СУПРУЖЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЖЕНЩИН В ПЕРВОМ И ПОВТОРНОМ БРАКАХ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.246
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Медведева И.А.1 Карманова Т.М.2

1ORCID: 0000-0002-0536-2604 кандидат психологических наук, доцент, Пензенский государственный университет; 2ORCID: 0000-0002-8320-8872, Аспирант, Пензенский государственный университет

СУПРУЖЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЖЕНЩИН В ПЕРВОМ И ПОВТОРНОМ БРАКАХ

Аннотация

Целью проведенного исследование стало изучение различий в супружеских установках женщин, состоящих в первом и повторном браках, которые проявляются в мотивах вступления в брак, в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, а также в представлениях о распределении супружеских ролей в семье. Полученные диагностические данные могут быть использованы в консультативной работе психолога по вопросам семейной проблематики.

Ключевые слова: повторный брак, супружеские установки, мотивы вступления в брак, ролевые ожидания и притязания в браке.

Medvedeva I.А.1 , Karmanova T.M.2

1ORCID: 0000-0002-0536-2604, PhD in psychology, Associate Professor, Penza State University; 2ORCID: 0000-0002-8320-8872, Postgraduate student, Penza State University

WOMEN’S MATRIMONIAL EXPECTATIONS CONCERNING THEIR FIRST MARRIAGE AND REMARRIAGES

Abstract

The purpose of the study is to investigate the differences in women’s matrimonial expectations concerning their first marriage and remarriages, revealed in the motives of the marriage, their role expectations and claims as well as representations of marital roles assignment in the family. The diagnostic data obtained can be used in advisory work of a psychologist on family issues.

Keywords: remarriage, marital expectation, marriage motives, marriage role expectations and claims.

Любые социальные процессы, вышедшие за рамки тенденций и ставшие «приметой» времени, находят свое отражение, прежде всего, в ценностной сфере общества. Трансформация системы ценностных ориентаций, социально-психологической направленности социума неизменно влечет за собой изменения в сфере брачно-семейных отношений. К числу таких изменений сегодня можно отнести отход от традиционного распределения гендерных ролей в семье, увеличение экономической независимости женщины, рост её притязаний и требований к будущему супругу, развал сложившихся нравственно-этических традиций и норм.  Все это имеет отрицательное влияние на общественную и личностную ценность семьи. В настоящее время наблюдается активный процесс социальной дифференциации на группы, которые отличаются ценностными приоритетами [2].

Вследствие своей экономической независимости и социальной значимости женщины все чаще сами инициируют развод в тех случаях, когда супружество становится преградой для их самореализации и саморазвития. Социальная востребованность женщин, их возможность обеспечивать себя материально уменьшает зависимость от семейно-брачных отношений, снижает интенсивность и продолжительность психологической травмы развода.

По данным некоторых социологических исследований в первые десять лет после развода вновь создают семьи около половины женщин, не имеющие детей [4]. Однако, несмотря на широкую распространенность семей повторного брака, в психологической науке этот феномен остается недостаточно изученным [3].

Анализ исследований особенностей повторных браков свидетельствует о двух противоположных тенденциях:

  1. Для повторных браков характерна более сложная картина развития. В новые брачные союзы переносятся комплексы, нерешенные вопросы, болезненные проблемы, накопленные в предыдущем браке. Одной из самых распространенных причин неустойчивости повторных браков является негативный опыт прежних внутрисемейных отношений. Отношения супругов в новой семье могут быть осложнены противоречием между новыми установками на брак и привычками, сформированными прежде.
  2. В своем большинстве повторные браки стабильнее и благополучнее, чем первые. Устойчивость брачных отношений в новом союзе связана с тем, что из первого опыта супружеской жизни люди могут извлечь уроки, учесть причины супружеских конфликтов. Для супружеских отношений в повторных браках в большей мере характерно терпимое и терпеливое отношение партнеров друг к другу.

Повторный брак предоставляет возможность для создания нового межличностного пространства, в котором границы семейной системы и распределение семейных ролей строится с учетом прежнего опыта. В этом процессе формируется новое семейное самосознание, семейная культура. Жизнедеятельность семьи представляет собой процесс социализации личности, удовлетворения ее физиологических и духовных потребностей, реализация значимых индивидуальных качеств, а также рождение детей, определение хозяйственно-бытовой структуры семьи [1].

Жизнеспособность любого брака зависит от способности супругов соотносить свое представление о браке и семье с той реальностью, в которую они погружаются с момента начала семейной жизни. Устойчивость и благополучие брака во многом определяется теми установками, которыми руководствуются люди, вступающие в него. В исследованиях семьи изучение супружеских установок занимает значительное место. Больше всего накоплено данных по изучению отношений супругов к хозяйственно-бытовой функции, функции родительского воспитания, межличностного общения и функции физической близости. При этом большая часть исследований направлена на изучение влияния сходства или рассогласования установок супругов в существующих брачных парах.

