ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ БРЕДАИ СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРАЛЬНЫЙ ФОН
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ БРЕДА И СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРАЛЬНЫЙ ФОН
Научная статья
Бондарев Н.В.
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
Аннотация
В статье освещаются вопросы разработки дифференциально-диагностических критериев при проведении обследования пациентов принимавших участие в новых религиозных движениях, осуществлен анализ диагностических ошибок и методологическая база их преодоления.
Ключевые слова: диагностические критерии, психопатология, новые религиозные движения.
Key words: diagnostic criteria, psychopathology, new religious movements.
В настоящее время происходит стремительное изменение социо-культурального фона. Существенным фактором явилось то, что общественный менталитет потерял интеллектуально-критическую сопротивляемость восприятия явной нелепицы, содержащийся в учениях новых научно-мистических направлений и верований [7], [3].
Исходя из концепции Ф.В. Кондратьева, личность – ситуация – синдром, для понимания образования психопатологических комплексов, мы видим, что изменение общественного менталитета приводит к трансформации бредообразования.
Смена научного мировоззрения и широкая популяризация мифических и полумифических идей, мистики, оккультных знаний, псевдонаучных представлений послужила тем протравливающим фактором, благодаря которому сознание людей стало подготовленным к принятию любых, не поддающихся логической проверке идей. Участие в эзотерических ритуалах религиозных «сект», сопровождающихся активным гетеро- и самовнушением, в гипнотических состояниях и состоянии самогипноза (медитации) часто приводит к манифестации, обострению или рецидивам шизофрении, аффективных и реактивных психозов [6], [4], [13].
Стиль мышления приобретает групповой характер и включает: иллюзию неуязвимости и веры в групповую мораль, уверенности рациональности членства в группе даже в условиях стресса, культивируется принуждение для поддержания групповой однородности с иллюзией единодушия, самоцензурой и давлением на инакомыслящих [9], [1], [14], [15]. Принятие культовой лексики и терминологии приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценивания втиснутых в упрощенные рамки схем. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории [2]. Это достигается через религиозный синкретизм, который является одной из характерных черт неорелигиозности [8]. Контроль эмоций осуществляется через разрешение только тех чувств, которые способствуют созданию привлекательного имиджа группы. В культе одобряемы те качества личности, которые обеспечивают тотальный контроль над сознанием и поведением адептов [5], [10], [11], [12].
Результаты исследования: в работе, в ходе обследования более чем 300 пациентов, выявлены две взаимно противоположные тенденции, связанные с вопросами дифференциальной диагностики, проводимой в отношении лиц вовлеченных в современные религиозные культы.
В первом варианте резкое социальное снижение пациента (после вовлечения в секту) в сочетании с высказыванием нелепых идей культа расценивалось как начало психического расстройства. Только учет вовлеченности пациента в новое религиозное движение позволяло правильно расценить состояние.
Другая тенденция отражала проникновение в общественное сознание оккультно-мистических идей как некой «нормы» повседневной жизни. Это приводило к квалификации явно бредовых идей пациентов как элементов новых эзотерических и оккультных знаний, присущих современному обществу.
Примером вышесказанного может служить следующее наблюдение. Больной Г., 1952 г. р., обвиняется по ст.127 ч.2 УК РФ в незаконном врачевании.
