костюма следует определить ее потребителя, т.е. позиционировать одежду на потребительском рынке, отвечая на главный вопрос моделирования: «Для кого?».
2) Форма, крой, выбор цвета и материалов должны соответствовать характеру костюма, т.е. отвечать на вопрос: «Для чего?». От этого зависят утилитарные свойства костюма.
3) Важен образ коллекции, ее тема, которая раскрывается посредством создаваемых моделей. Разнообразие моделей должен объединять именно единый образ, который складывается из формы, объемов, цвета, характера персонажа. Как сказал известный французский стилист Emmanuel Galea на мастер-классе проводимом в КНИТУ в сентябре 2011 г.: «Стилист (дизайнер) своей коллекцией рассказывает только одну историю».
Мы выяснили, что национальный костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма в этно-стиле, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Влияние национального костюма на моду неоспоримо и в нем ярко проявляется то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство.
Список литературы / References
- Л. А. Сафина. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2006. – 390 с.
- Журнал Vogue онлайн , http://www.vogue.ru/
- Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, В. В. Хаматова, Л. Н. Абуталипова. Проектирование костюма: учебник. – Казань: КГТУ, 2010. – 400с.