Ввиду большой распространенности повторных браков нам представляется актуальным изучение различий в установках супругов в первом и повторном браках.

Повторные браки классифицируют в соответствии с такими критериями, как:

- наличие / отсутствие опыта семейной жизни у одного из супругов;

- разница в возрасте между супругами;

- наличие детей от предыдущего брака.

Последний критерий привлекает наибольшее внимание, поскольку развитие отношений в повторном браке во многом определяется дифференцированностью родительской позиции и зачастую осложняется характером взаимоотношений супругов с детьми.

Целуйко В.М. отмечает, что женщины к заключению повторного брака подходят более тщательно и придирчиво, чем мужчины [3]. Во многом это связано с тем, что дети после развода остаются с матерью.

На наш взгляд, исследовательского внимания требуют и проблемы повторных браков бездетных супругов. Как правило, это браки, заключенные молодыми людьми достаточно скоро после развода. От того, насколько второй брак будет благополучнее предыдущего, зависит устойчивость института семьи. Меняются ли мотивы вступления в брак, ролевые ожидания и притязания в браке, установки по распределению ролей в семье людей, имеющих в своем жизненном опыте попытку создания семьи и решившихся вступить в брак повторно?

На базе кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета было проведено исследование, целью которого стало изучение супружеских установок у женщин, не имеющих детей,  в первом и повторном браках.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых. Первую группу составили женщины, состоящие в первом браке (54 человека), во вторую группу вошли женщины, вступившие повторный в брак (36 человек). Испытуемые обеих групп не имеют детей и относятся к одной возрастной категории (от 25 до 32 лет).

В ходе исследования изучались мотивы вступления в брак (методика С.И. Голод); ролевые ожидания и притязания в браке» (методика А.Н. Волковой); установки по распределению ролей в семье (методика Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской).

Анализ диагностических данных указывает на следующие различия мотивов, отмеченных группами испытуемых, состоящих в первом и повторном браках.

- У женщин, состоящих в первом браке, среди мотивов замужества первое место занимает мотив «любовь», в то время как женщины, состоящие в повторном браке, на первое место ставят «общность взглядов и интересов». Различия по степени распространенности мотива «любовь» в исследуемых группах были проверены с помощью метода математической статистики (угловое преобразование Фишера). Полученное эмпирическое значение φ* не попадает в зону значимых различий. Это означает, что женщины, выходящие замуж повторно, при принятии решения о вступлении в брак ориентируются на свои чувства примерно в той же степени, что и женщины, вступающие в брак впервые.

- По мотиву «Общность взглядов и интересов» различия достигают уровня статистической значимости при p ≤ 0,05. По сравнению с женщинами, состоящими в первом браке, на общность ценностей с партнером ориентированы в большей мере женщины, вступающие в повторный брак.

- Мотивы «материальная обеспеченность будущего» и «наличие у будущего супруга жилплощади» занимают одинаковые (не лидирующие) позиции у испытуемых второй группы. У женщин, состоящих в первом браке, эти мотивы имеют более высокую значимость. Процентное соотношение количества испытуемых, отметивших этот мотив как основной, составляет 50% (первый брак) и 17% (второй брак). Применение метода математической статистики выявило достоверность различий по мотиву «материальная обеспеченность будущего».

Полученные данные, указывают на то, что женщины, вступающие в брак повторно, ориентированы на удовлетворение потребности в эмоциональном принятии и на стремление обрести эмоциональную близость в большей мере по сравнению с желанием улучшить бытовые условия и свое материальное положение.

Обратимся к результатам, полученным с помощью опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке». Рассмотрим диагностические данные по таким шкалам-ценностям, как интимно-сексуальная и личностная идентификация с супругом.

Полученные данные и применение метода математической статистики (Т-критерий Стьюдента) указывают на достоверность различий по исследуемым ценностям у испытуемых двух групп. Для женщин, состоящих в первом браке, значимость интимно-сексуальной сферы выше по сравнению с женщинами, состоящими в повторном браке, хотя и для вторых немаловажной является оценка своего супруга как сексуального партнера. Что касается ценности личностной идентификации с супругом, то для женщин, состоящих в повторном браке, значительно более важным является общность ценностных ориентаций, интересов и потребностей.