С 1992 «открыл» у себя знахарские способности. Посещал занятия «гуру – целителя с Востока», осваивал методы самосовершенствования и нетрадиционного лечения. Со слов испытуемого, сам получил «инициацию в гуру». Затем «понял», что может лечить самостоятельно. Летом 1995 года, по объявлению в газетах, к Г. обратилась мать мальчика с раннего детства страдающего бронхиальной астмой и сахарным инсулинозависимым диабетом. После однократного визита к Г. у мальчика прошли приступы бронхиальной астмы. В 1996 году мать привезла сына к испытуемому, чтобы тот вылечил сахарный диабет. Испытуемый сделал инъекцию гамма- глобулина подкожно, после чего сказал, что диабета у К. нет, инсулин колоть не нужно и можно есть сладкое. После этого мальчику стало плохо, началась рвота, головные боли. Мать консультировалась по телефону с Г., спрашивая, не надо ли сделать укол инсулина, вызвать врача. Испытуемый сказал, что ничего не нужно делать, все так и должно быть. Через день мальчик умер. Приехавший по вызову родителей Г. запретил им вызывать врача, т.к. врачи увезут его в морг, и он не сможет его оживить. Г. каждый день приходил к ним, «выслушивал шум в сердце», убеждал родных, что сын жив. Через две недели, когда труп начал разлагаться, появились черви, он запретил им входить в комнату, т.к. их может парализовать. Говорил им, что он получил информацию, будто в теле мальчика образовалась капсула, а в ней находятся 4 мальчика, один из которых их сын. Приехавший с дачи дедушка мальчика вызвал милицию и Г. был арестован. В милиции заявил: « У мальчика будет заменено 36 атолов, чтобы отцепить от связи с Вселенной, и он оживет», после чего был госпитализирован в психиатрическую больницу. При первичном осмотре в отделении подробно изложил анамнез, сообщил, что в течение последних 5-6 лет испытывает подсказанные чужие мысли. Изложил свою теорию развития человека: «Человек состоит из 14 сшитых между собой пространств, которые взаимодействуют друг с другом и удерживают человека в том состоянии, в каком нужно. Если человек умирает, уходит 12 пространств одновременно, а 13-е и 14-е начинают постепенно разрушаться. В отделении был спокоен, упорядочен. Выписан через неделю с диагнозом: «Реактивное состояние». После выписки испытуемый продолжал заниматься «целительством» различных заболеваний. Последствием этих противоправных действий были смерть еще одной пациентки и потеря здоровья – другой. Вновь был арестован и направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. Экспертиза установила, что Г. во время совершения противоправных действий страдал психическим расстройством (шизофрения, параноидная форма), что лишало его способности, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В связи с этим по решению суда Г. был освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Заключение: представленное наблюдение в полной мере иллюстрирует влияние культуральных факторов на диагностические подходы и возможные ошибки дифференциальных критериев. В ходе судебно-психиатрической экспертизы диагноз «реактивное состояние» был справедливо признан ошибочным. В представленной на экспертизу истории болезни Г. имелось достаточно сведений, говорящих в пользу хронического психического заболевания, и, тем не менее, этот диагноз поставлен не был. Явно бредовые переживания пациента были расценены как некая новая модель нетрадиционного подхода в медицине. Это привело к не оказанию помощи пациенту и возможности совершения им новых правонарушений. Разбор подобных случаев помогает создать методологическую базу преодоления диагностических ошибок и организовать своевременную помощь пациентам.
Литература
- Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: «Речь», 2004. – 576 с.
- Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. Красноярск: СибГТУ, 2002. – 400 с.
- Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Кондратьев Ф.В. Социальные факторы и судебная психиатрия // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: «Медицина», 2001. – с. 315 – 340.
- Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – № 1. – с. 22 – 27.
- Озаренко Е.Ю. Нравственность в традиционных религиях // Материалы конф. «Нравственность в традиционных религиях и культах». СПб, 2000. – с. 24 – 34.
- Полищук Ю.И. Негативное влияние оккультизма и мистицизма на духовное и психическое здоровье населения России // Материалы XII съезда психиатров России, М.: РОП, 1995. – с.101 – 102.
- Положий Б.С. Психическое здоровье и социальное состояние общества // в кн.: Очерки социальной психиатрии. М., 1998. – с. 43 – 72.
- Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Бабкин Р.А. Социально - психологические аспекты сектантства // Российский психиатрический журнал. – 2001. – № 3. – с. 29 – 33.
- Целикова В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журнал практического психолога. – 1996. – № 5. – с.71 – 75.
- Швагирь И.А. Отношение к культам в России и за рубежом // «Нравственность в традиционных религиях и культах». СПб, 2000. – с. 35 – 43.
- Balch R.W., Taylor D. Making Sense of the Heaven’s Gate Suicides // Cults, religion, and violence / edited by David G. Bromley, J. Gordon Melton.CambridgeUniversityPress, 2002. – p. 209 – 228.
- Hall J.R. Gone from the provides land. Jonestown in American cultural history. Transaction boors.New BrunswickandOxford, 1987.
- Lifton R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. NY: W.W. Norton and Company, Inc., 1961.
- McPherson S.B. Death Penalty Mitigation and Cult Membership: The Case of the Kirtland Killings // Behavioral Sciences and the Low. – 1992. – Vol. 10. – No 1. – р. 65 – 74.
- Tobias M., Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery Cults and Abusive Relationships. Hunter House, 1994.