Данные по шкале, оценивающей установки на выполнение хозяйственно-бытовых функций, свидетельствуют о значимости для респондента бытовой организации семьи. Подшкала «ролевые ожидания» отражает его установки на активное участие супруга в ведении домашнего хозяйства. По результатам проведенного исследования показатели по этой шкале выше у женщин, состоящих в первом браке. Они более требовательны к участию супруга в организации быта, для них большее значение имеют его хозяйственно-бытовые умения и навыки. Женщины, состоящие в повторном браке, больше полагаются на себя в реализации этой функции.

Диагностические данные по подшкале «ролевые ожидания по родительско-воспитательной позиции супруга» указывают на большую выраженность установки на активную родительскую позицию у женщин, вступивших в повторный брак. Вместе с тем, отметим, что испытуемые обеих групп большое значение придают роли семейного воспитания детей, они считают родительство основной ценностью, смыслообразующей функцией семьи.

По шкале «притязания на социальную активность» показатели среднего арифметического двух групп испытуемых практически не различаются (6,56 и 6,58). Такой результат иллюстрирует высокую выраженность собственных профессиональных потребностей женщин, состоящих как в первом, так и повторном браке.

Что касается эмоционально-психотерапевтической функции, то здесь стремление женщин, состоящих и в первом и повторном браке, быть семейным «психотерапевтом» и ожидания этого же от супруга, выражены примерно одинаково. Следует отметить, что для женщин, состоящих во втором браке, ожидания этой функции от своего партнера имеют большую значимость. И они же по сравнению с женщинами, состоящими в первом браке, в большей степени готовы к выполнению этой функции.

Показатели диагностических значений по методике «Определение особенностей распределения ролей в семье» и данные математической обработки данных свидетельствуют о различиях в оценке испытуемых двух групп таких семейных ролей, как «эмоциональный климат в семье», «материальное обеспечение», «роль хозяйки» и «сексуальное партнерство». Женщины, состоящие в повторном браке, в большей мере чувствуют свою ответственность за выполнение психотерапевтической, хозяйственной и материальной функций. Отметим, что испытуемые этой группы демонстрируют большую включенность в функционирование семейной системы. Не выявлено значимых различий по оценке испытуемыми двух групп своего участия в организации развлечений, досуга и организации семейной субкультуры.

Обобщая диагностические данные, отметим, что опыт первого брака влияет на установки женщин по отношению к супружеской жизни. Изменения проявляются в снижении притязаний на участие брачного партнера в решении хозяйственно-бытовых вопросов и материального обеспечения. Женщины, вступающие в брак повторно, в большей мере ориентированы на удовлетворение потребности в эмоциональной близости с партнером. В их установках возрастает значимость совпадения ценностных ориентаций, общности интересов супругов, понимания и принятия потребностей друг друга. Различий в значимости интимно-сексуальной сферы и функции родительского воспитания у женщин, состоящих в первом и втором браках, не выявлено.

Полученные диагностические данные планируется использовать в лонгитюдном исследовании возможных трансформаций установок женщин, состоящих в первом и повторном браках.

Предположительно, изменения в установках охватывают все сферы брачно-супружеских отношений. Естественно связывать их с появлением детей в семье, профессиональной занятостью супругов, уровнем материального дохода, наличием собственного жилья, типом проживания – отдельного или совместного с родителями. Для нас интерес представляет вопрос о влиянии количества попыток образовать семью на установки перед вступлением в брак и установки, формирующиеся в процессе семейной жизни в первом и повторном браках.

Практическая значимость исследований такого рода заключается в просветительской работе психолога с молодежью по вопросам семейно-брачных отношений, в использовании диагностических данных в консультативной практике при обращениях супругов, переживающих предразводную ситуацию.

Литература

  1. Евграфова Ю.А., Медведева И.А. Изучение различий в показателях супружеских отношений в молодых семьях, проживающих отдельно или совместно с родителями // IV Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности», Махачкала, 2014. - С. 150-153.
  2. Карманова Т.М. Социально-психологические особенности отношения супругов в полиэтничных семьях // Пензенский психологический вестник. – Пенза, 2015 . - №2. – С. 109-116.
  3. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.А. Велента - М.: Речь, 2006. - 360 с.
  4. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

References

  1. Karmanova T.M. Social'no-psihologicheskie osobennosti otnoshenija suprugov v polijetnichnyh sem'jah // Penzenskij psihologicheskij vestnik. – Penza, 2015 . - №2. – S. 109-116
  2. Olifirovich N.I. Psihologija semejnyh krizisov / N.I. Olifirovich, T.A. Zinkevich-Kuzemkina, T.A. Velenta - M.: Rech', 2006. - 360 s.
  3. Celujko V.M. Psihologija sovremennoj sem'i / V.M. Celujko. - M.: VLADOS-PRESS, 2004. - 272 s.